Научная статья на тему 'Теоретические основы проектирования системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»'

Теоретические основы проектирования системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / SOCIAL WORK / SOCIAL WORKER / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL COMPETENCY / COMPETENCE / PEDAGOGICAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов В. Н., Хасанова Г. Б.

Для повышения качества образовательного процесса и отслеживания непосредственно самого процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» применяется система педагогического мониторинга. Основой для этой системы служит поэтапный подход к формированию их профессиональной компетентности в соответствии, с которым выбираются подходы к созданию системы педагогического мониторинга, его технологии, методы и основные принципы; в статье также показаны роль и значение педагогического мониторинга в процессе профессиональной подготовки бакалавров данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов В. Н., Хасанова Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To improve the quality of the educational process and monitoring of the process of formation of professional competence of bachelors of social work is a system of pedagogical monitoring. The basis for this system is phased approach to formation of professional competence of bachelors of social work, in accordance with which the chosen approach to creating a system of pedagogical monitoring, it technologies, methods and basic principles, the article also shows the role and importance of pedagogical monitoring in the process of training of bachelors of social work.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проектирования системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «Социальная работа»»

УДК 378

В. Н. Фролов, Г. Б. Хасанова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, профессионализм, профессиональная компетентность, компетенция, педагогический мониторинг.

Для повышения качества образовательного процесса и отслеживания непосредственно самого процесса формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» применяется система педагогического мониторинга. Основой для этой системы служит поэтапный подход к формированию их профессиональной компетентности в соответствии, с которым выбираются подходы к созданию системы педагогического мониторинга, его технологии, методы и основные принципы; в статье также показаны роль и значение педагогического мониторинга в процессе профессиональной подготовки бакалавров данного направления.

Keywords: social work, social worker, professionalism, professional competency, competence, pedagogical monitoring.

To improve the quality of the educational process and monitoring of the process of formation of professional competence of bachelors of social work is a system of pedagogical monitoring. The basis for this system is phased approach to formation ofprofessional competence of bachelors of social work, in accordance with which the chosen approach to creating a system of pedagogical monitoring, it technologies, methods and basic principles, the article also shows the role and importance ofpedagogical monitoring in the process of training of bachelors of social work.

Введение

Социальная работа - отрасль профессиональной деятельности направленная на помощь и поддержку нуждающихся граждан в рамках государственной системы, обеспечивающей защиту своих граждан. Эти задачи и огромная ответственность профессии определяют потребность в высококвалифицированных кадрах.

Социальная работа в своих задачах характеризуется решением широкого круга вопросов, связанных с различными социальными системами -культура и этика, политика, экономика и юриспруденция, медицина, педагогика и психология, экология и многие другие, определяющиеся кругом поставленных клиентом проблем. Работа может проводиться на индивидуальном и групповом уровнях, с различной территориальной локализацией и присущими ей национально - культурными особенностями и традициями. Тем самым, несмотря на разнообразие сфер специализации, для личности социального работника в контексте его профессиональной деятельности задается соответствующий единый стандарт и определенная модель «профессионала». А главная особенность социальной работы, не имеющая аналога в смежных профессиях, ее посреднический характер, выражающийся во взаимодействии между человеком и разного рода социальными институтами, либо клиентами и специалистами.

Целевые функции социальной работы: социальная поддержка, реабилитация и профилактика. Выделенные функции раскрывают социальную работу в различных аспектах деятельности, это поддержка и помощь людям, работа с различными категориями граждан: дети, престарелые, инвалиды, проводимые реабилитационные мероприятия, направленные на социальное совершенствование лич-

ности, профилактические меры предупреждения негативных явлений в обществе [1].

Социальный работник должен иметь ряд определенных личностных качеств - доброта, честность, общительность, добросовестность, исполнительность. Также это и сочувствие, сострадание, готовность помочь другому человеку, он должен быть грамотным, иметь широкий кругозор знаний, как того и требуют основные задачи профессии.

Наибольшей эффективности в профессиональной деятельности социальный работник добивается при наличии профессионализма, который характеризуется высоким и устойчивым уровнем знаний, умений и навыков работника, обеспечивающих квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижением высокой результативности труда [2].

Эффективное выполнение профессиональной деятельности возможно лишь тогда, когда социальный работник обладает профессиональной компетентностью, которая формируется еще на стадии обучения.

Целью нашей работы является выделение основных теоретических понятий и систематизация информации по проблеме исследования, составляющей теоретическую основу проектирования системы непрерывного педагогического мониторинга формирования профессиональной компетентности, для повышения эффективности и улучшения качества подготовки бакалавров по направлению социальная работа.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» отмечает, что «социальная работа - это не только система мер по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, но и дея-

тельность, характеризуемая на международном и всероссийском общегосударственном уровне в качестве средства, системы мер по осуществлению социальных изменений и обеспечению социального благополучия человека и общества в целом, отдельных людей, личности, сообществ» [3].

Также в нем отмечено, что результаты обучения - это усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Под компетенциями понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Сегодня выпускник по направлению «Социальная работа» должен обладать рядом компетенций, в общей сумме которые и составляют его профессиональную компетентность.

