Научная статья УДК 37.035 : 373.24 ББК 74.1
DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.018
Н. А. Дильдина
ORCID № 0000-0002-1581-7457 Старший преподаватель кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 4
1
Аннотация ^
Введение. В настоящее время в дошкольном образовании актуальна про- g
блема формирования социальной активности детей дошкольного возраста. Но во- | прос формирования социальной активности у детей старшего дошкольного воз-
недостаточно разработанных. В связи с этим целесообразна и обоснована разра-
гический, рефлексивно-оценочный и результативный блоки. Процесс формирова-
Р
о
о о
раста в условиях межкультурного взаимодействия является одной из Ц
§
о*
ботка системы формирования социальной активности у детей старшего дошколь- о
а
ного возраста в условиях межкультурного взаимодействия.
Материалы и методы. При разработке системы формирования социаль- ^
„ №
ной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультур- о
ного взаимодействия мы опирались на положения системного, личностно-дея- у т
Л к
тельностного и культурологического подходов, а также применили ряд авторских о д
и е
методик: адаптированную методику для изучения социализированности личности §
обучающегося (М. И. Рожков), методику «Изучение осознания нравственных м к<
норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), шкальную оценку сформированности ^ &
социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А. М. Щети- у ^
§ л
У о
Результаты. Система разрабатывалась на основе методологических под- р О
о ~
О * к 0
а ^
были выделены целевой, информационно-когнитивный, процессуально-техноло- м о
оо
д № е
ния социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях р межкультурного взаимодействия детерминирован принципами инокультурной § | рефлексии, партисипативности, фасилитативной направленности. § а
нина, Л. В. Кирс), диагностику этнотолерантности старших дошкольников.
Результаты. Система разрабатывалась на основе методологических ходов, анализа состояния и развития проблемы формирования социальной активности и межкультурного взаимодействия в теории и практике. При ее построении
@ Дильдина Н. А., 2021
Обсуждение. Система формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия, построена с учетом социального заказа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и с учетом особенностей региональной межнациональной среды. Характеристиками созданной системы являются целостность, вариативность, универсальность, которая проявляется в возможности ее использования в дошкольных образовательных организациях, гибкость и направленность на развитие коммуникативных способностей детей, являющихся базисом успешного межкультурного взаимодействия.
Заключение. При разработке системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия проведен анализ проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия и разной степени разработанности данного вопроса в теории и практике дошкольного образования, обоснован выбор и комплексная взаимодополняющая реализация системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.
Ключевые слова: социальная активность; межкультурное взаимодействие; дети старшего дошкольного возраста. Основные положения:
- дано определение понятия «формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия»;
- описаны структурные компоненты (блоки) системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия.
1 Введение (Introduction)
В научных исследованиях и нормативно-правовых актах системы дошкольного образования на сегодняшний день обоснована необходимость формирования социальной активности дошкольников [1]. Однако в педагогической практике данная проблема рассматривается на уровне работы с обучающимися общеобразовательных школ и студентов профессиональных образовательных организаций (Д. Б. Белетова [2], А. И. Заграничный [3], Т. И. Литвинова [4], Г. И. Пигуль [5], И. В. Юденкова, С. В. Горская [6] и др.). Таким образом, для системы дошкольного образования данная проблема является одной из наиболее актуальных, но недостаточно разработанных. Понятие «формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ^ межкультурного взаимодействия» мы определяем как обучение ребенка
а н и
д
•о
л
Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 6, 2021 264 The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 6, 2021
социальным действиям с положительным отношением к культурным различиям, к усвоению явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, способность понимания и осознания значимости своего участия в общественной жизни и т. д. [7, 8]. 2 Материалы и методы (Materials and methods) Нами выявлена необходимость разработки авторской системы, которая бы соответствовала современным условиям образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, при разработке которой были применены различные методологические подходы,
среди них системный, личностно-деятельностный и культурологиче- q
ис
ский. Использование в исследовании методологических подходов и s
ем
возможностей педагогического моделирования позволяет с помощью ^ системы проверять специально определенные функции, процессы, р
условия и тенденции развития, которые нами описываются и анализи-
р
о
ва
руются. и
3 Результаты (Results)
о
о §
Анализ научных исследований по теме изыскания позволил нам |
ж о Й а
изучить процесс моделирования в педагогике и определить необходимые и достаточные компоненты системы формирования социальной
к
активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях меж- ж
культурного взаимодействия, установить их взаимосвязи [9; 10]. Сле- о 3
О
дуя логике нашего исследования, в качестве первого структурного ком- § 3
понента мы определяем целевой блок.
