Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

СОЗДАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА / КУЛЬТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА / SEMANTIC MATRIX / CULTURE OF CONTINUING EDUCATION OF A TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF CONTINUOUS EDUCATION OF THE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дремина Инга Анатольевна, Долинина Ирина Геннадьевна

Актуальность статьи заключается в разработке семантической матрицы понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов». Матричный анализ базовых и производных понятий произведен на основе изучения педагогической и философской литературы, отдельных фактов и явлений, моделирования, интеллектуального и графического конструирования. Уточнено современное понимание непрерывности образования на основе актуальных нормативных документов. С позиции теории культуры определены структурные компоненты и принципы формирования непрерывного образования педагога. Раскрывается наполнение категориального аппарата, необходимого для решения основных задач исследования. Через методы интеллектуального и графического конструирования представлена семантическая матрица понятия «формирование культуры непрерывного образования педагога».Выделенные когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты понятия позволяют выделить критерии оценки изменений значимых уровней культуры непрерывного образования педагогов как результата осознанной целенаправленной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дремина Инга Анатольевна, Долинина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A SEMANTIC CONCEPT MATRIXFORMATION OF CULTURE OF CONTINUOUS EDUCATION OF TEACHERS

The relevance of the article lies in the development of a semantic matrix of the concept of “the formation of a culture of continuing education of teachers”. The matrix analysis of basic and derivative concepts is based on the study of pedagogical and philosophical literature, individual facts and phenomena, modeling, intellectual and graphic design. The modern understanding of the continuity of education on the basis of relevant regulatory documents has been clarified. From the standpoint of the theory of culture, structural components and principles of the formation of lifelong education of a teacher are determined. The filling of the categorial apparatus necessary for solving the main tasks of the study is revealed. Through the methods of intellectual and graphic design, the semantic matrix of the concept of “the formation of a culture of continuing education of a teacher” is presented.The distinguished cognitive, value, and activity components of the concept make it possible to single out criteria for assessing changes in significant levels of culture of continuing education of teachers as a result of deliberate purposeful professional activity.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дремина И. А., Долинина И.Г. Создание семантической матрицы понятия формирование культуры непрерывного образования педагогов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dremina I.A., Dolinina I.G. (2020). Creation of a semantic concept matrix formation of culture of continuous education of teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN220.pdf (in Russian)

УДК 37.011 ГРНТИ 14.01.33

Дремина Инга Анатольевна

ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермь, Россия ФГБОУ ВО «Пермский научно-исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия

Научный сотрудник/аспирант E-mail: dryominasc80@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5855-9788

Долинина Ирина Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Пермский научно-исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия

Профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: professordolinina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1542-9427

Создание семантической матрицы понятия формирование культуры непрерывного образования педагогов

Аннотация. Актуальность статьи заключается в разработке семантической матрицы понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов». Матричный анализ базовых и производных понятий произведен на основе изучения педагогической и философской литературы, отдельных фактов и явлений, моделирования, интеллектуального и графического конструирования. Уточнено современное понимание непрерывности образования на основе актуальных нормативных документов. С позиции теории культуры определены структурные компоненты и принципы формирования непрерывного образования педагога. Раскрывается наполнение категориального аппарата, необходимого для решения основных задач исследования. Через методы интеллектуального и графического конструирования представлена семантическая матрица понятия «формирование культуры непрерывного образования педагога».

Выделенные когнитивный, ценностный и деятельностный компоненты понятия позволяют выделить критерии оценки изменений значимых уровней культуры непрерывного образования педагогов как результата осознанной целенаправленной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: семантическая матрица; культура непрерывного образования педагога; профессиональная компетентность; формирование культуры непрерывного образования педагога

Непрерывное образование в современных условиях социально-экономической и социокультурной трансформации мира затрагивает многие сферы жизнедеятельности человека. Как научная категория, непрерывность образования отражает процессы профессионального роста и личностного самосовершенствования человека. Согласно Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетным в этом процессе становится личностно-профессиональное развитие граждан. Современная трактовка непрерывности образования рассматривает специалиста в качестве субъекта образования и позволяет нам рассматривать сущность процесса как личностное и профессиональное становление личности в течение всей профессиональной карьеры.

Анализ научно-теоретической литературы теории непрерывного образования взрослых (С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Т.Ю. Ломакина, А.К. Маркова, А.Н. Новиков, В.Г. Онушкин, Г.С. Селевко, А.В. Хуторской и др.) и практический опыт позволили нам сформулировать проблему, которая заключается в недостаточной подготовленности педагогических работников к реализации субъектной позиции в процессе формирования культуры непрерывного образования и отсутствие эффективной методики, позволяющей управлять этим процессом.

