related phenotypes / Ahmetov I.I., Hakimullina A.M., Popov D.V., Lyubaeva E.V., Missina S.S., Vinogradova O.L., Williams A.G., Rogozkin V.A. // European Journal of Applied Physiology. - 2009. - V. 107 (1). - P. 95-103. (a)
8. The combined impact of metabolic gene polymorphisms on elite endurance athlete status and related phenotypes / Ahmetov I.I., Williams A.G., Popov D.V., Lyubaeva E.V., Hakimullina A.M., Fedotovskaya O.N., Mozhayskaya I.A., Vinogradova O.L., As-tratenkova I.V., Montgomery H.E., Rogozkin V.A. // Human Genetics. - 2009. - V. 126 (6).
- P. 751-761. (b)
9. Association of the ACTN3 polymorphism with power athlete status in Russians / Druzhevskaya A.M., Ahmetov I.I., Astratenkova I.V., Rogozkin V.A. // European Journal of Applied Physiology. - 2008. - V. 103 (6). - P. 631-634.
10. Bouchard The Human Gene Map for Performance and Health-Related Fitness Phenotypes : The 2006-2007 Update / Bray M.S., Hagberg J.M., Perusse L. et al. // Med. Sci. Sports. Exerc. - 2009. - V. 41. - P. 35-73.
Контактная информация: genoterra@mail.ru
УДК 159.923:316.6
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Наталия Александровна Белевич, внешний соискатель Санкт-Петербургской академии управления и экономики, старший инспектор по контролю за исполнением поручений отделения по профессиональному отбору в министерстве внутренних дел, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение», г. Санкт-Петербург
Аннотация
Рассматриваются основные направления по профориентационной работе в силовых ведомствах. Показана необходимость реализации холистического подхода при проведении профессионального психологического отбора лиц, поступающих в учебные заведения министерства внутренних дел. Предложена концептуальная модель профессионального психологического отбора в вузах министерства внутренних дел России.
Ключевые слова. Профессиональный отбор, профориентационная работа, психологическое сопровождение, профессионально-важные качества, психодиагностика.
PERFECTION OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION AND MESURES OF VOCATIONAL GUIDANCE INSIDE THE MINISTRY OF
INTERNAL AFFAIRS
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Nataliya Aleksandrovna Belevitch, the external competitor of Saint-Petersburg Academy of Management and Economics, senior supervisor over execution of assignments of the professional selection department at the Ministry of internal affairs,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The specialized enterprise “New Generation”,
St. Petersburg
Annotation
The article presents the basic directions for career-oriented work in law enforcement. It shows the necessity of implementing a holistic approach when carrying out professional psychological selec-
tion of persons entering the schools of the Ministry of Internal Affairs. It offers a conceptual model of professional psychological selection in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: professional selection, vocation guidance, psychological support, essential vocational qualities, psycho diagnostics.
ВВЕДЕНИЕ
На качество профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России влияет множество факторов. Одним из них является уровень и скорость адаптации абитуриентов к новым условиям обучения, требованиям, которые предъявляются к курсантам как сотрудникам органов внутренних дел и будущим профессионалам.
Особенности профессионального отбора определяются психологическими особенностями военнослужащих и спецификой деятельности внутренних войск: постоянной боевой готовностью по охране общественного порядка; обеспечения общественной безопасности, напряженным режимом деятельности (в период между отдыхом и подготовкой к несению боевого дежурства выполнение задач, связанных с обучением и воспитанием личного состава; обслуживанием оружия и техники; несением службы в карауле и наряде); ограниченным пространством; не всегда достаточным сном, информацией, свободой общения и передвижения; совпадением сферы службы и быта и экстремальными условиями выполнения боевых задач [1].
Проблема профессионального отбора в силовые ведомства является одной из основных проблем решения проблемы кадрового состава. Современный подход к анализу структуры органов внутренних дел выдвигает требования более тщательного подбора и расстановки кадров в особо ответственных и особо опасных условиях службы [2].
Дополнительным фактором, обусловливающим значимость проблемы профессионального отбора в органы внутренних дел, является прогрессирующее увеличение сроков профессиональной подготовки. Одним из аспектов решения данной проблемы выступает более эффективный отбор курсантов на ранних сроках профессионального обучения. Эти и другие вопросы обуславливают актуальность исследования и разработки практических рекомендаций в области профессионального отбора и расстановки кадров в силовые ведомства.
