УДК 378
ВНУТРИВУЗОВСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
О.В. Катуржевская
В статье с учетом опыта Армавирской государственной педагогической академии раскрывается сущность управления качеством образовательного процесса на основе стандартов серии 1БО 9000, ENQA. Предложены технологические основы, функции управления, деятельность субъектов, критерии качества образовательного процесса
Ключевые слова: управление качеством, образовательный процесс
Стремление России интегрироваться в европейское пространство оказало влияние на выбор стратегии развития профессионального образования, основанной на приверженности политике качества.
В этих динамичных условиях успешная работа любого вуза требует непрерывного совершенствования.
В настоящее время осуществляется активный научный поиск дефиниций и адекватного для качества образования проблемного поля. Анализ современной научной литературы по данной проблеме (В .И. Байденко, Г.А.Бордовский, А.Н. Майоров, А.А. Настеров, В.П. Панасюк, М.М. Поташник,
Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, С.Ю. Трапицын и др.) показывает актуальность проводимых исследований, востребованных в
педагогической практике.
Следуя стратегической цели Болонского процесса: совершенствованию качества
высшего образования, повышению его конкурентоспособности, важно не потерять тот богатейший опыт, который накоплен отечественными вузами за многолетнюю историю.
Решение данной задачи видится в институциональной гарантии качества высших образовательных учреждений. Такой подход позволит каждому вузу активно и творчески подойти к решению данного вопроса с обоснованным выбором в качестве методологических оснований
соответствующей концепции или модели.
Анализ практической деятельности отечественных вузов позволяет выделить наиболее часто возникающие проблемы:
• осуществляется прямой перенос технологий управления качеством в сфере
Катуржевская Ольга Васильевна - АГПА, канд. пед. наук, доцент, тел. 8(961) 50-00-316, e-mail: 22.05@bk.ru
материального производства без учета специфики вузов;
• отсутствуют единые требования и критерии управления качеством высшего профессионального образования;
• доминируют технологии,
направленные на получение количественных результатов, преимущественную
актуализацию внешних стимулов
совершенствования качества и др.;
• термин «управление» трактуется
неоднозначно и изобилует многообразием сущностных характеристик, что объясняется его широким использованием; зависит от уровня рассмотрения: философского,
общенаучного, или конкретно-научного; контекста того или иного исследования; особенностей методологической ориентации авторов.
Многогранность понятия «управление» проявляет себя в появлении множества различных определений.
Окрепилов В. В. подчеркивает
нестандартизированность данного термина. Управление в широком смысле исследователь рассматривает как общую функцию организованных систем, обеспечивающую сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели. Управление, с точки зрения ученого, включает не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений [2, с. 11].
С позиций синергетического подхода рассматривает управление Сериков В.В.: как функцию сложных систем, проявляющуюся в «ориентировочной деятельности, поиске и переработке информации, принятии управленческих решений, в самоорганизации (антиэнтропийности) с непрерывным изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне» [4, с. 254].
Другие исследователи (А.И. Иванов, В.С. Пикельная, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, П.И. Щедровицкий и др.) под управлением образовательным процессом понимают целенаправленное взаимодействие
управляющей и управляемой систем по достижению запланированного результата (цели).
Международные стандарты КО данное понятие определяют как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Долговременное управление качеством трактуется как «всеобщее руководство качеством» и обозначает подход к руководству организацией, нацеленный на повышение качества и основанный на участии всех ее членов, направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Наиболее оптимальной нам
представляется точка зрения, в соответствии с которой мы будем рассматривать управление как процесс целеполагания, так и деятельность по достижению поставленной цели, которая характеризуется необходимостью перехода качества образовательного процесса из одного состояния в другое, более высокое.
Целью управления качеством
образовательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии является соответствие результатов
деятельности вуза установленным требованиям стандарта на всех этапах профессиональной подготовки выпускников с учетом потребностей образовательных учреждений, личности, общества в целом.
Мы констатируем необходимость учета специфики сферы образования российской действительности и выделим основные идеи управления качеством образовательного процесса:
1. Качество образования -системообразующий фактор образовательной политики вуза.
2. Управление качеством - динамичный
процесс, способствующий непрерывному повышению качества образования, гибко реагирующий на изменения внешней среды в соответствии с изменяющимися
потребностями вуза и обстоятельствами, в которых они действуют.