В рамках целевого блока нами рассмотрены методологические
§ 3 я 3
о
* Ж
подходы и проанализированы принципы формирования социальной ак- ^ $
I 0
тивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкуль- ж о
0 *
турного взаимодействия. 0 0
Методологическое обеспечение формирования социальной ак-
вл ^ о*
ан
ио
мг
оо
О
тивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультур- зз о
О ^
ного взаимодействия предполагает комплексное применение методоло- 3 о
§ 3
гических подходов, представленных в следующей таблице (Таблица 1). § а
Таблица 1 — Перечень методологических подходов к исследованию проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия
Table 1 — The list of methodological approaches to the study of the problem of the formation of social activity in older preschool children in the context of intercultural interaction
Методологический Основная функция Значение методологического подхода Автор подхода
подход методологического подхода для исследования
Является методологичес- Определение структуры си- С. И. Архангельский,
кой ориентацией в деятельно- стемы, выявление единства взаи- В. П. Беспалько,
сти, при которой объект позна- мосвязи всех компонентов педа- И. В. Блауберг,
ния или преобразования рас- гогической системы, выделение Н. Ф. Дик,
сматривается как система общих свойств и характеристик В. А. Дмитриенко,
отдельных компонентов В. В. Краевский,
Системный подход Х. И. Лейметс,
Э. С. Маркарян,
В. А.Сластёнин,
П. И. Филонов,
Л. М. Фридман,
П. Т. Фролов
Э. Г. Юдин
Методологический подход Основная функция методологического подхода Значение методологического подхода для исследования Автор подхода
Предполагает создание Определение оптимальных Б. Г. Ананьев,
условий развития гармонич- условий развития личности в про- М. Н. Берулава,
ной, нравственно совершен- цессе деятельности Е. В. Бондаревская,
Личностно-деятельностный подход ной, социально-активной личности Л. С. Выготский, A. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, B. В. Сериков, И. С. Якиманская
Методологический Основная функция Значение методологического подхода Автор подхода
подход методологического подхода для исследования
Способствует выявлению и Характеристика содержания В. И. Андреев,
анализу культурологических межкультурного взаимодействия Ю. А. Бельчиков,
аспектов педагогических фе- Е. В. Бондаревская,
номенов Г. И. Гайсина,
Культурологический А. А. Кирсанов,
подход Н. Б. Крылова,
В. М. Розин,
А. Н. Ростовцев,
В. А. Сластенин,
Н. Е. Щуркова
Процесс формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия выстраивается на основе следующих принципов:
- принцип инокуньтурной рефжксии — детерминирует принятие идей других культур, определение их особенностей, сообразно с собственным культурным опытом, в результате которого будет создано новое понимание, осознание того, что меняется в образах других культур. Этот принцип способствует принятию других культур, их представителей, изменению собственных догм как единственно возможного
подхода; п
с
- принцип партисипативности — суть принципа заключается в е
ориентации взаимодействия субъектов образовательного процесса на а
о
комплексное управление, что выражается в принятии совместных ре- М шений о методах, действиях и сотрудничестве взрослого и ребенка, не- о
а
формальном делегировании полномочий для личностного развития |
всех участников образовательного процесса, что способствует форми- со
-и
рованию их активности, инициативности, самостоятельности, ответ- а|
ь
ственности; о
й а
к
- принцип фасшитативной направжнности — обусловливает
8
создание в педагогическом процессе оптимальных условий для реше- н
* с
ния образовательных задач, руководствуясь идеями сотворчества педа- с
|
гога и детей, взаимоуважения и взаимоподдержки; способствует развитию активной личной позиции, максимальному удовлетворению познавательных и творческих потребностей и, как следствие, самореа-
£ д
е
Я з
хе
.* р
I £
лизации детей. ь $
уо
Следующий, информационно-когнитивный бмк, определяет р о
о £
предметное содержание системы формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия. В рамках данного блока нами была разработана Про-
в 1 ^ о*
сти детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного и о
м г о
= в е
с'р
грамма социально-коммуникативной направленности, содержание ко- 3 с
№ и
торой составляют ряд проектов, ориентированных на формирование у §
детей старшего дошкольного возраста навыков межкультурного взаимодействия, а также таких качеств, как социальная активность, инициативность, ответственность, толерантность. Реализация Программы «Культура народов Южного Урала. Татары» направлена на знакомство детей с культурой, обычаями, традицией и историей татарского народа, живущего в Челябинской области, формирование у детей патриотических чувств, толерантности, активности, инициативы, навыков межкультурного взаимодействия. Составляющие содержание Программы проекты, такие, как «Знакомство с культурой, традициями и праздниками народов Челябинской области. Татары», «Знакомство с искусством народов Челябинской области. Татары», «Знакомство с костюмами народов Челябинской области. Татары», Знакомство с кухней народов Челябинской области. Татары» отражают различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре и, как следствие, организацию межкультурно-интерактивного процесса формирования социальной активности личности ребенка, поддержку результатов детской общественно значимой деятельности.