Несмотря на запросы практики, исследовательский материал по профессиональному отбору не носит комплексного, междисциплинарного характера и рассматривает в основном отдельные задачи. Анализ и проектирование систем профессионального отбора должен осуществляться с междисциплинарных позиций. Для реализации этой сложнейшей задачи необходимо вскрыть основные структурные компоненты и этапы отбора в динамике и развитии. Учитывая многозначность и многоуровне-вость реальной системы профессионального психологического отбора (психологический, медицинский, педагогический, социальный, экономический, государственнополитический и т. д. уровни) необходимо выделить базовые компоненты системы, создать модель данной структуры и построить алгоритм деятельности. Для этого наиболее целесообразно использовать психологический, информационный и математический подходы, которые одновременно обеспечивает и унификацию исследуемых объектов (систем профотбора) и алгоритмизацию процедур. Профессиональный психологический отбор в силу его специфики, как ни одно другое психологическое направление может быть рационализирован в виде математической модели [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Критериальные компоненты профессионального отбора
Исследованию современной профессиональной роли сотрудника МВД в контексте интерпретации В.Г.Белова [4] ее социальных характеристик: масштаба, способа получения, уровня эмоциональности, формализации и мотивации наиболее соответст-
вует категориальный аппарат психологии труда, позволяющий раскрыть социальные, психологические и соматические детерминанты профессионального становления, определения и развития личности в их интегративной целостности.
Анализируемые в процессе профотбора профессионально значимые качества условно могут быть объединены в три смысловых блока, каждый из которых состоит из модулей, сформированных из модульных единиц, представленных социальнопсихологическими свойствами и/или соматическими признаками (табл. 1).
Таблица 1
Вариант блочно-модульной структуры профессионально важных качеств
Б Л О К И
СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДУЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО- ЗНАЧИМЫЕ
Модули и модульные единицы:
Показатели физического здоровья: • Тип телосложения • Рост • Физическое развитие • Избыточный вес • Мышечная сила кисти Аттенционные: • Умение сосредоточиться • Умение быстро переключать внимание • Внимательность Имажинитивные: • Богатое воображение • Способность к активному воображению • Способность к созданию абстрактных образов
Показатели физической работоспособности : • Выносливость • Адаптация к физическим нагрузкам • Физическая работоспособность • Физическая подготовленность Показатели состояния и структуры хронической заболеваемости: • Отсутствие хронических заболеваний • Высокая резистентность к инфекциям Мыслительные: • Умственная работоспособность • Умение быстро осмысливать информацию • Умение работать в дефиците времени • Работоспособность в утреннее и вечернее время • Логическое мышление Эмоциональные: • Уравновешенность • Эмоциональность • Тип ВНД • Спокойствие • Наблюдательность Речевые: • Отсутствие дефектов речи • Культура речи • Тембр голоса Нравственно-эмпатические: • Чувство долга • Ответственность • Способность к состраданию • Деликатность • Чувство справедливости • Уважение к старшим • Требовательность к себе • Чуткость, милосердие • Самопожертвование
Специальные: • Координация движений • Моторика мелких мышц кисти • Тактильная чувствительность • Слух • Зрение • Вестибулярная устойчивость Коммуникативные: • Общительность • Коммуникативность • Умение выслушать собеседника • Умение вызывать к себе расположение • Умение устанавливать психологический контакт • Способность к коллегиальной работе • Уважение к чужому мнению • Корректность в общении • Толерантность Креативные: • Умение быстро приобретать практические навыки • Стремление к самообразованию • Творческий подход к делу • Находчивость • Изучение специальной литературы • Постоянная модернизация знаний • Способность к переучиванию • Способность к экспериментированию • Инициативность
Архитектоника интеграции критериальных единиц профессионального отбора
отражает специфичность профессионально-ролевого репертуара сотрудников органов внутренних дел, содержание которой определяет необходимость оценки показателей психоэмоционального статуса, соматического, а также социальных установок, влияющих прямо или опосредованно на успешность социальной интеракции в рамках подразделений внутренних войск.
Значимость характеристик нравственно-эмпатического модуля определяет ключевые ценности профессии, которые, согласно полученным результатам, для военнослужащих внутренних войск имеют более выраженную альтруистическую ориентацию. Эксплицированные авторами социальные и психологические характеристики профессиональной роли офицера, составляют инвариант его профессиональной компетенции (рис.1), определяющий критериальные требования независимо от профиля деятельности.
