Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип преемственности / культура межнационального общения / условия формирования культуры межнационального общения / структурно-функциональная модель / дошкольное образование / начальное общее образование / the principle of continuity / the culture of interethnic communication / the conditions for the formation of the culture of interethnic communication / the structural and functional model / preschool education / primary general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Кристина Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме современного российского образования – реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены дефиниции понятий «культура межнационального общения», «преемственность в формировании культуры межнационального общения на смежных уровнях образования». Анализ современных исследований позволил определить педагогические условия реализации данного принципа в формировании культуры межнационального общения старших дошкольников и младших школьников (ориентация на механизмы социально-коммуникативного развития и виды деятельности, характерные для старшего дошкольного и младшего школьного возраста; обеспечение преемственности в определении целевых, содержательных, операционно-деятельностных (технологических) и результативно-диагностических аспектов межнационального воспитания; повышение уровня социально-педагогической компетентности воспитателей детского сада и учителей начальной школы в вопросах формирования культуры межнационального общения детей; сотрудничество субъектов образовательного процесса смежных уровней образования в вопросах формирования культуры межнационального общения детей 6-8 лет). В статье представлена авторская структурно-функциональная модель, которая включает выявленные педагогические условия. Цель данного теоретического конструкта – реализация принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения на уровнях дошкольного и начального общего образования. Методологической основой структурнофункциональной модели являются системный, культурологический и деятельностный подходы. Теоретический конструкт включает описание целевого, содержательного, технологического, контрольно-результативного компонентов, которые имеют устойчивые связи и направлены на достижение общей цели. В заключении статьи делается вывод, что внедрение в практику образовательных учреждений структурно-функциональной модели и учет выявленных педагогических условий при организации воспитательного процесса будет способствовать эффективной реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занина Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN THE FORMATION OF THE CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF CHILDREN

The article is devoted to the topical problem of modern Russian education – the implementation of the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication among children of senior preschool and primary school age. The definitions of the concepts «culture of interethnic communication», «continuity in the formation of the culture of interethnic communication at related levels of education» are presented. The analysis of modern psychological and pedagogical research allowed us to determine the pedagogical conditions for the implementation of this principle in the formation of the culture of interethnic communication of older preschoolers and younger schoolchildren (orientation to the mechanisms of social and communicative development and activities characteristic of older preschool and primary school age; ensuring continuity in the definition of target, content, operational-activity (technological) and effectivediagnostic aspects of interethnic education; increasing the level of socio-pedagogical competence of kindergarten teachers and primary school teachers in the formation of a culture of interethnic communication of children; cooperation of subjects of the educational process of related levels of education in the formation of a culture of interethnic communication of children aged 6-8 years). The article presents the author's structural and functional model, which includes the identified pedagogical conditions. The purpose of this theoretical construct is to implement the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication at the levels of preschool and primary general education. The methodological basis of the structural and functional model is the system, cultural and activity approaches. The theoretical construct includes a description of the target, content, technological, control and performance components that have stable connections and are aimed at achieving a common goal. In conclusion, the author claims that the introduction of a structural and functional model into the practice of educational institutions and the consideration of the identified pedagogical conditions in the organization of the educational process will contribute to the effective implementation of the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication of children of senior preschool and primary school age.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 37.035.6 UDC 37.035.6

DOI: 10.24412/2712-827Х-2021 -6-22-30

Занина Кристина Александровна

Старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151849, e-mail: [email protected],

Zanina Kristina Aleksandrovna

Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО

ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN THE FORMATION OF THE CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF CHILDREN

