Научная статья на тему 'ОКАЗАНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН'

ОКАЗАНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1129
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / КАЧЕСТВО БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АДВОКАТЫ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES / QUALITY OF FREE LEGAL AID / QUALIFIED LEGAL AID / LAWYERS / SINGLE GOVERNMENT PORTAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

Цель: выявление сущности конституционной гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи в Российский Федерации; исследование проблемных вопросов обеспечения качества оказания бесплатной юридической помощи. Метод исследования - компаративный анализ современного состояния в области правового регулирования и конституционной гарантии реализации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи. Полученные результаты: исследовано состояние и развитие института оказания бесплатной юридической помощи, проведён анализ законодательства, регулирующего качество бесплатной юридической помощи, анализ мониторинга в сфере оказания бесплатной юридической помощи. Определены основные проблемные вопросы обеспечения качества оказания бесплатной юридической помощи. В результате проведенного исследования обоснована необходимость выработки на федеральном уровне механизма контроля за соблюдением участниками, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENDERING QUALIFIED FREE LEGAL AID AS A GUARANTEE FOR EXERCISING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE CITIZENS

Purpose of the work: determining the essence of the constitutional guarantee of the right to receiving qualified legal aid in the Russian Federation, examining problematic issues of ensuring the quality of rendering free legal aid. Method of research used: comparative analysis of the modern state of affairs in the field of legal regulation and constitutional guarantee of exercising the right of the citizens to receiving qualified free legal aid. Results obtained: the state and development of the institution of rendering free legal aid is studied, an analysis of laws regulating the quality of free legal aid and an analysis of monitoring in the field of rendering free legal aid is carried out. The basic problematic issues of ensuring the quality of rendering free legal aid are identified. As a result of the study, a justification is given for a need to work out, at the federal level, a mechanism of control of compliance of participants of the free legal aid rendering system with professional ethical standards as well as requirements to the quality of rendering free legal aid.

Текст научной работы на тему «ОКАЗАНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН»

Оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав граждан

Атагимова Э. И .*

Ключевые слова: конституционные гарантии, качество бесплатной юридической помощи, квалифицированная юридическая помощь, адвокаты, Единый государственный портал.

Аннотация.

Цель: выявление сущности конституционной гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи в Российский Федерации; исследование проблемных вопросов обеспечения качества оказания бесплатной юридической помощи.

Метод исследования — компаративный анализ современного состояния в области правового регулирования и конституционной гарантии реализации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Полученные результаты: исследовано состояние и развитие института оказания бесплатной юридической помощи, проведён анализ законодательства, регулирующего качество бесплатной юридической помощи, анализ мониторинга в сфере оказания бесплатной юридической помощи. Определены основные проблемные вопросы обеспечения качества оказания бесплатной юридической помощи. В результате проведенного исследования обоснована необходимость выработки на федеральном уровне механизма контроля за соблюдением участниками, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи.

^Конституция Российской Федерации, будучи Основным законом государства, представляет собой центральный институт государства и является выражением принципов верховенства права и правового государства. В нем определены основные ценности государства и закреплен порядок их защиты [2, с. 55]. Согласно положениям Основного закона1, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (ч. 1, ст. 1 и 2). Как верно отмечает Г.Н. Комкова, «общее начало, которое присуще реализации всего комплекса конституционных прав и свобод личности, состоит в их гарантиро-ванности. Именно гарантии права человека придают им свойство реальности» [6, с. 31—39].

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ

о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №

7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения — 21.04.2020).

DOI: 10.21681/2226-0692-2020-3-38-43

Конституционные государственные гарантии в полной мере закреплены в Основном законе (ст. 2, 17, ч. 2 ст. 19, 21, 38, 41, 43, 45, 48 и др.) и обеспечиваются силой Конституции. Безусловно верным является утверждение авторов о том, что одной из важнейших особенностей конституционных гарантий прав и свобод человека является их тесная связь с государством. Именно государство выступает основным гарантом обеспечения социальных прав человека, что определяет его социальную сущность [23, с. 63—68].

Анализ научной литературы по исследуемой тематике показал, что в доктрине встречаются различные подходы к определению содержания понятия конституционных гарантий прав и свобод граждан. Так, например, А.С. Мордовец под гарантией прав и свобод граждан понимает систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов [13, с. 168; 14, с. 275]. По мнению Ф.М. Рудинского, гарантии — это условия реализации прав и средств их защиты [20, с. 41]. Схожего мнения придерживается и Е.Е. Никитина, которая под конституционными гарантиями прав и свобод понимает обязан-

* Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и образовательной деятельности ФБУ НЦПИ при Минюсте России, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: atagimova75@mail.ru

ность государства создавать правовые и фактические условия для их эффективной реализации [18, с. 175]. Более широкое определение сформулировано С. А. Авакьяном, который под ними определяет «материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств» [1, с. 682—683].

