УДК 37
МОИСЕЕВ Александр Матвеевич Институт системных проектов Московский городской педагогический университет
Академия социального управления г. Москва, Россия [email protected]
О ВВЕДЕНИИ В РАМКАХ РАЗДЕЛА НОМЕНКЛАТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ - 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ НОВОГО ПУНКТА (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 13.00.09 - УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕЗИСЫ И АРГУМЕНТЫ
В данной статье рассматривается вопрос о расширении существующей с 2009 года Номенклатуры специальностей научных работников (раздел - 13.00.00 Педагогические науки) путем введения в данный раздел нового пункта (специальности) 13.00.09 - Управление образованием, приводятся доводы и аргументы в пользу такого решения. Обозначены следующие ключевые вопросы: 1) Почему существующая практика присуждения ученых степеней за научные диссертационные работы в области управления образованием несовершенна и нуждается в изменениях? 2) Почему необходимо создать новую специальность 13.00.09 - Управление образованием в рамках раздела 13.00.00 Номенклатуры специальностей научных работников? Автором статьи (с участием профессоров И.Д. Чечель и В.Н. Мощенко) был разработан проект Паспорта данной научной специальности (прилагается к тексту статьи), но из-за смены руководства ВАК этот проект не обсуждался. Полагаем, тем не менее, что тема сохраняет свою актуальность
Ключевые слова: Номенклатура специальностей научных работников, управление образованием как специальность в рамках раздела Педагогические науки, область исследования управления образованием
Для цитирования: Моисеев А.М. О введении в рамках раздела номенклатуры специальностей научных работников - 13.00.00 педагогические науки нового пункта (специальности) 13.00.09 -управление образованием: тезисы и аргументы. Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. № 1. с. 4-11.
Alexander M. MOISEEV Institute of System Projects "Moscow City Pedagogical University Academy of Social Management Moscow, Russia [email protected]
ON THE INTRODUCTION OF A NEW ITEM (SPECIALTY) AS PART OF THE NOMENCLATURE OF SPECIALTIES FOR SCIENTIFIC WORKERS SECTION - 13.00.00. 13.00.09 - EDUCATION MANAGEMENT: THESES AND ARGUMENTS
This article discusses the issue of expanding the Nomenclature of scientific specialties since 2009 (section - 13.00.00 Pedagogical Sciences) by introducing a new item (specialty) into this section. 13.00.09 - Education Management, argues and arguments in favor of such a decision. The following key questions are identified: 1) Why is the current practice of awarding degrees for scientific dissertations in the field of education management imperfect and in need of change? 2) Why is it necessary to create a new specialty 13.00.09 - Management of education within the framework of section 13.00.00 Nomenclature of specialties of scientific workers? The author of the article (with the participation of professors I.D. Chechel and V.N. Moshchenko) developed a draft Passport for this scientific specialty (attached to the text of the article), but because of the change of the HAC leadership this project was not discussed. We believe, however, that the topic retains its relevance
Keywords: Nomenclature of specialties of scientists, education management as a specialty in the section of Pedagogical Sciences, the field of research of science of education management
For citation: Moiseev A.M. On the introduction of a new item (specialty) as part of the nomenclature of specialties for scientific workers section - 13.00.00. 13.00.09 - education management: theses and arguments. Pedagogy yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no. 1. Pp. 4-11. (in Russ)
В данной статье рассматривается вопрос о целесообразности расширении существующей с 2009 года Номенклатуры специальностей научных работников (раздел -13.00.00 Педагогические науки) путем введения в данный раздел нового пункта (специальности) 13.00.09 - Управление образованием, приводятся доводы и аргументы в пользу такого решения.
Обсуждение этого вопроса имеет длительную историю, первые попытки такой постановки вопроса относятся к 1998 году, но ни тогда, ни в более позднее время он не получил своего решения.
Ключевой вопрос 1: Почему существующая практика присуждения ученых степеней за научные диссертационные работы в области управления образованием несовершенна и нуждается в изменениях?
1. Подавляющее большинство диссертаций, имеющих своим предметом различные аспекты управления образованием, защищаются до настоящего момента по специальности 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования), хотя наименование данной специальности при всей своей широте не включает в себя вопросы управления, а в паспорте этой специальности лишь весьма лаконично говорится об управлении образованием (Управление образовательными системами - один из множества пунктов...).
Таким образом, фактически в данном случае речь идет о некой сложившейся в практике устойчивой традиции, не имеющей какого бы то ни было легитимного и обоснованного нормативного закрепления. Эта традиция, безусловно, отражает значимость области управления образованием, но строго говоря, эта область, несомненно, входя в современный комплекс наук об образовании (В ряде вузов РФ, получивших право присуждать ученые степени без участия ВАК, уже есть прецеденты присуждения степеней по образованию.), является скорее отраслевой составляющей науки об управлении и не является прямой частью общей педагогики, истории педагогики и образования. Решать же этот вопрос путем введения соответствующих дополнительных пунктов в паспорт этой специальности, как предлагали некоторые коллеги, представляется паллиативным шагом.
