Научная статья на тему 'СИСТЕМА И ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

СИСТЕМА И ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1060
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАВА / ИНСТИТУТ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранников М.С.

В статье рассматривается оказание юридической помощи с точки зрения системы права. На основе анализа норм правового регулирования оказания юридической помощи в Российской Федерации автор делает вывод, что оказание юридической помощи отвечает признакам института права, но института, носящего межотраслевой характер. Выработана классификация отношений, складывающихся в рамках института оказания юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUMA OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION - SYSTEM AND FORMS OF LEGAL AID PROVISION

The article concerns the provision of legal assistance from the perspective of the legal system. Based on the analysis of the norms of legal regulation of the provision of legal aid in the Russian Federation, the author concludes that the provision of legal aid meets the characteristics of the institute of law, however, an institution that has an intersectoral character. The classification of relations that develop within the framework of the institute of legal aid is developed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА И ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

УДК 347.45/.47 ББК 67.404.213

DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-85-89

СИСТЕМА И ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Максим Сергеевич БАРАННИКОВ, помощник заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации msbarannikov@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Научный руководитель: Е.Б. Козлова, доктор юридических наук

Аннотация. В статье рассматривается оказание юридической помощи с точки зрения системы права. На основе анализа норм правового регулирования оказания юридической помощи в Российской Федерации автор делает вывод, что оказание юридической помощи отвечает признакам института права, но института, носящего межотраслевой характер. Выработана классификация отношений, складывающихся в рамках института оказания юридической помощи.

Ключевые слова: система права, институт права, юридическая помощь, оказание юридической помощи.

Annotation. The article concerns the provision of legal assistance from the perspective of the legal system. Based on the analysis of the norms of legal regulation of the provision of legal aid in the Russian Federation, the author concludes that the provision of legal aid meets the characteristics of the institute of law, however, an institution that has an intersectoral character. The classification of relations that develop within the framework of the institute of legal aid is developed.

Keywords: system of law, institute of law, legal aid, provision of legal aid.

Гистема права — это единая, объективно сложившаяся структура взаимосвязанных однородных согласованных элементов, различных между собой по внутреннему содержанию, отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их урегулирование со стороны государства. Это абстрактное объективное понятие, имеющее доктринальный смысл1.

В современной науке теории права дискутируется вопрос относительно дефиниции системы права и высказывается точка зрения о трансформации данной системы как структурно, так и содержательно, в связи с развитием общественных отношений2. Действительно, согласно классическому представлению, составляющему основу отечественной юриспруденции, «система права — это исторически складывающаяся,

объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений, отражающая исторические, национальные и культурные особенности права конкретного государства»3.

Однако в правовой доктрине можно встретить утверждение о формировании так называемого постклассического подхода к системе права, согласно которому в данную систему включается еще один элемент — субъект права, который формирует и воспроизводит своими действиями правовую реальность и рассматривается как своеобразный центр правовой системы4.

В целом постклассическое понимание системы правы отличается от понимания классичес -кого, во-первых, тем, что системе права придается не статичный, а изменчивый характер, во-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

вторых, тем, что в ее центр помещается субъект права, социально обусловленное поведение которого и определяет ее динамику5.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что мы придерживаемся классического понимания системы права.

Так, в системе права выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые элементы: норма права, институт права и отрасль права. Некоторые исследователи выделяют в системе права еще подотрасль6 и / или субинститут права7.

В рамках данного исследования система права рассматривается исходя из ее трехэлементной структуры.

Норма права — это общеобязательное правило поведения, которым определяются действия субъектов, а также идеологические основы, принципы регулирования. Норма права, как известно, имеет строго определенную юридическую структуру, под которой понимают жесткую взаимосвязь трех ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции8.

Что касается отраслей права, то следует присоединиться к мнению тех ученых, которые считают, что отечественные разработчики общетеоретической доктрины весьма вольно относятся к определению многообразия отраслей пра-ва9. Бесспорно выделяются такие отрасли права, как: государственное (конституционное), гражданское, административное, уголовное, трудовое, семейное, земельное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, финансовое, природоохранительное (экологическое).

Отрасли права — не просто зоны юридического регулирования, сформированные исходя из наличия некой своеобразной области общественных отношений, не искусственно скомпонованные совокупности норм, а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом содержании права, юридическая специфика которых выражается в особых режимах регулирования. Каждая отрасль права характеризуется только ей присущими предметом и методом правового регулирования.

Институт права определяется в основном10 как «обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида»11 либо как «обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений»12. Необходимо также отметить, что в системе права выделяются отраслевые и межотраслевые институты.

Правовое регулирование отношений оказания юридической помощи в Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (в части оказания услуг) и Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324 ФЗ (далее — ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), который относится к актам специального правового регулирования отношений оказания юридической помощи.

Как установлено в ст. 1 указанного Закона, им «устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению граждан».