Актуальность заявленной проблемы обосновано перспективой решения ключевых задач в процессе формирования непрерывного образования педагогов: осмысление категории непрерывности образования с позиции теории культуры [1]; планируемая разработка научно-обоснованной модели понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов».

Многоаспектность, недостаточная исследованность процесса формирования непрерывного образования в педагогической практике с позиции теории культуры привело нас к необходимости конкретизации и разработки:

• структурных элементов понятия культуры непрерывного образования педагога;

• принципов, как базового философского основания определения понятия;

• категориального аппарата исследуемого процесса;

• конструкта понятия «формирование культуры непрерывного образования педагога».

Решение поставленных задач базируется на понимания сущности методологии в определении В.И. Загвязинского, как учения о педагогическом познании, которое включает структуру и функции педагогической проблематики, ключевые, философские, общенаучные и педагогические положения, учение о методах педагогического познания [2].

Благодаря аналитическому исследованию дефиниций семантической матрицы понятия определены базовые и производные аспекты [3, с. 186-190]. К базовым понятия относим «непрерывное образование», «культура». К производным - «культура непрерывного образования педагогов», «формирование культуры непрерывного образования педагогов».

Среди методов разработки понятия педагогических явлений использовали: изучение и анализ педагогической и философской литературы, отдельных фактов и явлений, моделирование, интеллектуальное и графическое конструирование.

https:// mir-nauki. com

Анализ авторских позиций исследователей относительно определения понятия «непрерывное образование» позволил классифицировать совокупность объекта по различным основаниям в рамках классической педагогики на основе гносеологического принципа дополнительности [1, с. 1-17].

Так современное понимание сущности непрерывности обучения представлено в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года и связывается с непрерывным развитием ресурсов человеческой личности, знаний, функциональной грамотности, профессиональных компетенций и квалификаций [4]. С этой позиции целью непрерывного образования становится профессиональное развитие и саморазвитие личности (Б.С. Гершунский, Н.П. Капустин, И.А. Колесникова, Т.Ю. Ломакина,

A.М. Новиков, О.Г. Селиванова, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамов, Г.А. Ягодин).

Традиционное понимание непрерывного образования взрослых рассматривается О.Г. Селивановой с позиции компенсации дефицитов профессиональных навыков и дополнительных знаний (С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, М.В. Кларин, О.В. Купцов) [5].

Сторонники подхода «образование через всю жизнь» считают этот процесс пожизненным, направленным на расширение и углубление профессиональных и личностных компетенций, и отдают предпочтение формальным структурам образования (В.Л. Аношкина,

B.Н. Белкина, Н.П. Капустин, С.В. Резванова, Г.В. Сергеева, Т.И. Шамов, П.И. Третьяков).

Л.Г. Титова, В.В. Юдин отмечают, что непрерывное образование - это принцип функционирования образовательной системы, с одной стороны, с другой - «структурированное взаимодействие институтов и субъектов в целостном образовательном пространстве ... для удовлетворения социальных и личных потребностей обучающихся и возможности выбора программ, видов, типов и содержания обучения» [6, с. 11-27].

Большинство ученых трактуют понятие культура как систему исторически сложивших и развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Так И.Г. Долинина отмечает, что программы деятельности, поведения и общения, составляющие основу культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и др. Именно культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни [7].

Исследованиями проблем педагогической культуры общества занимается научная школа В.Л. Бенина, педагогики как элемента культуры - Л.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, общекультурным развитием личности педагога - Ю.П. Азаров, Л.Н. Коган, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, поликультурным образованием - А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, методологической основой понятия - В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, культурой исследовательской деятельности педагога -В.И. Богословский, Л.М. Кустов, Л.С. Подымова, А.А. Попова, способами формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя - В.А. Адольф, А.В. Барабанщиков, З.М. Большакова, И.Ф. Исаев, О.П. Морозова, Н.Н. Никитина, А.Н. Орлов, И.Н. Пашковская, Е.А. Юринова, формированием технологической культуры - Г.Г. Сучок, И.А. Колесникова.