2. Паспорт специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в том числе: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др.), в рамках которой также имеются прецеденты защит по образовательной проблематике, не содержит упоминания об отрасли образования, и в рамках этой специальности по этой причине и в силу сложившихся традиций специалисты по управлению образованием защищают диссертации крайне редко (в отличие от работ по экономике образования). Поэтому эта специальность удовлетворительной альтернативой введению предлагаемой специальности 13.00.09 не является.
3. Упоминание об образовательном менеджменте и маркетинге содержится в паспорте специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, хотя очевидно, что эти вопросы связаны с профессиональным образованием не в большей мере, чем с любым другим сектором системы образования и отнюдь не являются его спецификой.
Поэтому правильным шагом стало бы изъятие этого пункта, к тому же чрезвычайно лаконичного в соотнесении с весьма сложной структурой развивающегося управленческого знания в образовании, из области знаний Паспорта указанной специальности в новую, собственно управленческую область.
4. Имеются отдельные прецеденты защит диссертаций по вопросам управления образованием в рамках специальности 22.08.00 - Социология управления (социологические науки) и ряду специальностей раздела 19.00.00 -Психологические науки, но социологические и психологические аспекты при всей их значимости далеко не исчерпы-
вают сущности управления образованием, и факты защиты таких работ не могут быть аргументами против введения предлагаемой новой специальности в рамках раздела 13.00.00.
Таким образом, можно заключить, что предлагаемое решение - введение специальности 13.00.09 - Управление образованием в раздел 13.00.00 Номенклатуры специальностей научных работников не имеет более успешных альтернативных вариантов в сложившейся практике и при этом не нанесёт ущерба развитию других, уже существующих специальностей.
Ключевой вопрос 2: Почему в принципе необходимо создать новую специальность 13.00.09 - Управление образованием в рамках раздела 13.00.00 Номенклатуры специальностей научных работников?
1. Значимость эффективного, основанного на научном знании, управления образованием существенно возрастает в наши дни, требуя адекватной реакции от научного сообщества. Управление образованием - относительно самостоятельная научная дисциплина, интегрированная в комплекс педагогических наук или шире - наук об образовании и для образования. Она бурно развивается в последние десятилетия, имеет свой объект, предмет, специфическую картину мира, понятийный аппарат, методы исследования, что дает достаточные основания для создания новой специальности в рамках раздела 13.00.00 Номенклатуры научных специальностей 13.00.09 - Управление образованием.
Существенное различие предмета этой науки и традиционного предмета педагогики активно обсуждается в научной литературе в последние 15-20 лет и стало уже практически общепринятым в научном сообществе. Педагогика ориентирована на развитие личности, а управление - на формирование и достижение целей организованных систем, в том числе - систем образования, в которых осуществляется такое развитие,
При этом наука управления образованием нацелена именно на эффективное достижение целей образования, являющихся по своему содержанию и направленности педагогическими.
2. Как и для любой становящейся области научного знания, для науки управления образованием крайне важно самоопределение и осознание специфики своей предметности, генерации специфических новых знаний.
Данная наука очень интенсивно развивается в нашей стране, начиная с 90-х годов прошлого века. В указанный период защищены сотни диссертаций, но вынужденная необходимость для соискателей искусственно «упаковывать» управленческие знания и выводы в «педагогические» одежды становится определенным тормозом на пути развития этой науки и, как следствие - на пути продвижения ее рекомендаций в практику, внося путаницу в теорию и методологию науки.
3. Весьма интенсивно развивается и управленческое образование кадров системы образования, в том числе, высшее и дополнительное профессиональное образование, становящееся ныне (в условиях введения новых квалифицированных характеристик руководителей образования) обязательным для занятия работниками управленческих должностей в образовательных учреждениях и системах.
В этих условиях фиксируется разрыв между высшим и послевузовским профессиональным образованием менеджеров образования, так как педагогическое образование уже не только де-факто, но и де-юре перестает восприниматься как базовое для управленцев.
Однако отсутствие научной специальности, определяющей главное содержание управленческого образования, создает сложности на пути развития научно обоснованного управленческого образования.
4. Растущее сообщество ученых, специалистов в области менеджмента в образовании не имеет возможности развивать эту науку более углубленно и быстрыми темпами из-за отсутствия профильной аспирантуры и соответственно - целенаправленной подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по своей специальности.
А значительное количество открытых в стране профильных для управленцев магистратур не ведет к пополнению списков носителей ученых степеней по управлению образованием, так как выпускные работы магистрантов, как известно, диссертациями не являются.
