Научная статья на тему 'Актуальные вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации'

Актуальные вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14373
938
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
бесплатная юридическая помощь / граждане / государственные юридические бюро / адвокатура / некоммерческие организации / юридические клиники. / free legal assistance / citizens / state legal bureaus / advocacy / non-profit organizations / legal clin- ics.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шадже А. М., Дзыбова С. Г., Новиченко А. А.

В статье рассматриваются некоторые наиболее важные аспекты реализации гражданами РФ конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В частности исследуются правовые основы взаимодействия негосударственной системы бесплатной юридической помощи с органами государственной власти, раскрываются возможности ее получения, определяются основные направления работы с теми категориями лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, анализируются основные проблемные вопросы оказания юридических услуг на безвозмездной основе. Приводятся аргументы о необходимости поддержки как социально ориентированных некоммерческим организаций, так июридических клиниквузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF PROVIDING FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses some of the most important aspects of the implementation by citizens of the Russian Federation of the constitutional right to qualified legal assistance. In particular, the legal framework for the interaction of a non-state system of free legal aid with government bodies is explored, the possibilities for obtaining it are revealed, the main areas of work are defined for those categories of persons who, in accordance with the legislation of the Russian Federation, can receive free legal assistance, analyze the main issues of legal services at no cost. Arguments about the need to support both socially-oriented non-profit organizations and legal clinics of universities are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

<<шушетим~^®и©ма1>#7«,2©1]9 / art

95

victims of crime and abuse of power. Adopted by UN General Assembly resolution 40/34 of 29 November 1985 - http://www.un.org/ru/docu-

ments/decl_conv/declarations/power.shtml request from 14.02.2009.

14. Guidelines on crime prevention and criminal justice in the context of the development of a new international economic order - http://online.za-kon.kz/Document/?doc_id=1025956 request from 14.02.2009.

15. The decree of the RSFSR Supreme Soviet dated 22.11.1991 № 1920-1 "Declaration of the rights and freedoms of the individual citizen t" -http://www.consultant.ru/docu-

ment/co ns_do c_LAW_3788/ query from 14.02.2019.

16. Law of the State of Israel "On the rights ofvic-tims of crime" 2001: Internet resource - URL:

http://www.advokat-israel.com/trackback/882f24fd-088b-4c 13 -9e4c-9486ea7751f1/3AK0H-0-nPABAX-nOTEPnEBMHX-OT-nPECTmnEHHM.aspx - request from 8.03.2009.

17.Compensation for material damage to victims. Comparative legal research: scientific and practical guide / A. S. Avtonomov, V. Yu. Artemov, I. S. Vlasov, etc.; resp.edited by S. P. Kuban. - Moscow: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation: Law firm CONTRACT, 2016.

18.Kukhta Kirill Igorevich. The legal status of the victim of a crime (victim) in the criminal process of the United States : thesis ... candidate of juridical Sciences : 12.00.09. - Moscow, 2006.

Шадже А.М., Дзыбова С.Г., Новиченко А.А.

Адыгейский Государственный Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10177

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Shadze A.M., Dzybova S.G., Novichenko A. A.

Adyghe state University

CURRENT ISSUES OF PROVIDING FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые наиболее важные аспекты реализации гражданами РФ конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. В частности исследуются правовые основы взаимодействия негосударственной системы бесплатной юридической помощи с органами государственной власти, раскрываются возможности ее получения, определяются основные направления работы с теми категориями лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, анализируются основные проблемные вопросы оказания юридических услуг на безвозмездной основе. Приводятся аргументы о необходимости поддержки как социально ориентированных некоммерческим организаций, так июридических клиникву-зов.

Abstract:

The article discusses some of the most important aspects of the implementation by citizens of the Russian Federation of the constitutional right to qualified legal assistance. In particular, the legal framework for the interaction of a non-state system offree legal aid with government bodies is explored, the possibilities for obtaining it are revealed, the main areas of work are defined for those categories of persons who, in accordance with the legislation of the Russian Federation, can receive free legal assistance, analyze the main issues of legal services at no cost. Arguments about the need to support both socially-oriented non-profit organizations and legal clinics of universities are given.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, граждане, государственные юридические бюро, адвокатура, некоммерческие организации, юридические клиники.

Key words: free legal assistance, citizens, state legal bureaus, advocacy, non-profit organizations, legal clinics.

В ст. 7 Конституции РФ подчеркивается, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Независимая и достойная жизнь человека в

правовом социальном государстве является достаточно обширным понятием, которое подразумевает не только материальное благополучие, обеспеченность качественным жильем, высокий уровень со-

циальной защищенности граждан, но и возможность получения в любой момент квалифицированной юридической помощи, от своевременности оказания которой зависят значимые жизненные интересы человека.

