БЕРМУС Александр Григорьевич
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
bermous@sfedu. ru
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАУКАМ*
Аннотация: актуальность статьи определяется ситуацией, сложившейся в российском научно-образовательном сообществе в 2021 г.: согласно Приказу от 24 февраля 2021 № 118 Министерства науки и высшего образования, утверждена новая номенклатура научных специальностей, по которым осуществляется присуждение ученых степеней. При этом ни в самом тексте приказа, ни в приложениях нет разъяснений относительно самих паспортов научных специальностей. Настоящая статья направлена на восполнение недостатка методологии разработки и апробации соответствующих документов. Для разработки искомой методологии использовались правительственные документы о приоритетных направлениях развития фундаментальных исследований в России до 2030 г., а также «большие данные», полученные с использованием экспертных систем SciVal и Dimensions. Основным результатом статьи являются макеты паспортов трех педагогических специальностей, являющихся смежными: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.
Проекты паспортов приведены в приложении к статье. Ключевые слова: паспорта научных специальностей, методология разработок в образовании, экспертные системы.
Дата поступления: 04.06.2021
Дата публикации: 26.09.2021
Для цитирования: Бермус, А. Г. К проблеме разработки паспортов научных специальностей по педагогическим наукам / А. Г. Бермус // Непрерывное образование: XXI век. -2021. - Вып. 3 (35). - DOI: 10.15393/j5.art.2021.7045.
Alexander G. BERMOUS
Doctor of Pedagogy, full professor of the Department of Education and Pedagogy of the Academy of Pedagogical Sciences and Psychology Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
ON THE PROBLEM OF «SCIENTIFIC PASSPORTS» DEVELOPMENT FOR RESEARCHES IN EDUCATIONAL SCIENCES
Abstract: the relevance of the article is determined by the situation prevailing in the Russian scientific and educational community in 2021: according to Order № 118 of the Ministry of Science and Higher Education dated February 24, 2021, a new nomenclature of scientific specialties has been
* Исследование выполнено при поддержке Гранта РФФИ № 20-113-50444 Экспансия «Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития».
DOI 10.15393/j 5.art.2021.7045 УДК 378.22
approved for the awarding of academic degrees. At the same time, neither in the text of the order itself, nor in the appendices, there are no explanations regarding the passports of scientific specialties themselves. This article is aimed at filling the gap in the methodology for the development and testing of the relevant documents. To develop the desired methodology, government documents were used on priority directions for the development of fundamental research in Russia until 2030, as well as "big data" obtained using the SciVal and Dimensions expert systems. The main result of the article is the model of passports of three pedagogical related majors, namely - 5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education; 5.8.2. Theory and methodology of teaching and upbringing (by areas and levels of education); 5.8.7. Methodology and technology of vocational education.
The passport drafts are given in the appendix. Keywords: passports of scientific specialties, methodology of development in education, expert system.
Received: June 04, 2021
Date of publication: September 26, 2021
For citation: Bermous A. G. On the problem of «scientific passports» development for researches in educational sciences. In: Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the XXIcentury], 2021. № 3 (35). DOI: 10.15393/j5.art.2021.7045.
Исторически сложилось, что именно паспорт научной специальности представляет собой едва ли не основной документ, определяющий нормативно-правовые основания аттестации научных кадров. Он абсолютно необходим и на этапе выбора темы исследований: если тема не подходит ни под один паспорт специальности, то, сколь бы она ни была актуальной, защита диссертации по ней представляется практически невозможным событием. Тем более важную роль паспорт научной специальности выполняет при открытии диссертационных советов и на этапе приема диссертации в совет для прохождения процедур защиты; разработке программ кандидатских экзаменов и решении множества других фундаментальных вопросов научно-образовательной политики.
В этой связи любое изменение паспортов научных специальностей оказывается результатом проблем и противоречий в существующей научной практике и одновременно порождает множество новых проблем, связанных с необходимостью приводить в соответствие весь громоздкий механизм управления научными исследования в соответствии с произошедшими изменениями.
В целом следует отметить, что в российском образовании и науке еще не сложилось традиции разработки, аналитики и критики паспортов научных специальностей, и в подавляющем большинстве случаев сам этот документ рассматривается как некоторое сугубо внешнее требование, не имеющее никакого отношения к самому научному сообществу, но необходимое к исполнению.
Обзор литературы по проблемам разработки паспортов научных специальностей
Чаще всего проблемы паспортов научных специальностей рассматриваются только в одном, сугубо прагматическом аспекте, как правила написания квалификационных работ [3; 9; 10; 15; 18; 20; 21].
Иногда эта установка дополняется статистическими исследованиями тематики защищенных диссертаций [11; 13].
Следует также отметить, что в последние годы стали появляться статьи, посвященные проблемам конструирования предметного поля и создания паспортов научных специальностей, однако до сих пор преобладают исследования в области медицины и фармацевтики [4; 12], информатике и техническим наукам [14; 16], техническим наукам и экономике [9], юриспруденции [6; 7; 8; 17; 19].
К сожалению, нам не удалось найти в базе публикаций РИНЦ ни одного исследования, посвященного проблемам развития номенклатуры и паспортов научных специальностей в области педагогических наук.
Между тем на протяжении нескольких последних десятилетий в российском научно-педагогическом сообществе обсуждаются причины отставания отечественной педагогической науки от запросов практики; недостаточной новизны, теоретической и практической значимости результатов, банальности выводов исследований и т. д. Очевидно, что нерешенность этих проблем обусловлена в том числе содержанием и структурой паспортов научных специальностей, являющихся основными документами при определении тем научных исследований и при принятии диссертации к защите. В этой связи приоритетной задачей обновления паспортов научных специальностей является обеспечение связи паспортов с актуальными проблемами практики образования и ее перспективными линиями развития, обеспечение качества научных исследований и повышение их востребованности.
