Насруллаева Т.Д.
Система государственного регулирования агропромышленных кластеров
Экономическая политика, направленная на формирование агропромышленных кластеров позволяет решать ряд задач, связанных с повышением эффективности производства, формированием благоприятного инвестиционно-инновационного климата в регионах, анализом и обработкой статистических данных по АПК в целом. С этой целью предлагается принять ряд мер на региональном и федеральном уровне, направленных на поддержку факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность агропромышленных кластеров: структурообразующие, производственные, в отношении отраслей АПК и спроса на продукцию.
Развитие кластеров предприятий в АПК может осуществляться спонтанно или организованно. Организованный путь возможен по инициативе либо фирмы-лидера, располагающей существенным капиталом, либо местных властей. Поддержка со стороны региональных структур могла бы способствовать консолидации местного агробизнеса в кластерную организацию, поскольку подобная организация производства позволит сфокусировать проблемы и сильные стороны данного сектора экономики. Организация, которая представляет кластер, в которую могут входить представители органов власти, располагает разнообразной и концентрированной информацией о деятельности предприятий, об экономике, о рынке трудовых ресурсов. Это существенно уменьшает объем аналитической работы, которую выполняют органы власти, и повышает достоверность информации. Участие властных структур в работе координационных органов кластера предоставляет власти возможность непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнера. С помощью кластеров власть может лучше понимать рыночные тенденции, сочетая оценки изнутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, политических тенденций и реалий.
Кластерная организация агропромышленного производства, по нашему мнению, может стать перспективным инструментом для анализа экономики регионального АПК. При кластерном анализе исследуются не только интеграционные взаимосвязи предприятий, действующих на рынке одного и того же продукта или принадлежащих к одной группе, но и вся система, охватывающая несколько отраслей и включающая разнообразные фирмы, специализирующиеся вокруг конкретного звена в цепочке создания добавленной стоимости. При этом становится возможным рассчитать и проанализировать статистические данные, относящиеся ко всему АПК в целом (что в настоящий момент представляет большие трудности), а не отдельно по сельскохозяйственному производству и пищевой промышленности.
Помимо этого, кластерная организация позволит более эффективно внедрять меры государственной политики, так как он способствует ведению
конструктивного диалога между предпринимателями и властью с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона.
Агропромышленный кластер позволяет комплексно подходить к решению задач, связанных с организацией интегрированных структур на региональном уровне, соединяя воедино льготное кредитование, переоборудование и модернизацию производства, поставки оборудования по лизингу или франчайзингу, поддержку инновационной деятельности, обучение, консалтинг и другие формы проявления связей с приоритетами государственной агропромышленной политики.
Управление экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров имеет ряд иных неоспоримых преимуществ, среди которых выделяют:
1. увеличение налогооблагаемой базы (центры управления агропредприятиями, как правило, находятся на той же территории, на которой они расположены, в отличие от вертикальных корпораций, действующих на территориях различных регионов).
2. повышение уровня занятости сельского населения, развитие инфраструктуры села; увеличение налогового потенциала и т.д.
3. возможность целенаправленной переориентации убыточных агропредприятий региона;
4. большой потенциал регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных агропромышленных кластеров;
5. возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющих важное значение для региональной экономики;
6. повышение в регионе предпринимательской активности на рынках АПК;
7. развитие инновационного потенциала посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера и т. д.
В сфере государственного регулирования и поддержки кластеров в мировой экономике накоплен богатый практический опыт. В целях стимулирования инновационных предприятий кластерной системы реализуются следующие меры государственной поддержки:
• предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
• целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);
• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
• безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
• прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие страны);
• снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.); отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).
В США с конца 80-х годов региональная политика образования кластеров базируется на разработке и внедрении федеральных программ по кооперации предприятий, осуществляющих производство и переработку ресурсов, а так же включающих маркетинг, торговлю, труд и образование.
В ЕС с 1968 года действует Генеральный директорат по региональной политике, с 1975г. - Европейский фонд регионального развития, с 1988г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ. Все перечисленные организации координируют те или иные стороны регионального развития и кластеризации.
С точки зрения создания инновационных кластеров в АПК, для нашего региона, прежде всего, интересен опыт Дании, где кластерные системы в агробизнесе получили свое развитие с первых лет применения данного подхода в экономике, наряду с текстильным производством, изготовлением офисного оборудования и средств защиты окружающей среды. Проект кластеризации был подготовлен за 3 года. За это время были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. Согласно программе выдавались гранты на реализацию фаз: концептуализация программы, планирование развития, осуществление инициатив кооперации.
