Научная статья на тему 'СИСТЕМА И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

СИСТЕМА И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная педагогика / матрица конкретизации понятия / конструирование / педагогическая технология / professional pedagogy / concept specification matrix / construction / pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

Концептуализация введенных паспортов ученых специальностей осуществлена на основе анализа изменившейся доктрины, обобщения исследовательского опыта научного руководства диссертантами и синтеза уточненных представлений об уровне изысканий в профессиональной педагогике. Актуальность статьи обусловлена востребованностью глубокого постижения методологического значения организации диссертационных исследований в профессиональной педагогике в соответствии принятой 24 февраля 2021 года номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидатов и докторов педагогических наук. Феномен профессиональной педагогики в современной России приобретает более существенное значение в процессе проводимых работ по разработке нового профессионального стандарта для преподавателей всех ступеней образования. Представлено научное обоснование взаимосвязи элементов авторского понимания системы и структуры методологии диссертационных работ, разрабатываемое в течение более двадцати лет научно исследовательской деятельности и являющееся фундаментом научной школы «Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития». Научная школа объединяет ученых и педагогов–исследователей разных ступеней образования: творческих учителей, преподавателей университетов и адъюнктов военных вузов Российской Федерации. Онтологический компонент статьи реализуется посредством понимания проблемы содержания нового паспорта специальности и целью является предложить научным руководителям авторский вариант путей построения методологии. Описаны материалы и методы, прошедшие апробацию в защищенных работах. Методология каждого руководимого диссертационного исследования разрабатывается в ходе познавательного взаимодействия на постоянно действующем и пролонгированном научном семинаре, обсуждается в научном сообществе на конференциях национального и международного уровня. Реализация методологии организуется соискателями ученой степени по месту работы в профессиональной деятельности со студентами / сотрудниками, или по месту службы в образовательной деятельности с курсантами военных вузов. Разработанный автором подход может применяться полностью или частично по разным педагогическим специальностям, так как показал положительный результат при обсуждении в научном сообществе и эффективность в экспериментальной диагностике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM AND STRUCTURE OF THE DISSERT RESEARCH METHODOLOGY IN PROFESSIONAL PEDAGOGY

The conceptualization of the introduced passports of scientists of specialties was carried out on the basis of the analysis of the changed doctrine, generalization of the research experience of scientific leadership of dissertants and synthesis of refined ideas about the level of research in professional pedagogy. The relevance of the article is due to the demand for a deep understanding of the methodological significance of the organization of dissertation research in professional pedagogy in accordance with the nomenclature of scientific specialties adopted on February 24, 2021, in which academic degrees of candidates and doctors of pedagogical sciences are awarded. The phenomenon of professional pedagogy in modern Russia is becoming more significant in the process of ongoing work on the development of a new professional standard for teachers at all levels of education. The scientific substantiation of the interrelation of the elements of the author’s understanding of the system and structure of the methodology of dissertations, developed over more than twenty years of research activity and is the foundation of the scientific school «Professional Pedagogy and education of the society of sustainable development», is presented. The Scientific School unites scientists and research teachers of different levels of education: creative teachers, university teachers and adjuncts of military universities of the Russian Federation. The ontological component of the article is realized by understanding the problem of the content of the new passport of the specialty and the goal is to offer scientific supervisors the author’s version of the ways of constructing the methodology. Materials and methods that have been tested in protected works are described. The methodology of each supervised dissertation research is developed during cognitive interaction at a permanent and prolonged scientific seminar, discussed in the scientific community at national and international conferences. The implementation of the methodology is organized by degree seekers at the place of work in professional activities with students / employees, or at the place of service in educational activities with cadets of military universities. The approach developed by the author can be applied in whole or in part in various pedagogical specialties, as it has shown a positive result during discussion in the scientific community and effectiveness in experimental diagnostics.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СИСТЕМА И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Долинина Ирина Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: 8. professordolinina@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-40-49

Аннотация:

Концептуализация введенных паспортов ученых специальностей осуществлена на основе анализа изменившейся доктрины, обобщения исследовательского опыта научного руководства диссертантами и синтеза уточненных представлений об уровне изысканий в профессиональной педагогике. Актуальность статьи обусловлена востребованностью глубокого постижения методологического значения организации диссертационных исследований в профессиональной педагогике в соответствии принятой 24 февраля 2021 года номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени кандидатов и докторов педагогических наук.