Другим основанием для обновления паспортов научных специальностей является непосредственный государственный заказ на решение актуальных проблем социально-экономического развития, зафиксированных в государственных программах и иных нормативных документах (в том числе Национальный проект «Образование», «Национальная технологическая инициатива», «Цифровая экономика РФ» и др.). Разумеется, проектирование направлений отдельных исследований сферы образования в соответствии с общими целями, задачами и направлениями государственной политики представляет собой отдельную политико-административную и методологическую проблему, но при разработке предварительной версии паспортов научных специальностей мы ограничимся единственным документом, имеющим непосредственное отношение к сфере научных исследований в сфере образования: направлению науки: 5.7. Науки и образование из «Перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы» [2].
Наконец, вхождение российского образования в «десятку» лучших мировых систем образования невозможно без достижения сопоставимости в направлении развития образовательных систем и наук об образовании с лидирующими образовательными системами в мире и, соответственно, включения в международные научно-образовательные коллаборации, исследовательские и инновационные проекты, связанные с развитием образовательных систем. Для этого необходимо дополнение паспортов научных специальностей наиболее актуальными направлениями научных исследований, в рамках которых осуществляется развитие образовательных систем. В целях формирования настоящего проекта паспортов научных специальностей мы обратились к аналитическому инстру-
менту SciVal.com, предоставляющему аналитику «больших данных» в области научных публикаций и охватывающему все основные направления науки. Особенность этого инструмента заключается в том, что он обеспечивает кластеризацию и систематизацию уже опубликованных исследований, что позволяет с достаточной объективностью судить о приоритетах и тенденциях научных исследований в мире.
Материалы и методы исследования
Мы вполне разделяем сформулированные в книге [5] принципы разработки и реализации паспортов научных специальностей:
- человекоразмерности (паспорт научной специальности должен быть надежным ориентиром и основанием для выбора каждым исследователем своей индивидуальной исследовательской траектории; своеобразным «путеводителем» во взаимодействии с научным сообществом);
- дополнительности традиционных и инновационных подходов (паспорт научной специальности должен включать различные подходы, концепции и видения перспектив развития науки во избежание монополизации и узурпации направления науки со стороны той или иной «дискурсивной модели»);
- доказательности научных исследований (формулируемые направления научных исследований должны стимулировать применение и количественных, и качественных методов исследований; способствовать развитию модели и стратегии «доказательной науки» и возможности развития международного сотрудничества; апробации результатов в широком международном научно-образовательном сообществе);
- структурно-семантического подхода в определении направлений исследований (каждое направление должно представлять некоторое проблемное поле исследований и предполагать возможность детализации и/или обобщения);
- кластерного подхода (направления исследований, смежные по тематике, объектам, предметам или методологии, должны объединяться в смысловые кластеры);
- программно-проектного подхода (перспективные научные исследования являются инструментами реализации государственных программ и проектов социально-экономического развития).
При разработке паспортов научных специальностей следует иметь в виду несколько групп «выгодоприобретателей» (стейкхолдеров) этого процесса и учитывать их интересы и потребности:
- государство: нормативный государственный интерес заключен в совершенствовании системы аттестации научно-педагогических кадров, повышении эффективности, объективности и позитивном влиянии на развитие отечественной системы образования;
- научно-образовательные организации, исследовательские лаборатории, межрегиональные и международные научно-образовательные коллаборации: речь идет об использовании паспорта в качестве отправной точки для определения приоритетных направлений исследований и развития научных школ;
- самостоятельные исследователи (аспиранты, соискатели и др.): их интерес заключается в том, чтобы паспорт содержал необходимую информацию для
эффективного самоопределения в исследовательском пространстве, построения индивидуальных траекторий профессионального развития;
- диссертационные и экспертные советы: их интерес заключается в построении перспективных линий развития диссертационных советов; определении возможных партнеров (экспертов, ведущих исследователей) по тем или иным направлениям; осуществление наукометрической аналитики результатов исследовательской деятельности и развития научных направлений;
- общество: несмотря на то что этот субъект является в конечном счете определяющим для самой возможности и востребованности исследовательской деятельности, его роль до сих пор не была в достаточной степени осмыслена; речь идет о создании вокруг приоритетных направлений науки особой инфраструктуры, которая получила в последние годы название «гражданской науки» (то есть объединений независимых исследователей, гражданских активистов, участвующих в проведении и общественной экспертизе результатов исследовательских проектов).
Наиболее сложная методологическая проблема, выявившаяся при разработке проектов паспортов научных специальностей в области педагогических наук, возникла в связи с необходимостью учета трех разноструктурных смыслов и ориентаций.
С одной стороны, разработка новых паспортов научных специальностей не может производиться в отрыве от действующих паспортов научных специальностей в группе 13.00.00 - Педагогические науки. Иное было бы совершенно недопустимо; иначе исследователи, которые уже завершают свои исследования, оказались бы в ситуации, когда диссертации не могут быть защищены по сугубо формальным основаниям.
С другой стороны, важнейшим условием реализации крупных государственных проектов в сфере развития науки (в первую очередь, уже упомянутой Программы фундаментальных научных исследований на 2021-2030 гг.) является проведение множества исследований кандидатского и докторского уровня. Иными словами, должен быть механизм перевода требований государственных программ в тематику отдельных диссертационных исследований.
