УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
Стаселович Галина Анатольевна | [email protected]
Старший методист кафедры общего образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия
Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык»
Аннотация. Одним из наиболее важных и сложных периодов начального общего образования является период обучения грамоте, задача которого заключается в научении детей элементарному чтению и первоначальному письму наиболее оптимальным для них способом. В статье описываются особенности построения образовательного процесса на первом этапе языкового образования школьников, рассматриваются проблемы и возможности построения уроков обучения грамоте, обосновывается целесообразность использования интегративного подхода при проектировании уроков в данный период обучения. Рассматривается понятие «система уроков», сопоставляются структурные компоненты отдельных уроков обучения чтению и уроков обучения письму, определяются место и виды речевой деятельности на каждом из вышеуказанных уроков. Особое внимание обращено на учебные задачи, которые решаются на разных этапах обучения грамоте: начальном, основном, заключительном. Поскольку основная задача начальной школы — научить ребенка учиться, автор статьи обращает особое внимание на условия
формирования важнейшего новообразования этого возрастного периода — учебной деятельности средствами учебных предметов. На основе выявленных особенностей организации деятельности обучающихся в процессе формирования у младших школьников элементарных навыков чтения и письма сконструирована структура интегрированного урока обучения грамоте.
Ключевые слова: виды речевой деятельности, обучение грамоте, ведущая деятельность, учебная деятельность, возрастные особенности, начальная школа.
Первым структурным элементом в системе языкового образования и речевого развития обучающихся является учебный курс русского языка в начальной школе, «специфика которого заключается в его взаимосвязи со всеми учебными предметами, и прежде всего с литературным чтением. В этих двух учебных предметах, которые впоследствии изучаются раздельно, изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования» [Цит. по: 3, с. 10].
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
Поскольку курс «Обучение грамоте» является составной частью учебного предмета «Русский язык», его включение в учебный план образовательной организации как отдельного предмета не является обязательным. Следует заметить, что продолжительность курса определяется, индивидуальными особенностями первоклассников, их подготовленностью и темпом обучаемости, а также спецификой используемых учебно-методических комплектов (далее — УМК).
Все действующие УМК включают учебник обучения чтению («Азбуку» или «Букварь») и прописи для обучения письму, которые составляются в соответствии с букварем (азбукой). Два разных, на первый взгляд, средства обучения привели к дифференциации двух неразрывно связанных процессов — процесса обучения чтению и процесса обучения письму и, как следствие, к двум разным учебным предметам и разным урокам. На одном из них первоклассники работают с букварем или азбукой; на другом — основным видом деятельности является работа в прописи, то есть на одном уроке дети слушают, говорят, читают, а на другом — слушают и много пишут. Происходит искусственное разделение (дифференциация) видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.
В последнее время часто озвучивается некая позиция, что для детей, которые научились читать до поступления в школу, уроки по букварю не нужны; таким детям достаточен ускоренный курс обучения письму. Данное мнение базируется на
непонимании длительности, значимости и взаимосвязанности процессов формирования навыков чтения, письма, а также важнейшей задачи, решаемой на этапе обучения грамоте. Во многом именно методически грамотно организованный курс «Обучение грамоте», содержательные линии которого включают фонетику, графику, чтение, письмо, слово и предложение, орфографию, развитие речи, обеспечивает успешность языкового образования школьника.
Кроме того, в логике понимания законов возрастного развития детей и ведущего вида деятельности младших школьников процесс обучения первоклассников чтению и письму, освоения ими первоначальных знаний в области русского родного языка создает условия формирования у первоклассника важнейшего новообразования этого возрастного периода — учебной деятельности. Именно на уроках обучения грамоте первоклассники впервые встречаются с особым видом книги — учебником. Букварь при правильном проектировании уроков обучения как чтению, так и письму становится средством формирования учебных действий. Младшие школьники учатся определять тему урока сначала по иллюстрации, затем по модели слова; принимать, а затем и определять (для детей — «угадывать») цель урока; понимать, какие упражнения им предстоит выполнить сегодня на уроке; контролировать свои действия. Постепенно формируется важнейшее учебное действие — умение читать учебник. Осознанность внешних действий и операций создает условия
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
формирования алгоритма исследования отдельных языковых единиц: текстового фрагмента, предложения, слова, звука. Заметим, что во всех используемых в образовательном процессе учебно-методических комплектах (букварях и прописях) последовательность формирования основных языковых понятий отличается незначительно.