Также в ходе эксперимента применялись игровые, проблемные и практические ситуации — «Опиши друга», упражнение «Поссорились - помирились», ситуации проблемного характера «Как поступить в определенной ситуации», а также в образовательный процесс были включены социально-значимые ситуации, совместные с родителями: «Познай другую культуру», День пожилого человека, День малыша и др., что способствовало формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста и получению детьми информации по поводу их поведения в ситуациях социального выбора, а также развитию позитивной самооценки, стремлению к инициативе.
§ Процессуально-технологический блок обусловлен организацией а
л образовательной деятельности в практике в двух аспектах: работа педали
^ гога, выбор методов, форм, средств обучения и деятельность детей, спо-
^ собствующая усвоению у них ряда умений: социально-диалогических,
Вестник Южно-Уральского государственного гу1анитарно-педагогического университета, № 6, 2021
The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, no. 6, 2021
ситуативно-коммуникативных, рефлексивно-личностных, что способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста эталонов поведения, навыков и умений поведения в обществе и качеств, требуемых для этого.
В основе рефлексивно-оценочного блока представлена диагностика, предполагающая оценку сформированности личностных качеств старших дошкольников, способствующих становлению социальной активности и навыков межкультурного взаимодействия. Методами диагностики выступили: адаптированная методика для изучения социализированности личности обучающегося (М. И. Рожков) [11], методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунта-ева, Ю. А. Афонькина) [12], шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А. М. Ще-
и
тинина, Л. В. Кирс) [13], диагностика этнотолерантности старших до- о
а
школьников [14]. и
турному взаимодействию (Таблица 2).
Р
о
S £
а
Результативный блок содержал комплекс критериев, позволя-
С5
о -и
ющих провести оценку качества функционирования разработанной си- л
ь
н о
й
стемы. Таковыми критериями являются социальное отношение, социальная компетентность, социальные действия, а также мотивационно- к
и
ценностный, эмоционально-чувственный, когнитивный, личностный, н
1 ~ * с
поведенческий критерии сформированности у детей старшего до- у §
0 к
школьного возраста навыков межкультурного взаимодействия. и е
1 ^
Я е
4 Обсуждение (Discussion)
Для оценки уровня сформированности социальной активности
.к р
л £
детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного вза- ь г
У о
имодействия нами была разработана система критериев, показателей и н о
0 к
уровней, взаимосвязь которых способствует становлению личностных ^ к
в л з о*
качеств, характеризующих социальную активность детей к межкуль- и о
и г оо
к в е
ССР
а
1 а
& а
Таблица 2 — Характеристика критериев, показателей и уровней сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия
Table 2 — Characteristics of criteria, indicators and levels of formation of social activity of older preschool children in conditions of intercultural interaction
Критерий Предмет оценки Показатель оценки Уровень
Мотивационно-цен-ностный Мотивация к деятельности в межкультурном взаимодействии, уровень интереса к деятельности по межкультурному взаимодействию, уровень ценностных ориентиров в межкультурном взаимодействии - стремление к изучению культуры других народностей; - чувство ответственности перед своим государством и его культурой; - потребность в общении с представителями других культур; - принятие межкультурных отношений как общественной ценности; - формирование сознания долга, потребностей; - побуждение к освоению межкультурных отношений Высокий — доминанта социальных, коммуникативных мотивов, мотивов самоопределения и самосовершенствования; Средний — недостаточная представленность доминанты социальных, коммуникативных мотивов, мотивов самоопределения и самосовершенствования; Низкий — отсутствие доминанты социальных, коммуникативных мотивов, мотивов самоопределения и самосовершенствования.
