Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА / CULTURE OF CONTINUING EDUCATION OF A TEACHER / SUBJECTNESS / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TEACHER EDUCATION / FORMATION OF A CULTURE OF CONTINUING EDUCATION OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дремина Инга Анатольевна, Долинина Ирина Геннадьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье представлена проблема недостаточной подготовленности педагогических работников к реализации субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования в системе повышения квалификации. Своевременность исследования обусловлена решением задач федерального проекта «Учитель будущего» в части обеспечения научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Цель исследования: разработать и теоретически обосновать этапы и компоненты методики проектирования и реализации индивидуальной траектории образования педагогов как показателя проявления субъектной позиции. Методология (материалы и методы). В основу исследования легли основные положения культурологического и деятельностного подходов. Решение теоретических и практических задач исследования базируются на основе анализа философской и педагогической литературы, применяется метод интеллектуального конструирования и моделирования. Результаты. С позиции теории культуры определены структурные компоненты процесса непрерывного образования педагога. Уточнено понятие «формирование культуры непрерывного образования педагога». Определены уровни (необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный) и характеристики изучаемого явления. Выделены компоненты структурно-динамической модели процесса формирования изучаемого феномена. Представлена реализация индивидуальной траектории образования педагогов как педагогическое условие, обеспечивающее развитие субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE SUBJECT POSITION IN THE PROCESS OF FORMING A CULTURE OF CONTINUOUS EDUCATION OF TEACHERS

The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes the problem of insufficient preparedness of teachers to implement the subjective position in the process of the formation of a continuing education culture in the continuing education system. The timeliness of the research is due to the solution of the tasks of the federal project “Teacher of the Future” in terms of providing scientific and methodological support for the continuous professional growth of teachers in the implementation of individual educational routes. The goal of the research: to develop and theoretically substantiate the stages and components of the methodology for designing and implementing an individual educational path for educators as an indicator of the manifestation of subjective position. Methodology (materials and methods). The study was based on the main provisions of the cult urological and activity approaches. The solution of theoretical and practical research problems is based on the analysis of pedagogical and philosophical literature, intellectual design and modeling. Results: From the position of the theory of culture, the structural components of the process of lifelong education of the teacher are determined. The concept of “the formation of a teacher's continuing education culture” has been clarified. The levels (necessary, sufficient, optimal, progressive) and the characteristics of the studied phenomenon are determined. The components of the structural-dynamic model of the process of formation of the studied phenomenon are highlighted. A methodology for the implementation of the individual trajectory of education of teachers is presented as a pedagogical condition that ensures the development of the subjective position in the process of the formation of a culture of continuing education.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 37.013.43+378.091.398

Реализация субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования педагогов

И. А. Дремина

https://orcid.org/0000-0001-5855-9788 dryominasc80@yandex.ru

И. Г. Долинина

https://orcid.org/0000-0003-1542-9427 irina_edu@mail.ru

Implementation of the subject position in the process of forming a culture of continuous education of teachers

I. A. Dremina I. С. Dolinina

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье представлена проблема недостаточной подготовленности педагогических работников к реализации субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования в системе повышения квалификации. Своевременность исследования обусловлена решением задач федерального проекта «Учитель будущего» в части обеспечения научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать этапы и компоненты методики проектирования и реализации индивидуальной траектории образования педагогов как показателя проявления субъектной позиции.

Методология (материалы и методы).

В основу исследования легли основные положения культурологического и деятельностного подходов. Решение теоретических и практиче-

ских задач исследования базируются на основе анализа философской и педагогической литературы, применяется метод интеллектуального конструирования и моделирования.

Результаты. С позиции теории культуры определены структурные компоненты процесса непрерывного образования педагога. Уточнено понятие «формирование культуры непрерывного образования педагога». Определены уровни (необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный) и характеристики изучаемого явления. Выделены компоненты структурно-динамической модели процесса формирования изучаемого феномена. Представлена реализация индивидуальной траектории образования педагогов как педагогическое условие, обеспечивающее развитие субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes the problem of insufficient preparedness of teachers to implement the subjective position in the process of the for-

mation of a continuing education culture in the continuing education system. The timeliness of the research is due to the solution of the tasks of the federal project "Teacher of the Future " in terms of providing scientific and methodological support for the continuous professional growth of teachers in the implementation of individual educational routes.

