Научная статья на тему 'Внутривузовская система качества образования эффективный путь к повышению подготовки кадров'

Внутривузовская система качества образования эффективный путь к повышению подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / качество / инновация / управление / Модель / Менеджмент / education / quality / Innovation / Administration / model / Management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабаш Евгений Григорьевич, Батдалова Светлана Ривгатовна

В статье рассматривается один из методов решения проблемы качества получаемого образования студентами путем использования внутривузовской системы управления качеством образования, на примере Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабаш Евгений Григорьевич, Батдалова Светлана Ривгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers one of the solution methods of the problem of quality of student education by means of the intra-higher education institution system of education quality management taking as an example the North-Kuban Institute of Humanities and Technology.

Текст научной работы на тему «Внутривузовская система качества образования эффективный путь к повышению подготовки кадров»

УДК 378.1

Барабаш Евгений Григорьевич

кандидат технических наук, профессор кафедры информационно-коммуникационных технологий и технических дисциплин Северо-Кубанского гуманитарно-технологический института [email protected]

Батдалова Светлана Ривгатовна

проректор по информационно-коммуникационным технологиям Северо-Кубанского гуманитарнотехнологический института [email protected]

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В статье рассматривается один из методов решения проблемы качества получаемого образования студентами путем использования внутривузовской системы управления качеством образования, на примере Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института».

Ключевые слова: образование, качество, инновация, управление, модель, менеджмент.

Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. дала толчок серьёзным структурным изменениям в системе высшего профессионально образования в России, необходимость в которых вызвана снижением качества подготовки кадров и целями создания инновационной экономики.

В настоящее время существует проблема качества образования, получаемого студентами. Как считают эксперты, «сложился большой сектор псевдообразования, масштабы которого можно оценить как минимум в 25% всей системы. В этом секторе к студентам предъявляются заведомо заниженные требования, а набор компетенций, который они получают, явно недостаточен для профессиональной работы. Ещё больше вузов не обладают международной конкурентностью» [1].

С 1 января 2011 г. в Закон РФ «Об образовании» внесены поправки [2], предусматривающие новые формы контроля в сфере образования со стороны надзорных органов, вводится государственный контроль качества образования.

В связи с этим для повышения качества подготовки кадров и успешного прохождения процедуры государственной аккредитации образовательные учреждения (высшего и среднего профессионального образования) должны иметь внутривузовскую систему управления качеством образования. При этом сами критерии, подтверждающие наличие и позволяющие

Barabash Yevgeniy Grigorievich

PhD in Technical Sciences, Professor of the Department of Information and Communication Technologies and Technical Disciplines of the North-Kuban Institute of Humanities and Technology [email protected]

Batdalova Svetlana Rivgatovna

Vice-Rector for Information and Communication Technologies of the North-Kuban Institute of Humanities and Technology [email protected]

INTRA-HIGHER EDUCATION INSTITUTION SYSTEM OF EDUCATION QUALITY AS AN EFFECTIVE WAY OF STAFF DEVELOPMENT

The article considers one of the solution methods of the problem of quality of student education by means of the intra-higher education institution system of education quality management taking as an example the North-Kuban Institute of Humanities and Technology.

Key words: education, quality, innovation, administration, model, management

оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества образовательного учреждения, в настоящее время четко не определены, что даёт вузам возможность самостоятельно выбрать, на основе какой модели строить свою систему качества.

Можно выделить следующие самые распространенные модели систем качества, применяемые в вузах [3]:

1) модель системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

2) модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

3) модель Правительства РФ в области качества;

4) модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;

5) стандарты и директивы гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе (ENQA);

6) типовую модель системы качества образовательного учреждения.

Все приведенные модели очень тесно переплетены между собой как по критериям, так и по требованиям оценки. Что касается типовой модели, то в ее основу положены как принципы и требования международных стандартов (МС) ИСО серии 900-2008, так и Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в

Европейском регионе (ENQA), которые взаимно дополняют друг друга. Применение одних только принципов ENQA нецелесообразно, поскольку они имеют отношение только к трем уровням высшего образования, описанным в Болонской декларации, и не распространяются на область научных исследований и общее управление образовательным учреждением (ОУ).

В настоящее время типовая модель системы качества образовательного учреждения становится наиболее востребованной среди российских вузов в связи с тем, что при ее разработке учитывалась специфика деятельности образовательных учреждений. Она четко изложена и дает образовательному учреждению достаточно места для маневра. Типовая модель системы качества ОУ - это упорядоченная совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании. В духе стандартов и директив ENQA рекомендации типовой модели не предлагают строгого их исполнения и не должны интерпретироваться как предписания, не подлежащие изменениям по форме или составу.

Именно поэтому в автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «СевероКубанский гуманитарно-технологический институт» (далее - СК ГТИ) была внедрена в практическую деятельность ВУЗа система управления качеством образования, разработанная на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения.