Продо1жение табтцы 2 СопИппаИоп о/ 1аЫв 2
Критерий Предмет оценки Показатель оценки Уровень
Эмоционально-чувственный Уровень формирования взглядов, убеждений, мировоззрения, эмоциональный фон воспитанников в процессе межкультурного взаимодействия - формирование эмоционально окрашенного положительного отношения к межкультурному взаимодействию; - чувство собственного достоинства; - гордость за свою культуру; - чувство уверенности в себе; - взаимопонимание; - солидарность Высокий — положительный эмоциональный настрой к межкультурному взаимодействию (воодушевленный, счастливый, радостный, гордый, уверенный, сильный); Средний — недостаточный уровень эмоционального настроя к межкультурному взаимодействию, к изучению особенностей других культур; Низкий — преобладает агрессивное отношение к другим народностям и их культуре (презрительное, пренебрегающее, надменное, равнодушное)
Продолжение таблицы 2 СопИппаИоп о/ 1аЫв 2
Критерий Предмет оценки Показатель оценки Уровень
Когнитивный Уровень знаний и умений в сфере межкультурного взаимодействия, умение анализировать межкультурные различия, объяснять особенности поведения и мышления представителей другой культуры - знания своей и чужой культур; - знания о деятельности в рамках межкультурного взаимодействия; - понимание взаимосвязи своего народа и народа других стран; - развитие коммуникативных способностей (общительность, развитие речи и др.); - формирование самооценки и оценочных суждений своих действий в межкультурном взаимодействии (достоинств и недостатков); Высокий — значительный уровень знаний о других культурах, склонность к рефлексии после участия в мероприятиях по межкультурному взаимодействию, позитивное восприятие иной культуры, уважительное отношение к ценностям и нормам других народностей, наличие знаний о культурных особенностях разных народов; Средний — недостаточный уровень знаний о других культурах, не всегда не всегда позитивное восприятие иной культуры, уважительное отношение к ценностям и нормам других народностей, частичное наличие знаний о культурных особенностях разных народов;
Продо1жение табтцы 2 СопИппаИоп о/ 1аЫв 2
Критерий Предмет оценки Показатель оценки Уровень
Когнитивный Уровень знаний и умений в сфере межкультурного взаимодействия, умение анализировать межкультурные различия, объяснять особенности поведения и мышления представителей другой культуры - способность к рефлексии Низкий — низкий уровень знания, агрессивный оттенок и недоброжелательная оценка культурных особенностей, традиций других народностей, нежелание познавать искусство межкуль-турного общения, негативное отношении к ценностям других народностей
Личностный Уровень развития качеств личности воспитанника, характеризующих его социальную активность к межкультурному взаимодействию, оценка - терпимость; - толерантность; - патриотизм; - ответственность; - социальная активность Высокий — высокие показатели по всей группе личностных качеств: толерантности, терпимости, патриотизма, ответственности, социальной активности; Средний — недостаточная выраженность личностных качеств толерантнос-
Продолжение таблицы 2 СопИппаИоп о/ 1аЫв 2
Критерий Предмет оценки Показатель оценки Уровень
Личностный своих личностных возможностей в межкультурном взаимодействии - терпимость; - толерантность; - патриотизм; - ответственность; - социальная активность ти, терпимости, патриотизма, ответственности, социальной активности; Низкий — низкое развитие таких качеств как патриотизм, ответственность, межкультурная компетенция
Поведенческий Активное участие в межкультурном взаимодействии - принятие межкультурных отношений как общественной ценности; - устойчивое позитивное отношение к представителям других культур; - участие в проектах по межкультурному взаимодействию Высокий — активность участия в межкультурных мероприятиях; Средний — нерегулярное участие в межкультурных мероприятиях; Низкий — слабая вовлеченность в межкультурное взаимодействие
С целью определения уровня сформированности мотивационно-ценностного, эмоционально-чувственного и когнитивного критериев мы применяли такие методы педагогического исследования, как беседы, экспериментальные ситуации (диагностика этнотолерантности).
Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотоле-рантности у дошкольников.
Комплексная методика включает в себя диагностическое исследование этнотолерантных установок дошкольников. о
к
Диагностика позволила определить степень развития данного каче- з
к
ства у детей старшего дошкольного возраста.
о
Задачи: |
1. Детерминировать объем знаний о схожести и различии предста- о
№
вителей разных национальностей и культур и наличие интереса к ком- ж
муникации с детьми разных этносов.
Результаты диагностики представлены в таблицах 3, 4, 5.
о о
-к
2. Определить степень развития у первых эмпатийности к предста- |
вителям иных культур. |
а *
3 к № Ж
Ж к
>5 3 1 к
5 д й 3
I 3
Я з |
к 3
* Ж
^ 3 з о
Ж о Ж
о £ о *
° о ^ О*
а Ж
ко
^
о
д № з
а
I а
I а
Таблица 3 — Уровень сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия
Table 3 — The level of formation of social activity of older preschool children in the context of intercultural interaction
Группа Количество человек Мотивационно-ценностный
Высокий Средний Низкий
Количество % Количество % Количество %
ЭГ1 51 4 7,8 31 60,8 16 31,4
ЭГ2 52 7 13,5 30 57,7 15 28,8
ЭГ3 50 5 10 29 58 16 32
КГ 51 4 7,8 33 64,7 14 27,4
Таблица 4 — Уровень сформированность социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия
Table 4 — The level of formation of social activity of older preschool children in the context of intercultural interaction
Группа Количество человек Эмоционально-чувственный
Высокий Средний Низкий
Количество % Количество % Количество %
ЭГ1 51 7 13,7 27 52,9 17 33,4
ЭГ2 52 4 7,7 30 57,7 18 34,6
ЭГ3 50 7 14 28 56 15 30
КГ 51 6 11,8 31 60,8 14 27,4
Таблица 5 — Уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия
Table 5 — The level of social activity of older preschool children in the context of intercultural interaction
Группа Количество человек Когнитивный
Высокий Средний Низкий
количество % количество % количество %
ЭГ1 51 2 3,9 32 62,7 17 33,4
ЭГ2 52 3 5,8 35 67,3 14 26,9
ЭГ3 50 1 2 29 58 20 40
КГ 51 2 3,9 34 66,7 15 29,4
ный компоненты) (Таблицы 6, 7).