Модули
Мыслительный Аттенционный Коммуникативный Мнемический Волевой Нравственно-эмпатийный Креативный Эмоциональный
Рис. 1 Структурно-логическая схема оценки профессионального потенциала офицера МВД в контексте содержания его профессиональной роли
2. Динамическая составляющая профессионального отбора
По своему содержанию профессиональный психологический отбор является пролонгированным процессом и должен включать в себя педагогическую и психологическую коррекцию личности. Реализация этой коррекции осуществляется в процессе обучения и воспитания кандидатов, прошедших отбор. Такая постановка вопроса определяет необходимость периодического анализа величины и направлений трансформации характеристик личности кандидатов. С этой целью используются повторные психологические испытания ограниченного контингента кандидатов, прошедших отбор. Период подобных испытаний определяется параметрами скорости изменения психологических характеристик кандидатов, а их планирование и обработка информации могут быть поручены специалистам из группы профессионального психологического отбора.
Применение программно-алгоритмического комплекса средств профессионального психологического отбора на всех этапах обучения военнослужащих позволяет сформулировать научно обоснованные рекомендации использования их в тех видах деятельности, в которых будет обеспечена максимальная эффективность. Это определяет необходимость включения в систему математических алгоритмов и программ, обеспечивающих выбор для каждого курсанта, прошедшего курс обучения, наиболее рационального вида деятельности в соответствии с его психофизиологическими и профессиональными характеристиками.
Достичь этого можно при выполнении следующих условий.
1. Использованием объективных, независимых от волевой регуляции психодиагностических параметров. Это, прежде всего, показатели нейродинамики и психофизиологии с наибольшим удельным весом генетической детерминанты и дивергентными связями с психологическими параметрами более высокого уровня.
2. Стандартизированными методиками.
3. Возможностью отображения полученных результатов в условных матема-
тических величинах и использованием стандартных программ математической обработки.
4. Формированием математических моделей и алгоритмов процедуры анализа и прогноза профессионального отбора.
Одним из важнейших вопросов, которые необходимо решить для создания унифицированной системы профотбора - это определение параметров, имеющих объективный и универсальный, детерминированный, базовый характер. Нахождение таких параметров выступает обязательным условием формирования оценочного алгоритма прогноза профессионального отбора, а диапазон вариативности, при сохранении качества деятельности, позволяет определить психологическую цену деятельности, которая и является унифицированной оценкой степени пригодности и надежности военнослужащего. Теоретическая модель, предлагаемая в работе, включает ряд категорий диагностических показателей, отражающих все уровни психической регуляции трудовой деятельности:
- основные свойства нервной системы (сила нервной системы, сенситивность, инертность и др.);
- свойства темперамента (активность (моторная и интеллектуальная), эмоциональность и энергичность и др.);
- особенности сенсомоторной координации и двигательной активности (ВР по различным модальностям и др.);
- доминирующий тип мышления и основные личностные характеристики (агрессивность, дружелюбие, коллективизм, продуктивность логического мышления и др.).
Совокупность указанных параметров образует комплексный показатель «психологическая цена за деятельность».
Определенная структура психических качеств определяет качественный уровень выполнения трудовой деятельности.
В рамках представленной работы приняты критерии эффективности труда кандидатов: они должны быть дополнены представлениями об индивидуальной психологической цене деятельности, отражающей совокупность показателей нейродинамики; чувствительности к внешней среде, восприятия, обработки информации; индивидуального стиля и степени обученности в процессе решения одних и тех же задач. Следовательно, профессиональная пригодность специалиста должна оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности, по данным образовательного ценза, по психологическим показателям, по показателям, отражающим социальное лицо претендента, по уровню социальной адаптации. Учитывая специфику интеллектуально и эмоционально напряженной профессиональной деятельности военнослужащих МВД России можно предложить следующую автоматизированную схему процесса построения портрета специалиста в процессе профессионального отбора. В ее основу был положен метод экспертных оценок. Для этого используются опросники, направленные на выявление значимых профессиональных качеств (сенсорно-перциптивных, психомоторных, мнеми-ческих, аттенционных, мыслительных и имажинитивных свойств, а так же свойств нервной системы, особенностей когнитивного стиля и личностных свойств). Следует использовать оценки экспертов для построения эталона.