The goal of the research: to develop and theoretically substantiate the stages and components of the methodology for designing and implementing an individual educational path for educators as an indicator of the manifestation of subjective position.

Methodology (materials and methods). The study was based on the main provisions of the cult urologi-cal and activity approaches. The solution of theoretical and practical research problems is based on the analysis of pedagogical and philosophical literature, intellectual design and modeling.

Results: From the position of the theory of culture, the structural components of the process of lifelong education of the teacher are determined. The concept of "the formation of a teacher's continuing education culture " has been clarified. The levels (necessary, sufficient, optimal, progressive) and the characteristics of the studied phenomenon are determined. The components of the structural-dynamic model of the process of formation of the studied phenomenon are highlighted. A methodology for the implementation of the individual trajectory of education of teachers is presented as a pedagogical condition that ensures the development of the subjective position in the process of the formation of a culture of continuing education.

Ключевые слова: культура непрерывного образования педагога, субъектность, профессиональная компетентность, индивидуальная траектория образования педагога, формирование культуры непрерывного образования педагога.

Keywords: culture of continuing education of a teacher, subjectness, professional competence, individual trajectory of teacher education, formation of a culture of continuing education of a teacher.

Введение

В современном мире непрерывное образование взрослых в международных и национальных государственных нормативных документах осмыслено как требование времени. Феномен

получил широкое распространение и толкование, что позволило нам на основе его изучения рассматривать сущность процесса как личностное и профессиональное становление личности педагогов в течение всей профессиональной карьеры1. Далеко в прошлом остался учитель со слабо выраженной потребностью в профессиональном и личностном росте, ориентированный на репродуктивный уровень исполнения нормативов и методических указаний, формальное повышение квалификации один раз в три года по требованию администрации.

Процесс повышения квалификации педагогов понимается нами как гибкая система многообразия уровней и форм обучения, формирующая опыт непрерывного образования, навыков профессионального общения, сетевого сотрудничества и коллективной деятельности.

Принятие педагогами идеи непрерывности образования открывает перспективы ученичества на протяжении всей профессиональной карьеры, что, в свою очередь, развивает способности к умению определять место и форму обучения, понимать актуальность получаемого знания и возможности его использования в образовательной практике, конструировать и оформлять индивидуальную образовательную траекторию, преодолевать барьеры и препятствия в развитии профессиональной компетентности, т. е. формирует субъектность как личностное качество.

Вслед за Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Код-жаспировым понятие субъектность в профессиональном образовании рассматриваем как «качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет собственным действиям, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни»2.

1 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Москва, 2015 г. URL: http://ipk.bspu.ru/ sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_ obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf (дата обращения: 03.01.2020).

2 Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Москва : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. С. 247.

Исследование становления субъектности личности педагогов в процессе повышения квалификации проводилось на протяжении трех лет в ГАУ ДПО «Институте развития образования Пермского края».

Промежуточными выводами исследования считаем положения о том, что процесс формирования культуры непрерывного образования в системе повышения квалификации базируется на становлении и развитии субъектности педагогов.

В связи с этим необходимо выделить теоретические и методологические обоснования исследуемого явления и разработать пути реализации индивидуальной траектории образования как показателя уровня культуры непрерывного образования педагогов.

Процесс формирования культуры непрерывного образования педагогов - это переход к субъектной позиции на основе специальный знаний, ценностных ориентаций и приобретенного опыта саморазвития в решении профессионально значимых задач.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современное понимание феномена непрерывности личностного и профессионального развития представлено в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года и отражает процессы профессионального роста и самосовершенствования граждан [1, с. 126]. Результаты исследований, проведенных среди обучающихся на курсах повышения квалификации ГАУ ДПО «Института развития образования Пермского края» в 2018 году, показали, что более 80% педагогических работников испытывают затруднения в реализации субъектной позиции в конструировании индивидуальной траектории образования. Индивидуальная траектория образования - процесс и результат самостоятельного плана учебных действий педагога при решении личностно значимых педагогических задач по саморазвитию и самокоррекции.

