Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Б.А., Пермякова Н.Е., Исаичкина А.Р.

Введение. Сегодня экологическая ситуация в мире и России остается крайне напряженной, поэтому на первый план выходит человеческий фактор, как главное условие жизнеспособности общества, которое требует создания многообразных моделей эффективного взаимодействия детей с окружающим миром и социумом. В статье представлены результаты работы по внедрению и апробации методики экологического образования с целью личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. Основными методами исследования являются: общетеоретические (историко-логический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных). В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста и педагоги дошкольных образовательных организаций г. Челябинск. Результаты. Личностное развитие детей старшего дошкольного возраста успешно реализуется в рамках экологического образования, которое определяет процесс становления ребенка как совершенствование взаимосвязанных качественных и количественных изменений, которые происходят в детском сознании в соответствии с возрастом и под воздействием природы. Процесс личностного развития детей направлен на формирование гуманного, ценностного, осознанного отношение к природе и к самому себе, как ее части. Авторами выделены критерии оценки уровня экологического образования детей. Предложена методика экологического образования детей старшего дошкольного возраста, способствующая их личностному развитию. Внедрение разработанной методики в практику дошкольных образовательных организаций позволит педагогам-практикам в значительной мере повысить уровень личностного развития детей. Обсуждение . Проведенное авторами исследование, основанное на использовании методики экологического образования детей старшего дошкольного возраста продемонстрировало ее эффективность в аспекте личностного развития детей, что нашло свое подтверждение в изменении показателей: «знания и умения», «интересы», «направленность личности». Заключение. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что в процессе применения методики экологического образования детей старшего дошкольного возраста произошли качественные изменения в личностном развитии детей. Основные положения: - разработаны критерии оценки уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста; - разработана и апробирована методика экологического образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на их личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Б.А., Пермякова Н.Е., Исаичкина А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Introduction. Today, the ecological situation in the world and in Russia remains extremely tense, therefore the human factor comes to the fore, as the main condition for the viability of society, which requires the creation of diverse models of effective interaction of children with the outside world and society. The article presents the results of work on the implementation and testing of the methodology of environmental education for the purpose of personal development of older preschool children in the educational process of a preschool educational organization. Materials and methods. The main research methods are: general theoretical (historical and logical analysis of literature and normative documents on the research problem), empirical (observation, conversation, questioning), interpretive (quantitative and qualitative analysis, methods of mathematical data processing). The study involved 208 senior preschool children and 16 teachers of preschool educational organizations in Chelyabinsk. Results. The personal development of older preschool children is successfully implemented within the framework of environmental education, which defines the process of a child's formation as the improvement of interrelated qualitative and quantitative changes that occur in children's consciousness in accordance with age and under the influence of nature. The process of personal development of children is aimed at the formation of a humane, value-based, conscious attitude to nature and to oneself, as a part of it. The authors identified the criteria for assessing the level of environmental education of children. The methodology of ecological education of children of senior preschool age, which contributes to their personal development, is proposed. The introduction of the developed methodology into the practice of preschool educational organizations will allow practicing teachers to significantly increase the level of personal development of children. Discussion. The research carried out by the authors, based on the use of the methodology of ecological education of children of senior preschool age, demonstrated its effectiveness in the aspect of the personal development of children, which was confirmed by the change in the indicators: “knowledge and skills”, “interests”, “personality orientation”. Conclusion. The results of the pedagogical experiment made it possible to conclude that in the process of applying the methodology of ecological education of children of senior preschool age, there have been qualitative changes in the personal development of children. Highlights: Criteria for assessing the level of environmental education of senior preschool children have been developed; Developed and tested a methodology for environmental education of children of senior preschool age, aimed at their personal development.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.011

УДК 37.032 : 373.24 ББК 74.14

Б. А. Артеменко1, Н. Е. Пермякова2, А. Р. Исаичкина3

^RCID № 0000-0001-8101-4401 Доцент, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: artemenkoba@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-2489-3072 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. ^

о

E-mail: permyakovane@cspu.ru О

г к

3ORCID № 0000-0002-0703-724X £

о *

о

методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский ^

государственный гуманитарно-педагогический университет,

о

№ а

ж ^

л *

а №

КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ *

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: urazovaar@cspu.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация л

Введение. Сегодня экологическая ситуация в мире и России остается крайне напряженной, поэтому на первый план выходит человеческий фактор как главное условие жизнеспособности общества, которое требует создания многообразных моделей эффективного взаимодействия детей с окружающим миром и социумом.

