Научная статья на тему 'Программа развития системы управления качеством образования в Ставропольском филиале ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»'

Программа развития системы управления качеством образования в Ставропольском филиале ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Юрий Владимирович, Сердюкова Елена Владимировна

В статье рассматривается вопрос развития системы управления качеством образования в филиале на основе стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества. Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы управления качеством образования и внутривузовские гарантии качества образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Юрий Владимирович, Сердюкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития системы управления качеством образования в Ставропольском филиале ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»»

ского образования во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Коллектив Станции полон творческих планов, имеет желание в передаче положительного педагогического опыта своим коллегам из других образовательных учреждений города по становлению экологической культуры личности. Благодаря системной работе по всем направлениям деятельности учреждение достигло за последние два года высоких результатов. 2010/11 учебный год

- Диплом всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи за содействие развитию творческих возможностей талантливой молодежи и создание условий для их реализации, г. Москва;

- Грамота Детского экологического движения «Зеленая планета» за формирование экологической культуры детей и подростков, г. Москва;

- Диплом Московского Городского Педагогического Университета за проведение массовых мероприятий по формированию экологической культуры у подрастающего поколения;

- Грамота всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета» за большой вклад в формирование экологической культуры детей и подростков, г. Москва;

2011/12 учебный год

- Диплом 1 степени II открытого конкурса общественных инициатив в области экологического образования и просвещения в номинации «Экологическое образование в учреждении дополнительного образования» г. Ярославль;

- Диплом 2 степени краевого конкурса учреждений дополнительного образования детей по развитию воспитательного потенциала современной семьи, г. Пермь;

- Диплом IX открытого детского фестиваля народных промыслов Пермского края «Селенитовая шкатулка» за инновационные технологии, с. Ашап;

- Дипломом XVIII фестиваля «Экология. Творчество. Дети», г. Москва;

- Лауреат 3 степени Всероссийского конкурса ЭКОМИР 2011 в номинации «Экологическое образование и просвещение», г. Москва;

- Диплом лауреата международного детского экологического движения «Зеленая планета» за представление социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам, г. Москва;

- Благодарственное письмо заместителя председателя Правительства Пермского края за организацию проведения XVIII акции «Дни защиты от экологической опасности», г. Пермь;

- Благодарственное письмо главы городского поселения за благоустройство города в рамках конкурса «Чайковский муниципальный район в цвету», г. Чайковский.

Библиографический список

1. Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Пермь Изд-во Перм. обл. ин-та повышения квалификации работников образования 1995.

2. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении http://researcher.ru/methodics/method/home/a_6lkio.html - [дата обращения 04.11.2012].

3. Прекина Е. Г. Инновационная модель муниципальной методической службы. Журнал Завуч 3/2012 с. 36.

Васильев Юрий Владимирович,

кандидат юридических наук, доктор политических наук, директор Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ставрополь sfranhgs@mail.ru

Сердюкова Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ставрополь serdukovalena@yandex.ru

Программа развития системы управления качеством образования в Ставропольском филиале ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития системы управления качеством образования в филиале на основе стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества. Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы управления качеством образования и внутривузовские гарантии качества образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: качество образования, ФГОС, научно-образовательная система вуза.

Одним из важнейших направлений стратегии развития качества образования в Ставропольском филиале РАНХиГС является реализация комплексной программы управления качеством деятельности и проектирования институциональной модели обеспечения качества образования, в основе которой лежит принцип комплементарной (взаимосогласованной) реализации административного и педагогического проектирования в образовании.

Приоритетные направления в развитии системы управления качеством образования:

- развитие внутривузовской системы качества, обеспечивающей организацию системы гарантий уровня качества на основе стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества - European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA);

- совершенствование системы управления Ставропольским филиалом РАНХиГС на основе международных стандартов.

Этапы построения системы обеспечения качества образования в Ставропольском филиале РАНХиГС:

- тренинги и семинары по разработке системы менеджмента качества филиала;

- создание управления качеством образования, проведение экспресс самооценки филиала, получение сертификата СМК (2011 г.);

- форум «Гарантии качества профессионального образования» (2011г.);

- акт о разработке, апробации и внедрения системы менеджмента качества (2011 г.);

- получение аккредитации и лицензии в рамках процедуры комплексной оценки деятельности филиала РАНХиГС (2011-2012 гг.);

- подготовка и проведение процедуры Сертификации ENQA (2013-2014 гг.)

Основная цель создания системы качества образования в Ставропольском филиале РАНХиГС - обеспечение условий, необходимых для перевода механизма управления научно-образовательной системой вуза в состояние, адекватное по своим результатам современным требованиям к качеству подготовки специалистов, обеспечивающее стабильное повышение качества образования и способствующее формированию у потребителей доверия к профессиональным качествам выпускников в сочетании с устойчивым повышением их конкурентоспособности на рынке труда.