Недостаточная исследованность феномена непрерывности образования в педагогической практике с позиции теории культуры привела нас к необходимости:

- выявления и разработки структурных элементов и понятия культуры непрерывного образования педагогов;

- определения принципов формирования культуры непрерывного образования педагогов;

- создания методического обеспечения формирования культуры непрерывного образования педагогов в процессе повышения квалификации как механизма усиления их субъектной позиции;

- обоснования уровней и характеристик результатов целенаправленного педагогического воздействия.

Анализ научно-теоретической литературы теории непрерывного образования взрослых и практический опыт позволили нам сформулировать проблему, которая заключается в недостаточной подготовленности педагогических работников к реализации субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования. Поэтому целью данного исследования стала разработка и теоретическое обоснование методического обеспечения реализации индивидуальной траектории образования педагога в контексте формирования культуры непрерывного образования как показателя его субъектной позиции педагогов.

Становится очевидным, что индивидуализация непрерывности образования педагогов в условиях доступности научных и методических материалов будет обеспечена информационными ресурсами в том случае, если субъектность является частью общей профессиональной культуры их личности. Целенаправленный процесс повышения квалификации должен создавать условия и позитивно влиять на становление субъектности педагога в конструировании и реализации индивидуальной траектории образования и задавать высокое качество культуры профессиональной деятельности педагога [2]. Данное направление научного исследования становится особенно актуальным в контексте реализации федерального проекта «Учитель будущего» в части обеспечения научно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в реализации индивидуальных образовательных марш-рутов3.

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. URL:

http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsI miNyGh0vKn0SjSAF.pdf (дата обращения: 12.01.2020).

Обзор литературы. Определяя процесс формирования культуры образования педагога как непрерывный и развивающийся, мы сталкиваем с противоречием, определяемым в трудах древнегреческих философов в том, что процесс развития всегда сочетает в себе единство категорий прерывности и непрерывности, превращаясь в скачок и преемственность.

В контексте исследования непрерывность считаем приемлемым рассматривать как показатель устойчивости во взаимосвязи и взаимообусловленности элементов изучаемого явления, а прерывность - в качестве перехода процессов в новое качество, что порождает возможность дополнения и взаимозамены отдель-

4

ных элементов .

Также учитываем, что принцип «обучения на протяжении всей жизни» как процесс обучения в определенные жизненные периоды может носить латентный, нелинейный характер и даже прерываться. Поэтому категория непрерывности процесса образования педагогов понимается нами как совокупность относительно устойчивой и изменчивой системы.

Гносеологические основы понятия «культура непрерывного образования педагогов» нередко привлекают внимание ученых.

Так, ученый-исследователь И. Г. Долинина объясняет междисциплинарное понятие «культура» как систему исторически развивающихся надбиологических программ деятельности человека, его поведения и общения, которые являются условием изменения социальной жизни. Анализ позиции ученого позволяет понять, что культура определяет особенности поведения, сознания и деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни [3; 4].

Философским основанием понятия «культура непрерывного образования педагогов» выступают положения И. Г. Долиной, И. А. Колесниковой о том, что это интегративная динамическая характеристика способности личности обучающего к развитию через взаимосвязь образовательных практик, обладающая характеристиками: различные виды и формы профессионального взаимодействия; индивидуальные способы мышления, осознанные профессиональные интересы и ценности, основанные на

4 Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1983. С 406.

фундаментальных знаниях; программы деятельности, поведения и общения на основе процессов интериоризации5.

Для теоретического обоснования исследования наиболее целесообразным определен подход А. М. Новикова, который рассматривает культуру и образование в виде двух взаимодополняющих друг друга явлений. Система законов педагогики определяется наследованием культуры, социализацией, последовательностью, самоопределением [2, с. 369-370].

Для ограничения предметной области понятия «культура непрерывного образования педагогов» на основе концептуальных позиций И. Г. Долининой, И. А. Колесниковой, А. Н. Новикова, А. В. Смирнова выделим необходимые педагогические принципы [3; 4; 5, с. 1-17; 6; 7, с. 331-337].

