Научная статья на тему 'Система информационного контроля за формированием профессионально важных психологических качеств обучающихся в вузах ГПС МЧС России'

Система информационного контроля за формированием профессионально важных психологических качеств обучающихся в вузах ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / PROFESSIONALLY IMPORTANT PSYCHOLOGICAL QUALITIES / PROFESSIONALISM / INFORMATIONAL PSYCHOLOGICAL SUPPLY / EXTERNAL ENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна

Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the informational psychological support in the professionally important psychological qualities formation is analyzed from the system approach point of view. This approach allows to define the quality of graduates preparedness to the future professional activity, the level of professionally important psychological qualities mastering and graduates correspondence to the professiograms of target positions.

Текст научной работы на тему «Система информационного контроля за формированием профессионально важных психологических качеств обучающихся в вузах ГПС МЧС России»

УДК 159.9:370

Шленков Алексей Владимирович

кандидат психологических наук, доцент,

Табанова Елена Виловна

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

3896981@mail.ru

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ

Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.

Ключевые слова: профессионально важные психологические качества, профессионализм, информационное психологическое обеспечение, внешняя среда, внутренняя среда.

В основу системного подхода в рассмотрении проблемы информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК) слушателей в вузе должно быть положено общепризнанное положение, что обучающийся является упорядоченной системой взаимосвязанных элементов. Фундаментальными категориями общей теории систем являются понятия системы, ее реакции и состояния [1; 2]. Понятие состояния позволяет описать систему (обучаемого), представляемую множеством пар вход (внешние факторы среды) - выход (личностные характеристики обучаемого), в виде множества зависимостей выходных характеристик системы от входных и множества состояний. Как следствие этого, появляется возможность установления взаимосвязей между состояниями системы, принадлежащих различным моментам времени, что создает предпосылки изучения эволюции поведения систем, изменяющихся во времени, то есть временных систем (обучаемых, формирования их ПВПК).

В связи с особенностями предмета рассматриваемого в статье, особый интерес представляют временные системы, в которых дополнительные структуры можно вводить, не делая новых предположений, а основываясь лишь на наблюдениях вход-выход, определяющих саму систему. Такой способ задания временных систем и последующий процесс исследования их свойств на базе исходной информации допустим для, так называемых, предопределенных систем [1].

Данные типы временных систем позволяют эффективно реализовать их реакцию на воздействие факторов внешней среды в виде определенной процедуры (психологического обеспечения процесса обучения) путем введения вспомогательных функций перехода между состояниями системы в смежные моменты времени.

Анализ свойств различных уровней системы формирования ПВПК курсантов и слушателей, как социально-психологических систем, проведенных в исследовании и рассмотренных в литературе, показал, что несмотря на сложность и многообразие присущих им свойств обучаемые в вузе обладают рядом особенностей, которые характерны для большинства объектов социальной природы, например, [3]:

- уровень подготовки и личностных характеристик обучаемых;

- значения морфологических характеристик физического развития;

- целенаправленность обучения и профессиональной деятельности;

- закономерность социально-психологических и иных изменений в личности обучаемого;

- временная изменчивость;

- зависимость от окружающей среды и т.п.

Эти и другие особенности обучаемых можно

свести в три большие группы:

1) изменение закономерностей функционирования обучаемого в зависимости от этапа его обучения и воспитания;

2) наличие качественных состояний системы формирование профессионализма слушателей

(их ПВПК), личности обучаемого и свойственных им закономерностей;

3) изменение индивидуальных характеристик обучаемого и смена состояний его личности, определяемые действием внешних факторов.

Это позволяет говорить об обучаемом как о разновидности временных систем - развивающейся системы с течением времени. Поэтому в дальнейшем термины «обучаемый» и «развивающаяся система» будем считать синонимами.

Построение системы информационного психологического обеспечения формирования ПВПК слушателей в рамках современной науки, в частности, разработка содержательного наполнения алгоритмов информационного психологического обеспечения, имеют прямое отношение к исключительной сложности и методологической не разработанности количественного описания структурных явлений [4; 5]. Под описанием мы понимаем то, что обычно понимается в теории классического информационного психологического обеспечения, а именно: установление каких-то операторных, в частном случае функциональных, зависимостей между исследуемыми множествами переменных.