Наконец, не следует забывать и о том, что включение в качестве обязательного требования при защите диссертаций публикаций в журналах Scopus and Web of Science требует весьма высокой сопоставимости тематики и методологии отечественных исследований с соответствующими процессами и тенденциями в мировой науке. Прежде всего, это должно затрагивать вопросы выбора тем, и, соответственно, паспорта научных специальностей в Российской Федерации должны содержать адекватные представления о глобальных тенденциях исследований в сфере образования.
Для решения этой методологической проблемы мы разработали обобщенный алгоритм проектирования паспорта научной специальности, включающий три последовательных этапа.
На первом этапе мы осуществили небольшое редактирование и кластеризацию направлений исследований, представленных в существующих с 2017 г. паспортах научных специальностей. Здесь мы руководствовались, с одной сто-
роны, известным в психологии «числом Миллера», которое заключено в пределах от 5 до 9 (так называемое «семь плюс минус два»). Как показывает практика, длинные бесструктурные списки тем и направлений крайне сложно воспринимаются, и их использование (и тем более изменение) трудозатратно и непрозрачно. Таким образом, на первом этапе мы приобретаем структурированные двухуровневые списки, включающие общие кластеры исследовательской деятельности по данному паспорту, и отдельные направления. Например, такие направления исследований, как «мировоззренческие основания педагогических наук», «система современного педагогического знания», «педагогическое науковедение», «парадигмы и исследовательские программы в педагогических науках», «развитие предметной области педагогики», «междисциплинарные исследования в образовании», «качество научных исследований в образовании» могут быть объединены в единый кластер «Методология исследований в образовании».
На втором этапе полученные списки дополняются темами и разделами из федеральных программ (в частности, Программы фундаментальных исследований). Для этого производится два взаимосвязанных шага: все направления и профили исследований из документа переносятся в левую колонку таблицы, а в правой колонке приводятся возможные направления педагогических исследований, представляющие собой детализацию и конкретизацию этих направлений. Так, например, общее направление исследований «Междисциплинарные исследования современного детства» может включать «Антропологию современного детства», «Социологию современного детства», «Исследования информационной среды современного детства» и т. д. Очевидно, что возникшие таким образом «дополнительные» направления исследований могут быть включены либо в состав уже существующих кластеров, либо, если они весьма специфичны, представлены в отдельными кластерами.
Наконец, третий этап алгоритма разработки проекта паспортов предполагает поиск и систематизацию кластеров научных публикаций в глобальных экспертных системах. Для этого в экспертной базе SciVal (www.scival.com) во вкладке Topics and Topic Clusters (темы и тематические кластеры) был выполнен контекстный поиск по слову Education (Ообразование), в результате которого были представлены 217 тематических кластеров, каждый из которых содержал некоторый набор ключевых слов. В результате повторной кластеризации возникли некоторые вторичные кластеры и направления исследований, которые были также включены в уже существующие кластеры, или же сформированы дополнительные.
Для того чтобы отличать темы, сформированные на основании анализа государственных документов, они отмечены знаком «*», для выделения тем, сформированных на основе анализа SciVal, использовалась двойная звездочка «**».
Поскольку основные результаты нашего исследования представляют собой проекты паспортов педагогических специальностей и эти тексты достаточно объемны, мы расположили их в виде приложений за границами основного текста (Прил. № 1, 2 и 3).
Результаты эмпирического исследования
На сегодняшний момент мы провели лишь очень ограниченное по численности участников (не более 15 человек по каждому из паспортов) эксплоратор-ное исследование. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что наилучшие результаты могут быть достигнуты в рамках работы фокус-группы или панели экспертов, однако выполнение подобного исследования предполагает привлечение значительного административного и человеческого ресурса.
Тем не менее даже эксплораторное исследование содержит некоторые указания относительно того, каковы направления и способы доработки паспортов научных специальностей. В качестве примера обратимся к результатам анкетирования относительно паспорта научной специальности 5.7.2. Теория и методика обучения и воспитания (по уровням и областям образования). В исследовании приняло участие 15 человек.
Общая оценка предложенной формулы научной специальности («Формулой научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) является: разработка и осмысление опыта реализации различных теоретико-методических систем и моделей; разработка целей, содержания, средств, методов, форм, технологий обучения и воспитания и инструментария оценки качества; теории и практики цифровизации обучения и воспитания (в том числе дополнительного обучения и воспитания в различных предметных областях); инновационной и опытно -экспериментальной деятельности в обучении (все - по уровням образования и областям знаний)») достаточно позитивна: по 5-балльной шкале 1 человек отметил «3» (удовлетворительно), 5 человек - «4» (хорошо) и еще 9 - «5» (отлично).
Все направления исследований получили большое количество максимальных оценок актуальности (данное направление - «приоритет») за исключением единственного - «История и прогностика развития теоретико-методических знаний». Именно по этому критерию преобладали более сдержанные оценки: при ответе на вопрос (нужно ли заниматься исследованиями) большинство высказалось «скорее да, чем нет».
Из оставшихся направлений наименьшие баллы одобрения (всего 7 и 5 , соответственно) получили «Методологические основы развития теоретико -методических знаний» и «Мониторинг и управление качеством предметного обучения и воспитания».
Одинаковые высокие баллы высшего приоритета (11 из 15) получили следующие направления исследований (разумеется, все последующие разделы даются в разрезе отдельных образовательных областей):
- методическая система обучения и воспитания;
- цифровизация обучения и воспитания;
- теории и методики дополнительного образования, профориентации и социально-воспитательной деятельности;
- инновационная и опытно-экспериментальная деятельность;
- профессиональная подготовка учителя.