3. Оценка качества образовательного процесса будет эффективна с учетом как качества результата, так и качества процесса,
обеспечивающего результат, поэтому в поле зрения оказываются не только достигнутые цели, но и вся образовательная среда, отношения между субъектами
образовательного процесса, организационная культура вуза.
4. Поддержка деятельности структурных подразделений на вузовском уровне управления оказывается через выстраивание соответствующей инфраструктуры
образования.
Методологические основы управления качеством образовательного процесса в академии базируются на гармонизации требований стандартов ГОСТ Р ИСО 90002008: определены цели и политика в области качества, миссия вуза, факторы, структура и этапы управления; критерии с учетом процессуальной и результирующей составляющих. Деятельность в области качества строится на принципах менеджмента и процессном подходе. Инструментарием является документированная система управления. Эффективность проводимых работ в области качества определяется на основе внутренних аудитов, самооценки вуза и его структурных подразделений.
В управлении качеством образовательного процесса в академии учитываются подходы, разработанные Европейской ассоциацией по гарантии качества ENQA.
В соответствии с п. 1.1. части 1
«Политика и процедуры гарантии качества» Европейских стандартов и рекомендаций для внутренней гарантии качества в вузе
разработаны «Миссия вуза» и «Политика в области качества», поскольку эти документы задают «путь» по дороге качества,
своеобразные ориентиры. Миссия выражает предназначение академии, стратегические намерения, конкурентные преимущества. Политика в области качества отражает
стратегию вуза в отношении качества и стандартов, учитывает требования и ожидания заинтересованных сторон, отражает приверженность вуза постоянному
совершенствованию.
В соответствии с пунктами 1.2. «Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций», 1.3.
«Оценка уровня знаний студентов» осуществляются научно обоснованные мониторинговые исследования.
В деятельности Армавирской
государственной педагогической академии мониторинг представляет целенаправленное,
регулярное отслеживание основных показателей качества. Преимущество отдается базовому и управленческому видам
мониторинга. Целью мониторинга является получение разносторонней объективной информации о процессе подготовки будущих выпускников к осуществлению
профессиональной деятельности,
позволяющей не только адекватно осуществить его анализ и оценку, но и принять соответствующие управленческие решения, наметить конкретные мероприятия по коррекции образовательного процесса.
В контексте нашего исследования мы учитываем критерии, охватывающие в единстве, как качество результата, так и качество процесса. Критерии качества результата образовательного процесса позволяют определять уровень
подготовленности выпускников (учебные достижения, личностное развитие студентов), а критерии качества процесса - осуществлять координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса по реализации целенаправленных воздействий на процесс.
В «Стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» акцентируется
внимание на требованиях к процедуре оценки уровня знаний студентов: «соответствовать своему назначению (диагностическому, текущему или итоговому), «по возможности, основываться на суждении более чем одного экзаменатора)» и др.
Выполняя обозначенные выше
рекомендации стандарта, мониторинг
осуществляется в русле объективного и субъективного подходов. К объективному подходу к оценке качества образовательного процесса мы отнесли хорошо зарекомендовавшие себя контрольные
процедуры: тестирование, рейтинговую
систему учебных достижений студентов.
При субъективном подходе мониторинг реализуется на основе опросных методов (анкетирования, интервью), SWOT- анализа.
Для выполнения пункта 1.4. «Гарантия качества и компетентности
преподавательского состава» также проводятся научно обоснованные
мониторинговые исследования. Разработаны рейтинг-листы по основным видам
деятельности: научно-исследовательской,
учебно-методической и воспитательной. Оценка деятельности преподавателей
предполагает 2 этапа: оценка качества
деятельности, осуществляемая студентами и руководителями структурных подразделений, в которых работает преподаватель; самооценка качества деятельности преподавателей.
Первый этап осуществляется в ходе анкетирования «Преподаватель глазами студентов». Мнение студентов имеет
существенное значение при оценке качества преподавания, поскольку основным критерием качества образовательного процесса должно стать соответствие потребностям
формирования личности во всех ее проявлениях. Качество деятельности преподавателя заведующим кафедрой проводится по аналогичной анкете, за
исключением последнего пункта, который позволяет судить о степени удовлетворенности качеством подготовки студентов по
конкретной дисциплине.