Рассматриваемое обеспечение может заключаться просто в количественном наблюдении естественного функционирования системы формирования ПВПК слушателей, их деятельности или познавательного процесса. Но, не мешая естественному функционированию системы, мы можем получить количественное выражение этого функционирования и зависимости от внедренных в образовательный процесс системы психологических мероприятий направленных на целенаправленное развитие системы. Однако, далеко не всегда между рассматриваемыми количественными характеристиками можно установить функциональные, в том числе и статистические зависимости. Поэтому полагаем целесообразным ограничиться констатацией наличия общих взаимоотношений между данными, получаемыми при визуальном наблюдении функционирования системы и результатов психологических исследований.

Под информационно психологическим обеспечением системы формирования ПВПК слушателей мы понимаем просто ее отображение в некоторую совокупность информативных характеристик. Эта совокупность должна наилучшим образом дифференцировать одно структурное целое от другого. Нахождению таких характерис-

тик существенно помогает тому, что они могут выбираться не заранее, а в процессе самого функционирования системы. Заранее лишь регистрируются длительные естественные отрезки поведения, заключающиеся в отображении различных проявлений со стороны рассматриваемой системы. Эти объективные проявления, не являются еще характеристиками, пригодными для количественного (информационного психологического) описания системы.

В связи с этим, следует привести мнение Р. Эшби [6], который отметил, что «самым фундаментальным понятием кибернетики являются понятия «различия», означающие, что-либо две вещи ощутимо различны, либо одна вещь изменилась в течение времени». Таким образом, не понятия «обратная связь», «информация», «система», а понятие различия считается самым фундаментальным в кибернетике. Эту оригинальную концепцию Р. Эшби следует назвать концепцией различия. Ее с полным основанием следует считать и основополагающим принципом в системном подходе к проблеме формирования ПВПК слушателей. Действительно, от того, какой вклад вносит система характеристик в различие состояний системы, зависит и наше понимание роли этих характеристик в исследовании процессов ее функционирования.

Системный подход к организации информационного психологического обеспечения рассматриваемой системы позволяет с помощью вычислительных алгоритмов экспериментально проверить, насколько используемая система характеристик достаточна полна для описания.

Резюмируя сказанное, следует понимать под системным подходом к проблеме информационного психологического обеспечения формирования (ПВПК) слушателей следующее:

- выделение целостных структурных явлений в системе, подлежащих количественному описанию;

- количественное описание системного целого с помощью информативных характеристик, которые могут выбираться не заранее, а в процессе функционирования системы;

- объективный процесс классификации, при котором проверяется, насколько удачно были отобраны информативные характеристики для анализа функционирования системы.

Хотя адекватное описание многочисленных свойств рассматриваемой системы и представляет весьма трудную задачу, необходимость в та-

Рис. 1.

кого рода исходных данных очевидна, так как без этого невозможно формулировать гипотезы и проверять их на практике. Исследования показывают, что трудности здесь определяются наличием ряда проблем, в частности:

- технической сложностью измерения большого числа характеристик системы;

- трудностью выявления и оценки множественных взаимозависимостей между характеристиками;

- сложностью доказательства полноты совокупности характеристик описывающих процесс функционирования системы.

Системный подход к организации информационного психологического обеспечения системы формирования и развития ПВПК позволяет так планировать мероприятия, чтобы можно было осуществить поиск информативных параметров в процессе функционирования системы.

Основываясь на описанных выше положениях нами проводилось исследование, целью кото-

рого стало: изучение сформированности ПВПК слушателей 5 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, выявление степени их профессионально психологической готовности к профессиональной деятельности (рис. 1).

Задачи исследования:

- выявить особенности интеллектуально-мне-стической сферы выпускников;

- изучить эмоционально-личностные характеристики слушателей;

- выявить мотивационно-волевые особенности выпускников;

- сравнить полученные показатели с данными профессионального психологического отбора кандидатов на учебу 2005 года набора (т.е. данными респондентов на момент поступления), выявив динамику формирования системы профессионально важных психологических качеств в течение пяти лет обучения в университете.