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современного российского образования - реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены дефиниции понятий «культура межнационального общения», «преемственность в формировании культуры межнационального общения на смежных уровнях образования». Анализ современных исследований позволил определить педагогические условия реализации данного принципа в формировании культуры межнационального общения старших дошкольников и младших школьников (ориентация на механизмы социально-коммуникативного развития и виды деятельности, характерные для старшего дошкольного и младшего школьного возраста; обеспечение преемственности в определении целевых, содержательных, операционно-деятельностных (технологических) и результативно-диагностических аспектов межнационального воспитания; повышение уровня социально-педагогической компетентности воспитателей детского сада и учителей начальной школы в вопросах формирования культуры межнационального общения детей; сотрудничество субъектов образовательного процесса смежных уровней образования в вопросах формирования культуры межнационального общения детей 6-8 лет). В статье представлена авторская структурно-функциональная модель, которая включает выявленные педагогические условия. Цель данного теоретического конструкта -реализация принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения на уровнях дошкольного и начального общего образования. Методологической основой структурно-функциональной модели являются системный, культурологический и деятельностный подходы. Теоретический конструкт включает описание целевого, содержательного, технологического, контрольно-результативного компонентов, которые имеют устойчивые связи и направлены на достижение общей цели. В заключении статьи делается вывод, что внедрение в практику образовательных учреждений структурно-функциональной модели и учет выявленных педагогических условий при организации воспитательного процесса будет способствовать эффективной реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Abstract

The article is devoted to the topical problem of modern Russian education - the implementation of the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication among children of senior preschool and primary school age. The definitions of the concepts «culture of interethnic communication», «continuity in the formation of the culture of interethnic communication at related levels of education» are presented. The analysis of modern psychological and pedagogical research allowed us to determine the pedagogical conditions for the implementation of this principle in the formation of the culture of interethnic communication of older preschoolers and younger schoolchildren (orientation to the mechanisms of social and communicative development and activities characteristic of older preschool and primary school age; ensuring continuity in the definition of target, content, operational-activity (technological) and effective-diagnostic aspects of interethnic education; increasing the level of socio-pedagogical competence of kindergarten teachers and primary school teachers in the formation of a culture of interethnic communication of children; cooperation of subjects of the educational process of related levels of education in the formation of a culture of interethnic communication of children aged 6-8 years). The article presents the author's structural and functional model, which includes the identified pedagogical conditions. The purpose of this theoretical construct is to implement the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication at the levels of preschool and primary general education. The methodological basis of the structural and functional model is the system, cultural and activity approaches. The theoretical construct includes a description of the target, content, technological, control and performance components that have stable connections and are aimed at achieving a common goal. In conclusion, the author claims that the introduction of a structural and functional model into the practice of educational institutions and the consideration of the identified pedagogical conditions in the organization of the educational process will contribute to the effective implementation of the principle of continuity in the formation of a culture of interethnic communication of children of senior preschool and primary school age.

Ключевые слова: принцип преемственности, культура межнационального общения, условия формирования культуры межнационального общения, структурно-функциональная модель, дошкольное образование, начальное общее образование.

Keywords: the principle of continuity, the culture of interethnic communication, the conditions for the formation of the culture of interethnic communication, the structural and functional model, preschool education, primary general education.

Введение

Российская Федерация - государство, национальный состав которого включает более 190 народов, проживающих на одной территории. В Конституции отмечено, что каждый гражданин России, независимо от национальной принадлежности, имеет равные права и свободы. Однако во многих субъектах нашей страны с каждым годом увеличивается количество различных проявлений дискриминации по отношению к представителям иных этнических общностей, что в результате приводит к непониманию, конфликтам и войнам, возникающим на национальной почве.

Для предотвращения подобных проявлений необходимо проводить целенаправленную воспитательную работу в аспекте формирования уважительного отношения к людям других национальностей, начиная с дошкольного возраста и непрерывно продолжать эту деятельность на следующих этапах обучения. Сегодня перед образовательными организациями (детскими садами и школами) на государственном уровне поставлена задача, которая заключается в создании условий для освоения детьми не только глубоких прочных знаний о национальной культуре своего и иных народов, но и формирования у них позитивного опыта межнационального общения в различных видах деятельности. В связи с этим формирование культуры межнационального общения является приоритетным направлением современной образовательной политики нашего государства [Яковлева 2000].

Основная часть

Под культурой межнационального общения в контексте данной работы понимается результат целенаправленного межнационального воспитания; интегративное личностное образование, которое отражает соответствующий возрасту уровень знаний, отношение, поступки, проявляющиеся во взаимодействии с представителями других национальностей в различных видах деятельности.