Первый этап исследования включал изучение структуры спроса и предложения по отраслям, предположительно включаемым в ту или иную кластерную систему. Далее анализировался механизм трансферта знаний и технологий в этих секторах.
Исходя из того, что АПК Дании по объемам производства превышает все остальные сектора экономики, вместе взятые, и является ключевым с позиции потребительского рынка и инвестиционного потенциала, разработкой концепции кластеризации в нем занимались Датский Совет по развитию бизнеса как орган, министерство бизнеса и промышленности, министерство исследований, министерство образования, министерство труда, агентство развития торговли и промышленности и даже министерство финансов.
Проведенная за ряд лет работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики в общем, и по производству пищевой продукции на душу населения, в частности.
Необходимо отметить, что макроэкономическая политика, нацеленная на кластерную организацию региональных производственных структур, существенно отличается от политики поддержки отдельных структурообразующих предприятий. Применяются уже не селективные методы государственного содействия развитию предприятий, а общие меры по развитию инфраструктуры кластеров, т. к. именно инфраструктура инновационного кластера является основополагающим фактором его конкурентоспособности.
Таким образом, мы разрешаем сразу две ключевые проблемы: повышаем
конкурентоспособность отраслей АПК и развиваем инфраструктуру села. Но кластерный подход требует внести некоторые изменения в макроэкономическую политику государства в целом в области совершенствования и гармонизации законодательства, инвестиционной и инновационной политики, в сфере развития науки и техники, экспортной и протекционистской политики, в области развития информационной инфраструктуры, рынков ресурсов, стандартизации и сертификации продукции, антимонопольной политики. Это колоссальный объем работы, но в конечном итоге, результатом должно стать повышение конкурентоспособности России на мировом рынке, что избавит нас от положения источника природных ресурсов для развитых стран.
Иными словами, изменится и цель общегосударственной концепции конкуренции: формирование не просто конкурентоспособных отдельных производств, а национальной системы конкурентоспособности страны.
В Основах инновационной политики РФ до 2010 года установленной целью государственной инновационной политики является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях». Следовательно, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России. Данное направление в экономике АПК предполагается реализовать посредством создания экономических кластеров.
Формирование агропромышленных кластеров может проходить двумя путями: либо на региональной основе, в регионах с высокой территориальной концентрацией агропромышленных предприятий и предприятий машиностроительного комплекса, либо путем создания зон агропромышленного производства со льготным режимом для иностранных инвесторов с целью стимулирования притока капитала в отрасли АПК и создания конкурентной среды для отечественных и иностранных инвесторов.
Среди основных направлений поддержки кластеров в АПК России мы предлагаем выделить следующие обязательные элементы:
- разработка механизма воздействия региональных органов власти, направленного на повышение инновационной активности предприятий агропромышленного кластера на основе реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития и разработки инновационно ориентированных программ;
- внедрение институциональных механизмов отбора проектов, комплексной оценки их эффективности и организация их прямого финансирования через систему конкурсных программ (основными объектами поддержки должны стать проекты: имеющие стратегически важное значение для экономики региона; позволяющие реализовать имеющийся научно-технический потенциал; способствующие созданию высокооплачиваемых
рабочих мест в АПК);
- обеспечение нормативно-правового регулирования инновационной деятельности;
- обеспечение информационной поддержки деятельности всех участников агрокластера посредством организации частичного или полного финансирования мероприятий по представлению перспективных разработок на выставках и ярмарках;
- создание гибкой и разнообразной системы подготовки кадров для обеспечения научных разработок в сферах сельского хозяйства, пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, включая вузовское и послевузовское обучение, кратковременные курсы и семинары для повышения квалификации уже действующих специалистов, создание системы консультационных услуг для инновационно активных предприятий;
- включение региональной системы поддержки инновационного предпринимательства в АПК в общероссийскую и международную инновационные системы.
Конкурентоспособность кластера определяется, как мы отмечали в предыдущем параграфе, четырьмя группами факторов:
- структурой регионального рынка АПК и условиями конкуренции на нем;
- условиями для производства сельскохозяйственных ресурсов и других факторов производства;
- состоянием родственных и поддерживающих АПК отраслей;
- состоянием спроса на продукцию АПК.
