Научная статья на тему 'Профессионально-физкультурная компетентность взрослого населения в системе непрерывного образования'

Профессионально-физкультурная компетентность взрослого населения в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HEALTH / PROFESSIONAL FORMATION OF SPECIALISTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобаева Людмила Андреевна, Гилазиева Светлана Рашидовна

В статье определены теоретико-методические предпосылки. Уточнено понятие и выявлена сфор-мированность компонентов профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников в системе непрерывного образования, как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волобаева Людмила Андреевна, Гилазиева Светлана Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION COMPETENCE OF ADULT POPULATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

In the article the theoretical and methodological factors are determined and the formedness of components of professional physical education competence of specialists except physical education teachers in physical education practice is identified, as means object perfect person in tie with preparation and participation in concrete professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессионально-физкультурная компетентность взрослого населения в системе непрерывного образования»

Волобаева Л.А., Гилазиева С.Р.

Оренбургский государственный университет E-mail: gecean@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определены теоретико-методические предпосылки. Уточнено понятие и выявлена сфор-мированность компонентов профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников в системе непрерывного образования, как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: здоровье, профессиональное становление специалистов, физическое развитие, профессионально-физкультурная компетентность.

Модернизация образования может решать проблему сохранения и укрепления здоровья при усилении внимания к физическому воспитанию детей, подростков, молодежи, взрослого населения при выдвижении на ведущие позиции физической культуры, как в учебном процессе, внеучебной и рекреационной, а также профессионально деятельности; при объединении усилий всех: образовательных учреждений, психологов, медицинских работников; при переориентации деятельности социальных педагогов в сторону превентивных мер работы с населением, в первую очередь, средствами физической культуры, спорта, вовлечения человека в активную социально-значимую, физкультурно-спортивную и трудовую деятельность, ориентированную на здоровый образ жизни [9].

Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой-то либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период от допрофессиональ-ного образования до образования взрослых. Выпадение какого-то звена непрерывного образования или профессионального становления автоматически переносится на последующий этап с отрицательным эффектом [8].

Главная задача всех ступеней системы непрерывного образования - не столько передача знаний, умений, навыков, ценностей, сколько развитие способностей самостоятельно действовать, принимать ответственные решения в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Характерное для непрерывного образования усиление самостоятельности обучающихся в образовательном процессе также видоизменяет роль препода-

вателя, придавая выраженный нравственный, организующий и ориентирущий характер [6].

Перестройка управления экономикой на рыночные отношения в полной мере касается социальной сферы, в том числе физкультурно-оздоровительных мероприятий на производстве. Единство производственной и социальной сфер на предприятиях, по-видимому, проявляется как закономерность и находит отражение в совокупности двигательной деятельности человека в процессе труда и отдыха. Развитие социальной сферы предприятия способствует усилению физкультурнооздоровительной работы, в том числе через развитие производственного быта [3].

В этом отношении большое значение имеет переориентация современной образовательной системы физического воспитания с «утилитарно-двигательного» направления на формирование мотивации здорового образа жизни, освоение специальных знаний, умений и навыков оздоровительных физических упражнений во взаимосвязи с другими средствами оздоровления, т. е. обретения компетентности в вопросе применения ценностей физической культуры на производстве (профессиональнофизкультурной компетентности) [2].

Необходимость целенаправленной подготовки специалиста к трудовой деятельности и накопление обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале физической культуры в этом процессе обусловили выделение её специфической составляющей - профессионально-физкультурной компетентности, в целом направленной на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности [4,5].

Полифункциональный характер физической культуры проявляется в том, что она направлена на развитие физических, эстетических, нравственных качеств личности; организацию общественно-полезной деятельности, здорового досуга; профилактику заболеваний; физическую и психоэмоциональную рекреацию и реабилитацию в профессиональной деятельности [1].

Несмотря на отмеченную значимость физической культуры при формировании профессионально-физкультурной компетентности, современная система образования не использует в полной мере ее потенциал в процессе оздоровления населения, что обусловлено рядом причин. Одними из таких причин являются: отсутствие интеграции общего и физкультурного образования, недостаточное использование межпредметных связей в процессе изучения знаний о здоровье человека, слабая мотивация на здоровый образ жизни работников предприятий, недостаток времени, слабая или полное отсутствие материально-технической базы. И, что возможно самое главное, личная заинтересованность руководителей предприятия, которые сами должны быть образцами культуры здоровья и на личном примере делать ее достоянием своих работников [2].

Цель исследования: разработать методику формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения.

Объект исследования: процесс физического образования взрослого населения.

Предмет исследования: профессионально-физкультурная компетентность взрослого населения.

В соответствии с проблемой, целью и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методические предпосылки формирования профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников с использованием ценностей физической культуры.

2. Уточнить понятие и выявить компоненты профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников.

3. Выявить сформированность профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников в практике физического образования.