Совокупность уроков, расположенных в определенной иерархии и подчиненных решению образовательных задач, ведущих к достижению планируемых результатов, образует систему уроков. Система уроков полностью соотносится с системой изучения языковых, в том числе фонетических и графических, единиц учебно-методического комплекта, используемого учителем. Типология уроков различается по задачам, решаемым в определенной последовательности работы над языковым материалом, начиная с его введения (урок изучения нового материала)и заканчивая его употреблением в речи (урок закрепления изученного). На уроках изучения нового материала первоклассники знакомятся с новыми буквами, учатся вычленять из потока речи звуки и дифференцировать их. Решаемые учебные задачи на каждом из этапов работы с отдельными дидактическими единицами образуют систему уроков по формированию конкретных языковых понятий и явлений. И тогда каждый этап работы над отдельным языковым понятием становится по сути отдельным уроком. Система целей каждого урока формирует систему образовательных задач, решаемых в зависимости
от места урока в системе формирования определенного лингвистического понятия и позволяющих достигать именно тот результат, который ведет к постепенному усложнению учебного материала и создает условия для формирования общего способа учебных действий. Сформи-рованность представления о языковом понятии и его использовании в речи создает условия как для трансформации данного понятия в учебное действие, так и для работы с другой, более сложной лингвистической единицей. Ведущим методом на всем протяжении периода обучения грамоте является интонирование. Работа с кассой букв, звуковой лентой, «живые» модели и другие активные и интерактивные формы обучения позволяют включить максимальное количество младших школьников в учебный процесс.
Следует отметить, что при методически правильно организованном уроке контрольно-оценочная деятельность является органической составляющей каждого урока и каждого этапа урока и поэтому проведение специальных уроков проверки знаний на всем протяжении обучения грамоте нецелесообразно.
Помимо общепринятой в дидактике классификации уроков (урок изучения нового материала, урок закрепления изученного, урок обобщения и систематизации знаний и т. д.) в период обучения детей чтению и письму типы уроков дифференцируются по доминирующему виду речевой деятельности: уроки обучения чтению и уроки обучения письму.
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
Традиционно этап обучения грамоте подразделяется на три цикла (совокупности) уроков чтения и письма.
1. Подготовительный (добуквенный, добукварный) период, задача которого — развитие навыков фонети-ко-фонематического восприятия обучающимися устной речи. Так, «на данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, вводятся первые лингвистически понятия ("речь", "речь устная и письменная", "предложение", "слово", "слог", "звуки речи", "гласные и согласные звуки", "ударение"). Обучающиеся учатся вычленять языковые единицы, звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;сравнивать звуки в похоже звучащих словах. Основными видами речевой деятельности являются слушание и говорение» [Цит. по: 2, с. 18].
2. Основной (буквенный, букварный) «этап обучения грамоте — самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке,
освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать» [Цит. по: Там же]. 3. Завершающий (буквенный, букварный) этап обучения грамоте, на котором полученные знания систематизируются.
При отсутствии выделения курса обучения грамоте в учебном плане образовательной организации как отдельного учебного предмета происходит формальное разделение уроков — сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму. Следует отметить, что в ряде случаев подобное формальное разделение приводит к тому, что некоторая часть педагогического сообщества рассматривает уроки «по букварю» как уроки литературного чтения, а уроки «по прописям» — как уроки русского языка.
Рассмотрим структурные компоненты уроков обучения чтению и структурные компоненты уроков обучения письму (таблица 1).
Таблица 1 — Структурные компоненты уроков обучения чтению и письму
Структурные компоненты уроков обучения чтению Структурные компоненты уроков обучения письму
- Организация класса. - Рассматривание предметной картинки. - Определение темы урока. - Организация класса. - Актуализация темы урока через повторение изученного на уроке обучения чтению.
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
Структурные компоненты уроков обучения чтению Структурные компоненты уроков обучения письму
- Лексическим анализ опорного слова. - Звуковой анализ слова, составление звуковой схемы-модели или анализ уже составленной и представленной в букваре схемы-модели. - Вычленение нового звука (например, звонкого твердого согласного [л] звука), характеристика звука. - Упражнения в нахождении звука в других словах - Аналогичная последовательность работы с другим звуком (например, звонкого мягкого согласного [л'] звука). - Знакомство с печатной(-ыми) буквой(-ами). - Графический анализ букв(-ы). - Определение места в буквы в алфавите. - Чтение слогов. - Чтение слов. - Чтение предложений. - Чтение текста - Знакомство с письменной(-ыми) буквой(-ами). - Сравнительный анализ печатной и письменной графики букв. - Графический анализ буквы, которую обучающимся предстоит писать. - Письмо отдельных элементов. - Письмо буквы. - Чтение слогов —► письмо слогов. - Чтение слов —* звуковой анализ слов —* письмо слов. - Слушание —*■ говорение —► чтение орфографическое проговаривание письмо (списывание) предложений
Как видно из таблицы 1, на уроке обучения чтению отсутствует важнейший вид речевой деятельности — письмо.
