Научная статья на тему 'Особенности кластерного инструментария региональной агропромышленной политики'

Особенности кластерного инструментария региональной агропромышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОКЛАСТЕР / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / AGRO CLUSTER / AGRICULTURAL POLICY / REGION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Татьяна Павловна, Акимова Татьяна Михайловна

В статье проанализированы преимущества использования кластерного инструментария в региональной агропромышленной политики, среди них: финансовая устойчивость кластерных структур, рост конкурентоспособности предприятий-участников кластера, инновационная ориентированность субъектов кластера, синергетический эффект для регионального развития. С учетом выделенных преимуществ предложена структура агрокластера, включающая внутреннюю, околокластерную и инновационную среду. В статье дан обзор возможных стратегий стимулирования кластерного развития региона со стороны органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTERS OF CLUSTER INSTRUMENTS OF REGIONAL AGRICULTURAL POLICY

The article analyzes the benefits of using cluster instruments in regional agricultural policy, among them: financial stability of cluster structures, the improvement of competitiveness of enterprises-participants of cluster, innovative orientation participants of the cluster, synergetic effect of regional development. Given the highlighted advantages of the proposed structure agro cluster, including internal, aroundclusters and innovative environment. The article gives an overview of possible strategies to encourage cluster development in the region from the public administration.

Текст научной работы на тему «Особенности кластерного инструментария региональной агропромышленной политики»

УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Акимова Татьяна Михайловна

Черкасова доктор экономических наук, доцент, Татьяна декан факультета политологии, профессор кафедры Павловна экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: tcherkasova@uriu.ranepa.ru

аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: tmogilnaya@inbox.ru

Аннотация

В статье проанализированы преимущества использования кластерного инструментария в региональной агропромышленной политики, среди них: финансовая устойчивость кластерных структур, рост конкурентоспособности предприятий-участников кластера, инновационная ориентированность субъектов кластера, синергетический эффект для регионального развития. С учетом выделенных преимуществ предложена структура агрокластера, включающая внутреннюю, околокластерную и инновационную среду. В статье дан обзор возможных стратегий стимулирования кластерного развития региона со стороны органов власти.

Ключевые слова: агрокластер, агропромышленная политика, регион, инновационное развитие

Современная глобализация, все шире охватывающая все страны и отрасли мировой экономики и сферы политики, обусловливает необходимость пересмотра государственного инструментария регулирования национального хозяйства. Ряд традиционных инструментов, предложенных еще родоначальником макроэкономики Дж. Кейн-сом, перестает срабатывать в условиях кризиса вызванного антироссийскими санкци-онными мерами, часто имеющих в своей основе политический характер, а не предпосылки экономической эффективности развития отдельных стран или регионов в рамках глобальной мировой системы.

В этой связи возникает необходимость ревизии государственного инструментария стимулирования национальной экономики с учетом мирового опыта развитых стран, прошедших длинный путь региональных интеграционных процессов, а также его адаптация не только к отечественной действительности, но и специализация в зависимости от региональной и отраслевой специфики. Важно учитывать ресурсную обеспеченность региона и его место в национальном разделении труда и реализации приоритетов государственной политики и национально безопасности. Поэтому южнороссийские агрорегионы, особенно важны с позиции национальной продовольственной безопасности и возможности встраивание в реализацию стратегии инновационного развития через агросферу.

Данное обстоятельство обусловливает актуальность анализа возможности использования кластерного инструментария в агрополитики региональных властей, ориентированной на продовольственное импортозамещение и стимулирование инновационного компонента развития АПК региона, с опорой на внутренние ресурсы.

Рассматривая политику региональной кластеризации сферы АПК, важно учитывать особенности образования кластеров в данной сфере и необходимые ресурсы и условия для их успешного функционирования и развития.

Так, отличительными чертами кластерных структур в агропромышленной сфере являются следующие. Прежде всего, присутствие одной-двух крупных организаций-лидеров, формирующих долгосрочную производственную, финансовую, маркетинговую и инновационную стратегию кластера в зависимости от специализации предприятий участниц с учетом почвенно-климатической специфики и географического положения региона [3, с. 86]. Кроме того, относительно близкое территориальное расположение других фирм-участниц кластерной структуры и формирование производств вокруг концентрации конкретного вида агрохозяйственной деятельности и инвестиционно-инновационных центров [1, с. 334]. И наконец, заинтересованность фирм-участниц кластерной структуры в проектировании долгосрочной общей стратегии хозяйственной деятельности с целью формирования и развития конкурентной среды, исходя из доступных факторов производства.

