УДК 377.09:796:159.923.2-053.8
Гилазиева С.Р.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В непрерывном образовании физкультурная составляющая представлена противоречием между уровнем достаточно высоких требований общества к уровню здоровья, физического развития и подготовленности работающего населения. Вместе с тем, очевидно, что уровень и темпы решения проблем организации физической активности людей зависят, прежде всего от людей, в конечном счете от их физической культуры, определяющей и понимание, и мотивы, и установку на действие, на реальную деятельность по улучшению дел в этой сфере.
Наряду с проблемой физкультурного воспитания вполне оправданна и вполне логична постановка проблемы физкультурного перевоспитания широких слоев населения нашей страны. Развертывание своеобразного «физкультурного ликбеза» могло бы стать началом практического разрешения этой проблемы. Ликвидация отставания между социальным положением граждан и созданием условий, обеспечивающих возможность для граждан страны ведение здорового образа жизни, систематически заниматься физической культурой в течение всей жизни. Это должно стать одним из постулатов непрерывного образования, то есть переплетение профессионального с физкультурным образованием для продления профессионального долголетия.
По мере развития общества физкультурно-спортивная деятельность приобретает все большее значение, проникая в жизнь людей, выполняя важные социальные функции. Физкультурно-спортивная деятельность является важным средством охраны и укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой организации содержательного свободного времени, средством повышения социальной активности людей.
Таким образом, в статье выявлена необходимость формирования профессионально-физкультурной компетентности взрослых в системе непрерывного образования. На основе анализа различных точек зрения профессионально-физкультурная компетентность определена как специфический компонент общесоциальной и физической культуры личности, и как один из характерных показателей качества всей системы непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: физкультурное образование, непрерывное образование, профессионально-физкультурная компетентность.
Специалист может быть эффективен на рынке труда только при условии, что будет готов к конкуренции в профессиональной деятельности. Готовность человека к профессиональной деятельности зависит от сформированности необходимых личностно-психологических качеств, от наличия у него специальных знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, приобретенных еще в вузе. Однако не секрет, что конкурентоспособность специалистов на рынке труда обусловливается не только уровнем их профессиональной подготовки. Всё это возможно только при наличии хорошего здоровья и психологического комфорта.
Современная концепция образования предусматривает формирование у специалистов культуры здоровья, т. е. компетентности в вопросе создание здоровьесберегающей среды, на производстве средствами физической культуры.
Цель статьи - анализ состояния физкультурного образования взрослых в процессе не-
прерывного профессионального образования и профессиональной деятельности.
Объект - процесс непрерывного профессионального образования специалистов не физкультурного профиля с использованием средств и методов направленной физической культуры.
Предмет - формирование профессионально-физкультурной компетентности специалистов не физкультурного профиля в процессе непрерывного профессионального образования и профессиональной деятельности.
В нашем обществе далеко не все люди понимают и правильно оценивают значение физической культуры в современной жизни для каждого человека. Отчуждение личности от реальной жизни - вот правда нашего времени. Как показывает анализ научной литературы в системе непрерывного образования не места для самостоятельности, саморазвития и самосовершенствования не просто студентов, а уже работающих взрослых, в какой-то
мере уже состоявшихся людей, желающих повысить свой уровень образования, либо повысить профессиональную квалификацию. К сожалению, система непрерывного образования не предусматривает обучение взрослых практически никаким умениям и навыкам физкультурного образования, что очень важно для современной жизни. Поэтому традиционные подчас косные подходы образования не помогают решать возникающие вопросы и противоречия. А запросы общества диктуют, а подчас и требуют новых подходов к системе образования. Основной идеей новой «концепции непрерывного образования» является «развитие человека как личности, на протяжении всей его жизни», что тесно переплетается и является подтверждением роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
В непрерывном образовании физкультурная составляющая представлена противоречием между уровнем достаточно высоких требований общества к уровню здоровья, физического развития и подготовленности работающего населения. На преодоление отставания сложившихся негативных тенденций в сфере физической культуры наблюдающихся с конца 90-х годов уйдет еще очень много времени. Ликвидация отставания между социальным положением граждан и созданием условий, обеспечивающих возможность для граждан страны ведение здорового образа жизни, систематически заниматься физической культурой в течение всей жизни. Это должно стать одним из постулатов непрерывного образования, т. е. переплетение профессионального с физкультурным образованием для продления профессионального долголетия.