Следующий этап - это выбор методов диагностики профессионально важных качеств. Это могут быть различные диагностические методики, аппаратные средства диагностики и т.п. Подбор методов диагностики производится в строгом соответствии с полученным эталоном.
Заключительная стадия - комплексная обработка результатов обследования и принятие решения. На этом этапе производится сравнение двух портретов - эталона и реального. Решение о пригодности принимается на основании полученной меры близости между психологическим эталоном специальности и реальным психологическим
портретом претендента. Таким образом, в результате имеются следующие показатели: данные по «резерву» - превышение возможностей обследуемого по отношению к требованиям специальности и данные по «дефициту» - превышение требований специальности по отношению к возможностям обследуемого. Этапность данного подхода наглядно представлена на рис.2.
3
Опрос
экспертов
[(
Подбор методов диагностики
Психодиагно-
стика
персонала
г
Сравнение ПЭС и РПП
РПП
К сооте
)
резерв
дефицит
Примечания: ПВК - профессионально важные качества; ПЭС - психологические эталоны специальности; РПП - реальный психологический портрет.
Рис. 2. Структурная схема системы профотбора
В рамках профессионального психологического отбора и профориентационных мероприятий такой подход позволяет оценить адекватность представлений абитуриента об избранной профессии, прогнозировать успешность его деятельности в будущей профессии, контролировать и корректировать процессе обучения. Так же, выявив дефицит каких-то качеств, необходимых для выбранной специальности, можно помочь их сформировать в рамках профориентационного центра, еще до момента поступления, в период обучения в школе, в старших классах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможности использования предлагаемого подхода достаточно широки. Его можно использовать для профессионального отбора, назначения на должность командира подразделения, ротации кадров, для выбора программ обучения, а также при проведении профориентационных мероприятий.
Для реализации вышеизложенного подхода в структуре МВД необходимо разработать эталоны специальностей, батареи психодиагностических методик, в соответствии с построенными эталонами, и провести экспериментальную проверку адекватности разработанных моделей, алгоритмов и процедур.
В результате это даст возможность оценить и при необходимости скорректировать необходимые качества у старшеклассников, еще до момента поступления в ВУЗ, повысить эффективность обучения в ВУЗе и выпускать более квалифицированных и подготовленных специалистов. Все это в свою очередь качественно изменит работу
психологической службы в системе МВД, и будет способствовать повышению уровня профессионализма самой системы за счет полноценных, добросовестных и заинтересованных в своей работе кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич, К. М. Выбор профессии / К. М. Гуревич. - М. : Мир, 1998. - 215 с.
2. Зинченко, Т.П. Автоматизированная система профессиональной психодиагностики. Психологические исследования / Т.П. Зинченко, А.А. Фрумкин. - СПб. : Речь, 2008. - 213 с.
3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб. : Слово, 2007. - 312 с.
4. Белов, В.Г. Здоровье как основа профессиональной адаптации человека / В.Г. Белов. - СПб. : Пони, 2008. - 251 с.
Контактная информация: my-intemet@mail.ru
УДК 378.02:372.8
МОДЕЛЬ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Анжелика Валерьевна Белозерских, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
Алексеевка
Аннотация
В статье представлена модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников ГПС МЧС России. В процессе проведенного исследования автором выявлена ранговая структура факторов, определяющих эффективность использования блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей у будущих сотрудников ГПС МЧС России. Подтверждена высокая эффективность разработанной модели.
Ключевые слова: блочно-модульное обучение; сотрудники ГПС МЧС России; интеллектуальные способности; профессиональная подготовка.
MODEL OF THE BLOCK-MODULAR TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION FOR THE DEVELOPMENT OF MENTAL ABILITIES TO PROFESSIONAL WORK AMONG THE FUTURE EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA Anzhelika Valerevna Belozerskih, the competitor,
Alekseyevsky branch of the Belgorod State University,
Alekseyevka
Annotation
The article presents the model of block-modular training in higher educational institution for the development of mental abilities to professional activity among the future employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. In the course of the carried out research the author revealed the structure of the factors defining the efficiency of block-modular training implementation in higher educational institution for the development of mental abilities among the future employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The high efficiency of the developed model has been confirmed.
Keywords: block-modular training; employees the state fire service the Ministry of Emergency Situations of Russia; mental abilities; vocational training.
В настоящее время профессиональное образование рассматривается как средство и условие формирования у будущего специалиста ГПС МЧС России интегративного мышления, понимания сущностных основ профессии (концептуальных подходов,