Принцип опережающего развития выступает в роли приоритета развивающих функций непрерывного образования педагога в современных условиях и долгосрочной перспективы самореализации личности в профессии.

Принцип системности и непрерывности определяет сущность развития изучаемого феномена.

Принцип субъектности ориентирует на развитие центральной категории непрерывного образования - развитие внутренних ресурсов личности педагога - субъекта профессиональной деятельности.

Принцип культуросозидающей креативности позволяет педагогу реализовать творческую деятельность для создания инновационных образовательных продуктов. В процессе повышения квалификации педагог включается в проектную деятельность, разрабатывая и внедряя в практику оригинальные образовательные продукты, новые образовательные модели и системы.

Принцип гуманизации непрерывного образования выражается в ориентации на присвоение личностью общечеловеческих ценностей и идеалов. Достижения духовного развития челове-

5 Колесникова И. А. Культура непрерывного образования: к основанию понятия // Научный электронный ежеквартальный журнал. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (5), 2014. С. 1-17. URL: https://lll21 .petrsu.ru/journal/artide.php?id=2261 (дата обращения: 19.01.2019).

чества становятся частью образовательной деятельности.

Принцип демократизма и открытости непрерывного образования определяется его открытостью, доступностью для каждого, предоставление равных возможностей для образования всем педагогам без исключения. Открытость - это возможность вводить в случае необходимости новые элементы, гласность и свободный доступ каждого к актуальной информации.

Принцип акмеологической направленности проявляется в постоянном развитии и обогащении творческого потенциала педагога, мотивации достижений, стремлении к высокому качеству образовательных результатов, ориентирует на реализацию субъектной позиции.

Принцип аксиологизации выражается в осмыслении ценностей саморазвития и самореализации, профессиональных интересов.

На основе гносеологического принципа дополнительности, считаем возможным уточнить понятие «культура непрерывного образования педагогов» как интегративную характеристику развивающейся личности, владеющую способностью к определению цели, направлений, форм (формальных, неформальных, инфор-мальных) и методов самообучения на основе профессиональных интересов и ценностей, оценки своего уровня профессионализма для постоянного развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач [2, с. 370-371]. Необходимость решения профессионально значимых задач мотивирует педагога постоянно учиться и осваивать новые способы действий.

Понятие «формирование культуры непрерывного образования педагогов» понимаем как целостный процесс организованного и управляемого развития профессиональной компетентности педагога в решении конкретных педагогических задач, проявляющийся в способности личности к определению цели обучения на основе профессиональных интересов и ценностей, содержания, форм и методов обучения, оцениванию динамики своего уровня профессионализма [8, с. 6-7].

Обобщение сущностных характеристик культуры непрерывного образования педагогов привело нас к выделению структурных элементов педагогического феномена [2; 9, с. 57-65]:

- наращивание профессиональной и личностной компетентности в вопросах технологичности реализации образовательной деятельности и получение дополнительной специализации;

- осмысленность поведения, сферы общения и взаимодействия в профессиональной сфере;

- самоменеджмент личностного и профессионального развития;

- обобщение успешного опыта и передача мастерства в педагогической среде;

- сохранение и поддержка своего физического и психического здоровья в условиях обучения.

Другое значимое понятие исследования - это профессионализм. В интерпретации С. А. Дру-жилова рассматриваем профессионализм как свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Профессиональную компетентность определяем как «многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации и ин-тегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)» [10, с. 26-44].

Методология. Материалы и методы

Решение поставленных задач базируется на теории о сущности методологии В. И. Загвя-зинского как учения о педагогическом познании, которое включает структуру и функции педагогической проблематики, ключевые, философские, общенаучные и педагогические положения, учение о методах педагогического познания [11].

Среди методов разработки понятия «культура непрерывного образования педагога» выделяем такие, как изучение и анализ философской и педагогической литературы, отдельных фактов и явлений, интеллектуальное конструирование модели.

Решение теоретических и практических задач педагогического исследования в выявлении сущности, компонентов и взаимосвязей культуры непрерывного образования, процесса формирования данного педагогического феномена мы связываем с методом моделирования. Данный метод научного исследования основан

на построении и изучении модели с целью получения новых знаний, выявления новых характеристик систем или управления ими.