Учитывая данную направленность Закона, а также такие закрепленные его цели, как: создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию, можно с уверенностью говорить о том, что данный нормативный акт в первую очередь относится к актам законодательства конституционной (государственной) отрасли права.

Об отнесении целого ряда вопросов правового регулирования оказания юридической помощи к отрасли административного права свидетельствует установление данным Законом полномочий Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, полномочия органов прокуратуры РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

Законом урегулирован ряд вопросов участия в системе оказания бесплатной юридической помощи такими специальными субъектами, как адвокаты и нотариусы.

В части обеспечения ими конституционного права каждого на юридическую помощь соответ-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

ствующие отношения попадают в сферу конституционного (государственного) права.

В отношении особенностей участия адвокатов в гражданском и уголовном судопроизводстве — в сферу процессуальных отраслей права, в части процессуальных аспектов нотариального производства и места нотариата в российской юрисдикционной системе — в сферу конституционного (государственного права) и процессуальных отраслей права.

И, как покажет дальнейшее исследование отдельных договорных моделей, опосредующих оказание юридической помощи, договорные отношения участников системы оказания юридической помощи регулируются в первую очередь гражданским законодательством.

В доктрине дискуссионным является вопрос относительно признаков института права. Традиционно к ним относят: состав института права (элементы института — нормы права); объем или количество составляющих элементов (более одной нормы права, но меньше, чем все нормы системы права); функция — регулирование части общественных отношений (вид, подвид, группу).

Выделяется и такой признак, как относительная самостоятельность, под которой понимается следующее.

Во-первых, самостоятельное воздействие на определенный участок отношений, т.е. обеспечение цельного, относительно законченного регулирования, включающего полный комплект положений права, при помощи которых можно охватить все существенные моменты регулирования соответствующего участка13.

Самостоятельное воздействие на определенный участок отношений проявляется в обладании институтом права такой степени выделения положений права, что при изъятии из правового регулирования отдельного института права становится невозможной или очень осложненной регламентация данного вида общественных от-ношений14.

Во-вторых, относительность самостоятельности — институт права не может автономно обеспечивать должный уровень и достаточную эффективность, а то и в целом возможность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

В-третьих, закрепление института права в системе законодательства, т.е. внешнее обособленное закрепление.

Известным правоведом С. С. Алексеевым высказывается точка зрения, что именно после

того, как комплекс положений выделен в самостоятельное подразделение нормативного акта (или, соответственно, в самостоятельный нормативный правовой акт), институт с позиции структурной характеристики получает развитый, законченный вид15. Однако данное высказывание разделяется не всеми учеными16.

Анализ норм правового регулирования оказания юридической помощи в Российской Федерации показывает, что оказание юридической помощи отвечает всем признакам института права, но института, носящего межотраслевой характер.

Договорные модели, опосредующие оказание юридической помощи, целесообразно анализировать также с применением системного подхода и рассмотреть платную и бесплатную юридическую помощь исходя из такого классифицирующего признака, как субъект оказания юридической помощи (лицо, оказывающее юридическую помощь).

Осуществление деятельности по оказанию платной юридической помощи в целом не имеет своего специального правового регулирования, подпадает под действие норм ГК РФ, в частности, регулирующих отношения возмездного оказания услуг. Однако для таких специальных субъектов, как адвокаты, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 предусмотрена такая договорная модель, опосредующая оказание юридической помощи, как соглашение об оказании юридической помощи.

Как уже отмечалось ранее, Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в ст. 1 закрепляет формирование государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Согласно ст. 22 Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи выступают юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Необходимо учитывать, что негосударственная система юридической помощи формируется на добровольных началах. Деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы не имеет договорного регулирования.

Что касается государственной системы оказания юридической помощи, то необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15 Ф3

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

■ федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

■ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

■ органы управления государственных внебюджетных фондов;

■ государственные юридические бюро.

Указанные участники государственной системы оказания юридической помощи также не опосредуют договорами свои отношения с лицами, обратившимися за юридической помощью.

Но согласно ст. 15 указанного Закона правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в установленном законом порядке могут наделяться и иные лица, в частности, адвокаты и нотариусы. И в данном случае адвокаты урегулируют свои отношения с лицом — адресатом юридической помощи на основании договора.

Таким образом, представляется, что для целей рассмотрения правового регулирования договорных отношений в сфере оказания юридической помощи целесообразно представить систему юридической помощи следующим образом.

Первый уровень — оказание юридической помощи как совокупность общественных отношений.

На втором уровне по критерию субъекта, оказывающего юридическую помощь, учитывая наличие специального правового регулирования его деятельности, можно выделить оказание юридической помощи публичными субъектами, адвокатами и иными лицами.

На третьем уровне системы оказание юридической помощи необходимо рассмотреть возмез-дность оказания юридической помощи (с точки зрения получения вознаграждения лицом, оказывающим помощь).

Публичные субъекты — участники отношений оказания юридической помощи оказывают ее на безвозмездной основе.