Нами были проанализированы результаты проведенной диагностики. По результатам анализа мы констатируем, что незначительная часть детей старшего дошкольного возраста обладает высоким уровнем сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия, больше половины демонстрируют средний уровень сформированности социальной активности в условиях межкультурного взаимодействия, примерно треть — низкий.
Для изучения уровня социальной активности детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: моди- и фицированная методика «Сюжетные картинки» (по Р. М. Калининой), §
I
(мотивационно-ценностный компонент), модифицированная методика а
о
«Закончи историю» (по И. Б. Дермановой) (когнитивный, продуктив- |
о
№ а
5
о о
-к
5
§
о* Ж
о Й
а *
5
№ Ж
* о
2 5
5 ^ й § I 3
Я §
о 3
а § §
3 о
^ о
0 £ 0 *
° 0
3 о* а Ж
5о
I ^ оо
^ № §
О'Р 3
I а
I а
Таблица 6 — Уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста по методике «Сюжетные картинки» (мотивационно ценностный компонент)
Table 6 — The level of social activity of senior preschool children according to the "Scene pictures" method (motivational value component)
Группа Количество человек Высокий Средний Низкий
Количество % Количество % Количество %
ЭГ1 51 4 7,8 26 51,0 21 41,2
ЭГ2 52 3 5,8 39 75,0 10 19,2
ЭГ3 50 3 6,0 31 62,0 16 32,0
КГ 51 3 5,9 34 66,6 14 27,5
Таблица 7 — Уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста по методике «Закончи историю» (когнитивный, продуктивный компоненты)
Table 7 — The level of social activity of senior preschool children according to the "Finish the story" method (cognitive, productive components)
Группа Количество человек Высокий Средний Низкий
Количество % Количество % Количество %
ЭГ1 51 3 5,9 31 60,8 17 33,3
ЭГ2 52 5 9,6 32 61,5 15 28,9
ЭГ3 50 2 4,0 28 56,0 20 40,0
КГ 51 2 3,9 31 60,8 18 35,3
Результаты диагностики и ее анализ свидетельствуют о том, что большинство дошкольников имеют недостаточный уровень сформиро-ванности социальной активности.
Сравнительный анализ данных констатирующего этапа показал, что уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста в межкультурном взаимодействии контрольной и экспериментальных групп примерно одинаков.
В экспериментальных группах реализовывалась система формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия, в рамках которой осуществлялись межкультурно-интерактивный процесс формирования социальной активности личности ребенка, создающий поддержку результатов детской общественно значимой деятельности, а также межвозрастная и межгрупповая интеграция детей дошкольного возраста с учетом многонациональности контингента дошкольной образовательной организации, позволяющая им проявить самостоятельность, инициативность и ответственность.
При реализации разработанной системы использовались игровые, проблемные и практические ситуации, выбор которых осуществлялся по следующим критериям: степень заинтересованности в реализации игры, повышении инициативности, активности; развитие интереса к нормам социума другой национальности; развитие стремления к ассимиляции социального поведения представителей других культур.
Применялись такие ситуации, как:
- «Опиши друга». Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Друг — это тот, кто готов разделить твою радость, твое горе, поделиться с тобой игрушкой.
§ - Игра «Ласковые слова» - воспитывает доброжелательное от-
Ж5
-о ношение к людям.
Л
^ - Упражнение «Поссорились - помирились» (дети в парах вы-
^ полняют заданные движения). Как дети ссорятся? Как мирятся? Как
Вестжик Южжо-Уральского государствежжого гу1ажитаржо-педагогического 284 уживерситета, № 6, 2021_
обижаются друг на друга? Как весело играют вместе? — формирует навыки взаимодействия, взаимопонимания, эмпатии.
- Настольные игры «Домино», «Лото» учат детей играть по правилам в парах, соблюдать очередь.
- Ситуации проблемного характера «Как поступить в данной ситуации». Они стимулируют развитие у детей желания и готовности к поиску и принятию самостоятельного решения.
- Ситуация эмоционально-практической направленности «Твоя забота нужна каждому» стимулирует готовность детей к принятию решения о необходимости оказания помощи и поддержки более слабым или людям преклонного возраста, а также о необходимости поступиться собственными интересами.