Таким образом, перед системой непрерывного образования и сферой физической культуры стоят глобальные задачи, решение которых требует современных подходов:
1) модернизация системы профессионального образования с обязательным на наш взгляд включением физкультурного образования (10 часов физической культуры на заочном и втором высшем образовании - это просто насмешка);
2) корректировка работы средств массовой информации по пропаганде физической культуры для всех слоев населения;
3) более широкое использование инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
4) обеспечение финансирования физкуль-турно-спортивной деятельности.
Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.
При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Гораздо дешевле для государства, т. е. предприятий, организаций оплачивать физкультурные занятия своих сотрудников, чем оплачивать больничные листы, тех же сотрудников. Данные выводы подтверждены многими данными, свидетельствами заграничных фирм. Наиболее яркие примеры такого использования человеческого капитала - это Япония, где занятия физической культурой после рабочего дня являются обязательной корпоративной составляющей, оплачиваются из бюджета фирмы.
Величина спроса, на данный товар будет зависеть от места его в иерархии индивидуальной значимости разнообразных товаров и услуг, и главное на данном этапе - от финансовых возможностей покупателей. Это порождает проблему изучения соотношения спроса и предложения на физкультурные услуги в обществе. Актуальность проблемы такова, что закономерное решение, во всех типах рыночных отношений тесно связано с массой случайного.
Массовые формы физической культуры производят специфический товар: оздорав-ливающий и физически развивающий эффекты. Но эти эффекты, как правило, являются отставленными. Их невозможно перепродать в том виде, в каком они получены, поскольку они органично включаются в характеристики рабочей силы [5]. Перепродать их можно лишь в модифицированном виде. Это существенно затрудняет определение стоимости такого товара, делает этот процесс сложной теоретической и практической проблемой.
В дополнение к изложенному выше следует добавить, что отечественными и зару-
бежными учеными наличие экономического эффекта физической культуры (на производстве, в учебном процессе, в самостоятельных занятиях) многократно подтверждено.
Игнорирование значимости отставленного экономического эффекта физической культуры привело в последние годы к тому, что целесообразность использования и дальнейшего развития физической культуры и спорта рассматривается, как правило, с вульгарно утилитарных позиций: учитывается лишь, какой ближайший экономический эффект физическая культура даст в каждом конкретном случае. К физической культуре и спорту утвердилось отношение как к сфере производства обычной товарной продукции [6].
Данные о профессиональном здоровье специалистов, полученные в процессе экспериментальных исследований, имеют большое теоретическое и практическое значение. На практике они используются, прежде всего, для создания научно-обоснованных программ формирования профессиональных навыков для укрепления здоровья в условиях работы на производстве и организациях.
Многие люди не связывают физическую культуру с профессиональной деятельностью, т. е. не понимают значение физической культуры для собственного здоровья занятия ею ещё не стали личной ценностью, и не находят отражения в их образе жизни. Анализ состояния здоровья людей трудоспособного возраста показывает, они не в полной мере реализуют свой творческий потенциал. Многие из них слабо устойчивы к простудным заболеваниям, страдают неврозами, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями (табл. 1). Это приводит к снижению устойчивости и дееспособности кадров, сокращению их творческого долголетия.
Недостаточная образованность трудоспособного населения страны в сфере физической культуры существенно снижает оздоровительный эффект занятий, сужает перенос полученных знаний на формирование здорового образа жизни, культуры труда, быта и отдыха.
Низкая эффективность использования физкультурно-спортивной деятельности в воспитательном процессе и в пропаганде здоровья, лишена, фундаментального основания - личной убежденности.
Все изложенное позволяет утверждать, что традиционно сложившиеся представления о физической культуре, её составляющей - профессионально-прикладной физической культуре и профессионально-физкультурной компетентности как их специфической части требуют разработки теоретико-методологических концепции, которая могла бы лечь в основу моделирования сложных систем обучения, воспитания и развития личности специалиста в системе непрерывного профессионального образования различных слоев населения.
Таким образом, актуализируется проблема формирования профессионально-физкультурной компетентности специалистов и направленного использования ценностей физической культуры для людей трудоспособного возраста в процессе непрерывного образования и профессиональной деятельности.
Физическая культура должна стать одной из главных составляющих непрерывного образования, наряду с профессиональным становлением, профессиональным долголетием, профессиональной компетентностью.
