Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ОЦЕНИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР, УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИЗМЕНЕНИЮ ФОРМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ОЦЕНИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР, УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИЗМЕНЕНИЮ ФОРМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаселович Галина Анатольевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме школьной перегрузки учащихся начальной школы. В статье определяется уровень, место, роль и цель отдельных оценочных процедур, предпринята попытка раскрыть основные причины необходимости отказа от домашних заданий на первых этапах обучения. Особое внимание уделяется факторам, негативно влияющим на сохранение здоровья и формирование учебной мотивации младших школьников. Статья рассматривает варианты сокращения количества оценивающих процедур по учебным предметам и изменения форм домашних заданий на уровне начального общего образования. Предлагаемые в статье варианты минимизации учебной нагрузки на обучающихся в 1-4-х классах базируются на изменениях в нормативной базе, регулирующей вопросы охраны здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR PRIMARY SCHOOL TEACHERS ON OPTIMIZING THE NUMBER OF ASSESSMENT PROCEDURES, THE STUDY LOAD OF PRIMARY STUDENTS AND CHANGING THE FORMS OF HOMEWORK

The article is devoted to the current problem of primary school students’ overload. The article defines the level, place, role and purpose of individual assessment procedures, attempts to reveal the main reasons for the need to abandon homework at the first stages of studying. Special attention is paid to factors that negatively affect on the preservation of health and the formation of educational motivation of primary schoolchildren. The article considers options for reducing the number of assessment procedures in academic subjects and changing the forms of homework at the level of primary general education. The options proposed in the article for minimizing the study load of students from the first to fourth grades are based on changes in the regulatory framework governing the health of students.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОПТИМИЗАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ОЦЕНИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР, УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИЗМЕНЕНИЮ ФОРМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Стаселович Галина Анатольевна | galina-staselovich@yandex.ru

Старший методист кафедры общего образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Рекомендации для учителей начальных классов по оптимизации количества оценивающих процедур, учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме школьной перегрузки учащихся начальной школы. В статье определяется уровень, место, роль и цель отдельных оценочных процедур, предпринята попытка раскрыть основные причины необходимости отказа от домашних заданий на первых этапах обучения. Особое внимание уделяется факторам, негативно влияющим на сохранение здоровья и формирование учебной мотивации младших школьников. Статья рассматривает варианты сокращения количества оценивающих процедур по учебным предметам и изменения форм домашних заданий на уровне начального общего образования. Предлагаемые в статье варианты минимизации учебной нагрузки на обучающихся в 1-4-х классах базируются на изменениях в нормативной базе, регулирующей вопросы охраны здоровья обучающихся.

Ключевые слова: домашние задания, контроль, оценочные процедуры,

санитарные правила, учебная нагрузка, форма обучения.

Актуальность подготовки данных рекомендаций вызвана необходимостью конкретизации для начальной школы положений документа «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году» [3].

В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика организации и проведения оценочных процедур трех уровней: федерального, регионального — и оценочных процедур, проводимых общеобразовательной организацией [Там же].

На ступени начального общего образования в Калининградской области оценочные процедуры проводятся на двух уровнях: федеральном и уровне общеобразовательной организации.

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

К оценочным процедурам на федеральном уровне относятся:

- всероссийские проверочные работы (далее — ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру, проводимые в 4-м классе;

- национальные исследования качества образования (диагностические процедуры) (далее — НИКО);

- международные сравнительные исследования качества образования (диагностические процедуры): PIRLS — исследования качества читательской грамотности и TIMSS — исследование качества математической и естественно-научной грамотности. Данные исследования проводятся выборочно.

В Калининградской области на региональном уровне оценочные процедуры не проводятся.