Результаты и их описание

Опытно-экспериментальной базой исследования были ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», общеобразовательные организации Пермского края, где в разных формах осуществляется процесс повышения квалификации: курсы повышения квалификации, образовательные сессии, практико-ориентированные и проектные семинары, экспедиционные выездные школы, форумы молодых педагогов и другие.

Для усиления процесса и результатов исследования нами разработана структурно-динамическая модель формирования культуры непрерывного образования педагогов, которая позволила систематизировать конкретные составляющие изучаемого явления на основе теоретических положений, воспроизвести и описать динамику педагогического процесса.

Модель включает нормативно-целевой, предметно-деятельностный, процессуальный и оценочно-рефлексный взаимосвязанные компоненты.

Формирование культуры непрерывного образования педагогов подразумевает изменение значимых уровней в результате осознанной целенаправленной активности, что обеспечивает педагогам осуществление функций самоанализа, самоопределения и самореализации в профессиональной деятельности.

Динамика индивидуального уровня культуры непрерывного образования педагога - это совокупный результат обучения, представляющий собой комплексную оценку освоенного опыта, теоретических знаний и конвенционального поведения в педагогической среде.

Для оценки динамики сформированности культуры непрерывного образования педагогов определены следующие уровни и их характеристики:

- необходимый уровень: педагоги за основу профессиональной деятельности принимают личный опыт; формально повышают квалификацию согласно нормативам федерального законодательства; осуществляют профессиональную деятельность на репродуктивном уровне с опорой на методические указания, рекомендации; достижения передового педагогического опыта

используют в том случае, если он подробно описан и широко используется коллегами;

- достаточный уровень: педагоги с внешней помощью определяют личностные смыслы и ценностные аспекты профессиональной деятельности; с внешней помощью анализируют теорию и практику собственной профессиональной деятельности; разрабатывают и реали-зовывают индивидуальную траекторию образования в процессе повышения квалификации; разрабатывают продукты методической, проектной деятельности и представляют результаты в процессе повышения квалификации;

- оптимальный уровень: педагоги оценивают уровень своего профессионализма и определяют задачи непрерывного личностно-профессионального развития; осуществляют самоменеджмент профессионального развития посредством реализации индивидуальной траектории образования; реализуют методическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность в творческих группах; представляют коллегам индивидуальную педагогическую систему; имеют публикации в системах РИНЦ и ВАК;

- прогрессивный уровень: у педагогов сформированы цели собственной научно-исследовательской и инновационной деятельности; осуществляют самоменеджмент в реализации и внедрении научных исследований; являются внештатными сотрудниками организаций дополнительного профессионального образования, тьюторами/наставниками молодых педагогических кадров; имеют статус эксперта в определенной предметной области, публикации ВАК, РИНЦ, результаты научно-исследовательской деятельности обсуждают в научном сообществе.

Реализация индивидуальной траектории образования в процессе формирования культуры непрерывного развития педагога - многогранный процесс, содержащий: ориентировочно-ценностный, деятельностный, оценочный этапы и систему компонентов - мотивационно-ценностный, целевой, диагностико-аналити-ческий, организационно-содержательный, процессуальный, аналитико-результативный.

Методика реализации индивидуальной траектории образования (ИТО) в формировании культуры непрерывного образования педагога может быть представлена следующим образом.

А

ЧИППКРО

Таблица 1

Структурные компоненты методики реализации индивидуальной траектории

образования педагогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап Компонент Содержание компонента

Мотивационно- - определение личностных смыслов профессиональной деятельности

■ о ® 5« ценностный

О й й И 2 н к и Целевой - определение образовательных запросов и постановка дальнейших задач непрерывного личностно-профессионального развития; - формулирование темы методической (научно-исследовательской) дея-

<и <и тельности;

о - определение результатов методической (научно-исследовательской, проектной) деятельности

Диагностико- - самооценка профессиональных затруднений;

аналитический - мониторинг динамики развития личного уровня профессионализма;

« - мониторинг динамики развития личного уровня культуры непрерывного образования; - определение вида и формы повышения квалификации в соответствии с уровнем профессионализма