Не вдаваясь в развернутую дискуссию между различными подходами к пониманию понятия конституционных гарантий прав и свобод граждан, согласимся с утверждением Г.Н. Комковой, что основное назначение конституционных гарантий состоит в том, «чтобы заставить государство исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан» [6, с. 31—39].

Положения статьи 48 Конституции Российской Федерации устанавливают государственную гарантию каждому на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законодательством, помощь предоставляется бесплатно. Закрепление права на получение бесплатной юридической помощи в Конституции Российской Федерации делает это право конституционным, то есть конституционно урегулированным [8, с. 7]. В силу названных конституционных положений во взаимосвязи с положениями статей 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определяющими полномочия Российской Федерации по регулированию прав и свобод человека и гражданина, в компетенцию федерального законодателя входит регламентация отношений, связанных с оказанием юридической помощи2.

Закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации есть результат имплементации международно-правовых норм, которые провозглашены в международных актах. Право на эффективное обеспечение юридической помощью, что является неотъемлемым элементом права доступа к правосудию, закреплено во многих международных документах, предусматривающих права человека и их гарантии. Международный пакт о гражданских и политических правах3, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод4, Конвенция о правах

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения — 21.04.2020).

3 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5531 (дата обращения — 16.05.2020).

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160 (дата обращения — 16.05.2020).

ребенка5 предусматривают право на юридическую помощь (при необходимости — бесплатную) в качестве гарантии справедливого судебного разбирательства для лиц, в отношении которых выдвигаются обвинения в совершении уголовно наказуемых деяний. Широкое закрепление право на юридическую помощь получило и в актах рекомендательного характера — резолюциях и рекомендациях, принятых в рамках международных организаций, на международных конференциях, конгрессах. Так, на международном уровне указанная гарантия закреплена в Резолюции № (76)5 Комитета министров Совета Европы «О правовой помощи по гражданским, коммерческим и административным делам»6, Резолюции № (78)8 Комитета министров Совета Европы «О юридической помощи и консультациях»7, Рекомендации № R (93)1 Комитета министров Совета Европы «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения»8 и др. В названных документах, адресованным правительствам государств — членов Совета Европы отмечено, что «предоставление юридической помощи должно рассматриваться не как акт милосердия к неимущим, а как обязательство, лежащее на всем обществе в целом»; рекомендовано «создать условия для доступа беднейших слоев населения закону, в том числе путем поощрения развития служб юридической консультации и консультационных центров для бедноты»; «покрытия стоимости юридических консультаций для беднейших слоев населения посредством оказания юридической помощи, не исключая внесения небольшого взноса лицами, пользующимися такой помощью, там, где того требует внутреннее законодательство» и др.

Важность права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи состоит в том, что его обеспечение одновременно является основой для реализации других прав. Как правильно отмечают исследователи, значительное количество прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, требуют для своей реализации юридических знаний [3; 5, с. 25; 17; 21; 22]. Изложенное позволяет согласиться с аргументированным утверждением авторов, что бесплатная юридическая помощь является важным условием обеспечения деятельности современного демократического правового государства и обеспечения гражданину реальной воз-

5 Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959 (дата обращения — 16.05.2020).

6 Резолюция № (76)5 Комитета министров Совета Европы «О правовой помощи по гражданским, коммерческим и административным делам» (принята Комитетом Министров 18 февраля 1976 года на 254-м заседании Представителей Министров). // URL: http://docs.cntd. ru/document/90199592 (дата обращения — 16.05.2020).

7 Резолюция № (78)8 Комитета министров Совета Европы «О юридической помощи и консультациях» (принята Комитетом Министров 2 марта 1978 года на заседании Представителей Министров) // URL: http://docs.cntd.ru/document/90199597 (дата обращения — 16.05.2020).

8 Рекомендация № R (93)1 Комитета министров Совета Европы

«Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения» (принята Комитетом Министров 8 января 1993 года на 484-м заседании Представителей Министров) // URL: http://docs. cntd.ru/document/90199633 (дата обращения — 16.05.2020).

можности воспользоваться комплексом конституционных прав и свобод. Правовая помощь по своей природе публична, является разновидностью социальной помощи человеку [11, с. 11] и одной из эффективных форм социальной поддержки [16].

