Научная статья на тему 'Система формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям в профессиональной образовательной организации'

Система формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / MULTIPURPOSE EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Оксана Анатольевна

В условиях рыночной экономики профессиональная подготовка квалифицированных рабочих, служащих в образовательной организации предполагает и его особую социальную подготовку, формирование социальной компетентности, гарантирующую ему компетентность в социальной и профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям в профессиональной образовательной организации»

УДК 377

О. А. Чиркова

Научный руководитель: заместитель директора Института социальной педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор М. М. Плоткин

Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В условиях рыночной экономики профессиональная подготовка квалифицированных рабочих, служащих в образовательной организации предполагает и его особую социальную подготовку, формирование социальной компетентности, гарантирующую ему компетентность в социальной и профессиональной сфере.

Социальная компетентность, комплексно-целевая программа воспитания.

Under the conditions of market economy the professional training of qualified workers of educational establishment presupposes the specific social training and social competence formation which guarantees their competence in social and professional spheres.

Social competence, multipurpose education program.

Введение.

Сегодня среднее профессиональное образование в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) ориентировано на формирование у обучающихся общих, профессиональных компетенций. Сравнительный анализ требований к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ФГОС СПО по профессиям показал, что общие компетенции являются универсальными и включают в себя способности:

- понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- работать в команде, эффективно обращаться с коллегами, руководством, клиентами.

Таким образом, общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных качеств выпускника, которые направлены на формирование социальной компетентности будущего рабочего.

Проанализировав все возможные подходы к пониманию понятия «социальная компетентность» в научных исследованиях по педагогике и психологии, мы пришли к выводу, что социальная компетентность является необходимой характеристикой профессиональной деятельности рабочего любой сферы

социальной практики, отражающая качество его профессиональной подготовленности и уровень профессионального роста.

Обобщенный вариант определений, встречающихся в современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, может быть выражен так: социальная компетентность - совокупность знаний, умений и навыков, позволяющая человеку адекватно и быстро адаптироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, результативно разрешать проблемы в социальной среде.

С позиции нашего исследования понятие «социальная компетентность обучающегося рабочим профессиям» понимается как совокупность знаний, умений и навыков, способствующая социально-профессиональной адаптации в социальном пространстве, социальной мобильности, активности, конструктивному взаимодействию, эффективной профессиональной деятельности.

Основная часть.

В структуре социальной компетентности обучающегося рабочим профессиям мы выделили такие компоненты, как когнитивный, личностный и дея-тельностный. Когнитивный компонент направлен на формирование у обучающихся рабочим профессиям знаний социальной компетентности, включающих: знания о качествах личности, способах взаимодействия людей, о функционировании социальных групп и социальных институтов, правовые знания. Личностный компонент направлен на развитие качеств личности обучающихся рабочим профессиям, таких как: социальная ответственность, толерантность, организованность, целеустремленность, необходимых субъекту для успешной адаптации в социуме. Дея-тельностный компонент направлен на развитие социальных умений и навыков социального поведения, включающих продуктивные приемы выполнения обучающимся социально-значимой деятельности.

В ходе исследования нами выделены этапы процесса формирования социальной компетентности будущего рабочего: диагностический, теоретический, практический, оценочно-рефлексивный.

Диагностический этап проводится совместно куратором учебной группы, психологом и социальным педагогом на 1 курсе в первые месяцы обучения. На данном этапе осуществляется диагностика социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям вновь поступивших в профессиональную образовательную организацию. Деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения, куратора учебной группы, психолога, социального педагога в этот период направлена на создание благоприятных условий для установления межличностных отношений, на развитие коммуникативных способностей обучающихся рабочим профессиям. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование у обучающихся положительной моти-вационно-ценностной ориентации, устойчивого интереса к обучению по выбранной рабочей профессии, а также к общественно-полезной деятельности, на создание позитивных установок на формирование социально значимых качеств.

Теоретический этап основывается на результатах диагностического этапа. На этом этапе разрабатывается технология формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям на уровне профессиональной образовательной организации, учебной группы на учебный год. Технология представляет собой взаимосвязанные направления воспитательной работы «Профессионал», «Гражданин», «Сообщество», «Творчество», которые ориентированы на расширение социальных знаний, развитие умений и навыков конструктивного взаимодействия в социуме, организации продуктивной социально-ориентированной деятельности. Задача куратора учебной группы на этом этапе заключается в проектировании воспитательной работы по направлениям с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, способствующей развитию у них социальных ценностей и убеждений, совмещению общественной и учебной деятельности.