Подавляющее большинство оценок предложенных направлений и тем исследований было оценено положительно, и, соответственно, количество поступивших предложений по формулировке дополнительных направлений и тем исследований было весьма ограниченным. Например, было предложено сформулировать направление «Цифровая лингводидактика», хотя и процессы цифровизации, и лингводидактики по отдельности уже входили в паспорт специальности; аналогично некоторое редактирование уже содержащихся в проекте паспорта направлений привело к появлению «Моделирования содержания учебных курсов дистанционного обучения», «Ценностных ориентиров теоретико-методических систем» или «Сравнительных исследований в области подготовки педагога».
Отметим, что для формулировки проекта паспорта специальности мы использовали максимально полную структурированную форму, включающую следующие компоненты:
1. Шифр и полное наименование специальности, а также список наук, в которые входит данная специальность (все паспорта педагогических специальностей относятся к «педагогическим наукам»).
2. Формула специальности, т. е. ее определение. Как известно, формула научной специальности может включать: цель и значение исследований по данной научной специальности (например, повышение качества жизни, профессиональной деятельности в определенной сфере); содержание научных исследований (например, разработка и обеспечение стратегий развития; проведение сравнительных исследований эффективности различных моделей); типы исследований (фундаментальные, прикладные, разработки и внедрение тех или иных исследований).
3. Области исследований (подробное описание направлений - объектных областей или предметов научных исследований, относящихся к данной специальности).
4. Типовые результаты исследований (образы результатов, которые могут быть получены в процессе исследований и впоследствии использованы для достижения определенных в формуле научной специальности целей).
5. Перечень специальностей, смежных и сопутствующих данной специальности.
Мы с благодарностью примем любые советы и предложения читателей, относящиеся к главному вопросу статьи: каким образом в современном научно-образовательном контексте может происходить разработка и применение паспорта научной специальности как значимого фактора повышения качества и востребованности научных исследований в сфере образования.
Приложение № 1. Паспорт научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Appendix № 1. Passport of scientific major 5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education
Формула специальности: содержанием специальности «5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования» являются системные исследования в области образования и педагогических наук, направленные на осмысление человека в пространстве образования; настоящего, прошлого и будущего образовательных систем и концепций; получение и интерпретацию количественной и качественной информации об образовании; разработку научно-методологических оснований для исследования и развития образовательных систем и практик.
№ Области (кластеры) направлений исследований Направления исследований
1. Методология педагогических исследований
Мировоззренческие основания педагогических наук
Система современного педагогического знания. Педагогическое науковедение
Исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости
Парадигмы и исследовательские программы в педагогических науках
Методологии и методы исследований образования
Развитие предметной области педагогики
Междисциплинарные связи в педагогических науках
Проблемы развития инфраструктуры (социокультурной, экономической, институциональной и др.) педагогических наук и образовательных практик
Методологическое обоснование прогностических исследований в образовании
Стратегическое прогнозирование и проектирование в образовании (технологии форсайта, бизнес-проектирование в сфере образования)**
Методологические обоснования исследовательских и инновационных проектов в образовании
Качество научных исследований образования
2. История развития педагогической науки и образовательной практики
Исторические исследования трансформаций систем образования*
Инновации и традиции российского образования**
Философско-методологические проблемы трансформации систем образования*
Опыт реконструкции образовательных традиций и научно-образовательных систем**
Становление и развитие научно-педагогических идей, кон-
цепций, теорий
Сравнительный анализ образовательных реформ в разных странах и регионах мира**
Монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого
Культурное наследие в образовании**
История этнопедагогики
Историко-педагогическое сознание**
Развитие педагогических терминосистем
3. Педагогическая антропология
Антропологические статусы в сфере образования**
Антропология современного детства. Историческая антропология детства*
Модели и стили семейного воспитания в условиях современного общества*
Этнокультурное воспитание в современном мире*
Педагогика дошкольного детства*
Цифровая среда современного детства*
Культурно-антропологические основы индивидуализации образования**
Компетентности и грамотности в образовании: интеллектуальная, экологическая, самоэффективность, множественная**
Насилие, кибернасилие в образовании (Bullying, Cyberbully-ing)**
Депрессия в образовании (Depression in Education)**
Педагогические модели адаптации детей в условиях изменяющегося (цифрового) общества*
Культурно-антропологические основы практик воспитания**
Анскулинг и хоумскулинг в современном мире**
Педагогика саморазвития в условиях открытой информационно-образовательной среды*
Обеспечение безопасности образовательных сред*
Обеспечение безопасности педагогической деятельности *
Обеспечение безопасности образовательной деятельности*
Педагогика здоровья в условиях цифрового общества*
Оздоровительные и профилактические программы в сфере образования**
Госпитальная педагогика*
Педагогика творчества*
Критическое мышление в образовании**
Профессиональная диагностика, ориентация и психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора молодежи*
Андрогогика и профессиональное развитие кадров в высокотехнологичных секторах экономики*
Социокультурные практики в образовании (волонтерство, скаутинг, поисковая деятельность)
Педагогические системы / условия развития личности в процессе обучения, воспитания, образования
Педагогика «третьего возраста»*
4. Теории и концепции обучения
Опыт модернизации традиционных дидактических систем в условиях цифрового общества*
Моделирование инновационных дидактических систем в условиях цифрового общества*
Закономерности, принципы обучения ребенка на разных этапах его взросления
Индивидуализация и дифференциация образования
Типы и модели обучения, границы их применимости
Образовательные технологии
Концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения
