Волобаева Л.А., Гилазиева С.Р.
Оренбургский государственный университет E-mail: gecean@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье определены теоретико-методические предпосылки. Уточнено понятие и выявлена сфор-мированность компонентов профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников в системе непрерывного образования, как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: здоровье, профессиональное становление специалистов, физическое развитие, профессионально-физкультурная компетентность.
Модернизация образования может решать проблему сохранения и укрепления здоровья при усилении внимания к физическому воспитанию детей, подростков, молодежи, взрослого населения при выдвижении на ведущие позиции физической культуры, как в учебном процессе, внеучебной и рекреационной, а также профессионально деятельности; при объединении усилий всех: образовательных учреждений, психологов, медицинских работников; при переориентации деятельности социальных педагогов в сторону превентивных мер работы с населением, в первую очередь, средствами физической культуры, спорта, вовлечения человека в активную социально-значимую, физкультурно-спортивную и трудовую деятельность, ориентированную на здоровый образ жизни [9].
Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой-то либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период от допрофессиональ-ного образования до образования взрослых. Выпадение какого-то звена непрерывного образования или профессионального становления автоматически переносится на последующий этап с отрицательным эффектом [8].
Главная задача всех ступеней системы непрерывного образования - не столько передача знаний, умений, навыков, ценностей, сколько развитие способностей самостоятельно действовать, принимать ответственные решения в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Характерное для непрерывного образования усиление самостоятельности обучающихся в образовательном процессе также видоизменяет роль препода-
вателя, придавая выраженный нравственный, организующий и ориентирущий характер [6].
Перестройка управления экономикой на рыночные отношения в полной мере касается социальной сферы, в том числе физкультурно-оздоровительных мероприятий на производстве. Единство производственной и социальной сфер на предприятиях, по-видимому, проявляется как закономерность и находит отражение в совокупности двигательной деятельности человека в процессе труда и отдыха. Развитие социальной сферы предприятия способствует усилению физкультурнооздоровительной работы, в том числе через развитие производственного быта [3].
В этом отношении большое значение имеет переориентация современной образовательной системы физического воспитания с «утилитарно-двигательного» направления на формирование мотивации здорового образа жизни, освоение специальных знаний, умений и навыков оздоровительных физических упражнений во взаимосвязи с другими средствами оздоровления, т. е. обретения компетентности в вопросе применения ценностей физической культуры на производстве (профессиональнофизкультурной компетентности) [2].
Необходимость целенаправленной подготовки специалиста к трудовой деятельности и накопление обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале физической культуры в этом процессе обусловили выделение её специфической составляющей - профессионально-физкультурной компетентности, в целом направленной на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности [4,5].
Полифункциональный характер физической культуры проявляется в том, что она направлена на развитие физических, эстетических, нравственных качеств личности; организацию общественно-полезной деятельности, здорового досуга; профилактику заболеваний; физическую и психоэмоциональную рекреацию и реабилитацию в профессиональной деятельности [1].
Несмотря на отмеченную значимость физической культуры при формировании профессионально-физкультурной компетентности, современная система образования не использует в полной мере ее потенциал в процессе оздоровления населения, что обусловлено рядом причин. Одними из таких причин являются: отсутствие интеграции общего и физкультурного образования, недостаточное использование межпредметных связей в процессе изучения знаний о здоровье человека, слабая мотивация на здоровый образ жизни работников предприятий, недостаток времени, слабая или полное отсутствие материально-технической базы. И, что возможно самое главное, личная заинтересованность руководителей предприятия, которые сами должны быть образцами культуры здоровья и на личном примере делать ее достоянием своих работников [2].
Цель исследования: разработать методику формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения.
Объект исследования: процесс физического образования взрослого населения.
Предмет исследования: профессионально-физкультурная компетентность взрослого населения.
В соответствии с проблемой, целью и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Определить теоретико-методические предпосылки формирования профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников с использованием ценностей физической культуры.
2. Уточнить понятие и выявить компоненты профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников.
3. Выявить сформированность профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников в практике физического образования.
Для обоснования экспериментальной структурно-функциональной модели физкультурного образования и педагогических условий ее реализации для формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения в исследовании были задействованы опытная (п = 30) и контрольная (п = 30) группы. Применялись методы: теоретического анализа, обобщения, педагогического наблюдения, поискового педагогического эксперимента с применением инструментальных методик, анкетного опроса и метода математического анализа.
Современная система физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры рассматривает профессионально-физкультурную компетентность как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности. В то же время ее воздействие на социальную сферу личности по-прежнему остается вне поля зрения исследователей.