В статье представлены результаты работы по внедрению и е апробации методики экологического образования с целью личност-

§ ж

50

ного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются общетеоретические (историко-логический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных). В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста и педагоги дошкольных образовательных организаций г. Челябинск.

Результаты. Личностное развитие детей старшего дошкольного возраста успешно реализуется в рамках экологического образования, которое определяет процесс становления ребенка как совершенствование взаимосвязанных качественных и количественных изменений, которые происходят в детском сознании в соответствии с возрастом и под воздействием природы. Процесс личностного развития детей направлен на формирование гуманного, ценностного, осознанного отношение к природе и к самому себе, как ее части. Авторами выделены критерии оценки уровня экологического образования детей. Предложена методика экологического образования детей старшего дошкольного возраста, способ-

а ж а

ствующая их личностному развитию.

а

а

Внедрение разработанной методики в практику дошкольных о-! образовательных организаций позволит педагогам-практикам в значительной мере повысить уровень личностного развития детей.

50

* Обсуждение. Проведенное авторами исследование, основан-

I

ное на использовании методики экологического образования детей ьЗ старшего дошкольного возраста, продемонстрировало ее эффектив-

ность в аспекте личностного развития детей, что нашло свое подтверждение в изменении показателей: «знания и умения», «интересы», «направленность личности».

Заключение. Результаты проведенного педагогического экс-^ перимента позволили сделать вывод о том, что в процессе приме-

нения методики экологического образования детей старшего дошкольного возраста произошли качественные изменения в личностном развитии детей.

Ключевые слова: личностное развитие; экологическое образование; дети дошкольного возраста; методика экологического образования.

Основные положения:

- разработаны критерии оценки уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста;

- разработана и апробирована методика экологического образования детей старшего дошкольного возраста, направленная на их личностное развитие.

1 Введение (Introduction)

На современном этапе развития общества одной из ведущих тенденций в образовании является воспитание личности ребенка, способной гармонично вписаться в систему «Человек - Общество -Природа». В этой связи актуализируется гуманистическая парадигма, направленная на возбуждение интереса к проблеме личностного развития детей дошкольного возраста в аспекте формирования их самосознания. о

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста протекает, с одной стороны, в конкретной образовательной среде, а с другой стороны, в окружающем его социуме. В Федеральном государствен- g ном образовательном стандарте дошкольного образования прямо ^

развития экологическое образование определяет процесс становления ребенка как совершенствование взаимосвязанных качественных

о № а ж к л

а

указывается, что образовательный процесс строится на основе воспитания у ребенка социокультурных ценностей и формирования его ли общей культуры, в том числе самостоятельности и ответственности | [1]. Решение этих задач не представляется возможным без определения траектории становления основ экологического образования

ж о

г о

ъ

личности на этапе дошкольного детства. С позиции личностного №

к

5

So д

л

т

л

и количественных изменений, которые происходят в детском созна- к<

нии в соответствии с возрастом и под воздействием природы [2]. В результате данного процесса у ребенка формируется гуманное, ценностное, осознанное отношение к природе и, как следствие, возникает отношение к самому себе, как части природы, что и является целью экологического образования [3; 4].

Проблема экологического образования как фактора личностного развития ребенка дошкольного возраста всегда была предметом изучения отечественных и зарубежных ученых. Первоначально идеи личностного развития были изложены в работах классиков педагогической науки П. П. Блонского [5], Е. Н. Водовозовой [6], Е. И. Тихеевой [7], К. Д. Ушинского [8] и др. На современном этапе изучению отдельных аспектов личностного развития посвящены работы Р. Р. Денисовой [9], О. В. Дыбиной [10], Е. К. Орликовой [11], Л. А. Парамоновой [12], Е. Р. Слободской [13], A. Bautista [14], K. Herzhoff [15], R. L. Shiner [16], R. A. Thompson [17] и др.