Полученная информация позволяет осуществить количественный и качественный анализ. Количественный анализ способствует получению достоверных сведений о результатах различных видов деятельности каждого преподавателя. Качественный анализ дает возможность четко определить причины полученных низких и высоких результатов, цели, к которым должны стремиться субъекты образовательного процесса. Особое внимание уделяется результатам анкетирования «Преподаватель глазами студентов», что позволяет выявить, по каким показателям получены наиболее низкие результаты, т.е. что в деятельности преподавателя требует совершенствования (стимулирование
творчества студентов, аргументированность изложения материала и т. д.).
Если уровень качества отдельных преподавателей (на кафедре, факультете) не соответствует прогнозу, то в вузе проводится всесторонний анализ ситуации и принимаются соответствующие управленческие решения по устранению недостатков и созданию необходимых условий для достижений целей.
Мониторинг осуществляется на
различных уровнях управления: ректората,
факультетов, кафедр, преподавателей, студентов. Уровни мониторинга в академии варьируются в зависимости от конкретных целей.
Выполнение п. 1.5. «Образовательные ресурсы и система поддержки студентов» дает студентам возможность иметь доступ ко всем ресурсам обучения, как материальным: библиотеке, компьютерному парку,
электронным учебникам, учебно-
методическим комплексам, так и человеческим: кураторам, наставникам и др. В вузе осуществляется управление
документаций (четко обозначены
должностные инструкции наставников, кураторов и других консультантов).
Студенты регулярно высказывают мнения об удовлетворенности качеством получаемого образования, их мнение учитывается при составлении планов работы академии, факультетов.
Система управления качеством образовательного процесса в вузе является открытой, поэтому при выполнении пунктов 1.6. «Система информирования» и 1.7.
«Информирование общественности»
регулярно в сети Интранет, на сайте академии, во внутривузовской газете освещаются объективные количественные и качественные данные об уровне успеваемости студентов, востребованности выпускников на рынке труда, эффективности преподавания,
доступности ресурсов обучения и др.
Для анализа полученной информации используются современные, но уже хорошо зарекомендовавшие себя в деятельности вуза инструменты качества: метод Дельфи, «дерево проблем», «дерево целей» и др.
Управление качеством представляет многокомпонентный педагогический феномен сложной природы, который выступает как интегративная целостность. На этой основе можно выделить функциональную и организационную структуру.
Функциональная структура представляет динамическую целостность, интегрирующую взаимодействие двух подсистем:
процессуальных (целевого, содержательного, технологического, организационного,
ресурсного обеспечения) и результирующих компонентов (оценка качества подготовки будущих специалистов, диагностика и коррекция).
Накопленный практический опыт
позволил выделить организационую структуру, которая может быть рассмотрена как совокупность иерархически выстроенных компонентов с позиции управляющей (Ученый Совет вуза, ректорат, Совет по качеству, отдел мониторинга качества образовательного процесса) и управляемой подсистем (факультеты, выпускающие и
межфакультетские кафедры, центр
довузовской подготовки, отдел маркетинга, учреждения, в которых осуществляется практика).
Выделим принципы, которые необходимо учитывать в процессе управления качеством образовательного процесса. Анализ научной литературы (Н.М. Борытко, В.М. Монахов, В.П. Симонов и др.) позволяет говорить о том, что «категориальным каркасом», который несет в себе большие прогностические функции, являются принципы функционирования системы. Они, как «основание системы», как регуляторы, задают «русло» протекания процессов (Н.М. Борытко).
В нашем исследовании принципы будем рассматривать как аксиоматически заданные исходные положения, соответствующие сущности эффективного формирования компетентности будущих специалистов.
Под общими принципами управления качеством мы учитываем общепринятые в теории менеджмента принципы управления качеством: ориентации на потребителя,
лидерства руководства, вовлечения персонала, процессного подхода, системного подхода к менеджменту, постоянного улучшения, принятия решений на основе фактов, взаимовыгодных отношений с поставщиками (партнерских отношений с образовательными учреждениями).
Осуществление внутривузовского
управления качеством образовательного процесса в вузах означает реализацию не только известных принципов менеджмента, но и собственных, выработанных эмпирическим путем. Такие принципы способны стать основой конструктивной прогностической научной теории управления в сфере образования не только технических, но и гуманитарных вузов. К ним мы относим принципы комплексного подхода,
согласованности действий субъектов образовательного процесса, гуманизации, развития и самоорганизации системы
управления качеством образовательного процесса, объективности и полноты
информации.
Принимая классификацию функций
управления, предложенную П.И. Третьяковым, позволим изменить порядок их расположения и показать их взаимообусловленность с этапами управленческого цикла.