Для обоснования экспериментальной структурно-функциональной модели физкультурного образования и педагогических условий ее реализации для формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения в исследовании были задействованы опытная (п = 30) и контрольная (п = 30) группы. Применялись методы: теоретического анализа, обобщения, педагогического наблюдения, поискового педагогического эксперимента с применением инструментальных методик, анкетного опроса и метода математического анализа.

Современная система физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры рассматривает профессионально-физкультурную компетентность как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности. В то же время ее воздействие на социальную сферу личности по-прежнему остается вне поля зрения исследователей.

Профессионально-физкультурная компетентность специалистов - это специфическая часть физической культуры личности, характеризующаяся сотоянием осознания и принятия ценностей физической культуры; включенности в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ее ценностей для сохранения и укрепления индивидуального здоровья «для себя» и трансляции ценностей физической культуры в практику профессиональной деятельности «для других» [2].

В этой связи, подготовка профессионалов, ориентированных на здоровый образ жизни, ценности физической культуры и осознающих необходимость физического совершенствования не только для «себя», но и для «других», будет ответом на социальную потребность общества в физкультурно компетентных специалистах.

Неудовлетворенность первоочередных потребностей основной массы населения страны не позволяет молодежи, представляющей это население, заниматься спортом для собственного удовольствия без ожидания хотя бы в будущем финансовых выгод. В связи с этим ориентация на спорт у молодежи существенно снижается [9].

Между тем, массовые формы физической культуры производят специфический товар:

оздоравливающий и физически развивающий эффекты. Но эти эффекты, как правило, являются отставленными. Их невозможно перепродать в том виде, в каком они получены, поскольку они органично включаются в характеристики рабочей силы [7]. Перепродать их можно лишь в модифицированном виде. Это существенно затрудняет определение стоимости такого товара, делает этот процесс сложной теоретической и практической проблемой.

Реализация концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов не физкультурного профиля требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса учебными программами спецкурсов, учебными и учебнометодическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления уже работающего взрослого населения, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться в рамках национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта непрерывного высшего профессионального образования.

В основе формирования профессионально-физкультурной компетентности лежит мотивационно-ценностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Основными системообразующими компонентами процесса физического образования в формировании профессионально-физкультурной компетентности специалистов являются:

- социальная и личностная потребность в становлении личности специалиста-профес-сионала, подготовленного к потреблению, преобразованию и трансляции ценностей физической культуры в социум и конкретно в управленческую сферу, и производство;

- функциональный потенциал ценностей физической культуры в преобразовании теле-сно-душевных-духовных потенций специалиста - профессионала в связи с повседневной, образовательной и профессиональной деятельностью;

- физическое образование как компонент физической культуры и полноценный про-

цесс-транслятор ценностей физической культуры в отношении обучения, воспитания и развития личности специалиста;

- физкультурно-спортивная деятельность и ее дидактическое обеспечение, отражающие принципы, средства методы и организационные формы физического образования в становлении профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей;

- аксиологический, образовательный, физический и психический компоненты профессионально-физкультурной компетентности специалистов.

Состояние аксиологического компонента отразилось в динамике показателей ценностных ориентаций личности в сфере физкуль-турно- спортивной деятельности; отмечен более высокий уровень сформированности отдельных компонентов ЦОЛ в опытных группах по сравнению с контрольными: информационно-познавательного - на 23,2%, оценночно-мотивационного - на 12,8%, потенциально-деятельностного - на 13,3%, реально-деятельностного - на 13,5% и обощен-ного показателя - на 9,3%.

Качество сформированности образовательного компонента физкультурно-спортивной компетентности оценивалось по результатам теоретической и физкультурно-методической подготовленности, показано на таблице 1.

Сравнительный анализ состояния теоретической подготовленности показывает, что уровень освоенности знаний, в опытных группах студентов в сравнении с контрольными выше как в абсолютном (соответственно 4,39 и 3,78) так и в процентном отношении (на 12,3%).

Результаты контрольных испытаний показали, что физкультурно-методическая подготовленность специалистов опытных групп в сравнении с контрольными в среднем выше на 16,2%.

Эффективность становления физического компонента профессионально-физкультурной компетентности является динамика показателей физической подготовленности и физического развития, представлено на таблице 2.

Анализ обобщенных данных показателей физической подготовленности студентов опытных групп свидетельствует о повышении физической подготовленности к концу исследования у 68,9% девушек; у 14,6% данные показате-

ли остались на прежнем уровне и у 16.5% они снизились. В контрольной группе повышение индивидуальной физической подготовленности девушек оказались выше в 38,5% случаев, в 26,6% остались на прежнем уровне и в 34,9% снизились. Это свидетельствует о более высокой и позитивной динамике развития отдельных физических качеств в опытных группах в сравнении с контрольными.

Следует отметить, что прирост показателей физического развития не значительный, что возможно является следствием уже сформировавшейся личности.