В этой связи необходимо исследование проблемы развития личностных конструктов, направленной на изучение отдельных аспектов развития детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Для реализации цели исследования был применен комплекс I методов: общетеоретические — историко-логический анализ ли-| тературы и нормативных документов по проблеме исследования;

эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование; интерпрета-^ ционные: методы количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных.

В исследовании приняли участие 208 детей старшего дош-

^ кольного возраста и 16 педагогов дошкольных образовательных Hj организаций города Челябинск.

3 Результаты (Results)

С целью изучения развития личности детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны критерии оценки ^ уровня экологического образования детей (Таблица 1).

Таблица 1 — Критерии оценки уровня экологического образования детей

Table 1 — Criteria for assessing the level of environmental education of children

Уровень Критерий Показатель

Низкий Знания и умения Отсутствуют системные представления о природе, а также о себе, как ее части; не осознает экологические связи в природе; не имеет сформированных представлений о трудовой деятельности человека в природе.

Интересы Не желает заниматься трудовой деятельностью; возникают трудности при ее выполнении; не понимает необходимость гуманного, ценностного осознанного отношения к природе; не проявляет ответственность по отношению к объектам природы; отсутствует мотивация к эколого-ориентированной деятельности.

Направленность личности Не владеет какими-либо способами действия в природе; не имеет сформированных общетрудовых умений и навыков (целеполагание, планирование и др.); не способен к самоконтролю; не доводит начатое дело до конца; осуществляет трудовую деятельность только с напоминанием и посторонней помощью.

Средний Знания и умения Не всегда демонстрирует системные представления о природе, а также о себе, как ее части; слабо осознает экологические связи в природе; не имеет четко сформированные представления о трудовой деятельности человека в природе.

Интересы Частично удовлетворен процессом собственной трудовой деятельности; возникают трудности при ее выполнении; не полностью осознает необходимость гуманного, ценностного осознанного отношения к природе; не всегда проявляет ответственность по отношению к объектам природы; слабо мотивирован к эколого-ориентированной деятельности.

Продолжение таблицы 1

Уровень Критерий Показатель

Направленность личности Периодически применяет знакомые способы действия в природе; имеет слабо сформированные общетрудовые умения и навыки (целеполагание, планирование и др.); не всегда способен к самоконтролю; редко доводит начатое дело до конца; для выполнения трудовой деятельности требуются напоминания и посторонняя помощь.

Высокий Знания и умения Демонстрирует системные представления о природе, а также о себе, как ее части; осознает экологические связи в природе; имеет четко сформированные представления о трудовой деятельности человека в природе.

Интересы Удовлетворен процессом собственной трудовой деятельности; отсутствуют трудности при ее выполнении; понимает необходимость гуманного, ценностного осознанного отношения к природе; проявляет ответственность по отношению к объектам природы; демонстрирует мотивацию к эколого-ориентированной деятельности.

Направленность личности Часто использует знакомые способы действия в природе; имеет сформированные общетрудовые умения и навыки (целеполагание, планирование и др.); способен к самоконтролю; всегда доводит начатое дело до конца; осуществляет трудовую деятельность без напоминаний и посторонней помощи.

Для определения начального уровня экологического образования детей старшего дошкольного возраста был реализован комплекс мероприятий. Дети были объединены в четыре экспериментальные группы примерно с равным количеством респондентов (ЭГ-1 - 56 детей и ЭГ-2 - 52 ребенка, в данных группах реализовы-вались элементы экологического образования детей; в ЭГ-3 (50 детей) и ЭГ-4 (50 детей) реализовывалась методика экологического образования детей дошкольного возраста).

Вначале нами был изучен уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста, их общее отношения к природе и человеку как части природы. Так, 19 % детей отметили зависимость природы от человека; 26 % понимают, что человек нужен природе, поскольку он проявляет заботу о ней; в тоже время 82 % респондентов отмечают, что природа никак не влияет на жизнь человека, а 71 % опрошенных отметили, что человек не воздействует на природу, изменяя ее.

