Научная статья на тему 'Пропедевтическая Подготовка учителя к формированию социальной компетентности учащихся'

Пропедевтическая Подготовка учителя к формированию социальной компетентности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONALISM OF THE TEACHER / SOCIAL COMPETENCE OF PUPILS / EDUCATIONAL SYSTEM / PROJECTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракчеева Ольга Евгеньевна

В статье представлен пропедевтический курс подготовки учителя к формированию социальной компетентности учащихся. Целью курса является обновление теоретических и практических знаний учителя по формированию социальной компетентности учащихся. Несомненным достоинством непрерывной курсовой подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся являются развитие профессиональных интересов и максимальный учет возникающих в учебно-воспитательной работе преподавателей затруднений, а также возможность создания и реализации авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся в конкретном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракчеева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaedeutic Preparation of the Teacher for Formation of Social Competence of Pupils

Due to the continuous development of an education system new social inquiries in the field do actual consideration of requirements to professional development of teachers. The propaedeutic course of training of the teacher to formation of social competence of pupils is presented in the article. The purpose of the course is to update theoretical and practical knowledge of the teacher on formation of social competence of pupils. The doubtless merit of continuous course preparation of teachers to formation of social competence of pupils is the development of professional interests and the maximum accounting of teachers’ difficulties arising in teaching and educational work, and also possibility of creation and realization of author’s model of the educational system promoting formation of social competence of pupils in concrete educational institution. The resent work will be useful both to heads and teachers of schools, and for the staff of methodical services of boards of education.

Текст научной работы на тему «Пропедевтическая Подготовка учителя к формированию социальной компетентности учащихся»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е Аракчеева

Ключевые слова:

Профессионализм

учителя, социальная

компетентность

учащихся,

воспитательная

система, проективное

образование.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов.

В статье представлен пропедевтический курс подготовки учителя к формированию социальной компетентности учащихся. Целью курса является обновление теоретических и практических знаний учителя по формированию социальной компетентности учащихся. Несомненным достоинством непрерывной курсовой подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся являются развитие профессиональных интересов и максимальный учет возникающих в учебно-воспитательной работе преподавателей затруднений, а также возможность создания и реализации авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся в конкретном учебном заведении.

Настоящая работа будет полезна как для руководителей и педагогов школ, так и для сотрудников методических служб управлений образования.

104

Сегодня воспитание рассматривается не только как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей в сфере их совместного бытия.

Для организации такой работы нужен профессионализм педагога - профессионализм носителя диалогической культуры. Педагог-профессионал должен обладать высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки, которая включает в себя:

- мотивацию к личностному развитию ребенка и самого себя;

- включённость в разработку и реализацию политики и стратегии школы;

- принятие множественности субъективных реальностей (точек зрения, ценностей, смыслов), готовность к восприятию нового;

- заинтересованность в развитии школы и умение работать «в команде» учителей;

- мотивацию и подготовленность к использованию групповых, командных форм работы для организации взаимодействия детей;

- умение слушать ребенка и адекватно его воспринимать;

- работу с версиями учащихся, относиться к ошибке ученика как к «точке его роста», не ограничивать личностную свободу ребенка;

- организацию условия для саморазвития личности ученика;

- готовность к пересмотру своих ценностей и смыслов;

- владение педагогической рефлексией и анализом;

- мотивацию к постоянному совершенствованию своего мастерства;

- владение современными педагогическими технологиями, направленными на работу с субъектностью ученика в рамках ком-петентностного и деятельностного подходов;

- владение современными информационными технологиями и применение на уроках и во внеурочной деятельности информационных технологий, в том числе, включение в работу ресурсов федеральных и региональных образовательных порталов (знает эти порталы, включает их в работу на уроке по своему предмету) [8].

Сформированность перечисленных критериальных компонентов, в конечном итоге, определяет уровни профессиональной готовности учителя гимназии к формированию социальной компетентности учащихся.

105

Педагоги гимназии №7 г. Казани осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Процесс формирования социальной компетентности учащихся включает реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития учащихся, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

Логику формирования содержания базисного компонента подготовки преподавателей гимназии к формированию социальной компетентности учащихся в процессе ученического самоуправления можно представить на примере профессиональной курсовой подготовки следующим образом: содержание и проблемы профессиональной готовности преподавателя к формированию социальной компетентности учащихся - профессиональнозначимые качества личности педагога, необходимые для эффективной воспитательной деятельности - реализация авторской модели воспитательной системы в гимназии. Качественному изменению содержания, форм и методов образования педагогов способствует личностно-ориентированное обучение, обращение процесса повышения квалификации к индивидуальной профессиональной готовности преподавателей гимназии к формированию социальной компетентности учащихся.