Кроме того, в рамках кластера сохраняются конкурентные отношения между функционирующими в нем крупными и мелкими организациями, соперничество продавцов и покупателей в целях эффективной специализации производства, развивается малый бизнес, а также происходит целенаправленная концентрация и продвижение разнообразных научных и технологических изобретений, знаний и технологий. Поэтому, именно поддержание высокого уровня конкуренции, достижение синергетического эффекта от кооперации и интеграции на географически ограниченной специализированной территории являются основными признаками кластера [5, с. 359]. В целях совершенствования агропромышленной политики участники кластерных структур ориентированы на использование следующих видов стратегий:

- стратегии повышения использования опыта и знаний в существующих кластерах;

- стратегии создания новых агропромышленных сетей сотрудничества внутри кластера;

- стратегии разработки инновационной агропромышленной продукции.

Следует отметить, что эффективность формирования и старта развития агрокла-

стера зависит от регулирующего воздействия органов власти, а также внутреннего и внешнего окружения кластера. При этом в рамках реализуемой политики кластеризации агросферы органы власти способны опосредованно оказать содействие развитию агропромышленных кластеров по направлениям, указанным на рис. 1.

Органы государственного управления могут проводить активную агропромышленную политику, направленную на развитие интеграционных процессов в стране и регионе. С этой целью на выбор может быть использован ряд стратегий по стимулированию кластерного развития региональной системы. Среди них: каталитическая, предполагающая участие государственных структур в стимулировании интеграции заинтересованных фирм-участниц и финансовом содействии кластерным объединениям; поддерживающая, ориентированная на участие государственных структур в финансовом обеспечении развития инфраструктуры региона для нужд кластеров; директивная, дополняющая предыдущую стратегию планированием и реализацией проектных мероприятий по трансформации хозяйственной специализации региона посредствам развития кластерных структур, и интервенционистская, когда государственные структуры реализуют регулирующее воздействие в рамках выбранных приоритетных направлений развития кластеров.

Хотя выбирая государственную стратегию стимулирования процессов кластеризации, в соответствии с парадигмой М. Портера [4, с. 251], важно правильно оценить конкурентные преимущества интеграционных структур (кластеров), формируемых на внутренних рынках. Поскольку ведущая роль принадлежит им. Поэтому следует учиты-

вать обратную экономическую зависимость, в соответствии с которой около экономически устойчивой кластерной структуры возможно формирование новых кластеров. В итоге посредством кластеризации можно сформировать новые «точки роста» для развития отраслевой структуры и экономики региона.

Рис. 1. Направления агропромышленной политики, способствующие развитию кластерных структур

Конкурентоспособность агропромышленных кластеров определяется совокупностью производств, сбытовых компаний и переработчиков, объединенных географическими, климатическими, ресурсными факторами, заинтересованных в сотрудничестве для удовлетворения потребностей потребителей путем осуществления цикла производства производимой продукции и повышения уровня ее конкурентоспособности, а также осуществляющих сотрудничество с научными организациями [2, с 38].

При таком подходе к агропромышленному кластеру можно выделить ряд его внутренних характеристик:

- географически-территориальная локализация на конкретной территории (от одного города, до нескольких регионов и страны в целом);

- сотрудничество и взаимодействие организаций, приобретающих синергети-ческий эффект от интеграционных взаимосвязей;

- специализация организаций-участниц при формировании интеграционно-технологических взаимосвязей между ними, а также между смежными отраслями или группами отраслей, агрегируемых в единый замкнутый воспроизводственный цикл «производство сырья - переработка - расфасовка и упаковка - поставка и продажа готовой продукции.

Именно поэтому чаще всего в состав кластера входят предприятия, производящие готовый продукт, поставщики специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг, предприятия сопутствующих отраслей и производителей побочных продуктов, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и финансовые институты, администрации регионов и профессиональные и общественные организации.

Кроме того, в составе агропромышленного кластера должны присутствовать транспортные организации, производители сельскохозяйственного машиностроения, сельскохозяйственные и перерабатывающие организации.

Однако это не значит, что наличие на одной территории указанных организаций и их взаимодействие свидетельствует о формировании агропромышленного кластера. Для того, чтобы увязать интересы представителей аграрного и промышленного производства необходимо создать агропромышленные вертикально интегрированные формирования, объединяющие сельскохозяйственное производство с переработкой и сбытом продукции, материально-техническим обеспечением и агросервисобслуживанием и предприятиями, занимающимися научной и инновационной деятельностью. При этом особенность взаимодействия участников кластера заключается в том, что они не связаны как юридические лица и не являются единым хозяйствующим субъектом.