Процесс формирования данного качества личности на всех уровнях образования определяется многими условиями, среди которых ведущую роль играет реализация принципа преемственности. Важность обеспечения непрерывности в образовательном процессе отмечается в ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, Концепции содержания непрерывного образования (для дошкольного и начального звена) и др.

В современных психолого-педагогических исследованиях представлены убедительные позиции, раскрывающие особенности организации процесса формирования культуры межнационального общения в дошкольных учреждениях [Богомолова 2003; Захарова 2011; Касимова 2006; Оборина 2016] и в школьной среде [Алямкина 2002; Кочетова 2006; Махрова 2013]. Однако несмотря на множество проведенных исследований, вопросы преемственности в формировании культуры межнационального общения старших дошкольников и младших школьников недостаточно отражены в педагогической науке.

Под преемственностью в формировании культуры межнационального общения на смежных уровнях образования понимается принцип организации воспитательного процесса, который обеспечивает взаимодействие и согласованность компонентов системы (целей, содержания, методов, форм, средств воспитания), а также субъектов, участвующих в этом процессе (дети, родители, педагоги, администрация, социальные партнеры).

Представляется целесообразным изучить состояние рассматриваемой проблемы в существующей практике детских садов и школ. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняли участие 32 воспитателя и 57 учителей начальной школы разных образовательных организаций города Перми и Пермского края. Педагогам было предложено ответить на 6 вопросов, связанных с проблемой исследования.

Представим результаты проведенного анкетирования. На вопрос № 1 «Как вы понимаете сущность термина "культура межнационального общения"?» 76 % (68 чел.) респондентов представили различные характеристики данного понятия, среди которых «уважительное отношение к людям другой национальности», «сотрудничество представителей разных национальностей в коллективе», «проявление толерантности», 24 % (21 чел.) - затруднились ответить на данный вопрос. Поскольку воспитатели и учителя указывают на отдельные элементы культуры межнационального общения, то можно констатировать, что у педагогов отсутствует целостное понимание сущности рассматриваемого феномена.

На вопрос № 2 «Необходимо ли формировать культуру межнационального общения у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в образовательном процессе?» 100 % (89 чел.) респондентов ответили, что формирование данного социального качества является важным направлением в воспитательном процессе. Эту значимость педагоги обосновывают тем, что дети уже с дошкольного возраста имеют возможность бесконфликтно и уважительно взаимодействовать в разнонациональном коллективе.

Однако целенаправленную работу по формированию социального качества ведут систематически 4 % (3 чел.) респондентов, эпизодически - 29 % (26 чел.), никогда - 67 % (60 чел.) (рис. 1).

I систематически i эпизодически 'никогда

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос № 3 «Как регулярно Вы решаете задачи межнационального воспитания?» (%).

В качестве основных форм и методов формирования культуры межнационального общения, которые педагоги чаще всего используют в воспитательном процессе, 62 % (55 чел.) респондентов называют проведение народных праздников; 97 % (87 чел.) - чтение (с последующим анализом) произведений устного народного творчества; 73 % (65 чел.) -демонстрацию и анализ объектов декоративно-прикладного творчества; 42 % (37 чел.) -проведение народных игр; 57 % (51 чел.) - проведение тематических экскурсий в музее; 36 % (32 чел.) - самостоятельное создание детьми элементов декоративно-прикладного творчества разных народов (рис. 2), данный перечень дополняется такими формами и методами, как «проведение бесед об особенностях национальной культуры разных народов», «создание проектов».

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос № 4 «Какие формы и методы формирования культуры межнационального общения Вы чаще всего используете в воспитательном процессе?» (%

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что педагоги чаще используют в практике формы и методы воспитания, направленные на приобщение детей к национальной культуре (чтение произведений устного народного творчества, демонстрация объектов декоративно-прикладного творчества), и меньше включают в процесс воспитания методы и формы, направленные на утверждение ребенка как субъекта национальной культуры (самостоятельное создание детьми элементов декоративно-прикладного творчества разных народов и др.).