Право на получение квалифицированной юридической помощи - это одна из важнейших конституционных норм, которые составляют правовой статус личности в правовом государстве. Это право предусматривает возможность получения квалифицированной юридической помощи вне зависимости от уровня дохода гражданина и его платежеспособности.

Следует отметить, что гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере приоритетов Российского государства, и это находит свое отражение в законодательстве, развивающем положения Конституции РФ о предоставлении гражданам РФ квалифицированной юридической помощи. Из-десь весьма важно отметить, что в определенных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно. Данная конституционная гарантия в России долгое время оставалась обеспеченной фрагментарно, лишь в 2011 г. был принят Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», которому принадлежит ведущая роль в правовом регулировании оказания юридической помощи населению в РФ бесплатно. При этом необходимо отметить, что бесплатно юридическая помощь оказывалась в РФ задолго до принятия этого закона на основе иных нормативных правовых актов. Однако отсутствовали базовые принципы оказания такой помощи, единые подходы к определению участников системы получения бесплатной юридической помощи, требования к лицам, оказывающим юридическую помощь.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» проблемы доступности, качества и финансирования бесплатной юридической помощи выходят на новый уровень.

Концептуальная идея Закона заключается в создании правовых условий для формирования в Российской Федерации эффективной государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан.

На сегодняшний день бесплатная юридическая помощь оказывается в рамках двух систем - государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении Российской Федерации и регионов.

Закон «О бесплатной юридической помощи» не предусматривает оказания данной помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Перечень вопросов, для решения которых граждане могут воспользоваться системой оказания бесплатной юридической помощи, указан в части 2 статьи 20 Законе о бесплатной юридической помощи. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с повседневными потребностями граждан - социальное и пенсионное обеспечение, сфера трудового, жилищного

ART / <<ШУШетУМ~ЛЭУ©Ма1>#7Ш),2(0]9 и семейного (включая опеку и попечительство) права [2].

Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь ограниченного характера в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и непосредственным привлечением к этой работе адвокатов. При этом сами субъекты осуществляют финансирование такой деятельности и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов исходя из своих финансовых возможностей.

Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ (первоначально они входили в систему Минюста России).

В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» они бесплатно дают малоимущим гражданам консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме (кроме того, устные консультации даются инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, вне зависимости от уровня их дохода); составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляют их интересы в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам; в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях [2].

Нужно обратить внимание на тот факт, что субъектам Российской Федерации закон предоставляет право пополнения перечня граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Так, данным правом на территории Республики Адыгея обладают категории граждан, определенные Федеральным законом, а так же бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; супруги военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, войны с Японией, супруги умерших инвалидов Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения [3].

Работник государственного юридического бюро, оказывающий юридическую помощь:

а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он имеет свои интересы, отличные от интересов

<<ШУШЗДиМ"^©иГМа1>>#7Ш,2©]]9 / ART гражданина; участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина; оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;

в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.

Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь [4, с.7].

Участие адвокатов в данной системе осуществляется на добровольной основе. Адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, которые предусмотрены статьями Федерального закона и другими федеральными законами в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления документов правового характера, а также представления законных интересов граждан в судах и организациях [1]. Адвокат при этом заключает с гражданином договор об оказании бесплатной юридической помощи и удостоверяет наличие документов, которые подтверждают право гражданина на ее получение.

В совокупности действующих правовых норм можно констатировать, что оказание бесплатной юридической помощи, установленной законодательством, обеспечивается назначением адвоката к ее отправлению уполномоченным органом или должностным лицом и является безусловной обязанностью адвокатуры.

Вся остальная бесплатная юридическая помощь, которую оказывают адвокаты, есть их право и благое дело. Нельзя не отметить, что адвокаты осуществляют данную деятельность безвозмездно, т.е. за собственный счет. Такое бремя адвокатура всегда несла смиренно, поскольку это соответствует моральным принципам, которые заложены в основу профессии.

Ключевыми проблемами добровольного участия адвокатов в системе оказания бесплатной юридической помощи являются: отсутствие свободного рабочего времени и задержки по оплате за уже предоставленную юридическую помощь.

Что же касается оказания бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы, то она формируется на добровольной основе и включает в себя: юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего профессионального образования и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов. Кроме того, согласно ст. 27 Закона о бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, являющиеся участниками негосудар-

ственной системы бесплатной юридической помощи, могут получить государственную и муниципальную поддержку [2].