Главная цель деятельности СК ГТИ в области качества - обеспечение устойчивой конкурентоспособности института на рынке образовательных услуг на основе высокого качества подготовки специалистов; повышение уровня их социально-профессиональных компетенций, формирование активной гражданской позиции и развитие высоких нравственных качеств студентов.

Приведем приоритетные направления политики института в области качества:

- совершенствование системы управления качеством в реализации образовательных программ высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- непрерывное улучшение качества образовательной деятельности на основе использования новых образовательных технологий и достижений фундаментальных и прикладных научных исследований с учетом динамично меняющихся потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда;

- предоставление образовательных услуг работающему населению в целях последовательной реализации принципа обучения на протяжении всей жизни;

- расширение сферы научноисследовательской и инновационной деятельности института как основы для привлечения дополнительных ресурсов и развития материально-технической базы, повышения квалификации и практических навыков сотрудников СКГТИ;

- расширение взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями, образовательными и культурными учреждениями, государственными и общественными организациями.

Высокому уровню качества образования способствуют следующие используемые принципы:

ориентация на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном и культурно-нравственном развитии, обеспечивающем потребителю образовательных услуг высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда;

системный подход к обеспечению качества образовательной деятельности;

интеграция в образовательный процесс результатов современных научных исследований и достижений;

обеспечение высокого профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров;

активное вовлечение преподавателей, сотрудников и студентов СК ГТИ в деятельность по улучшению качества образования;

учет текущих и перспективных потребностей рынка труда путем привлечения работодателей, выпускников института и представителей общественности к деятельности по улучшению качества подготовки специалистов;

постоянное повышение эффективности внутривузовской системы качества образования.

Один из главных принципов политики института в области качества - открытость для взаимовыгодного сотрудничества и высокое доверие деловых партнеров «СевероКубанского гуманитарно-технологического института».

Основу реализации данной политики составляет разработка, внедрение и поддержание эффективного функционирования системы менеджмента качества, которая охватывает весь персонал и деятельность института в целом.

Система качества института служит основой постоянного улучшения процессов его деятельности и предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей (обучае-

бо

мых, их семей, работодателей, государства и общества в целом).

Принципиальной методологической основой формирования и использования системы управления качеством является методология всеобщего менеджмента качества (TQM), ее концепция и принципы. Рассматривая систему менеджмента качества как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих управление процессами в организации, были определены цель ее создания, структурные элементы и их взаимосвязь, требования и принципы построения, функционирования, оценки качественных показателей.

Цель создания системы качества в вузе -постоянное совершенствование образовательного процесса и достижение качества подготовки выпускников, а также повышение эффективности использования имеющегося в вузе потенциала (кадрового, научного, ресурсного). Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- определение (вычленение) процессов и подпроцессов образовательной деятельности вуза;

- идентификация всех выявленных процессов и подпроцессов;

- установление взаимосвязей;

- координация прохождения всех установленных процессов (и подпроцессов), их увязка с учетом пересечения между собой;

- документальное описание всех процессов, соответствующее их оформление и утверждение;

- реализация задокументированных процессов и проведение корректирующих действий (в случае необходимости).

Модель системы менеджмента качества структурирована по иерархическому предметному и функциональному признакам. Иерархический признак означает охват всех структурных подразделений института - от администрации до рядового работника, от руководства (высший уровень иерархии) до кафедр (более низкие иерархические уровни). Предметный признак предполагает отработку взаимосвязей в образовательной деятельности между субъектами, объектами, процессами, условиями их реализации.

Для измерения достижений в сравнении с поставленными целями и улучшения деятельности необходимо проводить самооценки и внутренние аудиты. Для этого разработана процедура внутреннего аудита, в которой представлен регламент проверок, определены отношения и взаимодействие проверяющих и проверяемых, установлено требование к руководителям всех уровней по принятию обоснованных и реальных решений.

На уровне проректоров деятельность по повышению качества подготовки специалистов заключается в организации учебнометодического, научного и воспитательного процессов, идентификации подпроцессов, их координации, контроле, анализе и корректирующем воздействии.

На уровне заведующих кафедрами необходимы усилия, направленные на создание управляемых условий проведения учебного процесса, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта, на разработку и постоянное обновление учебнометодической документации, поддержание и развитие учебно-лабораторной базы, контроль и управление соответствующими параметрами процессов и квалификационными характеристиками преподавателей, создание системы коррекции и поддержания стабильности учебного процесса. Поэтому необходимо создание системы мониторинга согласно планированию качества обучения, повышения эффективности связей с потребителями, результативности процессов приема абитуриентов, технологий обучения, трудоустройства выпускников и профессионального сопровождения специалистов.