Р
о £
а
о
Кроме того, в образовательный процесс были включены соци- §
Ж о а
лями, День пожилого человека, День малыша, что позволяло целена- ж
ально-значимые ситуации: экологические акции, совместные с родите-
правленно вести работу по формированию социальной активности
о о
детей старшего дошкольного возраста, включающую осознанное, доб- | ровольное участие в социально-значимых мероприятиях, позитивную | самооценку, стремление к инициативе. |
В ходе реализации разработанной системы в экспериментальных |
группах осуществлялось внедрение авторской Программы социально- о 1
0 к
коммуникативной направленности «Культура народов Южного Урала. § е
1 3
Татары», целью которой являлось знакомство детей с культурой, обыча- * 1 ями, традицией и историей татарского народа, живущего в Челябинской
.к Ж
области, формирование у детей патриотических чувств, толерантности, ^ г
I о
активности, инициативы, навыков межкультурного взаимодействия. | О
Материал Программы представлен проектами, каждый из которых отражает различные направления процесса приобщения детей к
|
о £
° °
§ Ьа
^ О*
а |
5 о
§ г оо
о
национальной культуре. ее о
о Ж
В ходе реализации проекта «Знакомство с культурой, традици- | а
5 3
ями и праздниками народов Челябинской области. Татары» с детьми ^ а
были проведены беседы о Татарстане, о символике республики, о семейных татарских традициях и обычаях, организовывались выставки книг, фотовыставки на тему национальных праздников. Вовлечение родителей осуществлялось в различных формах: анкетирование, информационные стенды и т. д. завершающим этапом стало совместное проведение праздника «Сабантуй», в котором принимали участие не только воспитанники экспериментальных групп, но и дети младшего возраста. Тем самым мы решали задачу межвозрастной и межгрупповой интеграции. Проект имел своей целью знакомство дошкольников с традициями и обычаями татарского народа, народным творчеством, бытом, песням и играм и др. Данный проект разделен на блоки: «В гостях у сказки», «В мастерской художника», «Творения гончара». Первый блок — это знакомство со сказками, чтение, слушание, рассказывание татарских народных сказок «Бедняк и два бая», «О кривой березе», «Зилян», «Саран и юмарт», «Гульназек», «Гульчачак», сказок национальных писателей А. Алиш «Нечкебиль», «Хвосты», «Болтливая утка», Д. Тардже-манов «Приключения серебряного хвостика», Г. Тукай «Шурале», «Водяная»), игры-драматизации по мотивам сказок, дидактические и подвижные игры («Аркан белэнтартышу» (Кто кого перетянет), «Бага-надан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулыкбиреш» (Передай платочек). Задачи данного блока являлись: формирование навыков толерантного поведения, позитивного восприятия произведений литературы других народов, устойчивого интереса к языку, особенностям, присущим литературным произведениям татарских авторов.
Блок «В мастерской художника» предполагал знакомство детей с особенностями и красотой национального татарского орнамента, был реализован через беседы и продуктивную деятельность.
Жа Блок «Творения гончара» знакомил детей с произведениями та-
а
л тарской керамики, воспитывал уважение к искусству народных масте-
^ ров.
^ Завершением проекта стала викторина «Искусство татарского
Вестжик Южжо-Уральского государствежжого гу1ажитаржо-педагогического 286 уживерситета, № 6, 2021_
народа» и семейный конкурс рисунков «Татарские узоры».
Проект «Знакомство с костюмами народов Челябинской области. Татары» направлен на формирование уважительного отношения к людям разных национальностей, обычаям и традициям Татарстана, представления о разнообразии национальных татарских костюмов, их элементов, узоров, орнаментов. Реализация проекта проходила в формах совместной и самостоятельной деятельности детей, были организованы экскурсии в краеведческий музей г. Челябинск, применялись дидактические игры и продуктивная деятельность, в ходе которых у детей формировались основы духовной культуры, уважения и интереса к татарской культуре.
Проект «Знакомство с кухней народов Челябинской области.
о
Татары» позволил расширить знания детей о национальных блюдах та- ^
и
тар, развивать интерес к истории, традициям в жизни людей, поисковой о
№а
деятельности, творческой активности, формировать коммуникативные |
навыки межкультурного взаимодействия. Завершающим этапом про- со
-и
екта стало совместное мероприятие с родителями «Приготовление чак- |
ь
чака», в процессе которого дети не только готовили национально |
а
к
Р
о
S £
а
блюдо, но и демонстрировали желание угостить других, что является подтверждением эффективности проведенных мероприятий.