Профессиональные компетенции, их 35, подразделяют на несколько групп (категорий) компетенций [4]:

• социально - технологические. Быть го-

товым к разработке и эффективной реализации социальных технологий на высоком уровне, быть посредником, консультантом, оказывать помощь и поддержку, обеспечивать благоприятную среду в социальных организациях и службах, заниматься инновационной деятельностью, предупреждать

профессиональную деформацию, оценивать качество социальных услуг, соблюдать профессионально -этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК 1 - 12);

• исследовательские. Быть способным проводить анализ и исследования в социальной сфере общества, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач, использовать результаты этой деятельности в форме методических рекомендаций, отчетов и публичных обсуждений, осуществлять прогнозирование, моделирование и экспертную оценку социальных процессов, как индивидуально, так и коллективно (ПК 13 - 21);

• организационно - управленческие. Быть способным к координационной, организационно -управленческой деятельности в различных учреждениях социальной работы (ПК 22 - 29);

• социально - проектные. Быть готовым к социально - инженерной и проектной деятельности с учетом региональной специфики, к разработке инновационных социальных проектов, участию в них, а также привлечению дополнительных финансовых средств в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики (ПК 30 - 35).

«Ядром профессионального становления личности является формирование профессиональной компетентности, т.е. развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности» [5].

Сущностные характеристики профессиональной компетентности бакалавров данного направления необходимо рассматривать в аспекте индивидуальных и профессионально личностных качеств обучающихся, поскольку они являются про-

дуктом профессиональной подготовки в целом. Следовательно, профессиональная компетентность бакалавра по направлению социальная работа - это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций.

Управлять процессом формирования профессиональной компетентности будущего социального работника помогают технологии педагогического мониторинга, позволяющие контролировать и корректировать этот процесс на всех его стадиях, разрабатывать определенные методы проверки, получать необходимые результаты и выдавать рекомендации. Тем самым непрерывное слежение позволяет осуществлять управление целостным процессом обучения: анализировать, диагностировать, прогнозировать результаты, принимать решения и оперативно вносить коррективы, в случае возникновения отклонений, таким образом, обеспечивая обратную связь.

Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [6].

Существует перечень аспектов - основных принципов, присущих мониторингу, отличающих его от аналогичных процессов. К ним относятся [7]:

• непрерывность (постоянный сбор данных);

• научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

• диагностичность (наличие разработанной модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

• целостность и преемственность (результаты, как основа дальнейшего планирования)

• информативность и прогностичность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

• обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

Ведущими требованиями к педагогическому мониторингу в учебном процессе являются:

1) объективность - максимальное исключение субъективных оценок, учет всех результатов, как положительных, так и отрицательных, создание равных условий для всех обучающихся;

2) валидность - предполагает полное и всестороннее соответствие предъявляемых контрольных заданий содержанию обследуемого материала, четкость критериев измерения и оценки, возможность подтверждения позитивных или негатив-

ных результатов, получаемых разными способами контроля;

3) надежность - устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, при проведении контроля разными лицами;

4) учет психолого-педагогических особенностей объекта изучения, в частности возраста, уровня образования и профессионализма, общего развития и индивидуальных особенностей;

5) систематичность - предполагает проведение этапов и видов педагогического мониторинга в определенном учебном процессе;

6) гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, максимально благоприятных условий, положительного эмоционального климата.

Рассматривая стадии мониторинга, целесообразным, на наш взгляд является применение трех основных форм мониторинга [8]:

1) стартовый мониторинг предполагает диагностику способностей, интересов, склонностей, особенностей мотивации студентов. В основном его используют для определения исходного уровня их подготовленности к овладению профессией на начальном этапе обучения;

2) текущий мониторинг (экспресс-диагностика) применяется для определения уровня профессионального развития в течение всего времени обучения. На основе полученных данных строится учебный процесс, проводятся корректирующие действия в случае необходимости;

3) финишный мониторинг позволяет определить уровень сформированности профессиональных компетенций на заключительном (итоговом) этапе обучения.

При осуществлении любой из форм мониторинга можно использовать следующие методы:

1) наблюдение, которое осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса;

2) метод тестовых ситуаций, состоящий в

создании специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-

профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо (приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановка уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий);

3) опрос (интервью, анкетирование), позволяет получить информацию о развитии студентов

на основе анализа ответов на специально подобранные вопросы;

4) анализ результатов учебно-

профессиональной деятельности, является одним из действенных методов мониторинга, при котором не только анализируется текущая успеваемость студентов, но и подробно изучаются творческие работы, технические изделия, графические материалы обучаемых;

5) Тестирование дает возможность сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.

Методическая разработка и успешная реализация системы педагогического мониторинга окажет ценностное влияние на процесс формирования профессиональной компетентности. Это поможет усилить и улучшить подготовку бакалавров по направлению «социальная работа», позволит осуществлять контроль образовательного процесса на всех этапах подготовки, вносить необходимые коррективы, осуществлять оценку уровня сформированности профессиональной компетентности и выявлять эффективность педагогической системы, а также откроет новые перспективные вопросы и проблемы для дальнейшего исследования в данной области.

Литература

1. Р. В. Куприянов, Вестник КГТУ, 2, 5, 41-43 (2008).

2. М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова, Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Москва, 2001, С. 225-226.

3. Е. Н. Касаркина, Е. В. Ветчинникова, Ю. С. Еремина, В сб. Теория и практика образования в современном мире.

4. II. Реноме, Санкт-Петербург, 2012, С. 228.

4. Федеральный государственный образовательный стан-

дарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009г. №709 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Шр://^'^^. garant. т/рго^^Лро/рптеМос/97509/ (дата

обращения: 05.11.13).

5. Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова, Вестник КГТУ, 2, 5, 5-11 (2008).

6. А. С. Авдюкова, Е. Г. Шадрина, Альманах современной науки и образования, 2, 4, 17 - 19 (2008).

7. Е. В. Телеева, Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие. Изд-во Шадрин. пединст-та, Шадринск, 2009, С. 75 - 79.

8. А. Н. Майоров, Мониторинг в образовании: Изд.3-е, испр. и доп.. Интеллект-Центр, Москва, 2005. 424 с.

© В. Н. Фролов - асп. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ; Г. Б. Хасанова - д.п.н., проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.