Специфика обучения на разных уровнях образования
5. Теории и концепции воспитания
Опыт модернизации традиционных моделей российского воспитания в условиях информационного общества*
Ценностные основания современного воспитания*
Концепции воспитания в условиях информационного общества*
Духовно-нравственное воспитание в условиях информационного общества*
Ценностно-смысловое самоопределение в условиях цифрового общества*
Формирование межкультурной толерантности и диалога в условиях цифрового общества*
Закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления
Педагогические системы воспитания
Этнопедагогические концепции воспитания
Социокультурные практики в условиях современного воспитания*
Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества)
Детское движение и организации
Дополнительное образование как средство воспитания личности
6. Концепции образования
Социокультурная обусловленность динамики образования
Социальные эффекты образования
Концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования
Образовательные программы дошкольного детства*
Дизайн содержания начального, основного и среднего образования*
Качество образования и технологии его оценивания
Технологии создания и развития образовательной среды
Педагогические основы разработки индивидуальных образо-
вательных программ*
Педагогическое сопровождение индивидуальных образова-
тельных траекторий*
Непрерывное образование
Образование взрослых
Инновационные процессы в образовании
Управление образовательными системами
Теория и практика дистанционного и медиа-образования
Взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования
Образовательные программы для «третьего возраста»*
7. Теоретико-образовательные основы цифровизации образования
Научно-педагогические основы информатизации (цифровизации) образования*
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) развития обра-
зовательных систем*
Управление развитием образовательных сообществ в инфор-
мационных средах*
Управление развитием научно-образовательных сообществ*
Информационная безопасность цифровых образовательных
сред*
Поликультурные и полилингвальные образовательные сообщества в цифровой среде*
Формирование поликультурной и полилингвальной компетентности в условиях цифровой среды*
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационно-образовательных средах*
Аналитика цифрового следа в образовании*
Педагогическая поддержка культурного развития личности в условиях цифровой среды*
Педагогическое сопровождение гибридного (дистантного) обучения школьников*
Социально-педагогическое и консультативное сопровождение семей в условиях гибридного (дистантного) обучения
школьников*
Гражданское воспитание в условиях цифровой среды*
Оценка качества образовательной деятельности в информа-
ционных средах*
Исследование влияния социальных и цифровых сред на качество образования*
8. Практическая педа-
гогика
Психолого-педагогическая поддержка младенчества и ранне-
го детства*
Консультативное и психолого-педагогическое сопровожде-
ние семей (в том числе неполных) с младенцами и детьми
раннего возраста*
Обобщение передового педагогического опыта
Инновационное движение в образовании
Педагогическое взаимодействие в цифровой среде*
Педагогическая деятельность в условиях информационного общества*
Социально-педагогическая деятельность в современном мире*
Социально-педагогическая поддержка развития детей и молодежи*
Социально-педагогическая поддержка семейного воспитания*
Социально-педагогическая поддержка развития одаренности в условиях информационно-образовательной среды*
Социально-педагогическая деятельность и профилактика негативных жизненных стратегий в открытых информационно-образовательных средах*
Социально-педагогическое сопровождение развития человека в пожилом возрасте*
Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений
Инновационное развитие образовательных систем**
Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры, функции
Деятельность общественных организаций в сфере образования
Модели этнокультурных школ (школ с этнокультурным компонентом)*
Содержание и технологии этнокультурного образования*
Социальное партнерство образовательных учреждений
Теория и практика разработки стратегий развития образования (уровень отраслей, регионов, образовательных кластеров)*
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования
Управление образовательными системами в условиях цифро-визации экономики и общества*
Методология оценки качества образования в условиях цифрового общества*
Оценка инновационного потенциала / ресурса образования*
9. Глобальные процессы и международное сотрудничество в образовании
Состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики
Теории и практики образования в различных странах и регионах мира
Проблемы и приоритеты международного сотрудничества в образовании (по регионам мира)**
Соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и региональной специфики
Методологические проблемы интернационализации российского образования**
Сравнительные исследования трансформаций систем образования*
Возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта
Выявление лучших практик в области образования
10. Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования
Методология педагогических исследований современного детства*
Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в сфере образования*
Исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний
Исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии
Актуализация педагогической составляющей социальных процессов
Продукты исследований: аналитические доклады, концепции, стратегии, модели, образовательные программы, результаты экспериментальных и сравнительных исследований; данные о результатах апробации и внедрения, описания (нарративы) передового опыта, показатели и оценки качества и эффективности.
Смежные научные специальности: педагогические специальности 5.8.2. - 5.8.7.
Приложение № 2. Паспорт научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Appendix № 2. Passport of scientific major 5.8.2. Theory and methodology of teaching and upbringing (by areas and levels of education)
Формула специальности:
Содержанием специальности «5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка и осмысление опыта реализации и модернизации различных теоретико-методических систем и моделей, разработка целей, содержания, средств, методов, форм, технологий и инструментария оценки качества; теории и практики цифровизации обучения, дополнительного обучения и воспитания в различных сферах образования; инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в обучении (все - по уровням образования и областям знаний) (ред.).
Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент (дошкольное, основное, полное среднее образование).