5. Отсутствие такой специальности в Номенклатуре было объяснимо в ситуации недостаточного внимания к науке управления в нашей стране в дорыночный период, но в современную эпоху интенсивного развития менеджмента во всем мире и в России это становится нежелательным анахронизмом.
6. При этом сохранение данной специальности в едином разделе с педагогическими науками создает залог развития и взаимообогащения этих наук как единого комплекса.
Таким образом, можно резюмировать, что предлагаемое решение - введение специальности 13.00.09 - Управление образованием в раздел 13.00.00 Номенклатуры специальностей научных работников является обоснованным и полезным шагом, отражающим объективный рост значимости эффективного управления в сфере образования и важность научного обоснования такого управления.
В 2010 - 2012 гг. в Институте управления образованием РАО автором этой статьи с участием профессоров И.Д. Чечель и В.Н. Мощенко был разработан проект Паспорта данной научной специальности (прилагается к тексту статьи), но из-за смены руководства ВАК этот проект не обсуждался. Полагаем, тем не менее, что тема сохраняет свою актуальность.
Проект
Паспорт специальности 13.00.09 Управление образованием
Шифр специальности: 13.00.09 Управление образованием.
Формула специальности: Содержанием специальности 13.00.09 является исследование проблем управления в сфере образования, включая управление образовательными системами и организациями (учреждениями) всех уровней, типов и видов, находящимися на различных стадиях своего существования, системы, создаваемые для осуществления управления (управляющие системы), субъекты, ценности, цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, условия, результаты управленческой деятельности.
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Ценностно-мировоззренческие и парадигмальные основания теории и практики управления образованием.
2. Проблемы научного обоснования практики управления образованием.
3. Проблема объекта и предмета науки управления образованием. Специфика предмета науки управления образованием и ее взаимодействие с педагогическими науками, с общей теорией организаций, общей теорией управления организацией (менеджментом организаций).
4. Методология исследований в области управления образованием.
5. Закономерности и принципы управления образованием.
6. Проблема места и значения управления образованием в обеспечении результативного функционирования и инновационного развития образовательных систем; Продуктивность влияния исследований в области управления образованием на практику управления и пути ее повышения.
7. Научное управление образованием как фактор обеспечения эффективности и качества образования в современных условиях.
8. Проблема места и значения науки управления образованием в системе научного знания.
9. Этические аспекты управленческой деятельности в сфере образования; аксиология и деонтология управления образованием.
10. Теоретические и эмпирические методы исследования в области управления образованием.
11. Категориальная структура науки управления образованием. Состояние и разработка понятийно-категориального аппарата науки управления образованием.
12. Возникновение и развитие научных идей в области управления образованием.
13. Эволюция научных школ, подходов, направлений, теорий, концепций, систем, теоретических моделей управления образованием.
14. Современный контекст развития теории и практики управления образованием в России и за рубежом.
15. Современное состояние теории и практики управления образованием.
16. Развитие и сравнительный анализ отечественных и зарубежных концепций управления образованием.
17. Развитие и сравнительный анализ систем управления образованием в нашей стране, зарубежных странах, различных регионах мира.
18. Объекты управления в образовании и специфика их потребности в характера управления.
19. Уровни и подсистемы образовательных систем как специфические объекты управления (национальная (федеральная)), территориальные (региональные, муниципальные) образовательные системы; подсистемы дошкольного, общего, специального образования, дополнительного образования детей; среднего, высшего, дополнительного, послевузовского профессионального образования.
20. Функциональные подсистемы в рамках образовательных систем (образовательные, ресурсообеспечивающие, инновационные) как специфические объекты управления.
21. Управление образовательными системами по всем уровням и подсистемам.
22. Образовательные организации различных типов, видов, разновидностей как специфические объекты управления; специфика различных организационно-правовых форм образовательных организаций как объектов управления.
23. Организационная культура и уклад жизни образовательной организации (учреждения).
24. Управление образовательными организациями (учреждениями), всех типов, видов и разновидностей.
25. Типы и модели управления в образовательных системах и организациях.
26. Результаты, продукты, эффекты, последствия управления образованием (в том числе - социальные эффекты и последствия). Результативность, качество и эффективность управления. Критерии и показатели оценки качества управления.
27. Управляющие системы в образовании: уровни, цели, задачи, типы, функции, структуры, технологии, механизмы, функционирование и развитие, результаты и эффекты.
28. Диагностика, анализ, оценка, проектирование и построение управляющих систем в образовании.
29. Субъекты и органы управления образовательными системами и организациями на различных уровнях.
30. Компетенция и компетентность субъектов управления образованием и пути ее развития. Профессиональная, правовая, информационная, коммуникативная компетентность субъектов управления.