и н о о и е <и <и Организационно -содержательный - выбор формы повышения квалификации; - определение условий, сроков, уровня обучения (повышения квалификации);

- согласование с руководителем организации индивидуального плана непрерывного обучения

Процессуальный - конструирование индивидуальной траектории образования (ИТО) в форме плана; - реализация методической, научно-исследовательской, проектной деятельности; - создание новых образовательных продуктов; - оформление результатов деятельности

« Аналитико- - обобщение и представление результатов в профессиональной среде;

И ¡Г О и <и Я О результативный - использование успешного опыта в образовательной практике

Таблица 2

Структура открытых вопросов, раскрывающих сущность компонентов методики реализации индивидуальной траектории образования педагогов

Компоненты Открытые вопросы, раскрывающие сущность компонентов методики

Мотивационно-ценностный - Что мне интересно делать на работе больше всего (на уроке и вне урока)? - Что у меня получается в профессии лучшего всего (на уроке и вне урока)? - Чему самому важному посредством своего предмета я учу своих учеников? - В чем я уверен/убежден как педагог?

Целевой - Какой конкретный аспект профессиональной деятельности (предмет) и в какой области (объект) я планирую изучить (разработать, исследовать, апробировать)? - Какой результат предполагаю получить в итоге реализации методической (научно -исследовательской, проектной) деятельности?

Диагностико-аналитический - Кто я, как педагог? Что я умею, как педагог? Какой мой актуальный уровень профессионализма?

Компоненты Открытые вопросы, раскрывающие сущность компонентов методики

- С чем и когда в профессиональной деятельности у меня возникают трудности? - Как на основе карты самооценки профессионализма педагога я могу оценить уровень профессионального развития? - Как я пойму динамику развития личного уровня культуры непрерывного образования? - Что мне надо сделать, чтобы продвинуться дальше? - Каким образом я буду развивать дальше профессиональную компетентность? - Какие стратегии непрерывного образования в развитии профессионализма на основе методического конструктора я выбираю?

Организацио нно-содержательный - В какие сроки и где планируется обучение? - Какие это будут образовательные события? - Как руководитель узнает о моих образовательных планах?

Процессуальный - В какой форме и как я оформлю индивидуальный план обучения? - Как я реализую методическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность? - Как я создам методические, научно-исследовательские, проектные продукты? Кто может быть моим консультантом? - Как я технологично представлю коллегам процесс и результаты своей профессиональной деятельности? - Как я оформлю выводы? - Кому, когда и где я представлю свои образовательные продукты (успешный опыт, результаты)? - В каком виде я представлю продукты результативной деятельности?

Аналитико-результативный - Почему коллегам будет важно услышать (прочитать) представленный мой опыт? - Что ценного коллеги могут понять для себя? - Как дальше я могу развивать полученные выводы? Где могу использовать разработанные продукты?

Однако не всегда уровень методической компетентности педагога позволяет реализовать модели методик педагогических процессов и явлений.

Разработанная и апробированная нами система открытых вопросов, способствующих пониманию педагогом сущности содержания компонентов траектории образования, может быть представлена в виде схемы.

Эти вопросы мы рассматривали как средство активизации познавательной деятельности и обращение, требующее ответа, раскрывающего сущность методики. Тип вопросов определили как рефлексивный, помогающий осознать свои профессиональные действия, планировать и согласовывать цели, выстраивать планы жизни, то есть развивать личностную субъектность.

Обсуждение

Определяя комплекс педагогических условий, реализующих субъектную позицию педагога в процессе формирования культуры непрерывного образования, выделим теоретические подходы к определению понятия.

В нашем исследовании, опираясь на трактовки В. И. Андреева, Н. М. Борытко, И. Г. Долининой, под педагогическими условиями мы понимаем комплекс необходимых мер, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, обеспечивающих успешность реализации субъектной позиции педагога в процессе формирования культуры непрерывного образования [3].

Комплекс педагогических условий, реализующих субъектную позицию педагога в процессе повышения квалификации, мы рассматриваем как совокупность сконструированных и взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению индивидуального уровня культуры непрерывного образования педагогов.