Области исследований:
№ Области исследований Содержание (направления исследований)
1 История и прогностика развития теоретико- методических знаний Унифицировать перечень с другими научными специальностями - с большой буквы без дефиса
История развития теоретико-методических представлений (по областям знаний и уровням образования)
Историческая эволюция учебных программ, учебников и методической литературы (по областям знаний и уровням образования)
Сравнительные исследования теоретико-методических систем (по областям знаний и уровням образования)
Тенденции развития теоретико-методических систем (по областям знаний и уровням образования)
Научно-предметная картина мира, человека и образования
Ценностные основания образовательных областей и учебных предметов (по областям знаний и уровням образования)
Прогнозирование развития теоретико-методических систем (по областям знаний, уровням образования, отдельным предметам и курсам)
2 Методологические основы развития теоретико-методических знаний
Источники и ресурсы развития теоретико-методических систем (по областям знаний, отраслям науки, культуры, производства и уровням образования)
Адаптация психолого-педагогических систем в условиях предметного обучения (по образовательным областям и уровням образования)
Современные теоретико-методические системы (по областям знаний, уровням образования, а также на междисциплинарном уровне)
Когнитивные основы теоретико-методических систем (по областям знаний и уровням образования)
Специфика когнитивных процессов участников образовательной деятельности (по областям знаний и уровням образования)
Теория и практика разработки нормативных требований к отдельным образовательным областям и предметам изучения (образовательные и профессиональные стандарты, квалификационные характеристики и т. д.; по областям знаний, уровням, направлениям и профилям образования, а также в соответствии с региональными и этнокультурными особенностями)
Разработка содержания образования (по областям знаний, направленности, профилю и уровню образования)
Разработка методических концепций освоения содержания образовательных областей и учебных предметов (по образовательным областям и уровням образования)
Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования
Теория и технология разработки образовательных программ (по уровням, направленности и профилю образования)
Теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней (по типам образовательных организаций, областям знаний, направленности и профилю образовательных программ)
Моделирование содержания и структур учебных курсов (по областям знаний и уровням образования)
3 Методическая подсистема образования (по образовательным областям, учебным предметам и уровням образования)
Методы, средства и формы обучения (по образовательным областям, предметам, уровням и профилям образования)
Дизайн технологий предметного обучения (по образовательным областям, уровням образования и учебным предметам)
Проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов
Дизайн технических средств обучения (по образовательным областям, уровням и профилям подготовки)
Проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования
Разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету
4 Цифровизация образования (по областям знаний и уровням образования)
Теоретико-методические модели информатизации / цифро-визации образования (по областям знаний и уровням образования)
Дизайн информационно-образовательных сред (по областям знаний и уровням образования)
Разработка предметного содержания, методов, организационных форм и образовательных технологий в условиях открытой информационно-образовательной среды (по уровням образования и образовательным областям)
Разработка и экспертиза качества электронных образовательных ресурсов (по образовательным областям, уровням и профилям образования)
Электронные обучающие и диагностические системы и среды (по образовательным областям, уровням и профилям образования)
Электронные системы управления образованием (по уровням образования и типам образовательных организаций и образовательным областям)
Автоматизация и цифровизация исследований в образовании
Влияние цифровизации на трансформацию образовательных систем
5 Теории и методики дополнительного образования, профориентации и социально-воспитательной деятельности
Теория и технология разработки программ дополнительного образования (по образовательным областям, уровням и профилям образования)
Интеграция и модели взаимодействия основного и дополнительного образования
Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе
Профориентационная деятельность в школе**
Модели профилизации общеобразовательной школы**
Содержание, технологии и модели профориентации в условиях открытой информационно-образовательной среды**
Теория и методика дополнительного образования по предмету
Методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив
Теория и практика руководства учебно-исследовательской, проектной деятельностью и самодеятельным творчеством
6 Качество предметного образования
Академическая успеваемость и качество обучения
Виды и формы измерений качества обучения: взаимное оценивание, рубрики, формативное и суммативное оценивание (Peer-assessment, Rubrics, Formative Assessment, Summative Assessment)**
Проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования
Экспертиза качества образовательных и учебных программ (по уровням, направленности и профилю образования)
Оценка онлайн-курсов и качества информационно-образовательных сред**
7 Инновационная и опытно- экспериментальная деятельность (по образовательным областям и уровням образования)
Исследования опыта инновационной и опытно-экспериментальной деятельности (по образовательным областям и уровням образования)
Теоретическое моделирование передового педагогического опыта (по областям знаний и уровням образования)
Сравнительные исследования теоретико-методических систем
8 Профессионально-предметная подготовка педагога
Оценка профессиональной компетентности учителя-предметника
Разработка образовательных программ последипломного образования учителя-предметника
Подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования
Подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
Информатизация / цифровизация подготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Профессиональное развитие педагога**
Профессиональное консультирование работников образования**
Продукты исследований: концепции предметного обучения, образовательные стандарты и требования к изучению отдельных образовательных областей и предметов, учебные программы, методики и методические рекомендации, электронные среды и электронные образовательные ресурсы (ЭОР), результаты экспериментов и внедрения, описания передового педагогического опыта, инструменты оценки качества и эффективности образования. Смежные научные специальности: 5.8.1 и 5.8.3 - 5.8.7.
Приложение № 3. Паспорт научной специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Appendix № 3. Passport of major 5.8.7. Methodology and technology of vocational education
Формула специальности:
Содержанием специальности «5.8.7 Методология и технология профессионального образования» являются проблемы антропологии профессионального образования, истории и философии образовательных реформ в сфере образования; методологии и технологии разработки современных моделей профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, проблемы прогнозирования и управления развитием систем подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, общества и государства.