К оценочным процедурам на уровне общеобразовательной организации относятся следующие виды контроля:

1) предварительный — его суть заключается в выявлении степени готовности обучающихся к изучению учебной дисциплины и разделу, которые будут изучаться в определенный период времени;

2) текущий, т. е. повседневный, на каждом учебном занятии. Цель такого рода контроля — проверка усвоения предыдущего материала и выявление пробелов в знаниях;

3) периодический, или, как его еще называют, рубежный, тематический; он проводится в форме проверочных тематических работ, контрольной

работы после изучения темы, раздела программы, а также по отдельным учебным предметам пропедевтического характера. Цель контроля — систематизация знаний, навыков и умений, способов их применения в дальнейшей познавательно-практической учебной деятельности; 4) итоговый — он проводится в форме контрольной работы по содержанию всей учебной дисциплины за проверяемый период.

Естественно, все эти виды контроля органично между собой связаны и дополняют друг друга.

Рекомендации по уменьшению количества оценивающих процедур на уровне общеобразовательной организации

При планировании системы оценочных процедур на уровне начального общего образования следует учитывать следующие положения:

1) оценочные процедуры нельзя проводить на первом и последнем уроках;

2) не допускается проведение для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;

3) не рекомендуется проведение оценочных процедур в понедельник и в пятницу;

4) объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10 % от всего объема учебного времени [Там же], отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

соответствии с учебным планом образовательной организации, включая оценочные процедуры федерального уровня и проверку уровня достижения обучающимися планируемых (метапредметных и предметных) результатов освоения образовательной программы, проводимую руководителем (заместителем) образовательной организации в соответствии с внутренней системой оценки качества образования (далее — ВСОКО).

Следовательно, если в учебном плане образовательной организации на освоение предметного содержания по математике отводится 136 часов в год, то количество уроков, отводимых на проведение контрольных и проверочных работ разных

видов и уровней, не должно быть более 13 часов в год (не чаще 1 раза в 2,5 недели).

При 34-недельной продолжительности учебного года и установленного максимального количества уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки в неделю для 2-4-х классов в 23 часа [2], общее количество оценочных процедур не должно быть более 78 за год (не более двух в неделю), включая проверку достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных) по технологии, изобразительному искусству, музыке, ОРКСЭ, физической культуре и т. д. В таблице 1 представлено рекомендуемое количество оценочных процедур по учебным предметам на уровне начального общего образования в год.

Таблица 1 — Рекомендуемое количество оценочных процедур по учебным предметам на уровне начального общего образования в год

№ п/п Учебный предмет Примерное количество часов, отводимое на изучение предмета в год Рекомендуемое количество оценочных процедур

1. Русский язык 136 13

2. Русский родной язык 34 3

3. Литературное чтение 99 10

4. Литературное чтение на родном (русском) языке 34 3

5. Иностранный язык 68 7

6. Математика 136 13

7. Окружающий мир 68 7

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Виды и время оценочных процедур определяет образовательная организация и учитель, ведущий учебный предмет. Но количество итоговых контрольных работ не может быть более двух при 34 часах в год (в конце каждого полугодия) и не более четырех при более чем 68 часов в год (в конце каждой четверти). Количество итоговых контрольных работ в диапазоне от 35 до 68 часов в год, отводимых на изучение учебного предмета, определяет образовательная организация, но их (итоговых контрольных работ) не может быть более четырех.

С целью минимизации нагрузки на обучающихся в 1-4-х классах целесообразно ВПР считать итоговыми контрольными работами, так как они проводятся образовательной организацией самостоятельно, но задания разрабатываются на федеральном уровне, в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС).

При этом Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся, так как это мониторинговые исследования качества подготовки четвероклассников при переходе их в основную школу. Тем не менее содержание и логика построения заданий ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями, а также

оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4-го класса в соответствии с требованиями ФГОС. Следовательно, результаты выполнения ВПР могут являться лишь составляющей итоговой отметки за период обучения (четверть, учебный год) обучающегося наравне с четвертными и годовой контрольными работами. В данном случае рекомендация Рособрнадзора соблюдается, так как ВПР влияет на годовую отметку не напрямую, а лишь как составляющая прочих форм контроля. Не следует забывать и о том, что в компетенции образовательной организации находится в том числе и внесение полученной обучающимся оценки за ВПР в классный журнал.