Исходя из выделенных ранее преимуществ структура регионального агрокла-стера должна включать как фирм-участниц внутренней среды кластера (ядра кластера), так и околокластерных организаций-участниц и представителей инновационной среды (рис. 2). В отдельны случаях в структуру кластера могут включаться представители региональных и муниципальных властей, что, с одной стороны, ускоряет процессы кластеризации, а , с другой, повышает устойчивость кластера.

Рис. 2. Структура регионального агрокластера

Организации, входящие в кластер, создают условия для успешного продвижения произведенной продукции на рынке, включая планирование ассортимента, налаживание его производства, переработки, маркетингового продвижения и реализацию конечному потребителю. Помимо использования классических вариантов формирования агрокластеров сегодня часто используются методы их формирования, использующие в качестве интеграционной основы отдельное свойство кластеров, например, создание

интеграционных агроструктур посредством присоединения неплатёжеспособных агропредприятий к финансово-здоровым агропромышленным корпорациям, устойчивым агрокомплексам, союзам производителей и потребителей агропродукции.

В результате подобных слияний и поглощений путём объединения капиталов создаются новые интегрированные агроформирования такие, как агрохолдинги, финансово-промышленные группы и др. Интеграторами подобных структур становятся динамично развивающиеся предприятия переработки и обслуживания сферы АПК, главная цель которых объединение под своим началом финансово-устойчивых и неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий. Подобный финансово-интеграционный подход является взаимовыгодным и для перерабатывающих предприятий, и для непосредственных производителей сельскохозпродукции.

Основной формой образования агрокластеров становятся хозяйственно-экономические взаимосвязи на базе заключения долгосрочных соглашений, а также формирование вертикальных и горизонтальных связей между бизнес-участниками разной среды кластерной структуры, которые способны создавать синергетический эффект. Кооперационно-интеграционные и информационно-коммуникационные связи становятся первостепенными, а имущественные - вторичными, существующими в форме долевого участия. В итоге агрокластеры обеспечивают рационализацию хозяйственно-инвестиционных процессов, перераспределение рисков и реализацию адресной агропромышленной политики, целесообразной в рамках проектного подхода.

Ожидаемый синергический эффект возможен как результат аккумуляции агрегированных усилий участников агрокластера, измерение которого на первоначально этапе возможно косвенными способами. Данный эффект в кооперационно-интеграционных структурах связан с тем, что новая структура за счет размера, финансовой устойчивости, кумуляции информационных источников и государственной поддержки, приобретает новые свойства не тождественные сумме свойств каждой отдельной организации, которые проявляются в виде возможностей снижения издержек за счет внедрения новых технологий, увеличения конкурентных преимуществ за счет организации полного цикла переработки и поставки готовой агропродукции, расширения сферы рыночного влияния в регионе, расширение ассортимента продукции.

Отличительным преимуществом предприятий ядра агрокластера становится возможность минимизации хозяйственных рисков, обусловленных климатическими условиями, давлением со стороны переработчиков и посредников; околокластерные структуры способны снижать издержки поиска поставщиков, формирования ресурсно-сырьевой базы, обеспечить рост качества готовой продукции, нарастить объемы обслуживаемых предприятий и соответственно свой доход; организации инновационной сферы кластера получают возможность реализации целевых прикладных разработок, и за счет сформированного потока заказов сузить социализацию разработок при этом сократив временной лаг коммерциализации инноваций.

Реализация агропромышленной кластерной стратегии накладывает отпечаток на регулирующую функцию органов власти, которая претерпевает изменения в направлении от поддержки отдельного градообразующего предприятия к поддержке группы итерированных организаций, имеющих отраслевую или межотраслевую принадлежность. Положительным эффектом для региона от кластерной интеграции становится увеличение числа налогоплательщиков и расширение налогооблагаемой базы, что обеспечивает укрепление финансово-экономической самостоятельности, расширение возможностей технологической реновации и повышения конкурентоспособности продукции.

В процессе эволюции происходит постепенное развитие и совершенствование организационно-производственных структур, переход от простых к более сложным агропромышленным формированиям. Причем агропромышленный кластер способен придать производству сельскохозяйственных продуктов законченную форму органи-

зации управления с рациональным решением технических, технологических, экономических вопросов, связанных с получением сырья, заготовкой, транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией готовой продукции.