Реализация основной цели направлена на следующее:

- содействие эффективному проведению единой государственной политики в области образования и подготовки кадров;

- защиту прав обучающихся на получение образования, соответствующего по своим характеристикам требованиям государственных образовательных стандартов;

- защиту общества от появления некомпетентных обладателей дипломов и прочих документов об образовании;

- непрерывное повышение качества образования;

- обеспечение преемственности требований к качеству в профессиональном образовании и на рынке труда;

- предоставление студентам, профессорско-преподавательскому составу и администрации вуза объективной информации о фактическом уровне учебных достижений и других показателях качества процесса и результатов образования;

- совершенствование системы аттестации выпускников вуза.

Для внедрения системы качества образования в практику деятельности вуза необходимо соблюдать определенную последовательность действий:

- осознать цели сертификации системы оценки качества образования и определить преимущества этого процесса для повышения престижа вуза и конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда;

- ознакомить руководство вуза с целями системы качества образования и обеспечить его участие в этом процессе;

- разработать или усовершенствовать внутривузовскую систему оценки качества образования, включающую систему внутреннего аудита, мониторинга качества образования, инструментарий для измерений, программно-инструментальные средства обработки данных мониторинга, технологии и методики;

- подготовить кадры по системам управления качеством, педагогическим измерениям, ведениям баз данных мониторинга, внутреннему аудиту, ведению документации по системе менеджмента качества образования;

- разработать необходимую документацию согласно требованиям ИСО серии 9000 и критериям динамической модели EQUIS;

- провести предварительную оценку текущего состояния процессов в вузе путем оценивания соответствия между реально протекающими и документированными процессами;

- провести анализ результатов оценивания соответствия, выбрать необходимые направления совершенствования процессов, разработать процедуры;

- создать действующую систему внутреннего аудита, анализировать данные аудита на протяжении нескольких лет, оценить динамику изменений в качестве образования;

- выбрать орган по сертификации и провести внешний сертификационный аудит;

- обеспечить механизм обновления и совершенствования системы качества образования в вузе.

Создание системы качества для функционирования в филиале необходимо решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются следующие:

- постоянное изучение требований работодателей и рынка труда для повышения конкурентоспособности выпускников, разработка профессиограмм для выпускников вуза по реализуемым направлениям подготовки;

- систематический анализ тенденций развития в областях знаний, соответствующих компетенции вуза;

- постоянное изучение конъюнктуры мирового рынка в области образования и науки;

- систематическая актуализация миссии, целей и политики вуза в соответствии с конъюнктурой отечественного и мирового рынков;

- тесное взаимодействие с системой среднего образования (школами, гимназиями, лицеями, колледжами);

- использование образовательных программ, гармонизированных с мировыми нормами и требованиями.

Система управления качеством образования основана на критериальной (численной) и процессной технологии.

Обоснованием использования критериальной технологии в филиале являются: балльно-рейтинговая система аттестации обучающихся, балльно-рейтинговая оценка деятельности преподавателей, аттестационные тесты с высокой валидностью, указывающие меру вероятности прогноза успешности дальнейшей профессиональной деятельности выпускников вузов.

Данные мероприятия являются фактической основой для критериальной технологии, а так же необходимость объективизации информации управления и демонстрации качества.

В рамках построения системы оценки качества в филиале: разработана схема взаимодействия процессов, определены центры ответственности за реализацию основных и вспомогательных процессов с указанием структурных подразделений и должностных лиц.

Процессная технология способствует визуализации деталей управления и стабилизации процессов, которая выражена в обобщенной карте процессов в филиале на разных уровнях детализации.

Процессный подход хорошо согласуется с организацией работы вуза, различные виды деятельности в котором (учебная, научно-исследовательская, издательская, производственно-коммерческая, финансовая и др.) должны представляют собой взаимосвязанные процессы.

Этапы внедрения процессного подхода в филиале:

Этап 1 - определение и классификация основных процессов;

Этап 2 - составление реестра процессов (приложение 1).

В вузе ведется разработка комплексной системы измерений и мониторинга всех основных процессов вуза, в основе которой заложены аккредитационные и рейтинговые показатели.

В их основу положена балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Ведется работа по созданию комплексной системы планирования рабочих процессов вуза на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы с установлением целевых показателей по каждому рабочему процессу вуза.

Для определения эффективности системы обеспечения качества образования ежегодно проводятся самообследование филиала и кафедр филиала в рамках подготовки к процедуре комплексной оценки деятельности вуза. Совмещение деятельности по формированию среднесрочной программы развития филиала и проектированию системы оценки качества направлено на прохождение филиалом процедуры комплексной оценки деятельности в апреле 2012 года. и реализацию долгосрочной стратегии развития филиала до 2018 г..