Данный тест (таб. 1) позволяет получить информацию об общем уровне интеллектуально-

Таблица1

Краткий ориентировочный тест (КОТ)

№ п/п Выраженность интегрального показателя интеллекта 2010 (%) 2005 (%)

1 Очень высокий (1 категория пригодности) 60,7 26,6

2 Высокий (2 категория пригодности) 12,9 15,4

3 Выше среднего (2 категория пригодности) 8,5 16,5

4 Средний (3 категория пригодности) 10,9 28,7

5 Ниже среднего (3 категория пригодности) 7 4,8

6 Низкий (4 категория пригодности) 0 3,7

7 Очень низкий (4 категория пригодности) 0 4,3

Рис. 2. Динамика изменения показателей интеллекта слушателей 5 курса по сравнению с годом поступления в вуз

го развития обследуемого и уровне его осведомленности.

Как следует из таблицы 1, интегральный показатель интеллекта с выраженностью «очень высокий» повысился с 26% до 60%, соответственно остальные показатели значительно уменьшились. Это говорит о повышении общей осведомленности выпускников и более развитых интеллектуальных процессах по сравнению с результатами, полученными от них при поступлении в вуз в 2005 году. Более высокие интеллектуальные показатели позволят улучшить надежность адаптационных процессов к профессиональной деятельности, повысить качество выполняемых профессиональных задач, уменьшат количество ошибочных действий.

Рисунок 2 демонстрирует динамику изменения некоторых показателей интеллекта слушателей. На диаграмме представлены средние значения показателей во время поступления слушателей и в настоящий момент.

Из результатов исследования видим, что возросли способности к анализу и обобщению информации, улучшился прогноз последствий собственных действий, улучшилось пространственное мышление, возросла гибкость мышления, что является результатом развития умения выбирать и строить оптимальные стратегии решения поставленных задач, легкость переключения с одной задачи на другую.

В процессе исследования было установлено изменение личностных особенностей у выпускников за 5 лет обучения в университете. Рисунок 3 демонстрирует изменения по таким показателям, как «сверхконтроль», «пессимистичность», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «мужественность - женственность».

Следует подчеркнуть, что на диаграмме представлены средние значения показателей. Все они находятся в рамках нормы. по сравнению с данными за 2005 год, снизились средние значения такого показателя как «пессимистичность», что можно интерпретировать как увеличение к 2010 году у респондентов таких качеств как оптимистичность, активность, уверенность в себе, повышение самооценки. также снизилась импульсивность, что может быть свидетельством не только взросления личности, но и влияния условий обучения и несения службы в университете. у выпускников в большей степени выражены черты мужского полоролевого поведения, по сравнению с данными за 2005 год: они стали более активными, решительными, уверенными в себе, возросла склонность к доминированию и соперничеству, произошло снижение чувствительности, склонности к рефлексии.

Снизились такие показатели как ригидность, тревожность, индивидуалистичность, интровер-сия (рисунок 4).

Рис. 3. Динамика изменения личностных показателей выпускников по тесту ММИЛ, по сравнению с годом набора в вуз

Рис. 4. Динамика изменения личностных показателей выпускников по тесту ММИЛ, по сравнению с годом набора в вуз (продолжение)

Таблица2

Представление о службе в ГПС МЧС России выпускников университета 2010 года выпуска

№ п/п Представления о службе в ГПС МЧС России Число %

1 Карьерный рост, стабильность, уверенность в будущем 54 26,9

2 Положительное отношение к службе, все устраивает 47 23,4

3 Перспективы, возможности, престижность 14 7

4 Радость от того, что учусь и буду служить в МЧС России 11 5,5

5 Помощь людям, достойная профессия 11 5,5

6 Высокоорганизованная структура, гордость за принадлежность к МЧС России 8 4

7 Планирование дальнейшей службы в МЧС России 8 4

Таблица 3

Оценка позитивных и негативных сторон дальнейшей службы выпускниками университета 2010 года