Феномен профессиональной педагогики в современной России приобретает более существенное значение в процессе проводимых работ по разработке нового профессионального стандарта для преподавателей всех ступеней образования.

Представлено научное обоснование взаимосвязи элементов авторского понимания системы и структуры методологии диссертационных работ, разрабатываемое в течение более двадцати лет научно исследовательской деятельности и являющееся фундаментом научной школы «Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития». Научная школа объединяет ученых и педагогов-исследователей разных ступеней образования: творческих учителей, преподавателей университетов и адъюнктов военных вузов Российской Федерации.

Онтологический компонент статьи реализуется посредством понимания проблемы содержания нового паспорта специальности и целью является предложить научным руководителям авторский вариант путей построения методологии. Описаны материалы и методы, прошедшие апробацию в защищенных работах.

Методология каждого руководимого диссертационного исследования разрабатывается в ходе познавательного взаимодействия на постоянно действующем и пролонгированном научном семинаре, обсуждается в научном сообществе на конференциях национального и международного уровня.

Реализация методологии организуется соискателями ученой степени по месту работы в профессиональной деятельности со студентами / сотрудниками, или по месту службы в образовательной деятельности с курсантами военных вузов. Разработанный автором подход может применяться полностью или частично по разным педагогическим специальностям, так как показал положительный результат при обсуждении в научном сообществе и эффективность в экспериментальной диагностике.

Ключевые слова: профессиональная педагогика, матрица конкретизации понятия, конструирование, педагогическая технология.

SYSTEM AND STRUCTURE OF THE DISSERT RESEARCH METHODOLOGY IN PROFESSIONAL PEDAGOGY

Dolinina Irina Gennadievna

Doctor of Pedagogics, Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: 8. professordolinina@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-40-49

Abstract:

The conceptualization of the introduced passports of scientists of specialties was carried out on the basis of the analysis of the changed doctrine, generalization of the research experience of scientific leadership of dissertants and synthesis of refined ideas about the level of research in professional pedagogy. The relevance of the article is due to the demand for a deep understanding of the methodological significance of the organization of dissertation research in professional pedagogy in accordance with the nomenclature of scientific specialties adopted on February 24, 2021, in which academic degrees of candidates and doctors of pedagogical sciences are awarded.

The phenomenon of professional pedagogy in modern Russia is becoming more significant in the process of ongoing work on the development of a new professional standard for teachers at all levels of education.

The scientific substantiation of the interrelation of the elements of the author's understanding of the system and structure of the methodology of dissertations, developed over more than twenty years of research activity and is the foundation of the scientific school «Professional Pedagogy and education of the society of sustainable development», is presented. The Scientific School unites scientists and research teachers of different levels of education: creative teachers, university teachers and adjuncts of military universities of the Russian Federation.

The ontological component of the article is realized by understanding the problem of the content of the new passport of the specialty and the goal is to offer scientific supervisors the author's version of the ways of constructing the methodology. Materials

and methods that have been tested in protected works are described.

The methodology of each supervised dissertation research is developed during cognitive interaction at a permanent and prolonged scientific seminar, discussed in the scientific community at national and international conferences. The implementation of the methodology is organized by degree seekers at the place of work in professional activities with students / employees, or at the place of service in educational activities with cadets of military universities. The approach developed by the author can be applied in whole or in part in various pedagogical specialties, as it has shown a positive result during discussion in the scientific community and effectiveness in experimental diagnostics.

Key words: professional pedagogy, concept specification matrix, construction, pedagogical technology.

На современном этапе реализации диссертационных исследований утверждена новая номенклатура научных специальностей [1]. Закономерно, что на данном этапе развития науки название специальности по профессиональной педагогике теория и методика преобразовалась в методологию и технологию профессионального образования. Нет смысла сравнивать паспорта научных специальностей, «паспорт специальности 5.8.7. в целом содержит те же основные положения, что и раньше, однако он расширен и уточнен по сравнению с предыдущим паспортом, также добавлены современные тенденции и смыслы профессионального образования [2]». Отметим лишь сохранение личностно-деятеятельностного и компетентностного подходов. Положения и формулировки паспорта специальности диссертационных исследований по профессиональной педагогике считаем не столько событием, сколько естественным процессом развития науки.