Целесообразно в рекомендуемые часы, отводимые для проведения оценочных процедур на уровне образовательной организации, ввести

1. Входные диагностические работы первоклассников в сентябре. Цель стартовой диагностики — изучение особенностей готовности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении развивающей и коррекци-онной работы. Определение уровня стартовых возможностей учащихся 1-х классов позволит осознанно корректировать образовательные программы (например, продолжительности и наполнения этапа обучения грамоте, дочислового периода).

2. Мониторинговые исследования уровня достижения образовательных результатов первоклассников в конце

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

учебного года (май). Данные мониторинга позволят осуществить контроль качества начального общего образования на уровне образовательного учреждения и получить информацию, дающую возможность обеспечить адресную помощь учащимся по устранению выявленных проблем в освоении планируемых результатов начального общего образования. Сопоставление результатов входной диагностики в начале учебного года и мониторинговых исследований в конце учебного года позволят выделить на уровне образовательного результата «группу риска» среди обучающихся.

3. Диагностические работы во втором классе (октябрь, февраль) для проверки фундаментальных умений, формируемых на уровне начального общего образования. Например, октябрь — проверка навыков списывания с печатного текста, февраль — изучение уровня сформи-рованности читательских умений второклассников.

4. Обязательную проверку в 4-м классе (март-апрель) сформированности читательской грамотности (по типу Р^^ НИКО).

Следует помнить, что при введении вышеперечисленных работ общее суммарное количество оценочных процедур увеличиваться не должно.

Также целесообразно ВПР или контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру для

четвероклассников проводить в третью декаду апреля или вторую декаду мая, так как к этому сроку полностью закончено прохождение всего содержания начального общего образования.

Рекомендации по сокращению нагрузки на младших школьников при очном обучении

При составлении расписания учебных занятий и проектировании уроков следует точно соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, в соответствии с которыми нормативы продолжительности учебных занятий, чередование видов деятельности обучающихся разбиты по классам [2], а для первоклассников — еще и по сезону.

В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май — 40 минут. Сокращенное время занятий — по 40 минут — предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна — не более 45 минут [1].

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов — 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и один раз в неделю — 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю.

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Аналогичный подход — только на один урок больше — применяется для обучающихся 2-4-х классов. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов — 23 часа.

При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка увеличивается до 26 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели [3].

Целесообразно при организации обучения детей на уровне начального общего образования использовать только 5-дневную учебную неделю.

При обучении младших школьников во вторую смену рекомендуется использовать возможность не увеличивать продолжительность уроков до 45 минут. Так как при обучении во вторую смену резко увеличивается продолжительность учебного времени, проходящее в темное время суток (ноябрь-декабрь — до 50 %), целесообразно продумать использование гибкого графика изменения продолжительности уроков. Например, в период с октября по февраль продолжительность первых четырех уроков для обучающихся во вторую смену составляет 40 минут, продолжительность пятого урока — не более 35 минут. Подобный график уроков возможно использовать в течение всего учебного года.

В санитарных правилах также регламентировано следующее:

- продолжительность перемен: по 10 минут — обычные перемены, 20 минут — перемена для приема пищи и 40 минут — динамическая пауза для 1-х классов;

- общий недельный объем внеурочной деятельности — не более 10 часов [2].

Следует продумать проведение динамической паузы для обучающихся 2-3-х классов.

Кроме того, при проектировании урока необходимо учитывать, что продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии для младших школьников составляет 5-7 минут. При максимальной плотности урока не более 80 % учебного времени (32 минуты при продолжительности урока в 40 минут) количество видов учебной деятельности не может быть более семи. Оставшееся время урока отводится на проведение физкультминуток.

Санитарные правила четко ограничивают продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов — один час, для 2-3-х классов — 1,5, включая все учебные предметы [2].

Рекомендации по изменению форм домашних заданий на уровне начального общего образования

Домашняя работа — это форма обучения, являющаяся одной из форм

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур, учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

самостоятельной работы. Любая самостоятельная работа предполагает, что ученик уже владеет некоторыми учебными действиями, но в возрасте 7-11 лет учебная самостоятельность только формируется. И ведущая роль в формировании учебной самостоятельности у ребенка отводится учителю начальных классов.

Все домашние задания должны быть своевременно отражены в электронном журнале.