Философским основанием понятия «культура непрерывного образования» выступают положения И.Г. Долининой, И.А. Колесниковой о том, что это интегративная характеристика способности личности обучающего к развитию через преемственность образовательных практик, имеющая следующие характеристики:

• приобретенный новый опыт взаимодействия в профессиональной деятельности;

• сознание и способы мышления, профессиональные интересы и ценности, основанные на фундаментальных знаниях;

• программы деятельности, поведения и общения на основе процессов интериоризации [1, с. 1-17; 7].

Основные компоненты культуры непрерывного образования педагогов представляем в виде: наращивание технологичности профессиональной деятельности; дополнительная специализация; осмысленность профессионального поведения и общения; управление личностным и профессиональным развитием; обобщение опыта и передача мастерства в педагогической среде; сохранение и поддержка физического и психического здоровья в условиях обучения.

При конструировании определения опирались на педагогические принципы, необходимые для ограничения предметной области понятия «культура непрерывного образования педагогов», основанные на концептуальных позициях И.Г. Долининой, И.А. Колесниковой, А.Н. Новикова, А.В. Смирнова [1, с. 1-17; 7-9].

Принцип опережающего развития выступает как приоритет развивающих функций непрерывности образования в долгосрочной перспективе самореализации личности педагогов в профессии.

Принцип системности и непрерывности определяет сущность и феномен данной сферы.

Принцип субъектности ориентирует на развитие внутренних ресурсов личности педагога как субъекта профессиональной деятельности.

Принцип культуросозидающей креативности проявляется в реализации творческой деятельности и создании новых образовательных продуктов.

Принцип гуманизации непрерывного образования выражается в ориентации на присвоение личностью общечеловеческих ценностей и идеалов.

Принцип демократизма и открытости определяется гласностью и свободным доступом каждого к актуальной информации.

Принцип акмеологической направленности проявляется в постоянном развитии мотивации достижений, стремлении к высокому качеству образовательных результатов.

Принцип аксиологизации выражается в осмыслении ценностей и профессиональных интересов.

Учитывая тезис Л.А. Башмановой об основе культуры непрерывного образования, которая базируется на представлениях человека о потенциальных возможностях профессиональной активности и вариативности маршрутов личного продвижения в этом поле, дадим определение исследуемого понятия [10]. В соответствии с принципами и логической структурой построения научных понятий, опираясь на гносеологический принцип дополнительности, считаем возможным, трактовать культуру непрерывного образования педагогов как интегративную характеристику развивающейся личности, владеющую способностью к определению цели, направлений, форм (формальных, неформальных, информальных) и методов самообучения на основе профессиональных интересов и ценностей, оценке своего уровня профессионализма для постоянного развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач.

На основе Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н. и определения, предложенного С.А. Дружиловым, понимаем профессионализм как «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях» [11].

Кроме того, профессиональная компетентность педагога - это «многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации и интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)» [11].

Понятие «формирование» в педагогике имеет различные трактовки. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров связывают определение понятия с процессами развития и становления личности, как субъекта и объекта общественных отношений, под влиянием внешних воздействий [12]. П.И. Пидкасистый предлагает понимать «формирование» как более широкий и гибкий процесс, отражающий бесконечность изменения личности под воздействием всех жизненных и социальных факторов [13]. В контексте темы исследования, считаем возможным, обобщить и конкретизировать понятие «формирование» как комплексный педагогически целесообразный процесс изменения личности педагогов в ходе становления и развития профессиональной компетентности.

В силу многоаспектности понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов» применение метода интеллектуального конструирования, на наш взгляд, будет недостаточно [14, с. 106-110].

Для уточнения смыслового значения педагогического понятия с помощью метода графического моделирования разработана семантическая матрица, которая демонстрирует сферу взаимодействия и применения базовых и производных понятий.

Культура непрерывного образования педагогов.

Формирование культуры непрерывного образования педагогов.

Компоненты: когнитивный, ценностный и деятельностный.

Педагогика: Профессиональное Менеджмент:

- формальные, образование: - процесс;

неформальные, - профессиональная - цель;

информальные формы компетентность; - оценка;

обучения; - профессионализм; - формирование.

- методы обучения. - непрерывное образование.

Философия/психология

Культура (компоненты: сознание, поведение, деятельность),

непрерывность, интерес, ценность, личность

Рисунок 1. Семантическая матрица понятия «Формирование культуры непрерывного образования педагогов»

На основе исследования связей и свойств понятие «формирование культуры непрерывного образования педагогов» трактуем как целостный процесс организованного и управляемого развития профессиональной компетентности в решении конкретных педагогических задач, проявляющийся в способности личности к определению цели обучения на основе профессиональных интересов и ценностей, содержания, форм и методов самообучения, к оценке динамики своего уровня профессионализма.

