Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / FREE LEGAL ASSISTANCE / СИСТЕМА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / SYSTEM OF FREE LEGAL AID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочеткова Е.А.

Рассмотрены основные вопросы законодательного регулирования бесплатной юридической помощи, современные принципы оказания бесплатной юридической помощи как в Российской Федерации, так и на территории Воронежской области с целью раскрытия основных аспектов оказания безвозмездных услуг профессионалами в области права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative regulation of free legal aid

The author reviewed the basic issues of legislative regulation of free legal assistance, the contemporary principles of rendering legal aid in the Russian Federation, in the Voronezh Region and abroad with the aim of the disclosure of major aspects of the provision of free services professionals in the field of law.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

Вестник ВГУ. Серия: Право

УДК 34.03

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Е. А. Кочеткова

Центральный филиал Российской академии правосудия (г. Воронеж) Поступила в редакцию 23 октября 2013 г.

Аннотация: рассмотрены основные вопросы .законодательного регулирования бесплатной юридической помощи, современные принципы оказания бесплатной юридической помощи как в Российской Федерации, так и на территории Воронежской области с целью раскрытия основных аспектов оказания безвозмездных услуг профессионалами в области права. Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, система бесплатной юридической помощи.

Abstract: the author reviewed the basic issues of legislative regulation of free legal assistance, the contemporary principles of rendering legal aid in the Russian Federation, in the Voronezh Region and abroad with the aim of the disclosure of major aspects of the provision of free services professionals in the field of law.

Key words: free legal assistance, system of free legal aid.

Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право получать квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатно1.

Для обеспечения данного конституционного права был принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»2, который вступил в силу 15 января 2012 г.

Закон закрепил право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, а также основные принципы оказания такой помощи, организационно-правовые основы формирования . государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки, содержание государственной политики в области обеспечения сч бесплатной юридической помощью; конкретизировал виды бесплатной юридической помощи; определил субъектов оказания бесплатной юри-10 дической помощи и квалификационные требования к лицам, оказывающим такую помощь.

Значимость данного закона в том, что он закрепляет возможность получения юридической помощи для широкой категории лиц бесплатно.

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ] // Рос. газ. 1993. 25 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4 . Ст. 445.

2 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725 ; 2013. № 27. Ст. 3477.

© Кочеткова Е. А., 2014

Государственная власть. Законодательный процесс...

Так, к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, законом относятся малоимущие граждане, инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои

Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистичес- Г

кого Труда, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, >

несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилак- ^

тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и др. ч

Анализ перечисленных категорий лиц показывает, что действие за- Я

кона распространяется, прежде всего, на социально незащищенные слои §

о

населения с целью защиты их прав и законных интересов.

Следует отметить, что указанный перечень может быть расширен. а

Федеральный закон предоставляет субъектам РФ право принимать ре- о

гиональные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реа- о

лизации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, т

возможность расширения перечня категорий граждан, имеющих право л

сг

на ее получение. о Закон устанавливает организационно-правовые основы государствен- г ной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. £ Для обеспечения функционирования государственной системы бес- л платной юридической помощи в соответствии с законами субъектов РФ р могут создаваться государственные юридические бюро и привлекаться § адвокаты. н В негосударственную систему бесплатной юридической помощи вхо- . дят юридические «клиники» в вузах и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, осуществляющие деятельность за счет р собственных средств. и Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут £

создавать некоммерческие организации, адвокатские образования, нота- Я

о

риальные палаты, а также адвокаты и нотариусы. г

На субъекты РФ федеральным законом возложены обязанности не о

11

только организации, финансирования и обеспечения бесплатной юриди- о ческой помощи на своей территории, но и принятия необходимых для этого нормативных правовых актов.

Например, для реализации норм указанного Федерального закона от 17 октября 2012 г. был принят Закон Воронежской области № 117-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Воронежской об-ласти»3, который регулирует отдельные отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоторые вопросы организационно-правового обеспечения реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области.

3 О бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области : закон Воронежской области от 17 октября 2012 г. № 117-ОЗ (в ред. от 26.04.2013 № 38-ОЗ) // Молодой коммунар. 2012. 20 окт. ; 2013. 27 апр.

Вестник ВГУ. Серия: Право

Многие положения регионального закона дублируют нормы федерального закона, однако имеются и нововведения.