В итоге кластеризация агросферы позволяет достичь следующих преимуществ в развитии региона:

- участники агрокластера создают внешний (в виде расширения доходной базы регионального бюджета) и внутренний (в виде роста конкурентоспособности своей продукции и инновационно-технологического перевооружения производства) синерге-тический эффект;

- создается платформа для тесного взаимодействия между государственными властями и органами местного самоуправления, предприятиями агросферы и научно-образовательными учреждениями, позволяющая скоординировать возможности всех участников кластера и обеспечить устойчивое социально-экономическое развития региона, а также продуктивность агропромышленной политики;

- снижаются издержки агропродукции за счет использования по трансфертных цен в рамках кластера и выстраивания взаимовыгодных и долговременных отношений между поставщиками, производителями и реализаторами продукции;

- сокращается срок оборота денежных средств и ресурсов, ускоряется процесс их превращения в готовый продукт и потребление;

- концентрация производства продовольственных товаров в рамках кластерно-интеграционного объединения обеспечивает возможность регулирования рыночной конъюнктуры, соблюдения принципа справедливого распределения между организациями-участницами и сохранения конкурентных позиций на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, именно особые экономические отношения в виде устойчивого регионально-отраслевого партнерства конкурирующих сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, научных и образовательных учреждений, объединенного программой интенсивного развития агропромышленного производства с целью повышения производительности, конкурентоспособности участников кластера и обеспечения продовольственной безопасности региона в целом являются основой развития кластерных структур и повышения уровня социально-экономического развития региона в целом. Причем развитие и формирование агропромышленного кластера является ключевым фактором разработки и реализации агропромышленной кластерной программы, являющейся составной частью агропромышленной политики, реализуемой совместно органами государственного управления и организациями-участниками кластера в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции и экономики региона.

Литература

1. Васильев К.А. Развитие кластеров в аграрной сфере региона и оценка их эффективности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4 (ч. 2). С. 333-338.

2. Игнатова Т.В., Полянин А.В. Управление развитием инновационного потенциала АПК в контексте политики импортозамещения // Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences. 2017. № 9.

3. Кудряшов В.С. Особенности формирования и функционирования научно-производственных кластеров в региональной экономике // Управленческое консультирование. 2017. № 3. C. 84-91.

4. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

5. Черкасова Т.П. Инновационный экономический рост в посткризисной России: институциональная модель и механизм государственной политики. - Волгоград, 2011. 460 с.

Cherkasova Tаtiana Pavlovna, Doctor of Economics (DSc), Dean of the faculty of politology, Professor of the Department "Economic Theory and Entrepreneurship"; South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tcherkasova@uriu.ranepa.ru

Akimova Tаtiana Mikhailovna, graduate student of the Department "Economic Theory and Entrepreneurship"; South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tmogilnaya@inbox.ru

SPECIFIC CHARACTERS OF CLUSTER INSTRUMENTS OF REGIONAL AGRICULTURAL POLICY Abstract

The article analyzes the benefits of using cluster instruments in regional agricultural policy, among them: financial stability of cluster structures, the improvement of competitiveness of enterprises-participants of cluster, innovative orientation participants of the cluster, synergetic effect of regional development. Given the highlighted advantages of the proposed structure agro cluster, including internal, aroundclusters and innovative environment. The article gives an overview of possible strategies to encourage cluster development in the region from the public administration. Keywords: agro cluster, agricultural policy, region, innovative development

УДК 338. 2

В ТЕНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ: НЕФОРМАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Чумаков доктор экономических наук, профессор кафедры

Александр менеджмента, Южно-Российский институт управления -

Александрович филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,70/54). E-mail: ale20202553@yandex.ru

Бджола кандидат экономических наук, профессор кафедры

Валерий финансового менеджмента, Ростовский государственный

Дмитриевич экономический университет (РИНХ) (344002, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69). E-mail: bvd1953@gmail.com Аннотация

Регулирование нелегального рынка труда как социально-экономического фактора экономической безопасности России на этапе посткризисного развития требует качественно новых подходов. Это предполагает реформирование сложившейся отечественной модели экономического развития, построенной на дешевой рабочей силе с соответствующей системой налогообложения.

Ключевые слова: социальные угрозы экономической безопасности страны, факторы неформальной занятости населения, приоритеты реформирования системы трудовых отношений.

На современном этапе отечественную экономическую систему характеризует совокупность противоречий посткризисного и рецессионного периода, поиск путей их преодоления с учетом влияния глобальных вызовов, геополитических трансформаций и внутренних дестабилизирующих факторов.

В Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.