Дополнительным положительным аспектом реализации разра- с ботанной системы выступило участие детей экспериментальной группы в проведении на Дней татарского просвещения на Южном Урале и встрече крупной делегации из Татарстана во главе с министром
8 №
ж
ос
су т
|и д
е
I 3
Я е £ 1
с
8 3 а
кр I I
просвещения, заместителем премьер-министра республики Р. Т. Бурга- ь ег
уо
новым, в результате чего дети продемонстрировали знания, получен- рж о
° к
№
3 о*
принимали активное участие в разных мероприятиях. и §
и г
оо д№
е
сср т
с
ные ранее, навыки взаимодействия, активность, доброжелательность,
5 Заключение (Conclusion)
Анализ современного состояния исследуемой проблемы пока-
№ £
зал, что формирование социальной активности у детей старшего дош- 1
а
кольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия является актуальным и требует решения на теоретическом и практическом уровнях. В этой связи нами была разработана авторская система, которая:
- построена с учетом социального заказа, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и спецификой культурной среды;
- включает в свою структуру целевой, информационно-когнитивный, процессуально-технологический, рефлексивно-оценочный и результативный блоки;
- характеризуется целевой направленностью, целостностью, универсальностью, гибкостью, вариативностью, коммуникативными свойствами;
- реализуется с учетом специфических принципов: инокультур-ной рефлексии, партисипативности, фасилитативной направленности.
С целью верификации разработанной нами системы было проведено экспериментальное исследование, целью которого было формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в межкультурном взаимодействии. Результаты данного исследования продемонстрировали достаточную эффективность апробации авторской системы.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Белетова Д. Б. Формы проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 85-87.
3. Заграничный А. И. Социальная активность обучающихся как возмож-| ность обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Об-
'л щество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 71-74.
|
4. Литвинова Т. И. Социальная активность молодежи как условие функ-^ ционирования и развития социума // Вестник Тверского государственного уни-^ верситета. 2021. № 3 (57). С. 97-106. (Философия).
Вестшк Юж1о-Ура1ьского государстеетого гуматтарт-педагогического 288 ужеерситета, № 6, 2021_
5. Пигуль Г. И. Современный педагог как субъект воспитательного процесса и социальной активности обучающихся // Методист. 2021. № 5. С. 16-19.
6. Юденкова И. В., Горская С. В. Образовательно-воспитательный маршрут развития социальной активности учащихся // Начальная школа. 2021. № 7. С. 16-19.
7. Быстрай Е. Б., Кутенева И. Е. Ретроспективный анализ проблемы подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 46. С. 24-28.
8. Быстрай Е. Б., Артеменко Б. А. Геймификация процесса формирования опыта межкультурной педагогической компетентности будущего педагога : монография. Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2020. - 255 с.
9. Калашников Н. В. Модель формирования творческих естественнонаучных умений у школьников в условиях дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 23-26. ^
10. Педько М. А., Уварина Н. В. Модель формирования социальной ответ- §
канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009. - 182 с.
SOCIAL ACTIVITY FORMATION
oc c
c
о
y
ственности курсантов военных вузов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 134-150. n
11. Чернявская А. П., Анисимова Н. П. Рожков М. И., Паладьев С. Л. Ме-
e
тодология и методика психолого-педагогических исследований : учебное посо- m
бие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - 262 с. ^
12. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. i
Москва : ВЛАДОС, 1995. С. 59-61. Г
e
13. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-ме- О
тодическое пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. S
e
14. Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего до- О-школьного возраста средствами социально-культурной деятельности : дис. ... p
res s
c ho
N. A. Dil'dina l
ORCID No. 0000-0002-1581-7457 g
Senior Lecturer at the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, о
Chelyabinsk, Russia. diti
E-mail: [email protected]
о
о n
s o
SYSTEM OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL c
AGE IN CONDITIONS OF INTERCULTURAL INTERACTION Abstract
Introduction. Currently, in preschool education, the problem of the formation of social activity in preschool children is urgent. But the question of the formation of social activity in older preschool children in the context of
a
R
intercultural interaction is one of the insufficiently developed ones. In this regard, it is expedient and substantiated to develop a system for the formation of social activity in older preschool children in conditions of intercultural interaction.
Materials and methods. When developing a system for the formation of social activity in older preschool children in the context of intercultural interaction, we relied on the provisions of the systemic, personality-activity and culturological approaches, and also applied a number of author's methods - an adapted method for studying the socialization of the student's personality (M. I. Rozhkov), methodology "Studying the awareness of moral norms" (G. A. Uruntaeva, Yu. A. Afonkina), scale assessment of the formation of social forms of child behavior (according to observation results) (A. M. Shchetinina, L. V. Kirs), diagnostics of the ethno-tolerance of elders preschoolers.
Results. The system was developed on the basis of methodological approaches, analysis of the state and development of the problem of the formation of social activity and intercultural interaction in theory and practice. When building it, the target, information-cognitive, procedural-technological, reflexive-evaluative and effective blocks were identified. The process of the formation of social activity in older preschool children in the context of intercultural interaction is determined by the principles of foreign cultural reflection, participation, and facilitative orientation.
Discussion. The system for the formation of social activity in older preschool children in the context of intercultural interaction, built taking into account the social order, the requirements of the federal state educational standard for preschool education and the specificity of the cultural environment, is characterized by target orientation, integrity, versatility, flexibility, variability, and communicative properties.