В научной литературе под гарантией конституционного права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь понимается совокупность способов и средств, в том числе механизмов защиты и ответственности, позволяющих личности реально получать квалифицированные юридические услуги на бесплатной основе в предусмотренных законом случаях [5, с. 139]. Таким образом, реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь требует построения эффективной системы реализации государственной политики в сфере оказания юридической помощи и правового просвещения граждан.

В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 324-ФЗ)9, устанавливающий основные гарантии реализации указанного права, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Основной целью указанного закона является создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 324-ФЗ, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Одними из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи, определенных Федеральным законом № 324-ФЗ, является установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. Общеизвестно, что квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист в отрасли права, а именно лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т. е. юрист. При этом стоит отметить, что не всякая юридическая помощь, которая оказывается лицом, имеющим специальные познания в области права, является квалифицированной.

Актуальность анализируемой проблемы объясняется тем, что в российском законодательстве отсутствует единое понимание того, что подразумевается под квалифицированной юридической помощью. Согласно статье 8 Федерального закона № 324-ФЗ все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие

9 Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 ноября 2011 г., № 48, ст. 6725.

высшее юридическое образование, но при этом указанным законом не установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, и не определены критерии качества оказываемых юридических услуг.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указал, что обеспечению реализации конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи корреспондирует обязанность государства «обеспечить надлежащие условия, в том числе нормативно-правового характера, с тем чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за юридической помощью для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов»10, а также «государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, ... и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии»11. Схожие ориентиры стандартов качества юридической помощи установлены и в международных правовых актах, согласно которым «правительство, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом»12. И в этой связи есть все основания поддержать А.А. Васильева в его утверждении о том, что «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии» [5, с. 56]. Иными словами, как правильно подчеркивает О.Ю. Кривоносова в своем исследовании, «государство должно создать действенную систему, обеспечивающую доступность и качество бесплатной юридической помощи» [7, с. 6].

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения — 11.04.2020).

11 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения — 11.04.2020).

12 Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты в

г. Гаване 27.08.1990 — 07.09.1990 восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) из

информационного банка «Международное право»; Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке); Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы» (принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) из информационного банка «Международное право».

Положениями Федерального закона № 324-ФЗ установлено, что участниками системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро, а также адвокаты, нотариусы и другие субъекты, наделенные правом участвовать в соответствующей государственной системе. В рамках негосударственной системы бесплатная юридическая помощь оказывается, в частности, юридическими клиниками (студенческими консультативными бюро, студенческими юридическими бюро и др.) и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Согласно данным мониторинга в сфере оказания бесплатной юридической помощи за 1 полугодие 2019 г., в 60 субъектах Российской Федерации основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации — только государственные юридические бюро. В 17 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты13. Как показывают результаты мониторинга, в целом по России основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты. Квалификационные требования в отношении адвокатов сформулированы в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ14, в соответствии с которым на них возложена обязанность обеспечивать на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Положения указанного Закона (ст. 7) обязывают адвоката действовать честно, разумно и добросовестно, отстаивая права и законные интересы доверителя без ограничений; использовать все законные средства для защиты интересов последнего; постоянно совершенствовать свои знания; соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката. Кодекс профессиональной этики адвоката добавляет к названным характеристикам оказания юридической помощи критерии квалифицированности и принципиальности. Вместе с тем вопросы качества оказания адвокатами бесплатной юридической помощи все чаще становятся предметом обсуждения научного и профессионального сообщества [4; 5; 9; 10; 12; 15;19; 24]15.

13 Мониторинг в сфере оказания бесплатной юридической помощи за 1 полугодие 2019 г. // URL: http://minjust.ru/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch/monitoring-v-sfere-okazaniya-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshc-12 (дата обращения — 12.04.2020).

14 Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 10.06.2002, № 23, ст. 2102; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года № 18-П, Определение от 21 декабря 2000 года № 282-О.

15 Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации. Материалы Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников (29—30 сентября 2015

На практике распространены случаи оказания адвокатами юридической помощи, не соответствующей требованиям законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката. Так, например, квалификационными комиссиями адвокатских палат субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2017 года было рассмотрено 2433 дисциплинарных производства, по результатам которых вынесено 1428 решений о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса16. Основное число жалоб, как правило, касается недобросовестного исполнения адвокатами своих обязанностей перед клиентами, несоблюдения норм профессиональной этики, нарушения положений Кодекса, игнорирования ограничений, предписанных Законом об адвокатуре. Согласно сведениям о деятельности адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, за первое полугодие 2019 года была подана 21 жалоба на действия адвокатов при оказании бесплатной юридической помощи (за январь-декабрь 2018 года всего было 28 жалоб)17. При этом необходимо принять во внимание, что граждане, получающие бесплатную юридическую помощь, меньше обращаются с жалобами на работу адвокатов по сравнению с теми, кто платит за адвокатские услуги.