Ведущее место в каждом из наших исследовании занимало создание методологии, возможно превышая задаваемый регламент специальностью 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, в какой то мере являющимся отражением учения о законах и закономерностях процесса познания, обучения, образования и пути формирования искомых качеств личности обучающихся.

В 2020 году наступил двадцати пятилетний рубеж исследовательской деятельности по направлению «Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития» [3, 4], по которому ведется подготовка кадров высшей квалификации по аккредитованной программе в 2017 году [5, 6].

Возможно предвосхищая события, наиболее разработанные в исследованиях научной школы диссертационные исследования, проводились в соответствии с «паспортом специальности 5.8.7. — Методология и технология профессионального образования: п. 1. Методология исследований проблем профессионального образования, научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования; п. 3. Понятийный аппарат профессионального образования; п. 4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста; п.6. Формирование профессионального мировоззрения; п. 7.

Интеграционные процессы в профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования» [1, 3].

При этом тематика исследований, объединенных общей системой методологии, охватывает широкий спектр педагогических идей: от гражданственности до информационной и техносферной безопасности [7, 8, 9, 10].

Многие годы в педагогической науке ведется дискуссия о понимании сущности методологии исследований.

В трудах одного из корифеев российской педагогики А.М. Новикова понимается, что: «Методология — это учение об организации деятельности» [11]. В.В. Краевский проясняет преобладающую роль практики и ее влияние на теорию, - «предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке» [12].

Основополагающим для нас является классическое понимание термина «методология», позволяющее расставить все точки над <а».

Ориентируемся на позицию В.И. Загвязинского [13], который упорядоченно определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)» [13, 19].

«Путь генерации новых идей мы рассмотрели в двухстороннем воплощении: теоретическую работу - выработку педагогически целесообразных идей, составляющих концепцию исследования и практическую, ориентированную на решение проблемы целенаправленного создания образовательного пространства» [2].

Теоретическая работа проведена как система идеального представления «о предмете исследования, об относительно новом искомом качестве характеристик личности обучающихся, модель, педагогическая технология, практическая -программно-методическое обеспечение, диагностический инструментарий, способный выявить наличие или отсутствие положительной динамики» [13].

Упорядочены элементы исследований, система которых признана научным сообществом посредством публикаций и обсуждений:

1. «Основания методологии - контекст анализ философских, политологических и педагогических знаний для конкретизации основной идеи научной новизны, предмета исследования;

2. Характеристика деятельности: системный анализ, конструирование, выявление особенностей, принципов, условий в образовательном пространстве;

3. Логическая структура деятельности: субъект - субъектное взаимодействие обучающихся и педагога, результат деятельности - подготовленность к реализации основной идеи;

4. Хронологические рамки педагогических исследований отражали программы, содержащие целепологание и диагностические инструменты всех этапов;

5. Педагогическая технология детерминирует концепцию, содержательный и процессуальный компоненты» [19].

Система методологии диссертационных исследований в профессиональной педагогике в нашей теоретической и апробационной работе образует смысловую целостность упорядоченных элементов: уточненный понятийный (категориальный) аппарат, разработанный посредством построения Матрицы базового понятия; концепция, направленная на выполнение государственного и социального заказов; применяемые педагогические принципы и подходы, ценностные ориентации; педагогическую технологию, упорядочивающую обогащенное обучающее содержание, применяемые формы, методы и средства; целенаправленную диагностику по определенным критериям, индикаторам и показателям, отражающую положительную динамику формирования искомого качества личности обучающихся.

Система подчёркивает наличие закономерностей построения, функционирования и развития педагогической теории и практики. Структура методологии задает совокупность устойчивых связей частей и обеспечивает целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Понятийный (категориальный) аппарат профессионального образования обогащается методом конкретизации и синергетический эффект отражается в научной новизне и теоретической значимости исследований.