На вопрос № 5 «Осуществляете ли Вы реализацию принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей дошкольного и младшего школьного возраста?» 97 % (87 чел.) респондентов ответили, что данный принцип не реализуют, 3 % (2 чел.) - затрудняются ответить. Несмотря на это, большинство педагогов отмечают необходимость взаимодействия детского сада и начальной школы в вопросах организации и осуществления преемственности в целом, а также в межнациональном воспитании детей.

Вопрос № 6 позволил зафиксировать ряд проблем, возникающих у воспитателей и учителей начальной школы в процессе формирования культуры межнационального общения детей: отсутствие программы по данному направлению работы - 88 % (78 чел.); недостаточная теоретико-методическая подготовка педагогов - 28 % (25 чел.); недостаток качественной методической литературы и дидактического материала - 54 % (48 чел.); недостаток времени для включения работы по межнациональному воспитанию в образовательный процесс - 90 % (80 чел.) (рис. 3).

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос № 6 «Какие трудности Вы испытываете при организации и осуществлении процесса формирования культуры межнационального общения в детском саду и начальной школе?» (%

Полученные результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в существующей практике образовательных организаций уделяется недостаточное внимание вопросам межнационального воспитания на смежных уровнях образования.

В связи с этим возникает противоречие между современной потребностью общества в реализации преемственности в формировании культуры межнационального общения детей, с одной стороны, и существующей практикой образовательных организаций, с другой стороны. Выявленное противоречие позволяет выявить проблему данного исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для решения обозначенной проблемы был проведен анализ психолого-педагогической литературы, которая посвящена изучению вопроса организации преемственности и непрерывности в различных направлениях воспитания (экономическом, гендерном, социальном и др.) [Груздева 2015; Лобанова 2011; Перлова 2014; Петушкова 2005]. В результате определили условия, которые обеспечивает реализацию принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения на смежных уровнях образовательной системы:

- ориентация на механизмы социально-коммуникативного развития и виды деятельности, характерные для старшего дошкольного и младшего школьного возрасте;

- обеспечение преемственности в определении целевых, содержательных, операционно-деятельностных (технологических) и результативно-диагностических аспектов межнационального воспитания;

- повышение уровня социально-педагогической компетентности воспитателей детского сада и учителей начальной школы в вопросах формирования культуры межнационального общения детей;

- сотрудничество субъектов образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов, администрации и социальных партнеров) смежных уровней образования в ДО и НОО.

Рис. 4. Структурно-функциональная модель реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного

и младшего школьного возраста.

Эффективная реализация принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей подготовительной группы детского сада и обучающихся начальной школы требует создания теоретического конструкта, который позволит отразить организацию данного процесса. В связи с этим была спроектирована структурно-функциональная модель реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (рис. 4).

Теоретико-методологической основой данного конструкта являются:

- системный подход (в контексте данного подхода межнациональное воспитание рассматривается как целостный преемственный педагогический процесс, компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены);

- культурологический подход (с позиции этого подхода целью межнационального воспитания является формирование ценностного отношения человека к национальной культуре и культуре межнационального общения);

- деятельностный подход (через призму подхода межнациональное воспитание рассматривается как процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре посредством деятельности в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения).

Структурно-функциональная модель реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста включает целевой, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-результативный компоненты педагогического процесса, которые подчиняются общей цели, обладают устойчивыми внутренними и внешними связями, логикой содержательного наполнения. Целевой компонент выполняет концептуально-ориентационную функцию. Он определяется в соответствии с теоретическими основаниями и связан с организацией работы, направленной на достижение преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Содержательный компонент связан с осуществлением процессуально-описательной функции. Данный компонент включает доступные каждому возрасту элементы национальной культуры (особенности быта, традиции, обычаи, праздники, искусство, игры и др.) и культуры межнационального общения [Заботясь о будущем... 2019]. Содержание представлено в программе социально-коммуникативного развития дошкольников Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» [Коломийченко 2015; Коломийченко, Чугаева 2015] и в программе К. А. Заниной «Мы разные, но мы вместе» для первоклассников.