Качество сформированности психического компонента профессионально-физкультурной компетентности отразилось в разнице средних значений показателей динамики психической подготовленности (самочувствие,

активность, настроение) и личностной тревожности. Показатели личностной тревожности. в опытных группах оказались ниже в сравнении с контрольными на 25,5%, а показатели динамики психической подготовленности (самочувствия, активности и настроения) оказались выше соответственно на 17,7%, 30,1% и 25,8%.

Выявленная динамика показателей психического состояния специалистов контрольных групп свидетельствует об относительно низком уровне их психической адаптации, неспособности регулировать свое психоэмоциональное состояние, тогда как повышенные значения показателей личностной тревожности и психических состояний в опытных группах показывают достаточно высокую степень приспособленности к учебным, физическим и ин-

Таблица 1. Показатели сформированности образовательного компонента профессионально-физкультурной

компетентности взрослого населения

№ Показатели сформированности образовательного компонента профессионально-физкультурной компетентности Опытная группа Контрольная группа

оценка

1 значения и задачи физической культуры 4,0 4,6

2 основы методики проведения самостоятельных занятий 3,9 4,4

3 основы здорового образа жизни 4,1 4,5

4 основы аутогенной и психической саморегуляции 3,7 4,3

5 основы самоконтроля при выполнении физических упражнений 3,7 4,5

6 основы теории и методики физического воспитания 4,0 4,4

7 проведение вводной части учебно-тренировочного занятия 3,7 4,5

8 проведение комплекса психогигиенической гимнастик, 3,5 4,2

9 реализация комплексного контроля 3,3 4,1

10 составление и проведение комплексов физических упражнений 3,7 4,4

11 составление и проведение комплексов профессионально-прикладной гимнастики 4,0 4,4

Таблица 2. Показатели сформированности физического компонента профессионально-физкультурной

компетентности взрослого населения

№ Показатели сформированности физического компонента профессионально-физкультурной компетентности опытная группа контрольная группа

оценка

1 Масса тела (кг) 59,0 59,8

2 Длина тела (см) 164 166

3 Обхват грудной клетки (см) 93 94

4 Бег 3000 м 15,56 15,34

5 Бег 100 м 16,7 15,8

6 Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 22 23

7 Динамометрия кистевая (кг) 24,1 27,8

8 Гибкость (см) 10,3 11,1

9 PWC 170 384 418

10 ЖЕЛ(л) 3480 3580

теллектуальным нагрузкам, высокую возможность студентов самостоятельно регулировать психофизические процессы.

Таким образом, в проведенном исследовании на теоретико-педагогическом уровне проанализирована актуальная социально-педагогическая проблема; уточнено понятие «профессионально-физкультурная компетентность» - как компонент общесоциальной и физической культуры личности, и как один из характерных показателей качества всей системы профессионального образования.

Основу проектирования модельного процесса профессионально-физкультурной компетентности не специалистов составляют: социальная и личностная потребность в личности специалиста-профессионала; функциональный потенциал ценностей физической культуры, физическое образование и его дидактическое обеспечение в отношении направленного использования ценностей физи-

ческои культуры с целью становления характерных компонентов профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурников.

На основании проведенного исследования можно судить о сформированности профессионально-физкультурной компетентности, о реализации на практике системы личностных отношений к физической культуре, направляющих личность на практическое применение ее норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовать поведение и деятельность, определяющих творческое решение возникающих перед ней жизненных и профессиональных задач и проблем, проявляющихся в развитии физических, эстетических, нравственных качеств личности; организацию общественно-полезной деятельности, здорового досуга; профилактику заболеваний; физическую и психоэмоциональную рекреацию и реабилитацию.

15.01.2014

Список литературы:

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность. / В.К.Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры 1995, № 4, С. 4-7.

2. Гилазиева, С.Р. Показатели сформированности профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения / С.Р.Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - выпуск 2(138), февраль -С. 38-43.

3. Дьяков, Д.И. Процесс организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в производственном коллективе и материальные стимулы / Д.И. Дьяков // Теория и практика физической культуры, 1993, № 7

4. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов / В.И. Ильинич - М., Высшая школа,1978. - 144с.

5. Кабачков, В.А. Обоснование рационального объема занятий физическими упражнениями для учащихся в системе профтехобразования. /В.А. Кабачков // Социальные проблемы физической культуры и спорта. - М., 1980. - С.87-94.

6. Каргополов, Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) / Е.П.Каргополов // Теория и практика физической культуры - 1990 - №7. - С.10.

7. Кононенко, Б.И. Непрерывное образование - важнейшее условие формирование работника нового типа / Б.И.Коно-ненко - Ташкент, 1981 - 48с

8. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: авто-реф. дисс...док. пед.наук / О.Л.Трещёва Омск, 2003.- 43с.

9. Фомин, Ю.А. Спорт и бизнесные отношения / Ю.А. Фомин // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. II Всерос. научн.-практ. конф.. Челябинск, 1991, с. 120-124.

Сведения об авторах:

Гилазиева Светлана Рашидовна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук Волобаева Людмила Андреевна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017,тел. (3532) 372468, e-mail: gecean@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.