Алгоритм интеллектуальной работы и упорядоченность структуре научного поиска задает Матрица уточнения, обоснования базового понятия. При детальном рассмотрении работ выявлено, что по своему характеру матрицы детерминированы целевым назначением: семантическая матрица объединяет контексты и смыслы различных наук в новое педагогическое знание; интеграционная матрица, профессионально педагогическая матрица взаимно обуславливает педагогические принципы и подходы с образовательными и профессиональными стандартами; субстанциальная матрица представляет собой две взаимодополняющие и равные по значению части научного педагогического знания [14, 15].

В последовательном выстраивании осуществляется процесс «конструирования, как метод разработки педагогического явления, основной для проведения и уточнения результата уже на ранних стадиях реализации исследования, который дает возможность:

1) выявить зависимость каждого элемента методологии от его места и функций в системе, выделить из них системообразующие - содержание образовательного пространства, понятийный (категориальный) аппарат,

обеспечивающие функционирование и развитие;

2) анализировать, насколько поведение системы обусловлено особенностями педагогических условий;

3) изучить характер иерархичности элементов исследования;

5) обеспечить всестороннее многоаспектное описание системы и ее элементов;

6) рассмотреть разработанную систему как динамичную, развивающуюся целостность»[19].

Идеи педагогической технологии вызвали значительный интерес в нашей стране, как возможность структурировать и обобщить инновационный опыт, начиная приблизительно со средины 80 годов ХХ века.

В настоящее время от этапа творческого эта идея переведена в разряд академических, без которых исследования в области профессиональной педагогики признаны не состоятельными.

«Авторское понимание педагогической технологии реализовано в нескольких диссертационных исследованиях, это: «проектирование и воспроизводство педагогических действий, направленных на достижение целей образования; система воплощения теоретических основ /концепции/ посредством функционирования содержательного и процессуального компонентов»[19], проявляющаяся в положительной динамике от начального уровня к искомому по диагностируемым критериям и показателям достижения конкретного результата в формировании личности обучающихся [16, 17, 18].

Логическим завершением было бы обсуждение разработки контекстной диагностики, однако в объеме статье не представляется возможным раскрыть значимые вопросы диагностирования результатов экспериментальной работы, которые без сомнения не менее важны изложенных положений.

На данном этапе известные ранее константы методологии профессиональной педагогики приобретут новый импульс и динамику развития, что без сомнения обогатит отечественную теорию и практику, методологию и методику образования.

Выражаем надежду, что действенная система методологии с упорядоченной структурой создаст условия для продуктивного развития профессиональной педагогики современной России.

Литература

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093». Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202104060043.

2. Ванягина М. Р., Ванягин В. Е. Новый паспорт научной педагогической специальности по методологии и технологии профессионального образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии.

— 2021. — № 3 (16). — С. 3-8. — URL: https://vestnik-spvi.ru/2021/09/001.pdf.

3. Долинина, И. Г., Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития / И. Г. Долинина // Вестник Ш'ГПУ Серия 1.психологические и педагогические науки.2020, № 2. С.15-16.

4. Долинина, И. Г., Подготовка кадров высшей квалификации: техносферная безопасность и формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся // Вестник Университета Российской академии образования/ И. Г. Долинина. - 2018. — № 4 С.72-79.

5. Dolinina, I. G. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness / I. G. Dolinina, L. K. Geykhman, O. V. Kushnaryova, V. I. Kazarenkov // International Journal of Engineering & Technology.- 7 (4.38) - (2018) - pp. 118 - 121, URL: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24335.

6. Dolinina, I., Khlebnikova, M., Digital Educational Resources in the Professional Activities of Educators. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives». - 25-27 - March 2020,

- St. Petersburg, Russia / Springer Nature Switzerland AG; Ed. Z. Anikina. - Cham : Springer Nature Switzerland AG, 2020. - (Lecture Notes in Networks and Systems, ISSN 2367-3370 ; Vol. 131) https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_77.

7. Dolinina, I. G., Poptcov, A. N., Khamatnurova, E. N. The State of the Problem of Competence Formation to Ensure Technosphere Safety at a Polytechnic University. In: Z. Anikina. (eds) Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 131. - Springer, Cham. - pp. 632-540.