Обобщая полученные материалы о влиянии занятий физической культуры на здоровье рабочей молодежи и всего взрослого населения, их социализацию и развитие способностей к социальной адаптации привитие им знаний, умений и возможности применять их на практике, т. е. формирование профессионально-физкультурной компетентности. Мы выявили, что занятия физической культурой способствуют социализации и социальной адаптации молодежи, лучшей со-
Таблица 1. Рейтинг заболеваний населения
№ Заболевание %
1 Сердечно-сосудистые заболевания 16
2 Офтальмологические забоевания 22
3 Эндокринологические заболевания 14
4 Заболевания опорно-двигательной аппарата 18
5 Лор-заболевания 8
6 Урология 4
7 Невралогия 6
8 Состояния черепно-мозговых травм 2
9 Пульмонология 6
10 Хирургические заболевания 2
11 Заболевания крови 2
циальной подготовленности к учебной, производственной и общественной деятельности.
Таким образом, современная система физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры рассматривает профессионально-физкультурную компетентность как средство целенаправленного совершенствования человека в профессиональной деятельности, с включением в нее ценностей физической культуры.
По мере развития общества физкуль-турно-спортивная деятельность приобретает все большее значение, проникая в жизнь людей, выполняя важные социальные функции. Физкультурно-спортивная деятельность является важным средством охраны и укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой организации содержательного свободного времени, средством повышения социальной активности людей. Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что физкультурно-спортивная деятельность - это преобразующая, познавательная, целостно-ориентационная педагогическая деятельность, направленная на формирование личности индивида.
Непрерывное образование и профессиональное становление специалистов не должно сводиться лишь к какой-то либо ступени (образование школьников, образование студентов, образование взрослых). Оно должно охватывать весь период от допрофессионального образования до образования взрослых. Выпадение какого-то звена непрерывного образования или профессионального становления автоматически переносится на последующий этап с отрицательным эффектом [6].
Пропаганда ценностей физической культуры должна быть в ряду приоритетов государства. В нашей стране принята «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», к сожалению она не всегда выполняется, а зачастую пробуксовывает на местах. Отсутствие в стране четкой и что немало важно выполняемой государственной концепции развития физической культуры вообще и взрослого населения особенно вот самый важный фактор который требует особого внимания. Огромные достижения последних
лет на мировой арене наших спортсменов являются гордостью страны (Универсиада 2013 в Казани, Олимпиада 2014 в Сочи), но это не помогает простым людям приобщаться к ценностям физической культуры.
В средствах массмедиа недостаточно рубрик, в которых бы специалисты квалифицированно, просто, наглядно и убедительно доводили до сознания населения понимание того, что здоровьем следует заниматься, пока еще здоров, что уровень здоровья обусловлен функциональным состоянием основных систем жизнеобеспечения, и в первую очередь иммунной, что медицина занимается больными людьми. Также нужно довести до сознания населения необходимость, систематически заниматься физической культурой и спортом, увеличить объем недельной двигательной активности до 6 часов в неделю, и повысить количество занимающихся с 8-12% до 35% общего числа лиц. Следует сказать, что по некоторым данным занимающихся физической культурой и спортом в странах Европы и США составляет около 50-65% [6].
Перестройка экономики, рыночных отношений и социальной сферы населения страны, должно в первую очередь касаться в том числе физкультурно-оздоровительных мероприятий трудоспособного населения страны как в социальной сфере так и на производстве. Единство производственной и социальной сфер на предприятиях, по-видимому, проявляется как закономерность и находит отражение в совокупности двигательной деятельности человека в процессе труда и отдыха. Правительство страны глубоко осознает всю необходимость и ценность в занятиях физической культуры поэтому, в стратегии развития физической культуры и спорта прослеживается забота о здоровье трудоспособного населения страны. Определены нормы двигательной активности в неделю в зависимости от возрастных и других особенностей граждан от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях, и увеличение к 2020 году от 6-12 часов при не менее чем 3-4 - разовых занятиях. Развитие социальной сферы предприятия должно способствовать усилению физкультурно-оздоровительной работы, в том числе через развитие физической культуры на производстве [4].
На предприятии нужно создавать благоприятные материальные условия и морально-нравственный климат, обеспечивающие уверенность работника в результатах своего труда. Создавать условия: комнаты релаксации, физкультурно-оздоровительные залы и комплексы, солевые комнаты для восстановления жизненных сил, физической и умственной энергии, необходимости удовлетворения материальных и духовных потребностей, которые реализуются через систему воспроизводства материальных благ общества [5].
В этой связи, забота о здоровье трудоспособного населения, ориентированных на здоровый образ жизни, принятие и использования ценностей физической культуры и осознание необходимости физического совершенствования не только для «себя», но и для «других», будет ответом на социальную потребность общества в физкультурно компетентных специалистах [1], [2].