31. Базовые управленческие действия, общие функции управления образованием -планирование, организация, руководство, контроль.
32. Теория и методика руководства педагогическими коллективами.
33. Аналитическая и прогностическая деятельность в управлении образованием.
34. Прогнозирование как функция управления образованием. Теоретические модели, методы и средства прогнозирования развития образования в контексте социальных изменений и определение на их основе перспектив развития образования.
35. Проектирование как функция управления образованием; моделирование, конструирование и проектирование инновационных образовательных систем.
36. Управленческие решения в образовании. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений в образовательных системах и организациях.
37. Коммуникации в управлении образованием. Коммуникативная компетентность субъектов управления образованием. Коммуникационный менеджмент Управление коммуникациями.
38. Теория и практика управления качеством образования на всех уровнях. Системы управления качеством в образовании.
39. Научные основы и практика разработки и реализации государственной политики в сфере образования.
40. Теория и практика стратегического управления образованием. Образовательная политика. Стратегии развития образования. Стратегии управления образованием. Конкуренция и кооперация в образовании. Обеспечение конкурентоспособности образования в условиях рыночной экономики.
41. Управление по результатам. Теория и практика программно-целевого управления образованием. Разработка и реализация целевых программ развития образовательных систем и организаций.
42. Теория и практика проектного управления образованием. Управление проектами в сфере образования.
43. Обеспечение информационной открытости образования. Теория и практика государственно-общественного управления образованием. Общественное участие в управлении образованием. Развитие самоуправления в образовательных системах и организациях.
44. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Социальное партнерство в образовании. Роль педагогического сообщества, коллектива образовательного учреждения, родителей, общественных объединений учащихся и студентов в управлении образованием.
45. Обеспечение инвестиционной привлекательности образования.
46. Роль систем управления образованием в повышении вклада образовательных систем в социально-экономическое развитие регионов и территорий.
47. Становление, развитие, совершенствование управления инновационной деятельностью в образовании. Разработка теоретических моделей управления инновационной деятельностью образовательных учреждений и систем. Факторы, содержание, механизмы и методические средства управления инновационным развитием образовательной организации (учреждения) и системы.
48. Теоретические основы и инструментарий экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования.
49. Принципы, методы, результаты введения управленческих новшеств в образовании. Выявление, обобщение, распространение передового опыта управления образованием, лучших практик управления. Источники, типы, уровни инноваций в системе управления образованием.
50. Управление ресурсным (информационным, программно-методическим, кадровым, материально-техническим, нормативно-правовым и документационным, финансовым) обеспечением образовательных систем и организаций на всех уровнях.
51. Управление маркетингом образовательных систем и организаций на всех уровнях.
52. Инфраструктура управления образованием. Управление развитием инфраструктуры.
53. Методы, средства, инструментарий, технологии управления образованием.
54. Информатизация управления образованием на всех уровнях. Управление процессами информатизации образования. Программы информатизации.
55. Принципы, функции, механизмы нормативного и правового обеспечения управления образованием. Факторы становления, развития, совершенствования правового обеспечения управления образованием. Разработка методов оценки эффективности правового обеспечения управления образованием.
56. Информационно-аналитическое обеспечение управления образованием. Принципы и методы сбора, анализа, оценки информации в системах управления образованием.
57. Управление рисками в образовании. Антикризисное управление образованием.
58. Управление конфликтами в образовании. Обоснование различных типов и видов конфликтов в образовании. Содержание, функции, структура, динамика конфликта в образовании. Стили конфликтного взаимодействия в сфере образования. Методы предупреждения и разрешения конфликтов в образовании.
59. Теоретические основы и практика подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации действующих управленческих кадров и резерва управленческих кадров системы образования. Профессиональное самосовершенствование управленцев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Поташник М.М., Моисеев А.М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. - М.: Новая школа, 1998.
2. Моисеев А.М. Наука управления образованием как относительно самостоятельная научная дисциплина // Журнал Мир образования. - 1997. - № 5.
REFERENCES
1. Potashnik, M. M., Moiseev M. A. Thesis in education management: status, problems and modern requirements: a Guide to help authors of dissertations on management in education. - Moscow: New school, 1998.
2. Moiseev A. M. the Science of management of education as a relatively independent scientific discipline. Journal of Peace education. - 1997. - № 5.
Информация об авторе:
Александр Матвеевич Моисеев, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института системных проектов ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 03.09.3018
Information about the author:
Alexander Matveyevich Moiseev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of System Projects of the SJSC of Moscow State Educational Institution of Moscow "Moscow City Pedagogical University" Professor of the Department of Educational Management of the Moscow Region Regional Academy of Social Management Moscow, Russia [email protected]
Received: 03.09.3018