Юридические клиники созданы и действуют во всех ведущих вузах России. Бесплатная помощь в этом случае оказывается коллективом, состоящим из преподавателей и студентов учебного заведения. В настоящее время большое количество юридических клиник оказывает бесплатную юридическую помощь всем категориям населения.

В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном организации высшего образования [5, с. 133].

Говоря о лицах, обладающих правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы, то Закон позволяет объединениям самостоятельно расширить этот перечень.

В Южном Федеральном округе во всех субъектах есть юридические клиники. В Астраханской области 14 юридических клиник, в Волгоградской области 6 клиник, в Республике Калмыкия 2 клиники, в Краснодарском крае 12 юридических, а в Ростовской области 7 клиник [6, с.63].

В Республике Адыгея имеется две юридические клиники, одна при ФГБУ ВО «Адыгейский государственный университет» и вторая юридическая клиника «Легис» при ФГБУ ВО «Майкопский государственный университет».

Юридические клиники содействуют развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержки со стороны государства, создают условия для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, способствуют повышению уровня социальной защищенности, а также обеспечению доступа населения к правосудию. Кроме того юридические клиники содействуют правовому просвещению населения и формированию у обучающихся по юридической специальности практических навыков оказания юридической помощи.

В свою очередь, негосударственные центры могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

Некоммерческая негосударственная организация Адвокатская палата Республики Адыгея также помимо участия в государственной системе бесплатной юридической помощи предоставляет правовую помощь и в негосударственной.

А 15 марта 2014 г. создано структурное подразделение Негосударственный центр бесплатной юридической помощи при Адвокатской палате Республики Адыгея.

Центром оказывается правовое консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (за исключением представительства граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях). Тематика правовых вопросов, по которым оказывается помощь очень обширна. Это вопросы гражданского, жилищного, трудового, семейного, пенсионного, земельного, административного и социального обеспечения, защита прав потребителей, за исключением вопросов связанных с предпринимательской деятельностью.

Следует помнить, что адвокат или нотариус не вправе отказывать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов.

Отличительной чертой деятельности негосударственных центров является оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе на всех ее стадиях. Наиболее активно в формировании негосударственной системы бесплатной юридической помощи участвует Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».

В рамках пункта 2 статьи 24 Федерального закона, а так же согласно Ведомственному реестру зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея зарегистрирована Майкопская городская общественная организация по оказанию юридической помощи населению «Право».

Организация создана в целях правового просвещения населения, развития системы оказания в г. Майкопе квалифицированной юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан.

Одними из основных задач Организации являются содействие в реализации государственной политики по оказанию бесплатной юридической помощи в виде правового информирования и правового консультирования; обеспечения права отдельных категорий граждан на бесплатную юридическую помощь.

Говоря о развитии законодательства в рассматриваемой сфере, стоит отметить, что право на бесплатную юридическую помощь предусматривают и ряд других законов, в частности, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 16); Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

ART / <<ШУШетУМ~ЛЭУ©Ма1>#7Ш),2(0]9 оставшихся без попечения родителей» (ст.10); Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст.26); Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 12) и др.

В силу вышеизложенного, на сегодняшний день в законодательстве представлен достаточно широкий перечень нормативных актов, закрепляющих право на бесплатную юридическую помощь.

Таким образом, гарантирующая роль правового государства в рассматриваемом нами вопросе заключается в создании и поддержании на необходимом уровне реальной возможности получения бесплатной квалифицированной юридической помощи, которая должна носить практический и эффективный характер. Также в предоставлении бесплатной юридической помощи нужно следовать по пути формирования взаимосвязи и взаимодействия государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в целях сохранения единства системы бесплатной юридической помощи.

Список использованных источников:

1. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: фед. закон от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№23. - Ст.2102.

2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: фед. закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. -№48. - Ст.6725.

3. О реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи: закон Республики Адыгея от 30 октября 2012 г. №128 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/32346696/.

4. Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. - 2012. - №12. - С.5-12.

5. Муранов, А.И. Вас обслуживает чернорабочий. Юридическая помощь и юридическое образование: проблемы и связи / А. И. Муранов// Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. - 2010. - №1. - С.132-137.

6. Чумакова, О.В. Мониторинг государственной поддержки бесплатной юридической помощи/ О.В. Чумакова // Мониторинг правоприменения. - 2016. - №2. -С.59-67 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-gosudarstvennoy-podderzhki-besplatnoy-yuridicheskoy-pomoschi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.