ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
Л.В. Карпухина
П
остоянный рост требований к современному руководителю, к показателям его управленческой компетентности, каждый раз на новом уровне, обостряет проблемы контроля управления профессиональной компетентностью педагогов, а следовательно, и прогрессивного развития в целом системы научно-методических служб в школах.
Тенденция отслеживания качества внутришкольного управления научно-методической деятельностью и, в частности, такой важной корпоративной структурой, как школьная методическая служба, обусловлена появлением новых функций, связанных с регистрацией, лицензированием, аттестацией и аккредитацией школ, их участием в национальных проектах, федеральных конкурсах учреждений, реализующих инновационные программы.
Анализируя существующие теоретические и практические подходы к оценке управления школьной методической службой, мы увидели следующие противоречия:
■ потребность в организации управленческого мониторинга качества образовательных систем объективна, но пока не разработаны теоретические и методические основы информационного его обеспечения на принципах вариативности, преемственности и перспективности;
■ потребность в научно обоснованной системе качественной оценки
динамических характеристик школьной методической службы возрастает, но руководителями используется устоявшийся набор критериев эффективности методической работы в школе при использовании традиционных оценочных шкал, не соответствующих инновационному характеру происходящих изменений.
Между тем в современных условиях качество образования и качество управления школой, школьной методической службой являются важнейшими характеристиками, определяющими конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.
В соответствии с действующим стандартом Международной организации по стандартизации ИСО 8402-1994 г. и 9004-1:1994 г. понятие «качество» трактуется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Смысл качества управления проблемными и бизнес-процессами, по мнению П.И. Третьякова, заключается в эффективной, быстрой реакции системы оперативного управления на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от сложившихся стереотипов [1].
Механизмом оперативного качественного управления школьной методической службой в условиях реализации принципов личностно-деятель-ностного, системного, рефлексивного и компетентностного подходов является управленческий мониторинг - сис-
1 / 2007
Преподаватель XXI
ВЕК
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
тема постоянного отслеживания состояния процесса управления, его целей, содержания, технологий, результатов, условий и эффективности в целом.
Предпринятый нами анализ состояния проблем организации управленческого мониторинга школьной методической службы на практике показал, что высокий уровень принимаемых управленческих решений обеспечивается только применением научного, исследовательского подхода в работе руководителей с использованием эвристических, экспертных, социологических методов.
Мониторинг качества управления методической службой в школе рассматривается нами как целостная система, обладающая всеми ее характерными признаками и взаимодействующая с основными функциями управления. Система мониторинга «встраивается» в управляемый объект и действует как один из важнейших методов познания и как механизм управления школьной методической службой.
Разработанная нами система информационного обеспечения мониторинга 50 качества управления методической службой в школе представляет структурированный набор аналитической информации для дальнейших управленческих коррекционных действий по заранее определенным для исследования критериям и показателям.
Критерии качества управления методической службой в нашей структуре оценки мы формулируем на основе критериальных требований по всей системе внутришкольного управления, предложенных П.И. Третьяковым [1] и Э.В. Литвиненко [2]:
■ продуктивность управления методической службой;
■ адаптивность методической службы;
■ системность и функциональность управления методической службой в школе;
■ непрерывность и надежность управления;
■ оптимальность условий управления школьной методической службой;
■ проективность (направленность на развитие) методической службы.
Таким образом, полученная совокупность критериев обеспечивает полноту критериев оценки результатов мониторинга. Каждый критерий, в свою очередь, раскрывается нами через показатели, которые мы формулировали, основываясь на качественных характеристиках функций управления, типах организационных структур, современных целях и задачах научно-методической работы в школе и т.д.
В системе управления и информационного обеспечения методической службы мониторинг качества управления раскрывается через следующие цели
■ мониторинг качества управления фиксирует состояние системы методической службы, описывает эту систему;
■ оценивает качество результатов, процесса управления, условий;
■ определяет проблемы управления методической службой;
■ содействует разработке управленческих решений на основе достоверной информации;
■ прогнозирует возможное развитие ситуации.
Система информационного обеспечения мониторинга качества управления повышает эффективность не только контрольно-диагностической, но и информационно-аналитической и регулятивно-коррекционной функции управления методической службой за счет реализации программы мо-
Преподаватель_ХК|_
ВЕК
1 / 2007
ниторинга, включающей в себя следующие этапы:
■ анализ общей ситуации управления методической службой, идентификация условий деятельности методической службы в системе внутри-школьного управления; постановка целей мониторинга качества управления методической службой;
■ мотивация участников образовательного процесса на принятие целей управленческого мониторинга; создание информационно-аналитической группы;
■ прогноз возможностей, изменений качества управления методической службой для проектирования оптимального хода развития образовательного процесса;
■ определение показателей качества управления методической службой; установка приоритетов в информации;
■ оперативная диагностика результативности управления методической службой;
■ переработка и анализ полученной информации, выявление проблемного поля (уточнение показателей) дальнейшего исследования;
■ планирование параллельных мониторинговых исследований процесса функционирования методической службы и ресурсов ее качественного развития;
■ выявление уже имеющейся необходимой информации в банках данных методической службы;
■ организация сбора требуемой информации в соответствии с разработанной циклограммой;
■ контроль за проведением управленческого мониторинга;
■ переработка информации, накопление данных;
■ анализ и оценка результатов мо-
ниторинга качества управления методической службой;
■ принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции процесса управления с целью развития методической службы.
Успешность реализации системы информационного обеспечения мониторинга качества управления школьной методической службой достигается созданием определенных условий:
■ комплекс мероприятий по его реализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла;
■ совокупность мониторинговых действий должна представлять собой информационную систему;
■ наличие сформированной целостной системы распределения потоков информации, определение условий и технологии ее хранения и использования.
Мониторинг качества управления школьной методической службой как механизм усовершенствования системы управления в целом и отдельных ее составляющих предполагает не констатацию наличного уровня качества управления, а постоянный поиск путей его повышения, ресурсов развития самой методической службы.
Подобная оценка ориентирована на лучшее использование всех имеющихся ресурсов и повышение конкурентоспособности школы в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - М., 2004. - С. 7-8.
2. Литвиненко Э.В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. -М., 2005. - С. 87.
1 / 2007
Преподаватель XXI
ВЕК