В понятии «культура непрерывного образования педагогов» выделены компоненты: когнитивный, который подразумевает приобретение знания обеспечения непрерывного образования; ценностный компонент позволяет осмыслить ценности и профессиональные

интересы, деятельностный объединяет опыт реализации и обобщения лучших педагогических практик.

В определении семантики понятия «формирование культуры непрерывного образования педагога» реализован процесс изменения значения понятия, что служит основой для дальнейшей методологической разработки и эмпирического исследования темы как результата осознанной целенаправленной профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение непрерывности образования, как объекта исследования, носит комплексный междисциплинарный характер и находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами и представителями других наук. Благодаря созданной в ходе исследования семантической матрицы понятия «формирование культуры непрерывного образования педагогов» была установлена взаимосвязь между философскими, педагогическими, экономическими идеями. Результат позволил создать целостное, упорядоченное понятие исследуемого педагогического процесса и в перспективе разработать педагогические условия, формы, методы, средства, модель формирования культуры непрерывного образования педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, И.А. Культура непрерывного образования: к основанию понятия // Научный электронный ежеквартальный журнал. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (5), 2014. - с. 1-17. [Электронный ресурс]. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2261 (Дата обращения: 19.01.2019).

2. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982.

3. Доколин, А.С. Разработка понятийной матрицы проблемы подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности / А.С. Доколин, Л.И. Савва // Инновационная наука: междунар. науч. журнал. - 2015. - Т. 2. - № 11. -с. 186-190.

4. Дремина, И.А., Долинина, И.Г., Современные подходы к непрерывному образованию в системе повышения квалификации педагогов. Тенденции развития высшего образования в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции, Сочи, 10 сентября 2019 года / Под ред. Г.А. Берулава. - Сочи: ОЧУВО Международный инновационный университет, 2019. - 236 с.

5. Селиванова, О.Г. Методология образовательной деятельности обучающихся в контексте непрерывного образования. Методология профессионального образования // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной А.М. Новикову / Под науч. ред. Т.Ю. Ломакиной. 1 декабря 2016 г. / ФГБНУ ИСРО РАО. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, 2016, - с. 153-156.

6. Титова, Л.Г., Юдин, В.В. Эволюция понятия «непрерывное образование». Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - с. 11-27.

https:// mir-nauki. com

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Долинина, И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа: практики: Дис. ... д-ра пед. наук. Спец. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Ижевск, 2011. - 527 с.

Смирнов, А.В. Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования // Вестник ОГУ № 2 (121) / февраль 2011. -с. 331-337.

Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

Башманова, Л.А. Социальная стратификация как проблема педагогической теории и практики: Дис. ... д-ра пед. наук. Спец. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Курск, 2012. - 440 с.

Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), - С. 26-44. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16031256 (accessed: 01/12/2019).

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 369.

Долинина, И.Г., Кошик, А.В. Педагогическое конструирование матрицы понятий, детерминирующих содержание понятия «Социальная ответственность обучающихся политехнического вуза» / И.Г. Долинина, А.В. Кошик // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - №4(222). - С. 106-110.

https:// mir-nauki. com

Dremina Inga Anatolevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of education development of Perm krai, Perm, Russia Perm national research polytechnic university, Perm, Russia E-mail: dryominasc80@yandex.ru

Dolinina Irina Genadevna

Perm national research polytechnic university, Perm, Russia E-mail: professordolinina@mail.ru

Creation of a semantic concept matrix

formation of culture of continuous education of teachers

Abstract. The relevance of the article lies in the development of a semantic matrix of the concept of "the formation of a culture of continuing education of teachers". The matrix analysis of basic and derivative concepts is based on the study of pedagogical and philosophical literature, individual facts and phenomena, modeling, intellectual and graphic design. The modern understanding of the continuity of education on the basis of relevant regulatory documents has been clarified. From the standpoint of the theory of culture, structural components and principles of the formation of lifelong education of a teacher are determined. The filling of the categorial apparatus necessary for solving the main tasks of the study is revealed. Through the methods of intellectual and graphic design, the semantic matrix of the concept of "the formation of a culture of continuing education of a teacher" is presented.

The distinguished cognitive, value, and activity components of the concept make it possible to single out criteria for assessing changes in significant levels of culture of continuing education of teachers as a result of deliberate purposeful professional activity.

Keywords: semantic matrix; culture of continuing education of a teachers; professional competence; formation of continuous education of the teachers

57PDMN220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.