Области исследований:
№ Области исследований Направления исследований
1 Методология исследований по теории и методике профессионального Унифицировать формулировки
образования
Истоки и генезис профессионального образования
Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира
Методология и методы исследований профессионального образования
Парадигмы и программы исследований профессионального образования
Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования
Институциональная структура профессионального образования
Процессы развития профессионального образования
2 Антропология и социокультурные проблемы профессионального образования
Рекрутинг (Найм) на работу и увольнение (Work Engagement and Retirement)**
Производительность педагогического труда (Job performance of Teachers)**
Профессиональное выгорание (Professional Burnout)**
Стресс занятости (Occupational Stress)**
Безработица (Unemployment)**
Отсутствие по болезни (Sickness Absense )**
Вовлеченность в профессию (Organizational Commitment)**
Студенческая вовлеченность (Student Engagement)**
Организационное благополучие (Organizational Well-being)**
Баланс работы и жизни (Work-Life Balance)**
Профессиональное развитие (Professional Development)**
3 Методология и теория профессионального образования
Понятийный аппарат профессионального образования
Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста
Отбор и структурирование содержания профессионального образования
Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования
Современные технологии профессионального образования
Инновационные технологии в области профессионального образования
Образовательная среда профессионального учебного заведения
Профессиональное воспитание: сущность, основные направления
Непрерывное профессиональное образование **
Профессионально-личностное развитие преподавателей в сфере профессионального образования**
Консультативное сопровождение индивидуальных профессио-
нально-образовательных траекторий**
Формирование профессионального мировоззрения
Гуманизация профессионального образования
Диагностика качества профессионального образования
4 Проблемы развития подсистем профессионального образования
Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации
Последипломное образование
Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов
Многоуровневая система высшего образования
Инженерное образование*
Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования
Модели профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров*
Профессионально-личностное развитие рабочих кадров*
Корпоративное образование. Дополнительное профессиональное образование
Кадровые центры в системе профессионального образования**
Профессиональное обучение безработных и незанятого населения
Непрерывное профессиональное образование. Профессиональное образование через всю жизнь
Подготовка специалистов в системе многоуровневого образования
Уровни и типы учебных заведений профессионального образования
5 Проблемы профессиональной подготовки педагогов
Кадры для системы профессионального образования**
Содержание и методы педагогической деятельности*
Методология исследования кадрового потенциала и прогнозирования потребности в педагогических кадрах*
Методология и технология обновления систем педагогического образования*
Инновационные модели педагогического образования в России*
Стратегии обновления образовательных программ в педагогическом вузе*
Стратегии развития дополнительного педагогического образования*
Подготовка профессиональных педагогических кадров для этнокультурных школ (школ с этнокультурным компонентом)*
Непрерывное педагогическое образование*
Национальная система профессионального роста педагогических работников (федеральный и региональный уровни)*
6 Политико-экономические технологии развития профессионального образования
Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием
Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами
Механизмы взаимодействия образования, науки и производства
Инфраструктура профессионально-образовательных программ и модулей в условиях цифрового общества**
Интеграционные процессы в профессиональном образовании
Педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования
Образовательный менеджмент и маркетинг
Менеджмент человеческих ресурсов в профессиональном образовании**
Профессиональный консалтинг и консультационные услуги
Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства
Проектирование локальных систем профессионального образования
Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности
Продукты исследований: образовательные концепции, образовательные схемы, модели, проекты и планы развития, стратегии, результаты экспериментов и внедрения, описания (нарра-тивы), показатели качества и эффективности
Смежные научные специальности: 5.8.1 - 5.8.6
Список литературы
1. Приказ Министерства науки и высшего образования от 24 февраля 2021. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 № 3684-р «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)».
3. Аникин В. М. «Предзащита» диссертации: формальные требования и традиции / В. М. Аникин, Б. Н. Пойзнер // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2014. № 22 (2). С. 95-102.
4. Бодров А. В. К вопросу о номенклатуре научных специальностей по фармацевтическим наукам / А. В. Бодров // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 1. С. 142-157.
5. Вершинина Н. А. Современное диссертационное исследование по педагогике: Оценка качества: Книга для эксперта. / Н. А. Вершинина, Н. И. Загузов, С. А. Писарева,
A. П. Тряпицына. Саратов, 2006. 288 с.
6. Власенко Н. А. О подготовке новой номенклатуры научных специальностей по юриспруденции / Н. А. Власенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. № 24 (3). С. 830-833.
7. Власенко Н. А. Проект паспорта номенклатуры научных специальностей по праву: подведены итоги / Н. А. Власенко, И. М. Мацкевич // Журнал российского права. 2014. № 8 (212). С. 137-144.
8. Габов А. В. Номенклатура научных специальностей как элемент государственной системы научной аттестации: к постановке вопроса / А. В. Габов, И. М. Мацкевич // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 18-28.
9. Голосов О. В. К вопросу о содержании предметной области исследований по специальности научных работников «Экономическая теория» / О. В. Голосов // Финансы: теория и практика. 2002. № 3-4. С. 16-26.
10. Грачева Е. Ю. Банковское право, транспортное право и номенклатура научных специальностей по юриспруденции / Е. Ю. Грачева, Н. А. Власенко // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 152-161.
11. Дунас Д. В. Национальное своеобразие российской школы исследований СМИ: теоретическая направленность диссертаций в период 1991-2010 гг. / Д. В. Дунас // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2016. № 1. С. 99-115.
12. Зарубина Т. В. О проблемах эволюции специальностей научных работников по медицинской кибернетике и информатике в России / Т. В. Зарубина, Е. С. Пашкина // Врач и информационные технологии. 2011. № 2. С. 47-54.
13. Зинченко Ю. П. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990-2011) / Ю. П. Зинченко, В. И. Евдокимов,
B. Ю. Рыбников // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 2. С. 315.
14. Лапчик М. П. Контуры научно-педагогической специальности «Информатизация образования» / М. П. Лапчик // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4.