На основе специфики изучаемого процесса, научного аппарата исследования, перспективы развития теории и практики в исследуемой сфере, результатов апробации и внедрения в практическую деятельность методики считаем приемлемым определить комплекс педагогиче-

ских условий, реализующих субъектную позицию педагогов в процессе формирования культуры непрерывного образования, следующим образом:

- овладение педагогами в процессе повышения квалификации методическим инструментарием по самооценке профессиональных затруднений и определению образовательных запросов для постановки дальнейших задач непрерывного развития;

- освоение педагогами приемов конструирования и реализации индивидуальной траектории образования в процессе повышения квалификации на основе ценностно-смыслового согласования цели, результатов, содержания обучения и рефлексивных процедур;

- организация профессионального взаимодействия педагогов, разработка и презентация новых образовательных продуктов в процессе повышения квалификации и внедрение в практическое использование личного успешного педагогического опыта.

Заключение

Методологической основой представленного процесса развития культуры непрерывного образования педагогов, направленного на развитие субъектной позиции педагогов, является философский закон развития систем, который предусматривает последовательные уровни развития: возникновение, становление, период зрелости, преобразование [12]. Экспериментальные исследования подтвердили, что выявленные уровни культуры непрерывного образования педагогов (необходимый, достаточный, оптимальный, прогрессивный) взаимосвязаны друг с другом и соответствуют уровням развития систем. Каждый предыдущий уровень обуславливает последующий, входя в его состав, уточняет динамику развития характеристик исследуемых процессов и явлений.

На уровне содержания комплекс педагогических условий, формирующих культуру непрерывного образования педагогов в процессе повышения квалификации, отражает направленность обучения на развитие субъектной позиции и становится важным показателем в реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Реализация индивидуальной траектории образования (ИТО) в контексте структурно -динамической модели формирования культуры

непрерывного образования предоставляет педагогу возможность научиться отдавать отчет собственным действиям, быть стратегом профессиональной деятельности, определять и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни, что в конечном итоге актуализирует субъектную позицию и позволяет развивать динамику уровней культуры непрерывного образования. Теоретическое обоснование педагогических условий, формирующих культуру непрерывного образования в процессе повышения квалификации, закладываю основу для дальнейших эмпирических исследований в аспекте освоения приемов и способов конструирования и реализации индивидуальной траектории образования.

Библиографический список:

1. Дремина, И. А. Современные подходы к непрерывному образованию в системе повышения квалификации педагогов. Тенденции развития высшего образования в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции, Сочи, 10 сентября 2019 года / И. А. Дремина, И. Г. Долинина. -Текст : непосредственный. - Сочи : ОЧУВО Международный инновационный университет, 2019. - 236 с.

2. Дремина, И. А. Формирование культуры непрерывного образования педагога в системе повышения квалификации / И. А. Дремина. -Текст : непосредственный // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы XII Межд. научно-практ. конф. Москва, РУДН, 28-29 марта 2019 г. : в 2 ч. - Москва : РУДН, 2019. - С. 367-373.

3. Долинина, И. Г. Формирование политической культуры / И. Г. Долинина. - Пермь, 2009. - 320 с. - Текст : непосредственный.

4. Долинина, И. Г. Формирование политической культуры учащихся : монография / И. Г. Долинина. - Пермь : Перм. гос. ун-т, 2008. - 328 с.

5. Колесникова, И. А. Культура непрерывного образования: к основанию понятия / И. А. Колесникова. - Текст : электронный // Непрерывное образование: XXI век : научный электронный ежеквартальный журнал. - 2014. - Выпуск 1 (5). -С. 1-17. - URL: https:Ml21.petrsu.ru/journal/article. php?id=2261 (дата обращения: 19.01.2019).

6. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. - Москва : Эгвес, 2000. - 272 с. - Текст : непосредственный.

7. Смирнов, А. В. Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования / А. В. Смирнов. -Текст : непосредственный // Вестник ОГУ. -2011. - № 2 (121) / февраль. - С. 331-337.