На практическом этапе разработанная технология формирования социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям внедряется в учебно-воспитательный процесс профессиональной образовательной организации. Данный этап предполагает взаимодействие субъектов профессионально-образовательного пространства по формированию социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям через реализацию направлений «Профессионал», «Гражданин», «Сообщество», «Творчество» с использованием разнообразных форм и методов. Практический этап активного взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений направлен на создание условий, при которых каждый обучающийся рабочим профессиям имел бы возможность постоянно повышать свой социокультурный уровень, развивать свои нравственные качества, расширять знания социальной компетентности, активизировать

свою общественную деятельность, работать организованно, ответственно.

Оценочно-рефлексивный этап. На этом этапе определяется уровень сформированности социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям. В процессе опытно-экспериментальной работы нами выделены критерии социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям: социализи-рованность, адаптивность, коммуникативность и показатели: социальная мобильность и активность, социально-профессиональная адаптация, общительность. Используемая в исследовании диагностика социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям представлена в табл. 1.

Таблица 1

Диагностика социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям

В зависимости от степени выраженности критериев сформированности социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям мы выделили следующие уровни сформированности социальной компетентности:

1. Недопустимый уровень (от 0 до 25 %) социальная компетентность субъекта фактически не сформирована.

2. Критический уровень (26 до 50 %): характеризуется низким уровнем владения знаниями социальной компетентности, низкой степенью развития социальной ответственности, мотивации достижения, слабым развитием социальных умений, навыков социального поведения, общительности, эффективного взаимодействия в социуме. Субъект обладает повышенной тревожностью, пассивностью.

3. Допустимый уровень (от 51 до 75 %) характеризуется средним уровнем владения знаниями социальной компетентности, средней степенью развития

Критерий Показатели Формы и методы диагностики

Социализирован-ность Социальная мобильность, активность - тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева; - тест «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо в адаптации Д. А. Леонтьева; - изучение социализиро-ванности личности учащегося (методика М. И. Рожкова)

Адаптивность Социально-профессиональная адаптация - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклако-ва; - методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Коммуникативность Общительность - опросник межличностных отношений В. Шутца; - методика межличностных отношений Т. Лири

социальной ответственности, мотивацией достижения, средним развитием социальных умений, навыков социального поведения, общительности, эффективного взаимодействия в социуме.

4. Оптимальный уровень (от 76 до 100 %) характеризуется высоким уровнем владения знаниями социальной компетентности, демонстрирует высокий уровень развития социальной ответственности, мотивации достижения, высоким развитием социальных умений, навыков социального поведения, общительности, активности, эффективного взаимодействия в социуме. Субъект характеризуется высокой эмоциональной устойчивостью, преобладают конструктивные реакции в трудных жизненных ситуациях. Высокий уровень развития социальной компетентности обеспечивает обучающимся рабочим профессиям успех в социальной и профессиональной деятельности.

В нашем исследовании на диагностическом этапе были определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в которых приняли участие 240 обучающихся рабочим профессиям, профессиональных образовательных организаций г. Вологды. Результаты диагностики исходного уровня социальной компетентности, проведенной нами в контрольной и экспериментальной группе, подтверждают необходимость формирования социальной компетентности, так основная часть обучающихся находится на допустимом уровне (КГ - 55,0 %; ЭГ -55,83 %), и критическом уровне (КГ - 41,6 %; ЭГ -40 %), небольшое количество обучающихся находится на оптимальном уровне (КГ - 3,33 %; ЭГ -4,16 %) сформированности социальной компетентности.

На теоретическом этапе нами была разработана комплексно-целевая программа по направлениям «Профессионал», «Гражданин», «Сообщество», «Творчество». Данная программа направлена на включение обучающихся рабочим профессиям в личностно-ориентированную, социально-значимую деятельность, способствующую формированию знаний социальной компетентности и развитию их личностных качеств.

Целевые программы воспитания содержательно дополняют друг друга и направлены на развитие личностных качеств выпускника. Так, программа «Профессионал» направлена на формирование профессионально-трудовой компетенции через социальное и профессиональное самоопределение, развитие индивидуальных качеств личности, обеспечивающих успешную профессиональную адаптацию и дальнейший профессиональный рост.