Для того чтобы ребенок самостоятельно выполнил то или иное задание, он должен это задание не только прочитать, но и понять алгоритм выполнения задания. В ином случае ребенок

а. либо не выполняет задание и в перспективе становится неуспешным,

б. либо выполняет его так, как умеет, порой неправильно, а следовательно, у него формируется неправильный способ действия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в. либо меняются роли учителя и родителя: учитель выступает в роли задающего и проверяющего, а родитель — в роли учителя.

Во избежание вышеуказанных последствий, оказывающих негативное влияние на формирование личности и развитие познавательной активности ребенка, целесообразно на уровне начальной школы отказаться от домашних заданий или использовать иную форму заданий на дом.

Образовательная организация самостоятельна в принятии решений о

количестве и форме домашних заданий. Так, отказаться от домашних заданий можно совсем на протяжении всего обучения в начальной школе, можно только в первом классе или в 1-2-х классах и т. д. Возможен отказ от домашних заданий по некоторым (на выбор школы) предметам или формам (устные или письменные) их выполнения.

Особое внимание следует обратить на организацию домашнего задания для учеников, обучающихся во вторую смену. В этом случае многие дети «делают уроки» вечером сразу после учебных занятий в школе. Систематическое письменное выполнение заданий в темное время суток, во время, когда ребенок 7-10 лет должен готовиться ко сну или уже спать, чревато ухудшением состояния его здоровья. Естественным решением, создающим условия сохранения здоровья младших школьников, будет полный отказ от домашних заданий или отказ от домашних заданий в письменной форме для детей, обучающихся во вторую смену.

Главная задача начальной школы — научить учиться. Безусловно, это многокомпонентная задача, но любое действие выполняется тогда, когда понимается и принимается субъектом. Понимание строится на формируемом либо сформированном представлении об окружающей действительности. Умение считывать эту действительность лежит в основе познания и социализации личности. Именно поэтому читательская грамотность рассматривается не как предметный, а как

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

интегративный компонент. Чтобы научиться читать в широком смысле этого действия, нужно читать и разговаривать о прочитанном. Многие дети в разной степени умеют читать до школы. Это умение необходимо совершенствовать.

Совершенствование действия, которое ребенок может выполнить самостоятельно, определяет форму домашнего задания. В таблице 2 представлен максимально возможный объем домашних заданий.

Таблица 2 — Примерные формы, виды, формулировки домашних заданий в зависимости от класса и предмета

Учебный ^\предмет Класс Русский язык, русский родной язык Литературное чтение, литературное чтение на родном (русском) языке Математика Окружающий мир

В первой четверти домашнее задание

Отсутствует Прочитать сказку, рассказ, стихотворение... Продолжить графическую закономерность (не более двух строк) Отсутствует

1-й класс Дописать строку по образцу (не более двух строк) Прочитать сказку, рассказ, стихотворение. Нарисовать иллюстрацию Прописать цифры (не более двух строк) Прочитать текст учебника, подчеркнуть непонятные слова

Прописать буквы или соединения по образцу ИЛИ списать не более двух предложений Прочитать сказку, рассказ, стихотворение. Нарисовать иллюстрацию или подчеркнуть непонятные слова Продолжение ЛИБО составление по образцу графических закономерностей (не более двух строк) Прочитать текст учебника. Ответить на вопросы к тексту ЛИБО придумать вопросы к тексту (2-3 вопроса), разукрасить и т. д.

2-й класс Списывание (не более 4-х предложений в зависимости от количества слов и четверти): 1-я четверть — 1-2 предложения, Чтение заданного текста и выполнение не более чем трех заданий к нему 2-е полугодие — один номер из учебника на отработку 1-е полугодие — один номер из учебника на отработку вычислительных умений, Графическое заполнение дневника наблюдения

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Учебный ^\предмет Класс \ Русский язык, русский родной язык Литературное чтение, литературное чтение на родном (русском) языке Математика Окружающий мир

2-я четверть — 2-4 предложения) и подчеркивание изученных орфограмм, 2-е полугодие — одно упражнение из учебника вычислительных умений + одна простая задача