8. Dolinina, I., Sevastyanov, B., Shadrin, R. Development of tools for managing professional risk at enterprises and reducing the possibility of threats to employees' health. - Nexo Revista Cientifica - Vol. 35, No. 01. - pp. 120-132 / Marzo 2022. http: // revistas.uni.edu.ni/index.php / Nexo / index.

9. Долинина, И. Г., Хлебникова, М. А. Модель формирования компетентности информационной безопасности педагогов в процессе повышения квалификации. / И. Г. Долинина, М. А. Хлебникова // Мир науки. Педагогика и психология. -2020 - т. 8, № 3.

10. Долинина, И. Г., Дремина И. А. Оценка уровня профессионализма педагогов в процессе формирования культуры непрерывного образования / И. Г. Долинина, И. А. Дремина// Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. — № 3. — С. 92-98.

11. Новиков А. М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.

12. Краевский В. В. Методология научного исследования. СПб.: СПбГУП, 2001. 148 с.

13. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования

/ В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982.

14. Долинина, И. Г., Кошик, А. В. Педагогическое конструирование матрицы понятий, детерминирующих содержание понятия «социальная ответственность обучающихся политехнического вуза» / И. Г. Долинина, А. В. Кошик // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - №4 (222). - С. 106-110.

15. Долинина, И. Г., Дремина, И. А. Создание семантической матрицы понятия формирование культуры непрерывного образования педагогов. / И. Г. Долинина, И. А. Дремина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. № 2. - С. 43.

16. Долинина И. Г., Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования: моногр. - Пермь, ПГУ, 2011. - 366 с.

17. Долинина, И. Г., Хаматнурова, Е. Н., Попцов, А. Н. Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности // KANT. - 2019. - № 3 (32). - С. 107-110.

18. Долинина И. Г., Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающихся / И.Г. Долинина, О.В. Кушнарева// Гуманизация образования. - 2017. - №4. - С. 85-91.

19. Долинина И. Г., Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа / дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / И. Г. Долинина; УдГУ - Ижевск, 2011. - 528 с. https://www. dissercat.com/content/metodologiya-konstruirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva-politicheskoi-kultury-grazhdansko

References

1. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 24.02.2021 № 118 \»Ob utverzhdenii nomenklatury nauchnyh special'nostej, po kotorym prisuzhdayutsya uchenye stepeni, i vnesenii izmeneniya v Polozhenie o sovete po zashchite dissertacij na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk, na soiskanie uchenoj stepeni doktora nauk, utverzhdennoe prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 10 noyabrya 2017 g. № 1093\».0ficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060043.

2.Vanyagina M. R., Vanyagin V. E. Novyj pasport nauchnoj pedagogicheskoj special'nosti po metodologii i tekhnologii professional'nogo obrazovaniya //Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. — 2021. — № 3 (16). — S. 3-8. — URL: https://vestnik-spvi.ru/2021/09/001.pdf.

3. Dolinina, I. G., Professional'naya pedagogika i obrazovanie obshchestva ustojchivogo razvitiya / I. G. Dolinina // Vestnik PGGPU. Seriya 1.psihologicheskie i pedagogicheskie nauki.2020, № 2. S.15-16.

4. Dolinina, I. G., Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: tekhnosfernaya bezopasnost' i formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti obuchayushchihsya // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya/ I. G. Dolinina. - 2018. — № 4 S.72-79.

5. Dolinina, I. G. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness / I. G. Dolinina, L. K. Geykhman, O. V. Kushnaryova, V. I. Kazarenkov // International Journal of Engineering & Technology.- 7 (4.38) - (2018) - pp. 118 - 121, URL: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24335.

6. Dolinina, I., Khlebnikova, M., Digital Educational Resources in the Professional Activities of Educators. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives : Proceedings of the Conference «Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives». - 25-27 - March 2020, - St. Petersburg, Russia / Springer Nature Switzerland AG; Ed. Z. Anikina. - Cham : Springer Nature Switzerland AG, 2020. - (Lecture Notes in Networks and Systems, ISSN 2367-3370 ; Vol. 131) https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_77.

