РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАRT 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.2:004 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.101
М. П. Лапчик,
Омский государственный педагогический университет
КОНТУРЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
На основе обращения к исходному замыслу и процессу формирования содержания научно-педагогической специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)» делается попытка проанализировать причины трудностей её становления. С учётом имеющегося опыта подготовки диссертационных исследований акцентируется внимание на уточнении обязательных требований к исследовательским работам по этой научной специальности из отрасли «Педагогические науки» с целью исключения разночтений в её трактовке и факторов, сдерживающих её применение.
Ключевые слова: классификатор научных специальностей, специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по отраслям)», информатизация образования.
Инициаторами введения информатизации образования (ИО) в перечень научно-педагогических специальностей были Институт информатизации образования РАО (ИИО РАО) и Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ). Самые первые варианты описания проекта паспорта этой специальности появились в результате совместной деятельности учёных ИИО и кафедры информатики ОмГПУ ещё во второй половине 90-х годов прошлого века. Официально эта специальность начала действовать с 2000 года с шифром 13.00.02, но с отдельным паспортом, в котором было два подробных раздела: методология и методика ИО. С тех пор она включена и в перечень научных специальностей для аспирантуры и докторантуры, и как специальность, разрешаемая для сравнительно немногих действующих диссертационных советов по защите на учёные степени кандидатов и докторов наук, в том числе в ОмГПУ1.
Вместе с тем, с самого начала использования этой специальности и до настоящего времени в разных научных школах наблюдаются разночтения или не вполне чёткие и однозначные толкования её содержания. Сохраняющееся положение отрицательно сказывается на развитии этого чрезвычайно важного для системы образования направления исследований, поскольку часто из-за отсутствия ясного понимания «разрешённой сущности» и границ требований соискатели и их научные руководители попросту уклоняются от обращения к этой специальности, дабы избежать опасности её некорректного толкования и не навлечь дополнительных сложностей прохождения работ в диссертационных советах и ВАК.
Надо сказать, что при обосновании включения специальности ИО в отрасль «Педагогические науки» возникало немало сложностей. В силу очевидной особенности и очевидной «неодинаковости» по отношению к традиционным областями исследования в сфере педагогической науки описание предметной области информатизации образования оказалось очень непростым делом. Поэтому работа над формулой специальности с самого начала хотя и предполагала включение информатизации образования в группу педагогических специальностей, но велась в направлении создания отдельного паспорта. Нами выдвигалось даже предложение не интегрироваться с каким-либо действующим паспортом, а добиваться введения новой, обособленной специальности, например, с шифром 13.00.10 «Теория и методика информатизации образования» (исходя из современного положения дел, хочется заметить, что, возможно, это и было бы лучшим решением). В итоге, опасаясь характерных для такого рода проектов труднопреодолимых бюрократических препятствий, которые могли бы надолго задержать получение результата, за основу была взята действующая специальность с шифром 13.00.02, но паспорт разрабатывался всё-таки отдельный, потому что в действовавшем в ту пору весьма кратком описании официального паспорта специальности 13.00.02 не имелось никакой смысловой поддержки новой специальности.
Основная трудность, возникавшая при обосновании включения специальности ИО в отрасль «Педагогические науки», во многом объяснялась тем, что образовательная область «информатизация образования» в сфере подготовки педкадров к тому времени лишь начинала складываться. В самом деле, первая же попытка примерить название специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям)» к области «информатизация образования» показывала, что образуемое при этом словосочетание «теория и методика обучения информатизации образования» будет явно предполагать обучение предмету «информатизация образования», в то время как такого предмета в традиционной группе школьных дисциплин никогда не было и, надо полагать, не будет. Надо заметить, что и применительно к высшему педагогическому образованию сменяемые друг друга с середины 90-х годов прошлого века действовавшие госстандарты долгое время не проявляли никакого интереса к подготовке в сфере информатизации образования. А инициативные педагогические вузы вынуждены были в это время путём разного рода ухищрений самостоятельно вводить в свои учебные планы циклы дисциплин, «работающие» на подготовку будущих педагогов в сфере информатизации образования. Ситуация стала меняться только после появления нового поколения «рамочных» ФГОС с чистыми полями.
Как уже отмечалось, одним из наиболее слабых звеньев в обосновании и понимании новой специальности были «туманности» в описании её предметной области. Надо сказать, что не способствовало прояснению этого вопроса и широкое распространение порождённого в ИИО РАО толкования термина «информатизация образования» как «процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ» [3]. К сожалению, именно эта трактовка ИО, исходившая из понятия процесс и фактически уводившая по этой причине от цели формирования предмета ИО, под влиянием ИИО РАО на долгие годы вошла в разного рода терминологические словари, справочники и т. п.