Адвокаты, независимо от того, в рамках государственной или негосударственной системы оказания юридической помощи действуют, получают вознаграждение (в первом случае — из средств бюджета соответствующего субъекта РФ).

Иные субъекты могут оказывать юридическую помощь как безвозмездно, так и на платной основе.

Таким образом, на четвертом уровне системы оказание юридической помощи следует классифицировать исходя из того, в рамках какой системы — государственной или негосударственной — такая помощь оказывается.

Следовательно, в результате классификации на ее последнем этапе сформируются следующие группы отношений:

■ оказание юридической помощи публичным субъектом бесплатно в рамках государственной системы;

■ оказание юридической помощи адвокатом возмездно в рамках государственной системы;

■ оказание юридической помощи адвокатом возмездно в рамках негосударственной системы;

■ оказание юридической помощи иными лицами бесплатно в рамках государственной системы;

■ оказание юридической помощи иными лицами возмездно в рамках негосударственной системы.

Такая классификация показывает, какие отношения по оказанию юридической помощи опосредуются договором.

Следует, конечно, признать справедливость утверждения того, что изучение состава конкретной системы не должно заключаться только в обнаружении содержащихся в ней компонен-тов17. Но в то же время рассмотрение форм оказания юридической помощи в общей системе оказания юридической помощи способствует однозначному пониманию их сущности, установлению их правового режима с учетом комплексности правового института оказания юридической помощи, формированию единообразной правоприменительной практики.

1 Васильева Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2009. № 3. С. 171—178. С. 172.

2 Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Сер.: Юрид. науки. 2020. № 4. С. 3—38. С. 33.

3 Радько Т.Н., Азми Д.М., Головина А.А., Киримова Е.А., Петров Д. Е. Система права: история, современность, перспективы: Монография. М.: Проспект, 2018. С. 115.

4 Дорская А.А., Честнов И.Л. Эволюция системы права России: теоретический и историко-правовой подходы. СПб.: Астерион, 2010. С. 85.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

5 Пашенцев Д.А. Указ. соч. С. 34.

6 Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации: общетеоретический, межотраслевой, отраслевой и историко-правовой аспекты: Монография / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 45.

7 Теория государства и права. Курс лекций / Под общ. ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юрист, 1997. С. 350.

8 Васечко А.А. Норма права как юридическая, логическая и грамматическая конструкция // Вестник Моск. унта МВД России. 2008. № 1. С. 114—116. С. 114.

9 Кузнецов В.В. Отрасль права и отрасль законодательства как элементы национальной системы права // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. № 6-2. С. 118—123. С. 119.

10 Анализ понятий института права, представленных в научных трудах по теории права с 1953 до 2013 г., см.: Амбрасайте М. Институт права: критерии выделения, достаточность и пределы // Вестник Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы. Сер.: Правоведение. 2015. № 2. С. 6—15. С. 8.

11 Лебедев А.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие. Минск: Изд-во Гревцова, 2013. С. 205.

12 Дробязко С.Г. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 274.

13 Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С. 119—120.

14 Киримова Е А. Правовой институт: понятия и виды: Учеб. пособие. Саратов: Саратов. гос. академия права, 2000. С. 12.

15 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 128.

16 Амбрасайте М. Указ. соч. С. 13.

17 Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974. С. 23 // Цит. по: Алексеев О.Л., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного познания // Специальное образование. 2002. № 1. С. 5—9.

Библиографический список

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.

2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

3. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С. 119—120.

4. Алексеев О.Л., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного

познания // Специальное образование. 2002. № 1. С. 5—9.

5. Амбрасайте М. Институт права: критерии выделения, достаточность и пределы // Вестник Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы. Сер.: Правоведение. 2015. № 2. С. 6—15.

6. Васечко А.А. Норма права как юридическая, логическая и грамматическая конструкция // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 1. С. 114—116.

7. Васильева Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юрид. науки. 2009. № 3. С. 171—178.

8. Дорская А.А., Честное И.Л. Эволюция системы права России: теоретический и историко-правовой подходы. СПб.: Астерион, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дробязко С.Г. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

10. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

11. Киримова Е А. Правовой институт: понятия и виды: Учеб. пособие. Саратов: Саратов. гос. академия права, 2000.

12. Кузнецов В.В. Отрасль права и отрасль законодательства как элементы национальной системы права // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. № 6-2. С. 118—123.

13. Лебедев А.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие. Минск: Изд-во Гревцова, 2013.

14. Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации: общетеоретический, межотрас левой, отраслевой и историко-право -вой аспекты: Монография / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. М.: Юрлитинформ, 2017.

15. Пашенцев Д.А. Система права России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник МГПУ. Сер.: Юрид. науки. 2020. № 4. С. 3—38.

16. Радько Т.Н., Азми Д.М., Головина А.А., Киримова Е.А., Петров Д. Е. Система права: история, современность, перспективы: Монография. М.: Проспект, 2018.

17. Теория государства и права. Курс лекций / Под общ. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 1997.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.