Создание системы обеспечения качества в филиале способствует определению системно-организационного комплекса внутренних процессов филиала, гарантированно обеспечивающего достаточный уровень качества образования и подготовки специалистов соответствующей квалификации (уровня компетенции), удовлетворяющий требованиям государственных органов управления образованием, работодателей, студентов и преподавателей, стандартов и директив ENQA.

Стратегию и текущие задачи по формированию системы оценки качества образования определяет Совет по качеству образования. С целью разработки, внедрения и обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством образования и развития работ по непрерывному совершенствованию деятельности филиала были созданы Совет по качеству образования (сокращенное наименование - УКО), который относится к числу структурных подразделений, обеспечивающих учебный процесс.

Совет по качеству, являясь коллегиальным органом по реализации принципов менеджмента качества и гарантом качества филиала, осуществляет свои функции в тесном взаимодействии с Ученым советом филиала, учебно-методическим советом.

Управление качеством образования осуществляет учебно-научно-методическое обеспечение и сопровождение работы филиала в области качества высшего профессионального образования.

Совет создан в целях контроля и координации усилий преподавателей, кафедр, направленных на формирование в филиале системы обеспечения качества, поддержание ее в рабочем состоянии и постоянное улучшение, а так же для осуществления контролирующих функций, связанных с выявлением соответствия деятельности структурных подразделений филиала требованиям существующей в филиале системы качества.

Вопросы по развитию системы качества обсуждаются на Ученом совете, учебно-методическом совете филиала, заседаниях Совета по качеству образования и рабочих совещаниях с руководителями структурных подразделений Ставропольского филиала РАНХиГС.

Гарантии уровня качества образования в филиале обеспечиваются следующими мероприятиями:

- осуществляется контроль процессов системы оценки качества образования за соблюдением требований законодательства РФ при реализации процессов в области образования, внутренних и внешних нормативных и распорядительных документов, требований работодателей;

- ведется мониторинг с учетом требований и удовлетворенности основных групп потребителей.

Одним из факторов совершенствования внутренних гарантий качества образования является вовлеченность студентов филиала в деятельность системы обеспечения качества. Представители органов студенческого самоуправления филиала являются представителями Совета по качеству и включены как полноправные члены в состав экспертных комиссий самооценки образования в филиале.

Поддержание эффективного функционирования системы обеспечения качества образования, которая охватывает деятельность всего филиала, направлено на реализацию стратегических задач и основных направлений деятельности Ставропольского филиала РАНХиГС на период до 2014 года.

К внутренним гарантиям качества в филиале относятся: политика, цели, задачи системы гарантии качества в вузе; программы и квалификации. Утверждение, мониторинг и периодическая проверка программ; система оценки уровня знаний студентов; система гарантии качества и компетенции преподавателей; система сбора и анализа внутривузовской информации, информированность студентов; уровень информированности общественности о качестве образования в вузе.

Благодаря обратной связи с прессой информационное воздействие Ставропольского филиала РАНХиГС на общество изучается и имеется возможность консультировать журналистов, публиковать поправки, предоставлять опережающую информацию.

Еще одним фактором совершенствования внутренних гарантий качества образования является вовлеченность студентов филиала в деятельность системы обеспечения качества. Представители органов студенческого самоуправления филиала являются представителями Совете по качеству и включены как полноправные члены в состав экспертных комиссий по самообследованию филиала в ходе подготовки к процедуре комплексной оценки деятельности.

Таблица 1

Обобщенная карта процессов Ставропольского филиала РАНХиГС

л

с у

X

ь л е т а в о з

а р

б о ь л е т и б

е р

т о П

р а

Уровень 1. Ответственность директора Ставропольского филиала РАНХиГС

1.1.Стратегия и планирование в развитии филиала 1.2.Планирование Системы качества образовательного учреждения 1.3. Распределение полномочий 1.4. Анализ Системы качества и улучшение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень 2. Лицензирование, аттестация, аккредитация

Уровень 3. Научно-образовательная деятельность

3.1. Разработка образовательных программ 3.2. Библиотечно-информационное обеспечение 3.3.Прием студентов 3.4.Реализация ООП

3.5.Научная деятельность 3.7.Издательская деятельность 3.8. Воспитательная работа 3.9.Дополнительное образование, факультативы

3.10.Инновационная деятельность 3.11. Международная деятельность 3.12.Подготовка выпускников

Уровень 4. Вспомогательные процессы

4.1. Менеджмент персонала 4.2.Управление образовательной средой 4.3. Взаимосвязь с работодателями 4.4. Взаимосвязь со школьниками

4.5.Ориентация на рынок труда 4.6. Бухгалтерско-информационное обеспечение научно-образовательную деятельность 4.7.Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Голиков Николай Алексеевич,

кандидат педагогических наук, директор общеобразовательного лицея ФГБОУ ВПО «Тюменский

государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень

nikgol2004@mail.ru

Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса Аннотация. В статье рассматривается понятие социальной состоятельности и ее формирование у учащихся старших классов в условиях социального партнерства университетского комплекса путем социально-педагогического проектирования.