Со временем стало понятно, что к описанию предмета ИО на стадии его становления целесообразнее идти от обучения, поскольку именно содержание подготовки специалистов в сфере ИО способно влиять на характер их будущей деятельности и определять характер самой деятельности. Обоснованность такого подхода оправдана тем, что в значительной мере именно практика формирует заказ для науки. Поэтому в становлении предмета информатизации образования большая роль принадлежала инновационным вузам, поскольку именно они в научной и каждодневной практической деятельности формировали и развивали содержание образования людей, которые будут осуществлять процесс информатизации. Применительно к ИО как педагогической специальности важная роль, безусловно, принадлежала и принадлежит педагогическим вузам. Поэтому именно в педагогических вузах, т. е. там, где в противоборстве с Госстантартами развивалась концепция содержания подготовки кадров в области ИО, берёт начало формирование предметной области ИО.
В частности, конструктивный подход к толкованию предмета ИО, идущий от содержания подготовки кадров, был впервые намечен в МГПУ С. Г. Григорьевым и В. В. Гриншкуном в пособии для педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров «Информатизация образования. Фундаментальные основы (2005)»: «Под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации и обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [1].
Поскольку заказ на научные исследования обыкновенно формируется практикой, образовательная и научная деятельность в области информатизации образования тесно связаны и взаимозависимы. Эта взаимосвязь носит двусторонний характер: от потребностей содержания обучения информатизации образования - к научной области информатизации образования и, наоборот, от результатов, выработанных в ходе научных исследований, - к корректировке содержания подготовки кадров. Отсюда следует, что содержание подготовки кадров в области ИО находится в постоянном развитии, пополняется и обогащается на основе результатов научных исследований. Заметим, что сказанное должно быть отнесено к различным направлениям подготовки кадров, а не только к подготовке педагогов. Понятно, что такое толкование, такой подход заставляет достаточно широко охватывать все возможные аспекты информатизации образования и может допускать сколь угодно широкое развитие.
Единый паспорт специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», в который вошла область «информатизация образования» появился практически через десятилетие после её первого официального утверждения [2]. В последней действующей в настоящее время версии описания паспорта этой специальности область «информатизация образования» оказалась рядом с другими областями исследования: математикой, физикой, химией, литературой и др. Из приведённого в паспорте описания формулы следует, что содержанием специальности «является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики». Принимая важную системообразующую роль методологии, мы всё же будем исходить из более корректной формулы, полагая, что исследования по научно-педагогической специальности 13.00.02 с предметной областью «информатизация образования» (как, кстати, и со всеми иными поименованными в паспорте предметными областями) должны ориентироваться на три самоценных компонента: теоретико-методологические основы, методику и технологии, причём в каждом отдельном исследовании по этой специальности должны интегрироваться все три аспекта.
Значительным достижением составителей единого паспорта специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является перенос в описание областей исследований многих нетипичных для прежних редакций этой специальности императивов, взятых из исходной версии отдельного паспорта информатизации образования образца 2000-го года, что сделало его более ИКТ-насыщенным и, следовательно, соответствующим современным направлениям развития педагогической науки. И что важно - теперь это стало относиться ко всем перечисленным в паспорте научным областям знаний. Ниже эти формулировки приводятся в соответствии с их редакцией в указанном паспорте:
- общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий;
- развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий;
- теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;
- теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико-эргономического качества;
- теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения;
- теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий;
- проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций;
- анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.
На этом основании можно констатировать, что содержание прописанного в паспорте раздела областей исследования даёт достаточно полное представление о направлениях исследований с включением элементов ИКТ. Во всяком случае, по двум первым направлениям исследований - теории и методике информатизации образования - принципиальных неясностей возникать не может, поскольку исследование теоретико-методологических основ так же, как и разработка методических аспектов информатизации образования, - дело для педагогов-исследователей и для экспертов знакомое.
Сложнее обстоит дело с восприятием и интерпретацией раздела технологий. Вначале обратим внимание на одно важное обстоятельство, связанное с взаимосоответствием информатизации образования с другими областями исследования. Как уже было сказано выше, ныне действующая редакция паспорта 13.00.02 существенно обогащена прописанными в нём аспектами применения ИКТ при освоении всех упомянутых в паспорте конкретных предметных областей, что, естественно, правильно и своевременно.