У подавляющего большинства участвующих в исследовании детей не вызвал затруднений вопрос, связанный с природо-

о

о

и

охранной деятельностью, при это респонденты не смогли дать по- е

о *

о е

они не имеют представления о природных заповедниках и заказни- б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц

о

а

процессе наблюдения за детьми, было зафиксировано то, что 72 % и

е

а

яснения, какими именно способами можно ее сохранять и от кого, они не имеют представления о природных заповедниках и заказниках, национальных парках, Красной книге и т. д. В то же время в

из них демонстрируют навыки работы в природе и ухода за животными и растительными объектами (полив растений, уход за ними а на участке и т. д.), одновременно малое количество детей (12 %) имеют сформированное представление о том, что нельзя рвать цве- и ты, ломать ветки, обижать животных и птиц и т. д. °

о

Следовательно, можно отметить, что у детей старшего до- н школьного возраста в той или иной степени присутствуют представ-

ления о взаимосвязи человека и природы и его как части природы. и

В ходе реализации констатирующего этапа исследования нами также определялся уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста (Таблица 2). §

Таблица 2 — Оценка уровня экологического образования детей дошкольного возраста (начальный срез)

Table 2 — Assessment of the level of environmental education of preschool children (initial cut)

cd а и о н « 8 g Уровень экологического образования детей дошкольного возраста

а 1-4 g § « а & * Низкий Средний Высокий

количество % количество % количество %

ЭГ-1 56 45 80,4 11 19,6 0 0,0

ЭГ-2 52 40 76,9 12 23,1 0 0,0

ЭГ-3 50 38 76,0 12 24,0 0 0,0

ЭГ-4 50 41 82,0 9 18,0 0 0,0

На основании анализ таблицы 2 мы можем котировать следующие выводы: в ЭГ-1 количество детей, обладающих низким уровнем экологического образования, составило 80,4 %, в ЭГ-2 — 76,9 %, в ЭГ-3 — 76,0 %, в ЭГ-4 — 82,0 %. Количество детей, имеющих средний уровень экологического образования, составило в ЭГ-1 — 19,6 %, в ЭГ-2 — 23,1 %, в ЭГ-3 — 24,0 %, в ЭГ-4 — 18,0 %. Детей с высоким уровнем экологического образования на констатирующем этапе не было выявлено.

Из результатов исследования следует то, что примерно 80 % респондентов во всех группах находятся на низком уровне экологического образования. Их представления о взаимодействии человека и природы и о нем, как части природы нечеткие, неполные и несистематизированные. У детей отсутствует удовлетворение от процесса трудовой деятельности в природе и ее результатов; желание преодолеть трудности в ходе ее выполнения не проявляется; затруднено понимание необходимости гуманного, заботливого отношения к объектам природы, отсутствуют проявления ответственности за их жизнь и хорошее состояние.

Около 20 % респондентов всех групп показали средний уровень экологического образования. Системные представления о природе, а также о человеке, как ее части носят фрагментарный харак-

тер. Дети демонстрируют слабую заинтересованность в трудовой деятельности по уходу за объектами природы, а удовлетворение от процесса трудовой деятельности получают только в случае выполнения любимого дела. Они понимают необходимость гуманного, заботливого отношения к объектам природы, однакоу них отсутствует проявление ответственности за свою жизнь и хорошее состояние.

В процессе формирующего этапа исследования нами была разработана и реализована методика экологического образования детей, направленная на их личностное развитие.