Основные критерии эффективности курсов «Подготовка учителя к формированию социальной компетентности учащихся» отвечают следующим требованиям: готовность преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся, к разработке воспитательной системы в классе, к раскрытию целостной картины воспитательного процесса в гимназии и в то же время механизмов динамики формирования социальной компетентности учащихся. В качестве методологической основы для разработки, выявления и анализа критериев оценки эффективности реализации программы подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся выступила авторская концепция воспитания, в соответствии с которой под воспитательной системой гимназии понимается организационно-функциональная структура, возникающая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности гимназиста. Содержанием воспитания является формирование ценностного отношения к терминальным (духовным)

106

и инструментальным (операциональным) ценностям.

Воспитательная система гимназии имеет три уровня организации: концептуальный - уровень системообразующего свойства; структурный - уровень системообразующего отношения и субстратный - уровень элементов. Ее структура состоит из следующих компонентов: цели; субъекты; виды деятельности; отношения, интегрирующие субъекты в некую общность; окружающая среда и управление, обеспечивающие интеграцию компонентов в целостную систему.

Другой основой для разработки критериев послужил учет динамики основных компонентов воспитательного процесса гимназии и социокультурного образовательного пространства, обеспечивающих его цели и результативность - содержания, структуры и управления. Таким образом, критерии подразделяются на две группы: количественные и качественные. Первые помогли нам ответить на вопрос, созданы ли внешние, в том числе организационные, условия для успешного функционирования курсов повышения квалификации. Вторые - помогли получить представление об уровне деятельности по формированию социальной компетентности учащихся в процессе ученического самоуправления, а также личностных качеств преподавателя, его культурологической и психолого-педагогической подготовки.

Разработанная нами программа экспериментального курса «Подготовка преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся» предназначена для реализации базисного компонента подготовки преподавателей гимназии к воспитательной деятельности.

Под «базисным компонентом» содержания курсовой подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся мы подразумеваем определенный объем культурологических, социологических и педагогических знаний, умений навыков, непосредственно связанных с удовлетворением профессиональных потребностей педагогических кадров. Разработка содержания базисного компонента подготовки преподавателей гимназии к формированию социальной компетентности учащихся основана на комплексе следующих принципов:

- преемственность и непрерывность в реализации воспитательной деятельности;

- ориентация на динамический социокультурный стереотип личности выпускника;

107

- информационная необходимость и достаточность отобранного содержания;

- целостность и органичность;

- социально-профессиональная адаптация отобранного содержания программы подготовки преподавателей гимназии к воспитательной деятельности, ее вариативных форм и методов.

В ходе спецкурса педагоги получают информацию о теоретических и технологических разработках ведущих ученых в области ключевых компетенций, а также о наиболее сложных и актуальных проблемах использования ключевых компетенций, социальной компетентности учащихся с точки зрения системно-синергетического, деятель-ностного, личностно-ориентированного, аксиолого-отношенческого, философско-антропологического подходов. Во время проведения данного курса у педагогов должно сформироваться достаточно четкое представление о том, как можно использовать новые подходы, новые формы работы к формированию социальной компетентности учащихся и успешно их осуществлять.

Изложение и осмысление основных положений формирования социальной компетентности учащихся призвано способствовать развитию у педагогов системных представлений о воспитательном процессе. В ходе курса педагоги гимназии должны научиться разрабатывать собственную концепцию воспитательной деятельности с учениками, способствующей формированию их социальной компетентности.

На решение данной задачи направлено итоговое занятие «Разработка авторской модели воспитательной системы класса, способствующей формированию социальной компетентности учащихся». Курс рассчитан на 104 часа.

Курс «Подготовка преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся» базируется на компетенциях, имеющихся у преподавателей и классных руководителей гимназии в силу образования и опыта. Курс тесно связан с изучением таких дисциплин, как «Теория и методика воспитания», «Психология», «Социальная психология» и других, интегрируя их на основе развития культуры рефлексии, целеполагания и самоуправления, адаптируя их к личностным особенностям преподавателей, выступающих в роли обучающихся.

В результате обучения у преподавателей гимназии формируется готовность к воспитательной деятельности, которая выражается не только в знании современных концепций воспитания, но и в умении

108

создать и обосновать необходимость каждого раздела своей авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся.

Программа пропедевтической подготовки преподавателей гимназии к воспитательной деятельности раскрывает:

- систему взглядов на современные теории и концепции воспитания;

- методы и технологии обучения и воспитания на основе компетен-тностного подхода;

- социально-воспитательные технологии;

- основы моделирования и проектирования воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся;

- сущность понятия «самоуправление»;

- методики вопросов по формированию социальной компетентности учащихся;

- проблемное поле педагогической рефлексии;

В результате обучения по данной программе преподаватель должен иметь представление:

- о теоретических и технологических разработках ведущих ученых в области воспитания;

- о сложных и актуальных проблемах использования в воспитательной деятельности компетентностного подхода;

- о ключевых компетенциях и социальной компетентности учащихся;

- о возможности создания авторской модели воспитательной системы, способствующей социальной компетентности учащихся;

- о педагогической рефлексии;

знать:

- сущность и технологии воспитательной деятельности;

- методики изучения сформированности социальной компетентности учащихся;

уметь:

- использовать и успешно осуществлять новые подходы к воспитанию;

- владеть социально-воспитательными технологиями;

- разрабатывать собственную модель воспитательной работы, способствующей формированию социальной компетентности

109

учащихся;

- осуществлять анализ конфликтных ситуаций;

- владеть методикой изучения сформированности социальной компетентности учащихся.