Но при этом могут возникать ситуации, когда при активном использовании ИКТ в разработке методического контента по учебной дисциплине может возникать «сползание» предмета исследования к специальности ИО. Здесь, очевидно, надо исходить из того, что если в исследовании разрабатываются информационные технологии применительно к обучению конкретному предмету, то это уходит всё-таки в область методики обучения предмету, а не в область ИО. Но и здесь, вероятно, возможны исключения: если исследование приводит к разработке общезначимых информационных технологий, допускающих широкий перенос на другие предметные сферы, то в этом случае оно может быть отнесено к специальности ИО.
Иными словами, мы исходим из того, что ИО - общезначимая область исследований, в то время как другие предметные области используют ИКТ, как правило, в пределах методики обучения конкретному предмету. Надо сказать, что эти различия иногда трудно разграничить, поэтому при анализе предмета проведённого исследования требуется особое внимание экспертов всех уровней к выявлению и оценке доминанты исследования - или методика обучения предмету, или ИО.
Отдельный интерес вызывают случаи, когда в исследовании по области ИО дело доходит до разработки серьёзных информационных сред и систем, что само по себе в некоторых приложениях может приводить к объёмным профессиональным задачам. В этой связи напомним, что в первом варианте действовавшего с 2000-го года паспорта информатизации образования действительно был пункт, в той или иной мере ориентировавший на подобные разработки: «Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений)». Ныне действующий паспорт специальности 13.00.02 в разделе «Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования» тоже унаследовал схожую формулировку, хотя и в несколько «облегчённой» форме: «Теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий».
По этому поводу заметим, что управление образовательным процессом является понятием достаточно широким, а создание сред и систем во многих случаях вполне может сводиться лишь к адаптации пригодных для этой цели профессиональных разработок. В то же время, как показывает практика, именно на основе приведённых выше формулировок может возникать (и кое-где возникал и возникает) соблазн выдвигать требования по разработке профессиональных информационных сред и систем в исследованиях по научно-педагогической специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» как обязательных - в тех случаях, когда областью исследования является информатизация образования.
Для того, чтобы снять остроту проблемы, обратимся к фактическому положению ИО в научной сфере. В связи с этим уместно привлечь и другие научно-образовательные области, поскольку не только педагогические науки «несут ответственность» за конечный результат информатизации в сфере образования. Перечень выставленных на сайте ВАК научных специальностей по физико-математическим и техническим наукам, ориентируемым на исследования проблем в сфере информатизации, достаточно широк. При этом их паспорта в целом ряде случаев среди прочего явно указывают на потребность разработки приложений для сферы образования. Как пример: формула специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» явно указывает на разработку и применение методов теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах, включая области образования. Очевидно, что применительно к сфере образования это
может предусматривать создание новых и совершенствование существующих структур, алгоритмов и моделей управления сложными педагогическими системами с целью повышения эффективности и надёжности их функционирования. Таким образом, поскольку проблемами информатизации образования активно занимаются как представители гуманитарных наук - философии, педагогики и психологии, культурологии и т. д., так и представители физико-математических и технических наук, эта область является сферой пересечения их научной деятельности. Очевидно, что при этом у них могут быть разные задачи: у математиков и представителей технических наук одни, у гуманитариев - другие.
Для выполнения полноценных исследований по информатизации образования практика подбрасывает большое количество сложных и важных проблем исключительно педагогической направленности, отнесённых ко всем областям знания, указанных в паспорте [2]. При этом мы ещё раз акцентируем внимание на том, что научная специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)» принадлежит отрасли «Педагогические науки», а разработка новых информационных систем и информационных технологий управления не может и не должна рассматриваться как обязательная задача педагогических исследований по этой специальности. Речь можно вести лишь об адаптации, встраивании и применении готовых профессиональных разработок. Возможно, для отдельных докторских диссертаций разработка элементов этих систем и технологий желательна. В тех же случаях, когда педагог-исследователь создаёт высокопрофессиональные средства и системы, он может претендовать на присвоение учёной степени по двум специальностям.
К сожалению, приходится отмечать сохраняющийся дисбаланс в подготовке кадров в области информатизации образования. Подготовку ведут разные вузы, но, к сожалению, роль образовательных программ педагогического направления в этой системе остаётся довольно ограниченной, поскольку проблемы информатизации, хотя и стали активнее затрагиваться в последних версиях ФГОС, пока ещё слабо проникают в эти реально действующие образовательные программы. На основе имеющегося опыта укажем ориентировочные направления подготовки, которые хотя бы в минимальных объёмах должны были бы реализовываться во всех образовательных программах направления «Педагогическое образование»:
1. Теоретико-методологические основы информатизации образования. Нормативные основы применения ЭО и ДОТ в образовании.