Методика включала следующие формы работы с детьми: экологические уроки («Уроки доброты», «Уроки мышления», «Уроки у экологического окна»); экологические экспедиции («Разведка осенних примет», «Накорми зимующих птиц», «Кладовая чудес»); коллекционирование и создание мини-музеев (коллекции минералов, плодов, гербарий, ракушек и др.); использование экологических проектов («Южный Урал — край озер», «Памятники природы на Южном Урале», «Красная книга Челябинской области» и др.); разработка и создание экологических троп; экологиче-

создание зеленых патрулей, создание экологических игр совместно

коло о

г и

че

ский театр; организация исследовательской деятельности детей; ск

о

е о

с детьми, сочинение экологических сказок и др. ц

о

Приведем для примера некоторые из них. Одной из наиболее н сложных форм организации экологического воспитания детей яв- *

ак

ляется создание на территории дошкольной образовательной орга- ^ низации экологических троп. Сложность заключается в том, что пе- §

дагоги часто не понимают ее образовательного и экологического Л

ич

значения. Так, опрос, проведенный среди педагогов, участвовав- о

с

ших в исследовании показал, что 100 % из них считают, что назначение экологической тропы — это демонстрация видового разнообразия представителей флоры.

Однако экологическая тропа — это специально разрабатываемый маршрут, который должен проходить через различные эко- е

е

логические системы, природные объекты и т. д. §

Как отмечает Н. А. Рыжова: «... тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше различных типов ландшафтов ...» (водоем, луг, холм или овраг, лес и т. д.) — в дошкольной образовательной организации такие ландшафты или экологические системы создаются искусственно [18]. Также стоит учитывать, что экологическая тропа — это не просто аннотированный список объектов природы, а каждый отдельно взятый объект природы в его взаимосвязи с условиями среды и соседними объектами природы. Экскурсионными экспонатами могут быть любые природные объекты, на которых видно влияние деятельности человека, окружающей среды, животных на растения, растений на другие растения и т. д.

Такие формы экологического воспитания, как организация исследовательской деятельности детей и детское экспериментирование, часто вызывают у педагогов затруднения, это связано с тем, что они не всегда могут правильно установить закономерности и объяснить детям наблюдаемые явления. Стоит отметить, что детское экспериментирование и организация исследовательской деятельности детей направлены на развитие их мышления. Ребенок действует самостоятельно, находится в поиске и в ходе практических трансформаций объектов и явлений обнаруживает наглядно не видимые ранее экологические признаки и связи. С помощью несложных опытов ему становится понятна суть многих явлений в живой о-! и неживой природе, возникает интерес к ее объектам, формируется активная познавательная позиция личности ребенка.

При организации экспериментальной и исследовательской деятельности использовались цифровая лаборатория «Наураша в ьЗ стране Наурандии», наборы «Мир Левенгука», метеоплощадки, ^ включающие ветровые рукава, измерители высоты снежного по-1 крова, компасы, кормушки для птиц, ловцы облаков, метеобудки, осадкомеры, солнечные часы, стенды «Календарь погоды», термометры, флюгеры и др. Использование подобных форм работы спо-^ собствует тому, что в последующем дети легко решают проблем-

а ж

а «

у

а а

¡3

а

50 §

I!

ные ситуации, выдвигают собственные предположения, проверяют их на практике, проявляя при этом инициативность, активность и интерес. Последний, в свою очередь, становится значимым мотивом их деятельности, что влияет на уровень умственного развития детей и способствует формированию их личностных качеств.

Еще одной из форм работы с детьми является проведение эколого-психологических тренингов. Их цель — формирование экологических установок личности детей, воспитание их активной жизненной позиции по отношению к природным объектам и взаимодействию с ними, развитие перцептивных способностей детей и т. д. Рассмотрим некоторые упражнения, включенные нами в тре-нинговые занятия:

Цель упражнения «Исследователи природы» заключается в акцентировании внимания детей на звуках и запахах природы, развитии их осязательных ощущений как средств получения информации об окружающей природе. В процессе занятия, находясь в помещении или на улице, дети рассказывают о том, как они воспринимают звуки, запахи, предметы вслепую. Каждый ребенок

Упражнение «Прогулка с увеличительными стеклами». Дети

коло о

г и

че

проводит исследование с закрытыми глазами. *

о

е о

тт ^

отправляются на прогулку с лупами. Цель упражнения — развитие §

о

у детей навыков наблюдательности и внимательности к объектам ан

и

е

ка к

а

о

^

л ич

нение цветов и оттенков в искусственной среде и окружающей о

с

природы, изучения деталей, которые трудно заметить без специального оборудования. После возвращения с прогулки дети зарисовывают свои наблюдения сквозь лупу по памяти.