Ключевые слова: социальная состоятельность, социальное партнерство, социальное проектирование.

Стремительно меняющиеся социально-экономические условия жизни в XXI веке предъявляют все более высокие требования к человеку, его социальной состоятельности, творческим, интеллектуальным, коммуникативным способностям, профессиональным и волевым качествам. И ответить на эти требования может тот, кто получил качественное образование, кто способен в нужный момент найти необходимую информацию и оптимально ею воспользоваться, эффективно строить взаимоотношения с окружающими и самим собой. Сегодня во всех сферах жизнедеятельности востребованы эффективные социальные проектировщики карьерного роста и собственной жизни, запускающие внутренние ресурсы и внешние резервы для достижения поставленных целей с учётом комплекса возникающих обстоятельств, способные к обучению «под ситуацию» во все периоды жизни и интегрироваться в поликультурный, полиэтнический социум, устанавливать и наращивать деловые партнерские отношения.

Становится очевидным, что в условиях социальной турбулентности (В. И. Добреньков, С. И. Григорьев, Н. А. Голиков, А. И. Субетто, О. Н. Яницкий) уровень обученности учащихся, определяемый по результатам ЕГЭ, не может быть единственным показателем, характеризующим качество образования. Однако реальная практика его оценивания, как утверждают многие потребители и заказчики образовательных услуг, здравомыслящие педагоги, медики, психологи, социологи (Н. А. Голиков, В. И. Загвязинский, Г. И. Зуйкова, А. Н. Лобанов, Н. Н. Малярчук, З. И. Тюмасева, В. М. Чимаров) не выдерживает критики. Единственный официально признанный критерий оценки качества образования - ЕГЭ дискредитирован не только у научной, педагогической и родительской общественности, но и официальных представителей власти. В одном из интервью премьер-министр России Д.А.Медведев, став отцом выпускника 2012 года, не без юмора прокомментировал своё отношение к ЕГЭ, высказав мысль о необходимости совершенствования действующей системы оценивания школьного образования. Эта мысль вполне согласуется с основными положениями предложенной им ранее Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой акцентировалась идея сохранения здоровья школьников. «Здоровье ребёнка - главная проблема ближайшего и отдалённого будущего нашей страны, так как весь потенциал - и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, обеспечение обороноспособности, высокого уровня жизни, науки и культуры - всё это будет итогом достигнутого здоровья детей, их физической и интеллектуальной работоспособности» [1, с. 27].

Здоровье - основа качества жизни и социальной состоятельности, невосполнимый ресурс индивида. Его сохранение - императив, который должны осознавать специалисты, работающие с детьми. Однако в реальной образовательной практике по-прежнему нарастает острота противоречия между декларируемой на всех уровнях необходимостью сохранения здоровья учащихся и выполнением жёсткого требования достижения высоких результатов ЕГЭ при явной ориентации менеджеров образования и педагогов на последнем. «Заточенность» учителей на овладении школьниками академических знаний в ущерб здоровью (социальному в том числе) и качеству жизни, игнорирование естественно-возрастных потребностей и отказ от системного формирования социальной состоятельности в школе приведёт большинство будущих выпускников вузов неподготовленными к постоянным трансформациям в обществе, неконкурентоспособности, невостребованности в сфере производства и оказания услуг.

Повышение требований современного бизнеса актуализировало необходимость в специалистах с высоким уровнем социальной состоятельности, инновационным мышлением, ориентацией на постановку и решение личных, социальных и производственных задач. Социально не состоятельный человек, конфликтная личность - выраженный фактор снижению качества продукта деятельности в сфере услуг и производства. Чрезвычайно важное качество для эффективности личности на протяжении всей жизни - социальная состоятельность закладывается в семье (Ю. П. Азаров, Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. Нельсон, Р. В. Овчарова), дошкольном (И. В. Ярманова), общеобразовательном учреждениях (Е. А. Александрова, М. Балабан, О. С. Газман, Г. Б. Корнетов, В. М. Степанов, А. Н. Тубельский) и учреждениях дополнительного образования (А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, А. Ю. Мясников). Несформированность у значительной части выпускников школ социальной состоятельности, жизненно необходимых социальных компетенций, их неспособность гармонично «вписаться», эффективно интегрироваться в социум, адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям, реализовать природой заложенный потенциал, отрицательное самоотношение - это лишь неполный перечень негативных социальных эффектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.