Информационно-аналитическая обеспечивает регулярное получение сведений о состоянии качества образовательного процесса и анализ полученных данных.
Мотивационно-целевая направлена на преодоление субъективизма в управлении, способствует взаимодействию всех субъектов
вуза, что позволяет согласованно осуществить выбор целей на разных уровнях иерархии.
Планово-прогностическая - способствует определению перспектив развития исследуемого объекта.
Организационно-исполнительская -
направлена на осуществление эффективного управления на основе научной организации управленческого цикла.
Контрольно-диагностическая обеспечивает комплексную оценку качества образовательного процесса на всех его этапах при помощи диагностических методов.
Регулятивно-коррекционная -
способствует коррекции с учетом принципа «принятие решения на основе фактов».
Все функции тесно связаны между собой и отражают логику процесса управления качеством образовательного процесса.
Представим этапы цикла управления с учетом взаимосвязи выделенных функций управления качеством образовательного процесса в вузе.
Управление качеством образовательного процесса должно осуществляться на уровне, обеспечивающем технологичность процесса, возможность его совершенствования с последующим анализом полученных результатов и принятием соответствующих управленческих решений.
В соответствии с вышесказанным, технологические основы управления качеством образовательного процесса представим как определенную
последовательность действий субъектов управления в виде этапов: анализ,
определение целей управления,
планирование, реализация, контроль, принятие решений, коррекция. Они подчинены целям профессиональной подготовки выпускников, миссии конкретного вуза, определяющим особенности
образовательного процесса и характер его образовательной среды, характеризуется
цикличностью. Обратимся к характеристике каждого этапа.
1. Этап анализа
Цель: осуществление аналитической
деятельности по выявлению объективной
оценки исходных значений критериев качества с позиций процессуальных и результирующих характеристик.
Субъекты образовательного процесса: ректорат, отдел мониторинга, деканаты.
Реализуемая функция: информационноаналитическая.
Инструменты качества: диаграмма
сродства, древовидная диаграмма, кость «Исикавы», диаграмма связей.
Этап анализа предполагает
целенаправленную деятельность по
выявлению объективной оценки исходных значений критериев качества
(результирующих и процессуальных) образовательного процесса в академии. При этом важно не только получить результаты, но и подвергнуть анализу причины, обусловившие их. Только в этом случае возможно полно и объективно оценить фактическое состояние образовательного процесса и его результатов.
На данном этапе осуществляется сбор материала, рассмотрение его отдельных сторон, свойств, составных частей и, затем количественная и качественная обработка полученных результатов. Используются различные методы исследований: наблюдения, опросы, интервью с субъектами
образовательного процесса (студентами, преподавателями, руководителями
структурных подразделений), анкетирование, тестирование и др. Предметом анализа могут стать рабочие учебные планы, образовательные программы, управленческие решения и т. д. На этом этапе важно выявить проблемы, т.е. установить несоответствие между желаемым и реальным положением дел.
2. Этап определения целей управления
Цель: выстраивание иерархии целей на
основе исходного состояния объектов управления.
Субъекты образовательного процесса: ректорат, структурные подразделения.
Реализуемая функция: мотивационно-
целевая.
Инструменты качества: «мозговой
штурм», диаграмма шести слов.
Данный этап представляет определение целей на основе исходного состояния объектов управления. Детальное построение «дерева проблем» обеспечивает глубину
целеполагания и способствует определению таксономии целей, зеркально отражающих уровни выявленных проблем в соответствии с результатами аналитической деятельности.
3. Этап планирования
Цель: разработка программы действий для управляемой и управляющей подсистем.
Субъекты образовательного процесса: ректорат, отдел мониторинга качества.
Реализуемая функция: планово-
прогностическая
Инструменты качества: «мозговой
штурм», матричная диаграмма.
Этап планирования предполагает определенную программу действий, дифференцированную для управляющей и управляемой подсистем. Следующим шагом может быть дифференциация информации внутри этих групп. Принимая в качестве управляемой подсистемы Ученый Совет вуза, ректорат, Совет по качеству, учебнометодическое управление, центр мониторинга, необходимо планирование деятельности для каждого субъекта образовательного процесса. Аналогичная работа может быть выполнена для управляемой подсистемы (деканаты, кафедры, Центр довузовской подготовки, учреждения, в которых проходят практику студенты, служба маркетинга и др.).