Цель упражнения «Разноцветная мозаика» — поиск и срав-

природе. Детям предлагается отыскать на участке детского сада объекты природы на предложенные цветовые карточки, а после найти эти цвета дома и в группе. В результате этого поиска составляется цветовое панно своего двора, улицы, квартиры и т. д. С детьми обсуждается вопросы о том, какие цвета наиболее часто встречаются в природе и какие им больше нравятся. §

№ и

и е е

187

4 Обсуждение (Discussion)

Для определения результативности методики экологического образования детей старшего дошкольного возраста как средства их личностного развития нами были проведены промежуточный и итоговый срезы. В ходе промежуточного среза были получены следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3 — Оценка уровня экологического образования детей дошкольного возраста (промежуточный срез) Table 3 — Assessment of the level of environmental education of preschool children (intermediate cut)

Группа Количество человек Уровень экологического образования детей дошкольного возраста

Низкий Средний Высокий

количество % количество % количество %

ЭГ-1 56 34 60,7 14 25,0 8 14,3

ЭГ-2 52 31 59,6 15 28,9 6 11,5

ЭГ-3 50 25 50,0 14 28,0 11 22,0

ЭГ-4 50 27 54,0 11 22,0 12 24,0

Из анализа данных таблицы видно, что реализуемая методика оказала позитивную динамику уровня экологического образования детей. Во всех экспериментальных группах уменьшилось количество детей с низким уровнем экологического образования; в то же время появились дети, которые перешли из группы со средним уровнем на высокий уровень экологического образования, но в целом количество детей, имеющих средний уровень экологического образования, практически не изменилось.

Позитивные изменения произошли, прежде всего, за счет изменения персонального состава, то есть перехода на средний уровень детей, ранее находившихся на низком уровне. Мы это рассматриваем как положительную тенденцию.

Результаты промежуточного среза свидетельствуют о том, что достижения детей в ЭГ-3 и ЭГ-4 отличаются от показателей в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ-1 и ЭГ-2. Таки образом, мы видим преимущество специально организованного процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

На завершающем этапе исследования мы провели повторную диагностику, результаты которой представлены в следующей таблице (Таблица 4).

Таблица 4 — Оценка уровня экологического образования детей дошкольного возраста (итоговый срез)

Table 4 — Assessment of the level of environmental education of preschool children (final cut)

Группа Количество человек Уровень экологического образования детей дошкольного возраста

Низкий Средний Высокий

количество % количество % количество %

ЭГ-1 56 26 46,4 20 35,7 10 17,9

ЭГ-2 52 24 46,2 19 36,5 9 17,3

ЭГ-3 50 17 34,0 17 34,0 16 32,0

ЭГ-4 50 19 38,0 14 28,0 17 34,0

Результаты итогового среза подтверждают тенденцию к положительной динамике во всех экспериментальных группах, особенно в ЭГ-3 и ЭГ-4. Необходимо отметить, что позитивная динамика наблюдалась по всем трем критериям.

По сформированности экологических знаний и умений респонденты стали демонстрировать системные представления о природе, а также о себе, как ее части; осознавать экологические связи в природе; иметь четко сформированные представления о трудовой деятельности человека в природе. По сформированности экологических интересов дети проявляют удовлетворенность от процесса собственной трудовой деятельности; отсутствия трудностей при ее выполнении; понимают необходимость гуманного, ценностного, осознанного отношения к природе; проявляют ответственность по отношению к ее объектам; демонстрируют мотива-

цию к эколого-ориентированной деятельности. По сформированное™ экологической направленности личности респонденты стали использовать знакомые способы действия в природе; имеют сформированные общетрудовые умения и навыки; демонстрируют способность к самоконтролю; доводят начатое дело до конца; осуществляют трудовую деятельность самостоятельно и без напоминаний.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют констатировать, что процесс формирования экологических знаний и умений, а также экологических интересов и направленности личности характеризуется определенной интегративностью и поэтапностью: вначале вырабатываются их простейшие элементы, которые затем дополняются, усложняются и совершенствуются, приобретая постепенно определенную завершенность. 5 Заключение (Conclusion)