В программе «Дорогою добра» формирование у старших дошкольников культуры межнационального общения обеспечивается благодаря содержанию раздела программы «Человек в культуре», где подробно раскрываются особенности русской традиционной культуры, дается общее представление о расах и культуре других народов [Коломийченко 2015: 92]. Программа «Мы разные, но мы вместе» является логическим продолжением программы «Дорогою добра» в аспекте формирования культуры межнационального общения. Преемственность в содержании программ обеспечивается посредством обогащения материала. По сравнению с программой «Дорогою добра» содержание работы с младшими школьниками дополнено новыми разделами и темами, где подробно раскрываются особенности культуры национальных групп ближайшего регионального окружения (русские, татары, марийцы, удмурты), культуры национальностей ближнего зарубежья (украинцы, узбеки и др.), национальной культуры представителей дальнего зарубежья (японцы, французы и др.), отдельные элементы культуры представителей различных рас.

Операционально-деятельностный компонент выполняет процессуально-деятельностную функцию. Он отражает технологические аспекты реализации принципа преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые выстраиваются от первичного приобщения к ценностям национальной культуры и культуры межнационального общения - к интериоризации в

различных видах деятельности и далее к культуротворчеству (т. е. в соответствии с генезисом социализации в культурологической парадигме образования) [Коломийченко 2015: 7]. Данный компонент упорядочивает формы организации образовательной деятельности, методы, средства воспитания, а также взаимодействие педагогов детского сада и начальной школы. Контрольно-результативный компонент выполняет аналитическую функцию и предполагает отслеживание результатов по параметральным и уровневым характеристикам культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также подбор диагностического инструментария по их изучению.

Заключение

Формирование культуры межнационального общения согласно данной модели представляет целостную систему и охватывает процесс развития личности от освоения знаний об истории и особенностях культуры своего и других народов, о правилах поведения в разнонациональном коллективе, развития нравственных качеств личности, интересов, ценностного отношения к своей национальной культуре и культуре представителей других национальностей до проявления этих качеств в поведении, сотрудничестве с людьми других национальностей в различных видах деятельности. Результатом реализации структурно-функциональной модели является повышение уровня сформированности культуры межнационального общения старших дошкольников и младших школьников.

Таким образом, предложенная структурно-функциональная модель и учет выявленных педагогических условий при организации образовательного процесса позволит эффективно реализовать принцип преемственности в формировании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы

Алямкина Ж. Г. Формирование культуры межнационального общения у младших школьников средствами музыки. Автореф. ... к. пед. н. М., 2002. 16 с.

Богомолова М. И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей. Автореф. ... д. пед. н. Екатеринбург, 2003. 43 с.

Груздева И. В. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. ... к. пед. н. Пермь, 2015. 240 с.

Заботясь о будущем - храним прошлое. Формирование основ культуры межнационального общения детей дошкольного возраста: метод. пособие / Науч. ред. Л. В. Коломийченко; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; МАДОУ «Детский сад «Чулпан» г. Перми. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2019. 312 с.

Захарова Л. М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина XIX - н. XXI вв.). Автореф. ... к. пед. н. Ульяновск, 2011. 47 с.

Касимова А. С. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста. Автореф. ... к. пед. н. Ростов н/Д, 2006. 27 с.

Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л. В. Коломийченко. М.: ТЦ Сфера, 2015. 320 с.

Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.

Кочетова Е. А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников. Автореф. ... к. пед. н. М., 2006. 17 с.

Лобанова М. А. Преемственность в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. ... к. пед. н. Смоленск, 2011. 205 с.

Махрова И. А. Формирование культуры межнационального общения у школьников. Дис. ... к. пед. н. Саратов, 2013. 159 с.

Оборина Е. В. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. ... к. пед. н. Челябинск, 2016. 22 с.

Перлова Ю. В. Преемственность тендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2014. 181 с.

Петушкова Г. А. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. ... к. пед. н. Смоленск, 2005. 212 с.

Яковлев Е. В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Монография. Челябинск: Изд-во «Челябинский государственный педагогический университет», 2000. 148 с.