4. Этап реализации
Цель: реализация программы по
управления качеством образовательного процесса.
Субъекты образовательного процесса: все субъекты образовательного процесса.
Реализуемая функция: организационно-
исполнительская.
Инструменты качества: логическая
диаграмма, стрелочная диаграмма.
На этапе реализации важна четкая организация на всех уровнях управления, которая представляет объединение и интеграцию организационных, научных, методических, кадровых, управленческих и иных усилий всех структур и субъектов академии с учетом закономерностей, научных принципов, многообразных факторов и условий в интересах достижения требуемого уровня качества.
5. Этап контроля
Цель: определение эффективности
управления качеством образовательного процесса и сравнение полученных результатов с требуемыми.
Субъекты образовательного процесса:
ректорат, деканат, кафедра, отдел мониторинга.
Реализуемая функция: контрольно-
диагностическая.
Инструменты качества: контрольные листки, диаграммы Паретто, гистограммы.
Этап контроля позволяет определить эффективность управления качеством
образовательного процесса и сравнить
полученные результаты с планируемыми. Полученные данные рассматриваются на Ученых Советах факультетов, заседаниях
кафедр и обощаются для рассмотрения на Ученом Совете вуза, Совете по качеству.
6. Этап принятия решений
Цель: принятие управленческих решений «на основе фактов».
Субъекты образовательного процесса: ректорат.
Реализуемая функция: регулятивно-
коррекционная.
Инструменты качества: анализ силового поля, метод Дельфи, матричная диаграмма.
На основании полученных данных вырабатываются управленческие решения, которые затрагивают все компоненты образовательного процесса. Например, это могут быть решения о более глубоком изучении рынка труда: востребованности тех или иных специальностей, выявлении возможностей последующего трудоустройства выпускников, организации опросов
работодателей о качестве профессиональной компетентности молодых специалистов, внесение коррективов в региональный компонент учебных планов с учетом их пожеланий и т. д.). Запланированные мероприятия представляют упорядоченную программу действий субъектов управления.
7. Этап коррекции
Цель: внесение изменений для более
эффективной подготовки будущих
выпускников.
Субъекты образовательного процесса: структурные подразделения.
Реализуемая функция: регулятивно-
коррекционная.
Инструменты качества: диаграмма
шести слов.
Данный этап завершающий.
Предполагает внесение поправок, изменений. Осуществляется после реализации принятых управленческих решений и запланированных мероприятий.
Целеполагание является определяющим для всех этапов управленческого цикла. Сами же они обусловлены внешней по отношению к системе подготовки выпускников социальной средой -обществом, вузом, школой и т. д. Следует обратить внимание на тот факт, что управление качеством постоянно находится под воздействием социальной среды как системы. При выделении целей не может не учитываться субъект обучения, его особенности, мотивы учения, уровень владения общеучебными умениями и т. д, поэтому необходимо оценивать удовлетворенность заинтересованных сторон качеством образовательного процесса.
Представленные этапы, сменяя друг друга, образуют цикл действий: результат последнего этапа наполняет содержанием последующий. Эффективность управления достигается только при реализации всех этапов, каждый из которых можно представить как сам процесс, подчиняющийся своим правилам организации и осуществления.
Управление качеством образовательного процесса с учетом требований стандартов серии ИСО 9000-2008, рекомендаций ENQA оправдал себя в практической деятельности факультетов иностранных языков и технологии и предпринимательства и подтвердили эффективность применения управленческого цикла.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что предложенная организация управления качеством образовательного процесса обладает необходимой системностью, глубиной и
позволяет соотнести реальное положение дел с тем, что было запланировано, своевременно принять соответствующие управленческие решения по коррекции процесса подготовки будущих выпускников с целью его эффективности.
Литература
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М: Исслдовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Окрепилов В.В. Управление качеством. СПб: ОАО «Издательство «Наука», 2000.
3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход. Волгоград: Перемена, 2003.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
5. Субетто А.И. Квалитология образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
Армавирская государственная педагогическая академия
INTRAHIGH SCHOOL QUALITY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL
PROCESS
O.V. Katurzhevskaja
The article based on the experience of Armavir State Pedagogical Academy reveals the essence of quality control of the educational process based on ISO 9000 standards, ENQA. Proposed technological basis, management functions, the activities of the subjects, the criteria for the quality of the educational process
Key words: quality management, the educational process