3-й класс 1-е полугодие — одно упражнение из учебника, 2-е полугодие — одно упражнение из учебника + работа над ошибками Использование модели смешанного обучения: обучающиеся самостоятельно читают незнакомый (следующий) текст, представленный в учебнике, выде- Один номер из учебника на отработку вычислительных умений + одна задача, алгоритм решения которой отработан в классе Использование модели смешанного обучения: обучающиеся самостоятельно читают незнакомый (следующий) текст,

4-й класс Одно упражнение из учебника + работа над ошибками ляют непонятные слова фрагменты т. д. Анализ текста и выявление уровня понимания почитанного проводится на уроке Один номер из учебника на отработку вычислительных умений + одна задача представленный в учебнике, выделяют непонятные слова, фрагменты и т. д.

При определении домашних заданий необходимо понимать, что система неадекватных требований, особенно в сочетании с наказаниями и угрозами разного свойства, различные формы недовольства результатами выполненных ребенком работ, высказанные родителями и педагогами, могут являться причинами неуспешности и, как следствие, неуспеваемости младшего школьника. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он не учится вовсе. Именно поэтому домашняя работа не должна вызывать у ребенка постоянных отрицательных эмоций.

Уровень, объем, вид домашней работы должны быть посильны ребенку и соответствовать его возрасту. Например, дети много придумывают, фантазируют, сочиняют, но при записи допускают грамматические и речевые ошибки. Постепенно у ребенка либо закрепляется неправильное письмо, либо появляется страх сделать орфографическую ошибку и, как следствие, исчезает радость сочинительства. Таким образом, на уровне начального общего образования сочинения в письменной форме не задаются (только в устной форме).

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Недопустимо к максимально возможному объему добавлять задания из тетрадей на печатной основе. Все задания из дополнительных тетрадей на печатной основе должны выполняться на уроке. При условии заданий на дом из тетрадей на печатной основе задания из учебника не задаются. Объем заданий из дополнительных тетрадей должен соответствовать объему заданий, представленному в таблице 2.

Все без исключения письменные работы обучающихся проверяются учителем к следующему по расписанию уроку.

Таким образом, сокращение объема домашних заданий или полный отказ от них приведет к снижению учебной нагрузки не только ученика, но учителя.

Важным аргументом изменений отношения педагогического сообщества к вопросу о домашних заданиях в начальной школе является создание условий сохранения здоровья детей. Кроме того, снижение учебной нагрузки на ребенка позволит в большей степени использовать предложения дополнительного образования, что увеличит возможности удовлетворения и развития индивидуальных особенностей ребенка и запросов семьи.

Список литературы

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020

года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/566085656 (дата обращения: 03.11.2021).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru/40 0274954/#ixzz7C1N67urw (дата обращения: 03.11.2021).

3. Приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2021 года № СК-228/03, письму Рособрнадзора от 06.08.2021 года № 01-169/08-03 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году» [Электронный ресурс]. — URL: https://rul.aws. ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-N-SK-228_03,-Rosobrnadzora-N-01-169_08-01-ot-06.08.2021/ (дата обращения: 03.11.2021).

УДК 371.322.1:373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Стаселович Г. А. Рекомендации для учителей началь -ных классов по оптимизации количества оценивающих процедур,учебной нагрузки младших школьников и изменению форм домашних заданий // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — С. 95-105. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo411

Galina A. Staselovich

Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia

Recommendations for primary school teachers on optimizing the number of assessment procedures, the study load of primary students and changing the forms of homework

Abstract. The article is devoted to the current problem of primary school students' overload. The article defines the level, place, role and purpose of individual assessment procedures, attempts to reveal

the main reasons for the need to abandon homework at the first stages of studying. Special attention is paid to factors that negatively affect on the preservation of health and the formation of educational motivation of primary schoolchildren. The article considers options for reducing the number of assessment procedures in academic subjects and changing the forms of homework at the level of primary general education. The options proposed in the article for minimizing the study load of students from the first to fourth grades are based on changes in the regulatory framework governing the health of students.

Keywords: homework, control, evaluation procedures, sanitary rules, educational load, form of trainin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.