Механизм совершенствования системы менеджмента качества требует решения задачи по разработке и внедрению системы измерения и анализа показателей качества процесса предоставления образовательных услуг, определения критериев их оценки и выбора методов измерений.

Разработка и использование системы качества в вузе - сложная, многофункциональная и многофакторная задача. Для ее решения необходимо создание собственной методологии, чтобы более четко определить все виды деятельности вуза, упорядочить их функционально, исключить дублирование функций различных исполнителей, оказывать образовательные услуги потребителям на научной основе, целенаправленно, системно и, следовательно, более эффективно.

Основной деятельностью вуза является образовательная, главная задача которой -воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. Результативность образовательной деятельности тесно связана с эффективностью выполняемых в вузе научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность преподавателям непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. Совершенно очевидно, что оба эти направления не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, а, следовательно, без третьего направления - информационного. Социальное и финансовоэкономическое направления деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может

эффективно работать по всем перечисленным направлениям без хорошо организованной административно-хозяйственной структуры.

Профессорско-преподавательские кадры вуза выступают носителем не только знаний, но и общей культуры. Поэтому важной особенностью образовательного учреждения является именно качество его преподавательского потенциала, оценивающееся, например, по наличию в вузе научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям.

Высшая школа в последние годы перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Меняется и роль преподавателя: он становится наставником и консультантом. Его важнейшая задача - мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе. Следовательно, еще одна особенность образовательной деятельности в вузе заключается в том, что необходимо создать возможность студентам интенсивно трудиться, ибо без этого невозможно стать полноценным специалистом.

Управление качеством образования базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.

По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: системы управления качеством, системы обеспечения качеством и системы подтверждения качества.

Начинать необходимо с обеспечения качества подготовки специалистов. Документация для управления обеспечением качества имеется в каждом вузе, так как это прежде всего технологическая документация (образовательные программы), регламентирующая положения о структурных подразделениях и положения осуществления различных функций, а также планы и программы качества, планы внутренних проверок, планы работы и т.д. Она должна выполняться в полном объёме, регулярно и своевременно обновляться.

Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому ее необходимо привести в соответствие с современными требованиями.

К документации системы управления качеством относятся: политика руководства в области качества, руководства по качеству по направлениям деятельности, стандарты вуза, методические инструкции по направлениям дея-

тельности и ряд других. Система управления качеством будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов.

К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов, выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.

И самое главное, внедрение системы управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Работа системы качества начинается с профориентационной работы с выпускниками школ, которую организует и осуществляет отдел воспитательной работы. После зачисления в вуз студентов по результатам ЕГЭ и ГИА для индивидуальной работы с ними и определения личностных качеств и уровня подготовки поступивших студентов по профильным дисциплинам с ними проводятся тестирования.

Работа по формированию студента как специалиста и личности осуществляется в течение всего периода обучения.

Формирование студента как специалиста проводится по трём направлениям:

- теоретическое обучение;

- производственная практика;

- научная работа.

Главная роль в формировании студента как специалиста отводится преподавателям, которые разрабатывают и внедряют инновационные технологии в учебный процесс.

Заведующие кафедрами, проректор по учебной работе (УР) в конце семестра анализируют качество обучения студентов и соответственно на заседании кафедры (заведующие кафедрами) и ученого совета (проректор по УР) выступают с анализом качества обучения студентов за семестр (учебный год) с выработкой конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков.

В качестве стимулятора повышения квалификации преподавателей, активизации их

деятельности по разработке инновационных методов обучения в институте используется её рейтинговая оценка, т. е. количественная оценка качества работы преподавателя по всем направлениям деятельности.

Студенты активно привлекаются к научной работе для раскрытия их творческих способностей, содействия внедрению инновационных технологий в учебный процесс с целью повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и дальнейшего развития интеграции науки и образования. Данный процесс организуют и контролируют заведующие кафедрами и проректор по инновационной и научно-исследовательской работе. Итоги работы анализируются в конце

года на заседании ученого совета (заседании кафедры), где вырабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и рекомендации по распространению передового опыта в учебном заведении.

Формирование личности студента осуществляется постоянно как в процессе его обучения так и во внеучебной деятельности, которая осуществляется кураторами академических групп и отделом воспитательной работы под руководством первого проректора.

В целом внутривузовская система качества образования СК ГТИ представлена на рис. 1. Внедрение данной системы в практику работы института показало её эффективность по повышению качества обучения студентов.

Рис. 1. Внутривузовская система качества образования

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кузьминов Я., Мау В., Синельников-Мурылёв С. Страна, где много-много плохих вузов // Эксперт. 2009. 28 сент.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-

надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: Федеральный закон от 08.11.2010 № 293- ФЗ.

3. Бонюшко Н.А., Туманов К.М. Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза // Стандарты и ка-

чество. 2008. №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.