№ п/п Оценка дальнейшей службы Число %

Позитивные стороны

1 Стабильность и уверенность в завтрашнем дне 55 27,4

2 Благородная профессия, возможность оказания помощи людям 53 26,4

3 Наличие перспектив, возможность карьерного роста 38 18,9

4 Социальный пакет, льготы, пенсия 23 11,4

5 Государственная служба 18 9

6 Хорошая заработная плата 11 5,5

7 Ответственность 10 5

8 Престижность, востребованность профессии 9 4,5

Негативные стороны

9 Низкая заработная плата 37 18,4

10 Наличие опасности (страх погибнуть на пожаре) 7 3,5

11 Не ответили 16 8

Таблица 4

Представление выпускников 2010 года о своей профессиональной деятельности через 5 лет

№ п/п Оценка дальнейшей службы Число %

1 Карьерный рост в системе МЧС России 47 23,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Перспектива занять высокую руководящую должность 34 17

3 Служба в МЧС России 33 16,4

4 Достигнуть благополучия в профессии и создать семью 32 15,9

5 Получить дополнительное образование 8 4

6 Иметь социальную стабильность 7 3,5

7 Иметь стабильную заработную плату 6 3

8 Заниматься и интересной работой 5 2,5

Неопределенные планы

9 Затрудняюсь ответить 15 7,5

10 Не ответили 18 9

В настоящее время слушатели характеризуются как более общительные, способные легко устанавливать и поддерживать контакты с окружающими, стремящиеся к широкому кругу общения. Также показатели характеризуют слушателей как более уверенных в себе, способных находить правильные решения в сложных ситуациях, в условиях ограниченного времени, способными проявлять «гибкое» поведение в зависимости от сложившейся ситуации.

Данные качества активно воспитывались не только в процессе обучения, но и в процессе использования системы тренинговых мероприятий проводимых психологами на протяжении всех лет обучения.

В таблицах 2-4 представлены результаты исследования, рассматривающие мотивацию выпускников к продолжению службы по выбранной профессии, их осведомленность и готовность к преодолению трудностей профессиональной деятельности. Четверть выпускников указали на возможность карьерного роста, стабильность, уверенность в будущем.

В подтверждение полученных выводов мы видим, что в таблице 3 также четверть опрашиваемых указали на стабильность в завтрашнем дне и что характерно «благородная профессия». Как негативные стороны опрашиваемые указали низкая заработная плата, и незначительное количество (8%) риск, возможность погибнуть.

В качестве высокой мотивации к продолжению профессионального роста, можно выделить следующее, четверть опрошенных указали на такие возможности в предстоящей профессиональной деятельности как карьерный рост в системе МЧС, возможность занять высокую должность, служба в МЧС, достигнуть благополучия в профессии и создать семью. Принимая во внимание, что данные формулировки выбрали разные опрашиваемые, то количество выпускников имеющих высокую мотивацию к продолжению службы по выбранной специальности достаточно большое (подавляющее большинство). Затруднились ответить 7.5% от опрашиваемых, не смогли

предположить какая в дальнейшем будет их профессиональная деятельность.

Выводы

1. На основе представления системного подхода к проблеме информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств, разработана система средств и методов психологического контроля за процессами формирования профессионально важных психологических качеств обучающихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Данная система контроля рассчитана на последовательность переходов между их состояниями, относящихся к смежным моментам времени.

2. Предложенная система контроля за формированием ПВПК выпускников, позволяет корректно оперативно и системно контролировать качество формирования ПВПК, сопоставляя с имеющимися профессиограммами основных должностей пожарной охраны.

3. Проведенное исследование показало достаточное владение выпускниками Университета ГПС МЧС России, необходимым набором ПВПК, наличие у них выраженной мотивации к продолжению службы по выбранной профессии.

Библиографический список

1. Акоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М., 1974.

2. Берталанфи Л. Общая теория систем (критический обзор) // Исследования по общей теории систем. - М., 1969.

3. Кикоть В.Я. Информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса в ВУЗах МВД России. - СПб.: СПб. Академия МВД, 1997. - 54 с.

4. Артамонов В. С. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. - СПб.: СПбЮр. институт МВД РФ, 1995. - 213 с.

5. Марков М. Теория социального управления. - М., 1978.

6. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: Изд-во «Иност. лит.», 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.