Заметим, что в возрастной группе смена видов деятельности на этом этапе работы должна происходить каждые 7-10 минут. При максимальной плотности урока не более 80 % и продолжительности урока в этот период 35 минут на одном уроке не может быть более и менее четырех этапов урока. Если соотнести количество этапов урока и виды речевой деятельности в их
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
логической последовательности, то на каждом уроке должно быть и слушание, и говорение, и чтение, и письмо. Если на уроке обучения чтению смена видов речевой деятельности происходит относительно равномерно, то на уроке обучения письму основным видом деятельности является собственно письмо как учебное действие.
Огромное количество детей с большим трудом осваивают письмо, так как во время письма их руки не справляются
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
с обычной для взрослого человека манипуляцией ручкой или карандашом. Процесс письма сам по себе для первоклассников — самый трудоемкий: в нем «участвуют» практически все части тела, начиная от пальцев рук, ладоней и запястья и заканчивая плечами, спиной и ногами. Другими словами, «письмо относится к сложным психофизиологическим процессам, обеспечивается зрительно-моторной координацией, зрительным контролем, артикуляцией, слуховым анализом, пространственным восприятием» [Цит. по: 4, с. 56]. Процесс письма требует от ребенка непрерывного приспособления, и именно поэтому ребенок не может долго заниматься письмом. А значит, и количество упражнений, и увеличение времени, отводимого на этот вид деятельности на уроках в период обучения грамоте, не улучшают качества работы, а вызывают наибольшее напряжение детского организма. Специальными исследованиями установлено, что оптимальная продолжительность непрерывного письма — 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд — в конце. Постоянное ежедневное, даже на одном уроке, напряжение является тем самым стрессогенным фактором, который приводит к переутомлению. Системное переутомление очень опасно, особенно для взрослеющего организма, и зачастую ведет к возникновению различных заболеваний. Дети начинают капризничать, отказываются выполнять учебные задания, не хотят гулять, некоторые просят вернуть их в детский сад, проявляют интерес к занятиям, свойственным для трех-четырехлетних малышей. Родители
отмечают нарушение аппетита, сна. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер.
Заметим, переутомление связано не с количеством выполненных упражнений, а с количеством упражнений, которые ребенку приходится делать «через силу» и с дисбалансом разных видов деятельности.
Конечно, дети разные. Безусловно, педагог постоянно старается мотивировать первоклассников, используя различные примеры пользы и необходимости красивого письма, убеждает детей стараться, писать с удовольствием; но нельзя не согласиться, что один из нелюбимых уроков у большинства первоклассников — это урок письма. Почему? Основная учебная работа на уроке обучения письму, как упоминалось ранее, — письмо. Один и тот же вид деятельности, в данном случае учебной работы, результат которого далеко не всегда соответствует трудозатратности, становится малопривлекательным для ребенка. Малопривлекательность учебной работы и отложенный результат действия приводят к физической усталости и эмоциональному истощению и, как следствие, к полному исчезновению учебной мотивации даже у хорошо подготовленного ребенка. И связано это не только с объективными трудностями возрастной периодизации семилетних детей, но и с монотонностью действий.
Вопрос снижения уровня влияния негативных факторов на первоклассника в
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
один из самых значимых периодов обучения тревожит педагогов, родителей, психологов все больше и больше. Одним из возможных путей выхода из данной ситуации может быть внутрипредметная интеграция при обучении детей чтению и письму на этапе обучения грамоте.
Как педагогическое явление интеграция — далеко не новое понятие. Основания интеграции в начальной школе, способы построения интегрированного содержания образования, условия интеграции достаточно глубоко исследованы в педагогической науке и описаны в работах известных ученых: педагогов А. В. Бело-шистой, А. И. Поповой, Е. Н. Потаповой, Н. Н. Светловской и, конечно, К. Д. Ушин-ского. Именно К. Д. Ушинский первым предложил идею интеграции чтения и письма в начальной школе на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Однако в педагогической практике на уровне начального общего образования использование результатов данных исследований носит скорее несистемный, точечный характер.