7. Dolinina, I. G., Poptcov, A. N., Khamatnurova, E. N. The State of the Problem of Competence Formation to Ensure Technosphere Safety at a Polytechnic University. In: Z. Anikina. (eds) Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 131. - Springer, Cham. - pp. 632-540.

8. Dolinina, I., Sevastyanov, B., Shadrin, R. Development of tools for managing professional risk at enterprises and reducing the possibility of threats to employees' health. - Nexo Revista Cientifica - Vol. 35, No. 01. - pp. 120-132 / Marzo 2022. http: // revistas.uni.edu.ni/index.php / Nexo / index.

9. Dolinina, I. G., Dremina I. A. Ocenka urovnya professionalizma pedagogov v processe formirovaniya kul'tury nepreryvnogo obrazovaniya / I. G. Dolinina, I. A. Dremina// Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. — № 3. — S. 92-98.

10. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya. M.: «Egves», 2006. 488 s.

11. Kraevskij V. V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. SPb.: SPbGUP, 2001.

148 s.

12. Zagvyazinskij, V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya / V. I. Zagvyazinskij. - M.: Pedagogika, 1982.

13. Dolinina, I. G., Koshik, A. V. Pedagogicheskoe konstruirovanie matricy ponyatij, determiniruyushchih soderzhanie ponyatiya «social'naya otvetstvennost' obuchayushchihsya politekhnicheskogo vuza» / I. G. Dolinina, A. V. Koshik // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - №4 (222). - S. 106-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Dolinina, I. G., Dremina, I. A. Sozdanie semanticheskoj matricy ponyatiya formirovanie kul'tury nepreryvnogo obrazovaniya pedagogov. / I. G. Dolinina, I. A. Dremina // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2020. - T. 8. № 2. - S. 43.

15. Dolinina I. G., Formirovanie politicheskoj kul'tury: opyt metodologicheskogo konstruirovaniya: monogr. - Perm', PGU, 2011. - 366 s.

16. Dolinina, I. G., Hamatnurova, E. N., Popcov, A. N. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya kompetentnosti obespecheniya tekhnosfernoj bezopasnosti // KANT. - 2019. - № 3 (32). - S. 107-110.

17. Dolinina I. G., Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya risk-orientirovannogo myshleniya obuchayushchihsya / I.G. Dolinina, O.V. Kushnareva//

Gumanizaciya obrazovaniya. - 2017. - №4. - S. 85-91.

18. Dolinina I. G., Metodologiya konstruirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva formirovaniya politicheskoy kul'tury grazhdanskogo tipa / dis. ... dok. ped. nauk: 13.00.01 / I. G. Dolinina; UdGU. - Izhevsk, 2011. - 528 s. https://www.dissercat.com/ content/metodologiya-konstruirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva-politicheskoi-kultury-grazhdansko.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Зимина Наталия Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России (г. Нижний Новгород), е-таИ: n.a.zimina@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-49-61

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи мотивации достижения успеха и эмоционального интеллекта. Мотивация достижения успеха - одна из основных мотиваций человека, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности и характеризующаяся стремлением сделать что-то как можно лучше, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в созидании, достижении, росте и самосовершенствовании. Мотивация достижения

- это сложное когнитивно-аффективное образование. Когнитивные составляющие

- убеждения и оценки субъектом себя в связи осуществляемой деятельностью -изучены достаточно хорошо; эмоциональные компоненты, чаще всего отражающие особенности течения когнитивных и ценностно-целевых процессов, являются производными от них и могут оказывать негативное влияние на мотивационный процесс. Практическая часть исследования проходила при помощи опросника на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, методики диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса и методики исследования уровня притязаний Шварцландера. Для обработки полученных результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 121 студент (53 мужчины и 68 женщин) Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в возрасте от 19 до 23 лет. Полученные в исследовании результаты показывают, что мотивации достижения успеха имеет взаимосвязь с внутриличностным эмоциональным интеллектом (пониманием и управлением своими эмоциями) и частично с межличностным (управлением чужими эмоциями). Чем больше субъект осознает свои эмоциональные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.