2. Электронная дидактика (методы информатизации образовательной деятельности, разработка средств информатизации обучения, оценка качества обучения).
3. Информационная образовательная среда и информационное образовательное пространство. Техносфера образовательной организации.
4. Инструменты и технологии дистанционного и открытого образования, образование в Интернете.
На протяжении уже довольно длительного периода эта минимальная подготовка складывалась
в тех пределах, которые допускались действующими ГОС и ФГОС и реализовывались в конкретных вузовских программах. Но на поверку получается, что более-менее эффективная реализация требуемого сегодня содержания подготовки кадров в области информатизации образования возможна лишь, пожалуй, в специально создаваемом прикладном бакалавриате или в специально ориентируемых образовательных программах магистратуры, т. е. в относительно узком секторе системы подготовки педагогических кадров.
В завершение сформулируем основные выводы:
Предметная научно-педагогическая область «информатизация образования» формируется и развивается в образовательных программах различных направлений как предметное содержание подготовки специалистов для сферы образования. Это содержание должно постоянно корректироваться на основе результатов исследований в различных научных областях.
Исследования по научно-педагогической специальности 13.00.02 с областью «информатизация образования» согласно паспорту должны ориентироваться на три аспекта: теоретико-методологические основы, методику, технологии, причём в каждом отдельном исследовании по этой специальности должны интегрироваться все три аспекта. При этом задачи этих педагогических исследований могут не предусматривать разработку высокопрофессиональных средств и систем информатизации.
Исследования по научно-педагогической специальности 13.00.02 с иными предметными областями могут быть отнесены к области «информатизация образования» лишь в случае создания существенных общезначимых результатов в сфере информационных технологий, допускающих перенос на другие предметные сферы. В противном случае исследование должно быть отнесено к теории и методике обучения предмету.
Примечание
1 За весь период существования этой специальности она работала только в двух диссоветах РАО (в институтах ОСО и ИИО; в настоящее время - только в институте управления образованием), в ОмГПУ (в настоящее время - в объединенном диссовете с СФУ и КрГПУ), в МГПУ (в институте математики и информатики).
Библиографический список
1. Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы : учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - М. : МГПУ. - 2005. - 231 с.
2. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Паспорта научных специальностей. - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/316
3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И. В. Роберт, Т.А. Лавина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
M. P. Lapchick, Omsk state pedagogical University
THE CONTOURS OF THE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL SPECIALTY «INFORMATIZATION OF EDUCATION»
Based on the original concept and the process of forming the content of the scientific-pedagogical specialty 13.00.02 «Theory and methodology of training and education (Informatization of education)», the article attempts to analyze the reasons for the difficulty of its formation. Considering the existing experience in preparing thesis researches, the article focuses on the specification of mandatory requirements for the research works in this scientific field from the branch of «Pedagogical Sciences», aiming to eliminate ambiguity in its interpretation and factors hindering its application.
Keywords: the classifier of scientific specialties; specialty 13.00.02 «Theory and methodology of training and education (by branches)»; Informatization of education.
References
1. Grigor'ev S. G., Grinshkun V. V. Informatizacija obrazovanija. Fundamental'nye osnovy : uchebnik dlja studentov pedagogicheskih vuzov i slushatelej sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogov [Informatization of education. The fundamental basis : a textbook for students of pedagogical high schools and listeners of system of improvement of qualification of teachers]. Moscow, 2005. 231 p.
2. Vysshaja attestacionnaja komissija (VAK) pri Ministerstve obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Pasporta nauchnyh special'nostej [Higher attestation Commission (HAC) under the Ministry of education and science of the Russian Federation. Passports of scientific specialties]. Available at: http://vak.ed.gov.ru/316
3. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii obrazovanija :sostaviteli I. V. Robert, TA. Lavina [Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of education Informatization]. Editors, I. V. Robert, T. A. Lavina. Moscow: Publ. BINOM. Laboratorija znanij, 2012. 69 p.
© М. П. Лапчик, 2016
Автор статьи: Михаил Павлович Лапчик, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, е-mail: lapchik@omsk. edu
Рецензенты:
Н. И. Пак, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики и информационных технологий в образовании, Красноярский государственный педагогический университет.
М. И. Рагулина, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.