Отметим, что «существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного текста, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, зву-кобуквенным и звукослоговым анализом и т. д. Такого типа уроки практиковались Л. Н. Толстым и его учителями в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, которые, как
сейчас говорят, курировались автором знаменитых учебников "Азбука", "Новая азбука", "Книги дли чтения". О таких уроках писал К. Д. Ушинский, в наше время их широко применял замечательный педагог и учитель Василий Александрович Сухомлинский» [Цит. по: 1, с. 63].
Интеграция на этапе обучения грамоте может осуществляться как через содержание, так и через форму. И если содержание образования определяется федеральной программой по каждому учебному предмету, то выбор формы реализации содержания осуществляет образовательная организация и учитель.
Ведущей формой организации образовательного процесса остается урок. Формы проведения урока — разные. В практике образовательной деятельности может быть как отдельный, так и сдвоенный урок обучения грамоте. Если отдельный урок целесообразно проводить на подготовительном и заключительном этапах обучения грамоте, то сдвоенный — во время основного этапа. Заметим, что структурные компоненты интегрированных уроков не отличаются от структурных компонентов отдельных уроков обучения чтению и обучения письму. Приведем пример сдвоенного интегрированного урока.
1-й урок
1. Организация класса.
2. Рассматривание предметной картинки и (через беседу) определение темы и принятие ребенком учебной задачи урока.
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
3. Интонирование опорного слова.
4. Звуковой анализ слова: составление звуковой схемы-модели, продолжение части готовой схемы-модели, анализ уже составленной и представленной в букваре схемы-модели.
5. Вычленение из потока речи (например, слова) нужного звука (например, звонкого твердого согласного [л]), характеристика звука.
6. Упражнения в нахождении звука в других словах (дидактическая игра).
7. Аналогичная последовательность работы (упражнений) с другим звуком (например, звонкого мягкого согласного [л']).
8. Знакомство с буквами. Определение места буквы в алфавите.
9. Сравнительный анализ печатной и письменной графики букв.
10. Письмо отдельных элементов.
11. Письмо буквы.
12. Перемена.
2-й урок (продолжение урока)
1. Определение темы и цели урока через рефлексию выполненного на первом уроке.
2. Чтение слогов, придумывание слов, которые начинаются с прочитанного слога, письмо слогов.
3. Чтение слов, звуковой анализ слов, письмо слов в прописи.
4. Чтение предложений, составление схемы предложений (работа с моделями), орфографическое про-говаривание каждого слова в предложении, запись (списывание) предложений в прописи с орфографическим проговариванием.
5. Работа с текстом.
6. Рефлексия.
Таким образом, интегрированный подход к обучению грамоте — это естественный путь научения шести-семи-летнего ребенка чтению и письму через реализацию взаимозависимых связей между формируемыми действиями первоначального чтения и письма, которые и определяют впоследствии качество усвоения учебного содержания младшими школьниками. Также следует отметить, что введение интегрированных уроков обучения грамоте не требует специальной подготовки и не создает дополнительно нагрузки для учителя.
Список литературы
1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.
— 462 с.
2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: Учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 468 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1 / Л. И. Льняная [и др.]. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
— 399 с.
4. Русский язык и начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред.
УДК 373.31
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Стаселович Г. А. Система и структура интегрированных уроков на этапе обучения грамоте в курсе «Русский язык» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 91-99. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo108/
М. С. Соловейчик. — 3-е изд. — М.: Академия, 1997. — 383 с.
Galina A. Staselovich
Kaliningrad Regional Institute of the education development Kaliningrad, Russia
System and structure of integrated lessons at the stage of literacy teaching in the course "Russian language"
Abstract. One of the most important and complicated periods of primary general education is the period of literacy training, the aim of which is to teach children elementary reading and initial writing in the most optimal way for them. This article describes the features of the construction of the educational process at the first stage of language education of schoolchildren. The problems and possibilities of constructing literacy lessons are described. The expediency of using
Статья поступила в редакцию 03.06.2021; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 07.12.2022.
an integrative approach in designing lessons during this period of study is justified.
The article discusses the concept "system of lessons", compares the structural components of individual lessons in reading and writing. The place and types of speech activity in each of the above lessons are identified. The special attention is paid to the educational tasks that are solved at different stages of literacy teaching: initial, basic, final. Since the main aim of primary school is to teach a child to study, the author of the article pays special attention to the conditions for the formation of the most important neoplasm of this age period — educational activity by means of educational subjects. Based on the identified features of the organization of students' activities in the process of forming elementary reading and writing skills in younger schoolchildren, the structure of the integrated literacy lesson is constructed.
Keywords: types of speech activity, literacy training, leading activity, educational activity, age characteristics, primary school.
The article was submitted 03.06.2021 approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 07.12.2022.