Причиной недобросовестного исполнения адвокатами своих обязанностей может быть в том числе низкий размер оплаты труда адвокатов, включая сложный и излишне бюрократизированный механизмы подтверждения факта оказания адвокатами бесплатной юридической помощи для целей последующей оплаты таких услуг. О низкой мотивации адвокатов к участию в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи свидетельствует данные Информационной справки о результатах мониторинга реализации Федерального закона № 324-ФЗ за 2019 год, согласно которой в ряде регионов с 2018 г. адвокатам не оплачивается оказанная гражданам бесплатная юридическая помощь (Республика Ингушетия, Брянская, Кемеровская, Сахалинская, Тульская области). Причиной этого являлось отсутствие обращений адвокатов в уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации18.

г.) // URL: http://www.pglu.ru/upload/iblock/275/sbornik-sgu-statya-tkhabisimova-kh.a.-noyabr-2016.pdf (дата обращения — 27.04.2020).

16 Практика обжалования решений Совета адвокатской палаты субъекта РФ о применении к адвокату мер дисциплинарного взыскания // URL: http://pravoprim.spbu.ru/yurisprudentsiya/zawita-chesti-dostoinstva-i-delovoj-reputacii/item/438-praktika-obzhalovaniya-reshenij-soveta-advokatskoj-palaty-sub-ekta-rf-o-primenenii-k-advokatu-mer-distsiplinarnogo-vzyskaniya.html (дата обращения — 27.04.2020).

17 Сведения о деятельности адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи по состоянию на 30.06.2019 // URL: http://minjust.ru/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch/monitoring-v-sfere-okazaniya-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshc-12 (дата обращения — 22.04.2020).

18 Информационная справка о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» за I полугодие 2019 года // URL: http://minjust.ru/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch/monitoring-v-sfere-okazaniya-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoshc-12 (дата обращения — 22.04.2020).

Вопрос о необходимости формирования на законодательном уровне квалификационных критериев для участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи активно обсуждается экспертным сообществом в последние годы. Согласимся с мнением авторов, что «система оценки качества программ бесплатной юридической помощи должна учитывать не только работу юристов, но также уделять внимание получателям этой услуги, а также различным организационным аспектам, влияющим на доступ к помощи» [15]. Другими словами, оценивая процесс оказания бесплатной юридической помощи, необходимо также учитывать и то, каким образом было выстроено само взаимодействие с клиентом. По мнению О.А. Малютиной, качество бесплатной юридической помощи целесообразно оценивать по следующим направлениям:

1 квалификация субъекта ее оказания (наличие высшего юридического образования; 1 стаж работы по соответствующему направлению деятельности);

1 характеристика оказанной юридической помощи (ее соответствие нормам действующего законодательства, направленность на защиту прав и охраняемых законом интересов); 1 механизмы текущего и последующего контроля качества оказания помощи (специализация субъекта, оказывающего юридическую помощь; оценка лица, обратившегося за получением бесплатной юридической помощи; результативность предложенной модели защиты прав) [12, с. 24—28].

Подводя некоторые итоги, отметим, что изложенное обусловливает целесообразность выработки на федеральном уровне единого механизма контроля за соблюдением участниками, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. При этом механизм контроля качества оказания бесплатной юридической помощи должен предусматривать в том числе и оценку результативности предложенной модели защиты прав граждан, обратившихся за получением бесплатной юридической помощи. Высказанные соображения говорят о том, что решать проблему обеспечения качества бесплатной юридической помощи необходимо посредством применения комплексного подхода.

В аспекте обсуждаемой проблемы необходимо отметить, что, осознавая важность решения вышеприведенных вопросов, Министерство юстиции Российской Федерации выступило с инициативой создания цифровой платформы бесплатной юридической помощи

— Единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи (далее — Портал)19. Идея создания Портала ранее обсуждалась экспертным сообществом на площадке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно подготовленному Министерством юстиции Российской Федерации проекту постановления Правительства Российской Федерации «О едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи»20 предполагается, что Портал обеспечит единый цифровой контур для работы всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, предусмотренных Федеральным законом № 324-ФЗ, при выполнении ими задач в сфере правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи.

Согласно проекту положения о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи (далее — Положение)21 Портал будет предоставлять новые правовые инструменты, предназначенные для оказания юридической помощи с использованием таких информационных технологий, как голосовые чат-боты и конструкторы электронных документов. Разрабатываемый сервис будет интегрирован с различными базами данных, в том числе нотариальных контор, адвокатских палат, а также с Единым порталом государственных услуг для подачи судебных исков и других документов в режиме онлайн. Система будет ориентирована в первую очередь на граждан, не обладающих юридическими познаниями.