C. 101 -106.
15. Макарычев П. П. Управление деятельностью аспирантов в вузе / П. П. Макарычев, Н. А. Попова, // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2011. № 2. С. 67-75.
16. Масланов Е. В. Технические науки: особенности конструирования предметного поля / Е. В. Масланов // Epistemology & Philosophy of Science. 2018. № 55 (1). С. 43-47.
17. Мацкевич И. М. Формализация специальностей научных исследований в сфере права: содержание и перспективы / И. М. Мацкевич, Н. А. Власенко // Журнал российского права. 2013. № 6 (198). С. 116-147.
18. Мосичева И. А. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / И. А. Мосичева, Е. В. Караваева, В. Л. Петров // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 3-10.
19. Нарутто С. В. Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации / С. В. Нарутто // Правоприменение. 2019. № 3 (1). С. 24-32.
20. Пальчик Г. Аттестация научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь: основные тенденции развития / Г. Пальчик // Наука и инновации. 2015. № 11 (153). С. 43-45.
21. Якушев А. Н. Может ли содержание диссертации соответствовать паспорту научной специальности? / А. Н. Якушев, О. А. Мрыхина // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. 5. С. 47-50.
References
1. Order of the Ministry of Science and Higher Education dated February 24, 2021. № 118 «On the approval of the nomenclature of scientific specialties for which academic degrees are awarded, and amending the Regulation on the Council for the Defense of Dissertation for the Degree of Candidate of Science, for the Degree of Doctor Sciences, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 10, 2017 № 1093». (In Russ.)
2. Order of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 № 3684-r «Program of fundamental scientific research in the Russian Federation for the long term (20212030)». (In Russ.)
3. Anikin V. M., Poizner B. N. «Pre-defense» of the thesis: formal requirements and traditions. In: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Prikladnaya nelinejnaya dinamika. 2014. № 22 (2). P. 95-102. (In Russ.)
4. Bodrov A. V. To questions about the nomenclature of scientific specialties in pharmaceutical sciences. In: Sovremennye problem zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. 2021. № 1. P. 142-157. (In Russ.)
5. Vershinina N. A., Zaguzov N. I., Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Contemporary dissertation research in pedagogy: Quality assessment: A book for an expert. Saratov : Saratov State Social and Economic University, 2006, 288 p. (In Russ.)
6. Vlasenko N. A. On the preparation of a new nomenclature of scientific specialties in jurisprudence. In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: YUridicheskie nauki . 2020. № 24 (3). P. 830-833. (In Russ.)
7. Vlasenko N. A., Matskevich I. M. Draft passport for the nomenclature of scientific specialties in law: summed up. In: Zhurnalrossijskogoprava. 2014. № 8 (212). P. 137-144. (In Russ.)
8. Gabov A. V., Matskevich I. M. The nomenclature of scientific specialties as an element of the state system of scientific attestation: to the formulation of the question. In: Monitoring pravoprimeneniya. 2020. № 2 (35). P. 18-28. (In Russ.)
9. Golosov O. V. To the question of the content of the subject area of research in the specialty of scientific workers «Economic theory». In: Finansy: teoriya ipraktika. 2002. № 3-4. P. 1626. (In Russ.)
10. Gracheva E. Yu ., Vlasenko N. A. Banking law, transport law and the nomenclature of scientific specialties in jurisprudence. In: Zhurnal rossijskogo prava. 2019. № (5). P. 152-161. (In Russ.)
11. Dunas D. V. National identity of the Russian school of media research: theoretical focus of dissertations in the period 1991-2010. In: VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnal-istika. 2016. № 1. P. 99-115. (In Russ.)
12. Zarubina T. V., Pashkina E. S. On the problems of the evolution of specialties of scientific workers in medical cybernetics and informatics in Russia. In: Vrach i informacionnye tekhnologii. 2011. № 2. P. 47-54. (In Russ.)
13. Zinchenko Yu. P., Evdokimov V. I., & Rybnikov V. Yu. Analysis of domestic and foreign dissertations in the field of medical (clinical) psychology (1990-2011). In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2014. № 2. P. 3-15. (In Russ.)
14. Lapchik M. P. The contours of the scientific and pedagogical specialty «Informatization of education». In: Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016. № 4 (26). P. 101106. (In Russ.)
15. Makarychev P. P., Popova N. A. Management of the activities of graduate students at the university. In: Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Tekhnicheskie nauki. № 2. P. 67-75. (In Russ.)
16. Maslanov E. V. Technical sciences: features of the design of the subject field. In: Epis-temology & Philosophy of Science. 2018. № 55 (1). P. 43-47. (In Russ.)
17. Matskevich I. M., Vlasenko N. A. Formalization of specialties of scientific research in the field of law: content and perspectives. In: Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 6 (198). P. 116147. (In Russ.)
18. Mosicheva I. A., Karavaeva E. V., & Petrov V. L. Implementation of postgraduate programs in the context of the Federal Law «On Education in the Russian Federation». In: Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 8-9. P. 3-10. (In Russ.)
19. Naruto S. V. Nomenclature of scientific specialties and a new model of state scientific certification. In: Pravoprimenenie. 2019. № 3 (1). P. 24-32. (In Russ.)
20. Palchik G. Certification of highly qualified scientific workers in the Republic of Belarus: main development trends. In: Nauka i innovacii. 2015. № 11 (153). P. 43-45. (In Russ.)
21. Yakushev A. N., Mrykhina O. A. Can the content of the dissertation correspond to the passport of the scientific specialty? In: Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2012. № (5). P. 47-50. (In Russ.)