В результате освоения содержания и технологий, изучаемых в данной программе, решается следующая профессионально-педагогическая задача: повышение уровня профессиональной готовности преподавателей гимназии к формированию социальной компетентности учащихся, что создает благоприятные субъективные условия для более продуктивной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Курс реализуется на основе обязательной входной диагностики, специально разработанной для эффективной адаптации содержания к личностным и профессиональным особенностям преподавателей.

Формы проведения занятий: информационные лекции, семинары, организационно-деятельностные и деловые игры, зачеты в виде дискуссий, индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы.

Важно при реализации содержания базисного компонента подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности использовать социально-воспитательные технологии. Это особенно важно потому, что сами технологии являются неотъемлемой частью содержания базисного компонента.

В нашем исследовании в качестве подобной технологии, интегрирующей содержание базисного компонента и «прививающей» его к личностному основанию преподавателя, выступает деятельность проектирования авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся.

Проективное образование выступает как форма непрерывного образования личности. Оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что является средством создания и реализации какого-либо проекта, имеющего профессиональный смысл, а не узко учебный [4].

Под проектной культурой мы понимаем совокупность специфических знаний и умений, связанных с осуществлением деятельности проектирования, опирающейся на индивидуально-личностные особенности специалиста. Под знаниями и умениями в данном случае мы понимаем - наличие интериоризированной ориентировочной основы деятельности и владение соответствующими технологиями.

Проектная культура преподавателя может быть сформирована

110

только в ходе обучения проектированию как виду деятельности и при условии наличия практики проектной деятельности. Причем применение проектных технологий мы не ограничиваем только сферами воспитательной деятельности. Мы рассматриваем проектирование как технологию, позволяющую решать проблемы формирования социальной компетентности учащихся на любом уровне, поскольку процедура проектирования не зависит от содержательного материала.

Процедура проектирования состоит из следующих обязательных этапов: определение проблемы, стратегических целей развития объекта проектирования, целей и задач, определения методов и необходимых ресурсов, критериев достижения и эффективности, исполнителей и сроков исполнения. Отличительной особенностью проектирования выступает обязательная оценка рисков и устойчивости проекта [6].

Выявление критериев достижения и эффективности позволяет сравнить и сопоставить между собой различные авторские модели.

Такой подход к организации профессиональной курсовой подготовки преподавателей гимназии к формированию социальной компетентности учащихся позволил нам наполнить новым содержанием профессиональную готовность педагогов в учебно-воспитательной деятельности как целостную, достаточно динамичную систему, открытую для изменений.

Эти изменения мы обусловливаем прежде всего следующими факторами:

- возможностью моделирования процесса формирования социальной компетентности учащихся, что, несомненно, повлияет на эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, а также позволит интегрировать знания из различных областей науки и практики при проектировании авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности личности подростка;

- возможностью организовать экспериментальную и исследовательскую деятельность педагогов в условиях постдипломного образования;

- значительным расширением сферы самостоятельной деятельности преподавателей, их включением в самые разнообразные формы и виды индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;

- существенным расширением видов учебно-воспитательной дея-

111

тельности, ее вариативности;

- возможностью интенсификации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации за счет введения различных технологий и типов обучающих программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, несомненным достоинством непрерывной курсовой подготовки преподавателей к формированию социальной компетентности учащихся является развитие профессиональных интересов и максимальный учет затруднений возникающих в учебно-воспитательной работе преподавателей, а также возможность создания и реализации авторской модели воспитательной системы, способствующей формированию социальной компетентности учащихся в конкретном учебном заведении.

—Литература—

1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности/ Белицкая Г.Э // Сознание личности в кризисном обществе. - М. - 2008. - С. 42-5

2. Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития: Гуманитарные проблемы современного образования взрослых/ Т.Г.Браже// Избранные труды сотрудников института образования взрослых РАО. - Москва. -2006.- 456с.

3. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога/ В.Г.Воронцова// Монография. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.

4. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем /Л.И.Гурье// Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - 212с.

5. Зеер ЭФ. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании/Образование и наука. - 2008. - №3 (5). - С.90-102.

6. ИвановД.А. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколова //Учебно-методическое пособие. -М.: АПК и ППРО. - 2007.- 101с.

7. КараковскийВ.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования /В.А.Караковский.- М. - 2003.- 234с.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова //Книга для учителя.- М.: Просвещение. - 2007. - 192с.

9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал /Л.М. Митина. -М.:Дело.- 1994.-216с.

112

10. Селиванова Н.Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы / Н.Л. Селиванова// Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. - Пермь: ПОИПКРО. - 2006.-128с.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.