Согласно пункту 9 проекта Положения полномочия по совершенствованию структуры портала, его функций и содержания информационного ресурса, определение состава и структуры сведений, подлежащих размещению в информационном ресурсе портала, планируется возложить на Минюст России. Оператором единого государственного портала, обеспечивающим технологическое сопровождение и эксплуатацию в соответствии с проектируемым положением пункта 10 проекта Положения, определено федеральное бюджетное учреждение «Научный центр правовой информации при Минюсте России».

Использование современных технологий, на наш взгляд, позволит не только обеспечить равный доступ граждан к бесплатной юридической помощи вне зависимости от регионов, в которых они проживают, что, соответственно, увеличит и количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи, но и обеспечит прозрачность, а также качество предоставляемой юридической помощи.

19 О едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи [Электронный ресурс]. URL: http:// minjust.ru/ru/novosti/o-edinom-gosudarstvennom-portale-pravovogo-prosveshcheniya-i-besplatnoy-yuridicheskoy (дата обращения — 27.04.2020).

20 URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=100484 (дата обращения — 27.04.2020).

21 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=56698#021936692002956204 (дата обращения — 27.04.2020).

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс : в 2 т. / С.А. Авакьян. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2013. Т. 1. 719 с.

2. Атагимова Э.И. Роль Конституционного правосудия в обеспечении прав и свобод человека в Российской Федерации // Правовая информатика. 2017. № 4. С. 55—61. DOI: 10.21681/1994-1404-2017-4-55-61.

3. Атагимова Э.И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2016. № 4. С. 61—68.

4. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. 2015. № 2 (15). С. 52—58. DOI: 10.21681/1994-1404-2017-4-55-61.

5. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 201.

6. Комкова Г.Н. Конституционные гарантии прав человека в России: понятие и классификация // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3 (39). С. 31—39.

7. Кривоносова О.Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 228 с.

8. Кривоносова О. Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 27 с.

9. Кулькова К.К., Шумов П. В. Проблемы оказания бесплатной юридической помощи // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 6. С. 444—448.

10. Курова Н.Н., Вяткина Л.А Оказание бесплатной юридической помощи в России: развитие института // Адвокат. 2014. № 8. С. 39—46.

11. Мазаев В.Д. Бесплатная юридическая помощь в России как конституционная ценность: законодательная модель // Бесплатная юридическая помощь и обеспечение доступа к правосудию в России. М. : Институт права и публичной политики, 2010. С. 11—63.

12. Малютина О.А. К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи // Адвокатская практика. 2018. № 5. С. 24—28.

13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н. И. Матузова. Саратов : Саратовская высшая школа МВД, 1996. 223 с.

14. Мордовец А.С. Гарантии прав личности: понятие и классификация : лекция // Теория государства и права : курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. : Юристъ, 1997. 776 с.

15. Новикова А.Э., Шепелева О.С. Оценка и обеспечение качества программ бесплатной юридической помощи // Закон. 2012. № 11. С. 73—78.

16. Остапенко (Плетень) А.С. Принципы оказания бесплатной юридической помощи // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 797—805.

17. Отраслевое деление международного права: традиционные и новые подходы. Коллективная монография / Под ред. А.А. Дорской, З.Ш. Матчановой. СПб. : Астерион, 2018. 432 с.

18. Постников А.Е., Мазаев В.Д., Никитина Е.Е. Конституционное право России : учебник. М. : Проспект, 2008. 498 с.

19. Романова А.Е. Бесплатная юридическая помощь в России // Символ науки. 2016. № 5. С. 166—167.

20. Рудинский Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести // Советское государство и право. 1983. № 7. С. 40-47.

21. Рыбаков О.Ю. Правовая информация как условие реализации современной российской правовой политики // Журнал российского права. 2015. № 4 (220). С. 105—112.

22. Стратегии правового развития России : коллективная монография / Под ред. О.Ю. Рыбакова и др. М., 2015. 624 с.

23. Чихладзе Л.Т., Осавелюк А.М. Конституция России и проблема гарантий прав и свобод человека // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11. С. 63—68.

24. Чумакова О.В. Мониторинг государственной поддержки бесплатной юридической помощи // Мониторинг правоприменения. 2016. № 2. С. 59—67.

Рецензент: Потемкина Анна Трофимовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Российской таможенной академии, Люберцы, Россия. E-mail: potemkina.an@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.