Conclusion. When developing a system for the formation of social activity in older preschool children in conditions of intercultural interaction, the analysis of the problem of the formation of social activity in older preschool children in conditions of intercultural interaction and varying degrees of development of this issue in the theory and practice of preschool education was carried out; personality-activity and culturological approaches.
Keywords: Social activity; Intercultural interaction; Senior preschool children.
Highlights:
The definition of the concept "The formation of social activity of older preschool children in the conditions of intercultural interaction";
The structural components (blocks) of the system for the formation of social activity in older preschool children in the context of intercultural interaction are described.
Q
^ References
1. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013), No. 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [No. 1155 dated October 17, 2013: Federal state educational standard of preschool education]. Spravochno-pravovayasistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
2. Beletova D. B. (2021), Formyproyavleniya social'noj aktivnostipo-drostkov v uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti [Forms of manifestation of social activity of adolescents in educational and extractual activities], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 5 (90), 85-87. (In Russian). o
3. Zagranichnyj A. I. (2021), Social'naya aktivnost' obuchayush- a
l
chihsya kak vozmozhnost' obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti obra- c zovatel'noj sredy [Social engagement of learners as an opportunity to ensure a i psychological safety educational environment], Obshchestvo: sociologiya, F
psihologiya, pedagogika, 7, 71-74. (In Russian). 2
m
4. Litvinova T. I. (2021), Social'naya aktivnost' molodezhi kak uslovie t
funkcionirovaniya i razvitiya sociuma [Social activity of young people as a n
condition for the functioning and development of society], Vestnik Tverskogo y
st
gosudarstvennogo universiteta, Seriya "Filosofiya ", 3 (57), 97-106. (In Rus- m
sian). o
f
5. Pigul' G. I. (2021), Sovremennyj pedagog kak sub"ekt vospi- g
tatel'nogo processa i social'noj aktivnosti obuchayushchihsya [A Modern d
r
teacher as a subject of the educational process and social activity of students], n
Metodist, 5, 16-19. (In Russian). ^
S
6. Yudenkova I. V. & Gorskaya S. V. (2021), Obrazovatel'no-vospi-tatel'nyj marshrut razvitiya social'noj aktivnosti uchashchihsya [Upbringing r and educational route for the development of social activity of students], Na■ chal'naya shkola, 7, 16-19. (In Russian). h
7. Bystray E. B. & Kuteneva I. E. (2019), Retrospektivnyj analizprob- § lemy podgotovki obuchayushchihsya k mezhkul'turnoj kommunikacii [Retro- g spective analysis of the problem of preparation of students for inter-cultural communication], Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty, o 46, 134-138. (In Russian). |
8. Bystray E. B. & Artemenko B. A. (2020), Gejmifikaciya processa o formirovaniya opyta mezhkul'turnoj pedagogicheskoj kompetentnosti budush- ^ chego pedagoga [Gamification of the process of forming the experience of 1 intercultural pedagogical competence of a future teacher], Monografiya, Izda- Ilr tel'stvo "Biblioteka A. Millera", Chelyabinsk, 255 p. (In Russian). u
9. Kalashnikov N. V. (2017), Model' formirovaniya tvorcheskih | estestvennonauchnyh umenij u shkol'nikov v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya [Model of the formation of creative natural science skills in school- r
children in the context of additional education], Mir nauki, kul'tury, obra- t
o
n
zovaniya, 2 (63), 23-26. (In Russian).
10. Ped'ko M. A. & Uvarina N. V. (2020), Model' formirovaniya so-cial'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov [Model of the formation of social responsibility of cadets of military universities], Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 7 (160), 134-150. (In Russian).
11. Chernyavskaya A. P., Anisimova N. P., Rozhkov M. I. & Paladev S. L. (2010), Methodology and methodology ofpsychological and pedagogical research [Methodology and methodology of psychological and pedagogical research], Yaroslavl', 262 p. (In Russian).
12. Uruntaeva G.A. & Afonkina Yu.A. (1995), Praktikum po detskoj psihologii [Workshop on child psychology]. VLADOS, Moscow, p. 59-61. (In Russian).
13. Shchetinina A.M. (2000), Diagnostika social'nogo razvitiya rebenka (uchebno-metodicheskoe posobie) [Diagnostics of the social development of the child: Teaching aid], Veliky Novgorod, 88 p. (In Russian).
14. Il'inskaya E.A. (2010), Formirovanie tolerantnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti (Dissertatsiya na soiskaniya uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Formation of tolerance in older preschool children by means of social and cultural activities (A dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences)], St. Petersburg, 254 p. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 28.11.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2021; принята к публикации 20.12.2021.
The article was submitted 28.11.2021; approved after reviewing 17.12.2021; accepted for publication 20.12.2021.
a «
§