Профессионально-физкультурная компетентность специалистов - это специфическая часть физической культуры личности, характеризующаяся сотоянием осознания и принятия ценностей физической культуры; включенности в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ее ценностей для сохранения и укрепления индивидуального здоровья «для себя» и трансляции ценностей физической культуры в практику профессиональной деятельности «для других» [2].
В этой связи, подготовка профессионалов, ориентированных на здоровый образ жизни, ценности физической культуры и осознающих необходимость физического совершенствования не только для «себя», но и для «других», будет ответом на социальную потребность общества в физкультурно компетентных специалистах.
Неудовлетворенность первоочередных потребностей основной массы населения страны не позволяет молодежи, представляющей это население, заниматься спортом для собственного удовольствия без ожидания хотя бы в будущем финансовых выгод. В связи с этим ориентация на спорт у молодежи существенно снижается [9].
Между тем, массовые формы физической культуры производят специфический товар:
оздоравливающий и физически развивающий эффекты. Но эти эффекты, как правило, являются отставленными. Их невозможно перепродать в том виде, в каком они получены, поскольку они органично включаются в характеристики рабочей силы [7]. Перепродать их можно лишь в модифицированном виде. Это существенно затрудняет определение стоимости такого товара, делает этот процесс сложной теоретической и практической проблемой.
Реализация концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов не физкультурного профиля требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса учебными программами спецкурсов, учебными и учебнометодическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления уже работающего взрослого населения, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться в рамках национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта непрерывного высшего профессионального образования.
В основе формирования профессионально-физкультурной компетентности лежит мотивационно-ценностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Основными системообразующими компонентами процесса физического образования в формировании профессионально-физкультурной компетентности специалистов являются:
- социальная и личностная потребность в становлении личности специалиста-профес-сионала, подготовленного к потреблению, преобразованию и трансляции ценностей физической культуры в социум и конкретно в управленческую сферу, и производство;
- функциональный потенциал ценностей физической культуры в преобразовании теле-сно-душевных-духовных потенций специалиста - профессионала в связи с повседневной, образовательной и профессиональной деятельностью;
- физическое образование как компонент физической культуры и полноценный про-
цесс-транслятор ценностей физической культуры в отношении обучения, воспитания и развития личности специалиста;
- физкультурно-спортивная деятельность и ее дидактическое обеспечение, отражающие принципы, средства методы и организационные формы физического образования в становлении профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей;
- аксиологический, образовательный, физический и психический компоненты профессионально-физкультурной компетентности специалистов.
Состояние аксиологического компонента отразилось в динамике показателей ценностных ориентаций личности в сфере физкуль-турно- спортивной деятельности; отмечен более высокий уровень сформированности отдельных компонентов ЦОЛ в опытных группах по сравнению с контрольными: информационно-познавательного - на 23,2%, оценночно-мотивационного - на 12,8%, потенциально-деятельностного - на 13,3%, реально-деятельностного - на 13,5% и обощен-ного показателя - на 9,3%.
Качество сформированности образовательного компонента физкультурно-спортивной компетентности оценивалось по результатам теоретической и физкультурно-методической подготовленности, показано на таблице 1.
Сравнительный анализ состояния теоретической подготовленности показывает, что уровень освоенности знаний, в опытных группах студентов в сравнении с контрольными выше как в абсолютном (соответственно 4,39 и 3,78) так и в процентном отношении (на 12,3%).
Результаты контрольных испытаний показали, что физкультурно-методическая подготовленность специалистов опытных групп в сравнении с контрольными в среднем выше на 16,2%.
Эффективность становления физического компонента профессионально-физкультурной компетентности является динамика показателей физической подготовленности и физического развития, представлено на таблице 2.
Анализ обобщенных данных показателей физической подготовленности студентов опытных групп свидетельствует о повышении физической подготовленности к концу исследования у 68,9% девушек; у 14,6% данные показате-
ли остались на прежнем уровне и у 16.5% они снизились. В контрольной группе повышение индивидуальной физической подготовленности девушек оказались выше в 38,5% случаев, в 26,6% остались на прежнем уровне и в 34,9% снизились. Это свидетельствует о более высокой и позитивной динамике развития отдельных физических качеств в опытных группах в сравнении с контрольными.
Следует отметить, что прирост показателей физического развития не значительный, что возможно является следствием уже сформировавшейся личности.
Качество сформированности психического компонента профессионально-физкультурной компетентности отразилось в разнице средних значений показателей динамики психической подготовленности (самочувствие,
активность, настроение) и личностной тревожности. Показатели личностной тревожности. в опытных группах оказались ниже в сравнении с контрольными на 25,5%, а показатели динамики психической подготовленности (самочувствия, активности и настроения) оказались выше соответственно на 17,7%, 30,1% и 25,8%.