8. Дремина, И. А. Формирование культуры непрерывного образования педагога / И. А. Дремина // Проблемы методологии педагогического исследования : материалы межрегионального науч.-практ. семинара ; под ред. д. п. н., проф. Г. С. Трофимовой - Ижевск : Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. - 28 с. - Текст : непосредственный.

9. Симонова, А. А. Самоменеджмент как технология управления и саморазвития педагога / А. А. Симонова. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании : журнал для педагогов и руководителей образовательных учреждений. -2019. - № 2 (62). - С. 57-65.

10. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / C. А. Дружилов. -Текст : непосредственный // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. - №. 8. - С. 26-44.

11. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвя-зинский. - Москва : Педагогика, 1982. - Текст : непосредственный.

12. Аверьянов, А. В. Система: философская категория и реальность / А. Н. Аверьянов. -Москва : Мысль, 1976. - 188 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Dremina I. A., Dolinina I. G. Modern approaches to lifelong education in the system of continuing education of teachers [Sovremennye podhody k nepreryvnomu obrazovaniyu v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov], Trends in the development of higher education in the modern world: proceedings of articles of the International Scientific and Practical Conference, Sochi, International University of Innovation, 2019, p. 236.

2. Dremina I. A. Formation of a teacher's continuing education culture in a continuing education system [Formirovanie kul'tury nepreryvnogo obra-

zovaniya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii], Higher school: experience, problems, prospects: proceedings of the XII International scientific and practical conferetion, Moscow, RUDN University, March 28-29, 2019, pp. 367-373.

3. Dolinina I. G. The Formation ofpolitical culture [Formirovanie politicheskoj kul'tury], Perm 2009.320 p.

4. Dolinina I. G. Formation of students' political culture: monograph [Formirovaniye politich-eskoy kul'tury uchashchikhsya: monografiya], Perm State University, 2009. 328 p.

5. Kolesnikova I. A. Culture of continuous education: to the basis of the concept [Kul'tura nepreryvnogo obrazovaniya: k osnovaniyu ponyatiya], Scientific electronic quarterly journal. Continuing Education: XXI Century, Issue 1 (5), 2014, pp. 1-17. Available at: https:/M21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2261 (accessed date: 01/19/2019).

6. Dremina I. A. Formation of a teacher's continuing education culture in a continuing education system [Rossijskoe obrazovanie v novoj epohe], Higher school: experience, problems, prospects: proceedings of the XII International scientific and practical confer-etion, Moscow, RUDN University, 2019, pp. 367-373.

7. Smirnov A. V. Conceptual basis of acmeo-logical strategy for the development of continuing education system [Konceptual'nye osnovy akmeo-logicheskoj strategii razvitiya sistemy nepreryv-nogo obrazovaniya], Bulletin of Orenburg State University, No. 2 (121), 2011, pp. 331-337.

8. Dremina I. A. Formation of the culture of continuous education of a teacher. Problems ofpedagogi-cal research methodology: materials of interregional scientific and practical seminar [Formirovanie kul'tury nepreryvnogo obrazovaniya pedagoga. Problemy metodologii pedagogicheskogo issledovaniya: materi-aly mezhregional'nogo nauch.-prakt. seminara], Izhevsk: Publishing Centre "Udmurt University", 2019. 28 p.

9. Simonova A. A. Self-management as a technology of management and self-development of a teacher. Innovative projects and programs in education [Samomenedzhment kak tekhnologiya up-ravleniya i samorazvitiya pedagoga. Inno-vacionnye proekty i programmy v obrazovanii], Jornal for teachers and scientific educational institutions, No. 2 (62), 2019, pp. 57-65.

10. Druzhilv S. A. Professional competence and professionalism of a teacher: a psychological

approach. Siberia. Philosophy. Education [Profes-sional'naya kompetentnost' i professionalizm peda-goga: psihologicheskij podhod. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie], Scientific and journalistic almanac, Russian authors society, Institute for Advanced Studies of Teachers, Novokuznetsk, Issue 8, 2005, pp.26-44.

11. Zagvyazinsky V. I. Methodology and methodology of didactic research [Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya], Moscow, 1982.

12. Averyanov A. V. System: philosophical category and reality [Sistema: filosofskaya kate-goriya i real'nost'], Moscow, 1976. 188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.