Многолетние наблюдения и теоретический анализ проблемы показали необходимость теоретического и практического обоснования формирования методологии профессионально-физкультурной компетентности, личная заинтересованность, принятие ценностных установок личности на здоровый образ жизни, а также разработки оздоровительных педагогических технологий, используемых в системе непрерывного образования с использования физической образованности специалистов с целью сохранения и укрепления их здоровья [3].
Опираясь на анализ литературных данных, мы рассматриваем профессионально-физкультурную компетентность как одну из составляющих общей и физической культуры личности, и как один из характерных показателей качества всей системы непрерывного профессионального образования.
Несмотря на огромное количество исследований в области физической культуры, проблеме оздоровления взрослого населения уделяется явно недостаточное внимание. Большинство исследований направлено на решение проблем большого спорта, развития физических качеств и методики тренировки в отдельных видах спорта. По этой причине в области исследований, касающихся оздоровления взрослого населения, осталось много
нерешенных вопросов. В первую очередь, таких как управление состоянием здоровья, поддержанием его на высоком уровне на протяжении всей жизни.
Неудовлетворенность первоочередных потребностей основной массы населения страны не позволяет молодежи, представляющей это население, заниматься спортом для собственного удовольствия без ожидания хотя бы в будущем финансовых выгод. В связи с этим ориентация на спорт у молодежи существенно снижается [6].
Такая позиция верна лишь на первый взгляд, с позиций обязательного функционирования физической культуры и спорта для получения быстрого результата. Упускается из виду то, что социальный эффект ценность которого не всегда может быть измерена в рублях, в разы превосходит финансовые вложения. Сложно, к примеру, определить величину стоимости усилий физической культуры и спорта в воспитании активного, но законопослушного гражданина, соответствующего нравственным нормам современного общества. Социальный фактор, социальный эффект физической культуры тем не менее важен, поскольку будущее страны зависит не только от экономики, но и от того, какие люди будут строить будущее, что они дают и смогут дать друг другу.
В основе формирования профессионально-физкультурной компетентности лежит мотивационно-ценностная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Формирование профессионально-физкультурной компетенции требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса учебными программами спецкурсов, учебными и учебно-методическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления уже работающего взрослого населения, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться в рамках национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта непрерывного высшего профессионального образования.
Для реализации мер по формированию физкультурно-спортивной компетентности в системе непрерывного образования нужно на предприятиях в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями включать вопросы развития физической культуры, разрабатывать комплексы мер по поддержке предприятий, осуществляющих строительство спортивных сооружений, разрабатывать физкультурно-оздоровительные программы.
Значимость физической культуры в формировании профессионально-физкультурной компетентности, в системе непрерывного образования трудно опровергнуть. Понятно, что возможность использования в полной мере ее ценностей в процессе оздоровления населения, обусловлено рядом причин. Вот некоторые из них: отсутствие интеграции общего и физкультурного образования, не-
достаточное использование межпредметных связей в процессе изучения знаний о здоровье человека, слабая мотивация на здоровый образ жизни работников предприятий, недостаток времени, слабая или полное отсутствие материально-технической базы. И, что возможно самое главное, личная заинтересованность руководителей предприятия, которые сами должны быть образцами культуры здоровья и на личном примере делать ее достоянием своих работников.
Таким образом, на основании анализа различных точек зрения профессионально-физкультурная компетентность определена как специфический компонент общесоциальной и физической культуры личности, и как один из характерных показателей качества всей системы непрерывного профессионального образования.
9.12.2014
Список литературы:
1. Гилазиева, С.Р. Показатели сформированное™ профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения / С.Р. Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - Выпуск 2(138), февраль. -С. 38-43.
2. Гилазиева, С.Р. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-спортивной комптентности / С.Р. Гилазиева // Матер.Всерос науч.-практ. Конф. Оренбург, ОГУ, 2010. - С. 2772-2777.
3. Гилазиева, С.Р. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни/ С.Р. Гилазиева // Матер.Всерос науч.-практ. Конф. Оренбург, ОГУ, 2012. - С. 2850-2858.
4. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов ВУЗов / В.И. Ильинич. - М., Высшая школа,1978. - 144 с.
5. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дисс...док. пед.наук / О.Л. Трещёва Омск, 2003. - 43 с.
6. Фомин, Ю.А. Спорт и бизнесные отношения / Ю.А. Фомин // Олимпийское движение и социальные процессы. -Матер. II Всерос. научн.-практ. конф.. Челябинск, 1991. - С. 120-124.
Сведения об авторе:
Гилазиева Светлана Рашидовна, доцент кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел. (3532) 372468, e-mail: [email protected]