Эффективная государственная политика в отношении кластера должна быть нацелена на совершенствование всех четырех групп факторов. Исходя из этого, будет строиться и система мер государственной макроэкономической политики. В отношении структуры рынков АПК необходимо:
• создание условий для свободной конкуренции производителей сельскохозяйственной продукции и продукции конечной переработки, что повысит конкурентоспособность и на региональных рынках и на национальном уровне;
• формирование соответствующих органов государственного регулирования вокруг региональных агропромышленных кластеров;
• принятие мер для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в агрокластеры (развитие любого субъекта кластера, согласно эффекту синергии, приведет к соответствующему развитию системы в целом);
• ориентация на развитие экспорта продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Данный принцип в мировой практике реализуется посредством создания специализированных агентств, учреждаемых федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
Основными элементами рынка факторов агропромышленного производства являются труд, земля, капитал. Ряд проблем, присущих АПК в отношении несовершенства рынка факторов производства носит специфический характер.
Недостаток специалистов особо остро ощущается в сельском хозяйстве,
поскольку неблагоприятные условия жизни в сельской местности, неразвитость инфраструктуры села заставляет их искать работу в городах. Неотработан механизм взаимодействия научно-исследовательских организаций и сферы образования с производственным сектором. В странах Евросоюза финансирование таких проектов осуществляется в рамках программ регионального развития кластеров.
В России не имеется системы обработки и предоставления информации о рынке производителям в сферах АПК. В развитых странах такую функцию выполняют специализированные агентства по маркетингу территории, которые оказывают консалтинговые услуги и услуги по проведению маркетинговых исследований предприятиям, входящим в кластер.
Другой проблемой является неурегулированность вопросов земельного рынка.
Отталкиваясь от этого, в отношении рынка факторов производства мы предлагаем:
• создать специализированные программы обучения и переподготовки кадров;
• улучшить инфраструктуру села, специализированную транспортную инфраструктуру, коммуникации и иные виды инфраструктуры с целью объективно понизить прямые затраты входящих в кластер компаний, развивать связи с мировыми рынками (в том числе в отношении привлечения иностранных инвестиций). Кроме того, вследствие улучшения условий жизни на селе, совершенствование инфраструктуры станет фактором роста квалификации проживающего на территории населения, что, в свою очередь, улучшит условия рынка труда для компаний кластера.
• организовать централизованно финансируемую научно-исследовательскую работу в местных университетах по разработке связанных с агропромышленным кластером технологий;
• совершенствовать информационное обеспечение кластера;
С целью развития родственных и поддерживающих отраслей, на наш взгляд, необходимо:
• финансирование семинаров и конференций для участников агрокластера, что позволит обмениваться техническими и технологическими решениями и вырабатывать наиболее приемлемые направления развития кластера в целом;
• совершенствование системы межрегионального взаимодействия с предприятиями по поставкам сельскохозяйственных ресурсов и техники и реализации продукции;
• создание ориентированных на кластеры парков поставщиков ресурсов и средств производства;
• формирование системы реализации конечной продукции. Для расширения спроса на продукцию кластера необходимо:
• совершенствовать стандарты законодательства в отношении возможного устранения различного рода неопределенностей;
• провести независимую экспертизу с целью сертификации продукции кластеров и внедрения торговых марок на бесплатной основе.
Применение кластерного метода на начальном этапе, как мы уже отмечали, наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро встретиться, обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем. Роль региональных органов власти высока только на первых этапах формирования кластеров: в оценке внешнеэкономического комплекса региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и их формировании, и обусловлена учетом интересов регионального развития, не являющимися приоритетными для бизнеса. В дальнейшем роль региональных властей сокращается и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а региональные органы власти лишь поддерживают кластеры, имеющие стратегическое значение.
Исходя из этого, основная позиция региональных органов власти в формировании и поддержке функционирования кластеров на этапе его образования и становления в АПК сводится к созданию конкурентоспособной конечной продукции и, по нашему мнению, должна включать ряд мер:
• по льготному кредитованию и налогообложению предприятий, входящих в регионально значимые кластеры;
• разработке системы мер по перепрофилированию убыточных предприятий на производство импортозамещающей продукции;
• по разработке механизма государственных гарантий под внешнее финансирование и поставку продукции в кредит, а также страхование экспорта продукции;
• по содействию в продвижении продукции агропромышленных региональных кластеров на внешние рынки, посредством осуществления выставочно-ярмарочной деятельности;
• по открытию региональных торговых представительств в странах, торговые отношения с которыми являются приоритетными;
• по формированию информационной инфраструктуры, содействующей расширению связей между кластерами, работающими в сферах АПК.
Региональный аспект реализации кластерной стратеги должен включать также разработку и внедрение программы поддержки инновационных кластеров. Прежде всего, такая программа должна быть ориентирована на сферу науки и образования и включать в себя конкурсный отбор и софинансирование проектов, совместно разработанных муниципалитетами, университетами и/или академическими институтами с участием бизнес-структур.