А. В. Брушлинский считает, что социальная компетентность проявляется в отнесении себя к профессиональной общности, овладение нормами профессионального обучения и взаимодействия, соответствие квалификационным требованиям и должностному статусу [1]. В экспериментальной группе программа реализована через профессиональную направленность предметов общеобразовательного цикла, конкурсы профессионального мастерства, коллективно-творческие дела, экскурсии на производство, участие в областных, региональных конкурсах профессионального мастерства среди обучающихся

и мастеров производственного обучения, производственную практику на предприятиях области, факультативный курс «Основы поиска работы».

Целевая программа «Гражданин» направлена на формирование потребности осознанного нравственного выбора линии поведения, формирование правовой культуры, развитие способности к личностному становлению в демократическом обществе, воспитание социальной активности.

По мнению А. В. Хуторского социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения К ним относятся, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений [4]. В опытно-экспериментальной работе использовались следующие формы реализации программы: тематические классные часы, конкурсы по истории края, экскурсии по историческим местам области, встречи с интересными людьми, участие в акциях «Помощь ветеранам», «Подарок солдату».

Цель программы «Сообщество» - формирование умений взаимодействовать с окружающей средой через накопление опыта жизнедеятельности в коллективе, формирование самооценки на основе анализа приобретенного опыта, самореализацию в межличностном общении.

По мнению В. В. Цветкова, социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально значимых проектах [5]. Данная программа в эксперименте осуществлена через развитие общеколледжного коллектива, совершенствование механизмов включения обучающихся в управленческую деятельность, использование технологий индивидуального рефлексивного воспитания, развитие социального партнерства с социальными институтами и учреждениями города.

Цель программы «Творчество» - формирование эстетической культуры, развитие творческой инициативы, способности к реализации творческих возможностей на основе ориентации в культурном пространстве. А. К. Маркова определяет профессионала, как человека, «...который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности...» [2, с. 64]. В экспериментальной работе реализации программы происходила через занятия факультатива «Основы поиска работы», кружки, клубы, студии, коллективно-творческие дела.

Таблица 2

Динамика распределения обучающихся рабочим профессиям по уровням сформированности социальной компетентности (%)

Уровни сформированности социальной компетентности 1 срез 2 с рез 3 срез

ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ ДЭ ПЭ

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Недопустимый - - - - - - - - - - - -

Критический 41,6 40,0 40,83 23,33 40,0 23,33 33,33 11,66 32,5 10,0 27,5 7,5

Допустимый 55,0 55,83 55,83 62,5 56,66 63,33 60,83 53,33 61,66 55,83 62,5 29,16

Оптимальный 3,33 4,16 3,33 14,16 3,33 13,33 5,83 35,0 5,83 34,16 10,0 63,33

Таким образом, комплексно-целевая программа направлена на формирование социальной компетентности через деятельность обучающихся рабочим профессиям в профессионально-образовательном пространстве. «Знания социальной компетентности и опыт социальной деятельности нельзя сформировать просто определением и передачей этих знаний учащимся, раскрытием значимости знаний и опыта в жизни человека и общества, потому что знания и опыт всегда имеют личностный характер, они формируются и преобразуются на основе переживания и самостоятельных действий, критического переосмысления и собственного конструирования в процессе деятельности» [3, с. 27].

Выводы.

На оценочно-рефлексивном этапе проведена обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов формирующего эксперимента, сформулированы выводы.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной компетентности обучающихся рабочим профессиям показывают положительную динамику в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, где организация учебно-воспитательного процесса отличалась отсутствием реализации комплексно-целевой программы, изменений практически не выявлено. Данные представлены в табл. 2.

Табл. 2 показывает положительную динамику, как в контрольной, так и экспериментальной группе, но в контрольной группе она незначительна. В экспериментальной группе основная часть обучающих-

ся рабочим профессиям (63,33 %) характеризуется оптимальным уровнем сформированности социальной компетентности.

Таким образом, выделенные в ходе исследования этапы формирования социальной компетентности: первичная диагностика, разработка комплексно-целевой программы по направлениям «Профессионал», «Гражданин», «Сообщество», «Творчество», реализация программы в учебно-воспитательный процесс колледжа, заключительная диагностика в ходе опытно-экспериментальной работы показали положительные результаты сформированности социальной компетентности.

Литература

1. Брушлинский, А. В. Субъект и социальная компетентность личности / А. В. Брушлинский. - М., 1995.

2. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

3. Рахматулин, Р. Я. Формирование социальной компетентности учащихся в условиях обновляющейся информационно-образовательной среды на материале учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля): аналитический доклад / Р. Я. Рахматулин. - М., 2010.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 58-64.

5. Цветков, В. В. Социальная компетенция как цель образования и образовательный результат / В. В. Цветков // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - 2000. - Вып. 2. - С. 239-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.