Выявленная динамика показателей психического состояния специалистов контрольных групп свидетельствует об относительно низком уровне их психической адаптации, неспособности регулировать свое психоэмоциональное состояние, тогда как повышенные значения показателей личностной тревожности и психических состояний в опытных группах показывают достаточно высокую степень приспособленности к учебным, физическим и ин-
Таблица 1. Показатели сформированности образовательного компонента профессионально-физкультурной
компетентности взрослого населения
№ Показатели сформированности образовательного компонента профессионально-физкультурной компетентности Опытная группа Контрольная группа
оценка
1 значения и задачи физической культуры 4,0 4,6
2 основы методики проведения самостоятельных занятий 3,9 4,4
3 основы здорового образа жизни 4,1 4,5
4 основы аутогенной и психической саморегуляции 3,7 4,3
5 основы самоконтроля при выполнении физических упражнений 3,7 4,5
6 основы теории и методики физического воспитания 4,0 4,4
7 проведение вводной части учебно-тренировочного занятия 3,7 4,5
8 проведение комплекса психогигиенической гимнастик, 3,5 4,2
9 реализация комплексного контроля 3,3 4,1
10 составление и проведение комплексов физических упражнений 3,7 4,4
11 составление и проведение комплексов профессионально-прикладной гимнастики 4,0 4,4
Таблица 2. Показатели сформированности физического компонента профессионально-физкультурной
компетентности взрослого населения
№ Показатели сформированности физического компонента профессионально-физкультурной компетентности опытная группа контрольная группа
оценка
1 Масса тела (кг) 59,0 59,8
2 Длина тела (см) 164 166
3 Обхват грудной клетки (см) 93 94
4 Бег 3000 м 15,56 15,34
5 Бег 100 м 16,7 15,8
6 Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 22 23
7 Динамометрия кистевая (кг) 24,1 27,8
8 Гибкость (см) 10,3 11,1
9 PWC 170 384 418
10 ЖЕЛ(л) 3480 3580
теллектуальным нагрузкам, высокую возможность студентов самостоятельно регулировать психофизические процессы.
Таким образом, в проведенном исследовании на теоретико-педагогическом уровне проанализирована актуальная социально-педагогическая проблема; уточнено понятие «профессионально-физкультурная компетентность» - как компонент общесоциальной и физической культуры личности, и как один из характерных показателей качества всей системы профессионального образования.
Основу проектирования модельного процесса профессионально-физкультурной компетентности не специалистов составляют: социальная и личностная потребность в личности специалиста-профессионала; функциональный потенциал ценностей физической культуры, физическое образование и его дидактическое обеспечение в отношении направленного использования ценностей физи-
ческои культуры с целью становления характерных компонентов профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников.
На основании проведенного исследования можно судить о сформированности профессионально-физкультурной компетентности, о реализации на практике системы личностных отношений к физической культуре, направляющих личность на практическое применение ее норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и деятельность, определяющих творческое решение возникающих перед ней жизненных и профессиональных задач и проблем, проявляющихся в развитии физических, эстетических, нравственных качеств личности; организацию общественно-полезной деятельности, здорового досуга; профилактику заболеваний; физическую и психоэмоциональную рекреацию и реабилитацию.
15.01.2014
Список литературы:
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность. / В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры 1995, № 4, С. 4-7.
2. Гилазиева, С.Р. Показатели сформированности профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения / С.Р.Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - выпуск 2(138), февраль -С. 38-43.
3. Дьяков, Д.И. Процесс организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в производственном коллективе и материальные стимулы / Д.И. Дьяков // Теория и практика физической культуры, 1993, № 7
4. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов / В.И. Ильинич - М., Высшая школа,1978. - 144с.
5. Кабачков, В.А. Обоснование рационального объема занятий физическими упражнениями для учащихся в системе профтехобразования. /В.А. Кабачков // Социальные проблемы физической культуры и спорта. - М., 1980. - С.87-94.
6. Каргополов, Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) / Е.П.Каргополов // Теория и практика физической культуры - 1990 - №7. - С.10.
7. Кононенко, Б.И. Непрерывное образование - важнейшее условие формирование работника нового типа / Б.И.Коно-ненко - Ташкент, 1981 - 48с
8. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: авто-реф. дисс...док. пед.наук / О.Л.Трещёва Омск, 2003.- 43с.
9. Фомин, Ю.А. Спорт и бизнесные отношения / Ю.А. Фомин // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. II Всерос. научн.-практ. конф.. Челябинск, 1991, с. 120-124.
Сведения об авторах:
Гилазиева Светлана Рашидовна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук Волобаева Людмила Андреевна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017,тел. (3532) 372468, e-mail: gecean@mail.ru