References

Alyamkina Zh. G. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya u mladshih shkol'nikov sredstvami muzyki [Formation of a culture of interethnic communication among younger schoolchildren by means of music]. Abstract of Ph. D. Thesis. Moscow, 2002, 16 p. (In Russ.)

Bogomolova M. I. Genezis progressivnyh koncepcij mezhnacional'nogo vospitaniya detej [The genesis of progressive concepts of interethnic education of children]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Ekaterinburg, 2003, 43 p. (In Russ.)

Gruzdeva I. V. Preemstvennost' v social'nom vospitanii detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Continuity in the social education of children of senior preschool and primary school age]. PhD thesis. Perm, 2015, 240 p. (In Russ.)

Zabotyas' o budushchem - hranim proshloe. Formirovanie osnov kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya detej doshkol'nogo vozrasta: metod. Posobie [Taking care of the future we remember the past. Formation of the foundations of the culture of interethnic communication of preschool children: textbook of methodics]. Nauch. red. L. V. Kolomijchenko, Perm, Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2019, 312 p. (In Russ.)

Zaharova L. M. Etnopedagogicheskaya napravlennost' doshkol'nogo vospitaniya v otechestvennoj pedagogike (vtoraya polovina HIH - n. HKHI vv.) [Ethno-pedagogical orientation of preschool education in Russian pedagogy (the second half of the XIX-XXI centuries)]. Abstract of Ph. D. Thesis. Ulyanovsk, 2011, 47 p. (In Russ.)

Kasimova A. S. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical conditions of education of culture of interethnic communication of children of senior preschool age]. Abstract of Ph. D. Thesis. Rostov-on-don, 20066 27 p. (In Russ.)

Kolomijchenko L. V., CHugaeva G. I. Dorogoyu dobra. Zanyatiya dlya detej 6-7 let po social'no-kommunikativnomu razvitiyu i social'nomu vospitaniyu [The road of good. Classes for children aged 6-7 years on social and communicative development and social education]. Pod red. L. V. Kolomijchenko. Moscow, TC Sfera, 2015, 320 p. (In Russ.)

Kolomijchenko L. V. Dorogoyu dobra: Koncepciya i programma social'no-kommunikativnogo razvitiya i social'nogo vospitaniya doshkol'nikov [Dorogoyu dobra: The concept and program of social and communicative development and social education of preschool children]. Moscow, TC Sfera, 2015, 160 p.

Kochetova E. A. Vospitanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya u mladshih shkol'nikov [Fostering a culture of interethnic communication in primary school children]. Abstract of Ph. D. Thesis. Moscow, 2006, 17 p. (In Russ.)

Lobanova M. A. Preemstvennost' v ekonomicheskom vospitanii detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Continuity in the economic education of children of senior preschool and primary school age]. PhD thesis. Smolensk, 2011. 205 p. (In Russ.)

Mahrova I. A. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya u shkol'nikov [Formation of a culture of interethnic communication among schoolchildren]. PhD thesis. Saratov, 2013, 159 p. (In Russ.)

Oborina E. V. Izobrazitel'noe iskusstvo kak sredstvo formirovaniya mezhnacional'noj tolerantnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Visual arts as a means of forming interethnic tolerance in older preschool children]. Abstract of Ph. D. Thesis. Chelyabinsk, 2016, 22 p. (In Russ.)

Perlova Yu. V. Preemstvennost' gendernogo vospitaniya detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Continuity of gender education of children of senior preschool and primary school age]. PhD thesis. Ekaterinburg, 2014, 181 p. (In Russ.)

Petushkova G. A. Preemstvennost' v ekonomicheskom vospitanii detej mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta [Continuity in the economic education of children of primary and secondary school age]. PhD thesis. Smolensk, 2005, 212 p. (In Russ.)

Yakovlev E. V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v vysshej shkole: teoriya i praktika [Quality management of education in higher education: theory and practice]. Monografiya. Chelyabinsk, Izd-vo «CHelyabinskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet»,, 2000, 148 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.