Так, наряду с категориями граждан, указанными в федеральном законодательстве, региональный закон к получателям бесплатной юридической помощи относит также беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, — по вопросам, связанным с восстановлением на работе, отказом в приеме на работу, взысканием заработной платы, назначением и выплатой пособий. В этот перечень включены также лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения - по вопросам трудоустройства.

Закрепление положения регионального законодательства в сторону расширения перечня лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, обоснованно, поскольку указанные категории граждан находятся в особой жизненной ситуации, им требуется определенная поддержка со стороны государства, в том числе и правовая.

К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области закон относит исполнительные органы государственной власти Воронежской области и подведомственные им учреждения; государственное юридическое бюро; адвокатов, наделенных правом участия в государственной системе бесплатной юридической помощи; иных участников, предусмотренных Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Законом закреплены и разграничены полномочия Воронежской областной Думы, правительства, уполномоченного исполнительного органа государственной власти при оказании юридической помощи.

Исполнительные органы государственной власти Воронежской области и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; могут представлять интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях; осуществляют правовое консультирование в уст-сч ной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Государственная система оказания бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области состоит из исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сферах: труда и социального развития; здравоохранения; имущественных и земельных отношений; развития предпринимательства и потребительского рынка и занятости населения.

Разграничение полномочий между исполнительными органами государственной власти Воронежской области в рамках оказания бесплатной юридической помощи, а также случаи и порядок ее оказания возложено на правительство Воронежской области.

Несмотря на ряд конкретизирующих положений, региональным за-ко-ном не закреплены необходимость и обязательность создания государст-

12

Государственная власть. Законодательный процесс...

венного юридического бюро Воронежской области, а лишь идет ссылка

на возможность его создания в качестве юридического лица, созданного

в форме казенного учреждения Воронежской области.

Такое положение закона Воронежской области является негативным г

моментом, поскольку данное учреждение имеет специальную компетен- >

цию по оказанию юридической помощи; его деятельность непосредствен- ^

но направлена на предоставление бесплатной правовой помощи в различ- ч

ных формах, а закрепление обязательности создания государственного Я

юридического бюро расширило бы возможность реализации гражданами §

о

своего конституционного права на получение правовой помощи.

Законом конкретизировано оказание бесплатной юридической помо- а

щи адвокатами, которые участвуют в функционировании государствен- о

ной системы бесплатной юридической помощи. оо

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты т

должны руководствоваться как Федеральным законом «О бесплатной юри- л

дической помощи в Российской Федерации», так и Федеральным законом о

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»4. г

Организация участия адвокатов в деятельности государственной сис- £

темы бесплатной юридической помощи на территории Воронежской об- л

ласти возложена на адвокатскую палату Воронежской области. р

Подробно регламентирована процедура формирования списков адво- §

катов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной н

юридической помощи, предусмотрено ежегодное заключение с адвокат- .

ской палатой Воронежской области соглашения об оказании бесплатной

юридической помощи адвокатами, а также направление адвокатской па- р

латой Воронежской области в уполномоченный исполнительный орган и

государственной власти ежегодного доклада и сводного отчета об ока- £

о

о

о

13

зании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государ- Я ственной системы бесплатной юридической помощи.

Закон Воронежской области четко определил размер оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь о в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на ее оказание.

Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области, возложено на уполномоченный исполнительный орган государственной власти и подведомственные ему учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Несмотря на наличие основных положений, ряд вопросов остается неурегулированным не только на региональном, но и на федеральном уровне. Например, не установлен порядок подтверждения и проверки статуса

4 Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

Вестник ВГУ. Серия: Право

лица, имеющего право на бесплатную юридическую помощь, отсутствует механизм, исключающий возможность оказания фиктивных бесплатных юридических услуг с целью необоснованного получения денежной компенсации. В законах имеется также множество отсылочных норм к подзаконным актам исполнительных органов, которые в настоящее время не приняты.

Несмотря на указанные недостатки и проблемы, законы повышают доступность юридической помощи населению, обеспечивая основное конституционное право, гарантированное государством. Хочется надеяться, что институт оказания бесплатной юридической помощи будет содействовать повышению уровня социальной защищенности, обеспечению равенства, станет гарантией реализации прав граждан.

Центральный филиал Российской академии правосудия (г. Воронеж)

Кочеткова Е. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права

E-mail: elena_kochetkova_00@mail.ru Тел.: 8-903-025-15-17

Central Branch of the Russian Academy of Law (Voronezh)

Kochetkova E. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Civil Procedure Department

E-mail: elena_kochetkova_00@mail.ru Tel.: 8-903-025-15-17

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.