Резюмируя вышеизложенное, мы можем констатировать, что применение разработанной методики экологического образования детей старшего дошкольного возраста, включающей такие формы работы как, экологические уроки, экологические экспедиции, коллекционирование и создание мини-музеев, использование экологи-а ческих проектов, разработка и создание экологических троп, эколо-

| гический театр, организация исследовательской деятельности детей, s

jj создание зеленых патрулей, создание экологических игр совместно с

^ детьми, сочинение экологических сказок и др., позволило сформировать у детей гуманное, ценностное, осознанное отношение к при-

50

§ роде, к себе, как части природы, что в целом оказало влияние на их

I

^ личностное развитие. hq Наше исследование отвечает потребностям современного

^ общества, где образование становится все более совершенным, ва-

§

g риативным и развивающимся, ориентированным на личность, способную адаптироваться к динамичному миру. В дошкольном образовании основным его результатом становится личностное развитие tq и самоизменение детей. Это позволяет создать многообразные мо-

дели эффективного взаимодействия детей с окружающим миром, в

том числе миром природы.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Melis C., Wold P.-A., Billing A.M., Bj0rgen K., & Moe B. (2020), "Kindergarten Children's Perception about the Ecolog ical Roles of Living Organisms", Sustainability, vol. 12, is. 22, p. 9565. DOI: 10.3390/su12229565.

3. Пермякова Н. Е. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. - 224 с.

4. Ardoin N.M. & Bowers A.W. (2020), "Early childhood environmental education: A systematic review of the research literature", Educational Research Review, vol. 31, pp. 100353. DOI: 10.1016/j.edurev.2020.100353.

5. Блонский П. П. Память и мышление. Москва : Ленанд, 2018. - 208 с.

6. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявление сознания до школьного возраста. Москва : Либроком, 2019. - 400 с.

7.Тихеева Е. И., Морозова М. Я. Современный детский сад. Его значение и оборудование. Москва : Образовательный проект, 2020. - 80 c.

8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Москва-Ленинград : ^ Изд-во АПН СССР, 1948. - Т. 8. :Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - 774 с.

9. Денисова Р. Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект: монография. Москва : Прометей, 2005. - 120 с.

10. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2002. - 437 с.

11. Орликова Е. К. Организационно-педагогические условия социально-личностного развития старших дошкольников в процессе дополнительного экологического образования : дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. - 254 с.

12. Парамонова Л. А. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2001. - 248 с.

13. Slobodskaya H. R. (2021), "Personality development from early childhood through adolescence", Personality and Individual Differences, vol. 172, pp. 110596. DOI: 10.1016/j.paid.2020.110596.

14. Bautista A., Moreno-Nunez A., Ng S.C., & Bull R. (2018), "Preschool Educators' Interactions with Children about Sustainable Development: Planne d and Incidental Conversations", International Journal of Early Childhood, vol. 50, is. 1, pp. 15-32. DOI: 10.1007/s13158-018-0213-0.

15. Herzhoff K., Kushner S.C., & Tackett J. L. (2017), "Personality development in childhood", in J. Specht (ed.), [Personality development across the lifespan], Elsevier Academic Press, American Psychological Association, pp. 9-23. DOI: 10.1016/B978-0-12-804674-6.00002-8.

оло о

г и ч е с к о е о р о в а н и е

ка к

а

кто ор

л и ч н о с т н о г о

16. Shiner R. L. (2003), "Personality differences in childhood and adolescence: measurement, development, and consequences", Journal of Child Psychology and Psychiatry, vol. 44, iss. 1, pp. 2-32. DOI: 10.1111//1469-7610.00101

17. Thompson R. A. (2006), "The development of the person: Social understanding, relationships, self, conscience", in W. Damon & R.M. Lerner (series edrs.) & N. Eisenberg (vol. ed.), [Handbook of child psychology], vol. 3 "Social, emotional, and personality development", New York, Wiley, pp. 24-98.

18. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы). Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.

B. A. Artemenko1, N. Ye. Permyakova2, A. R. Isaichkina3

:ORCID No. 0000-0001-8101-4401 Docent, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: artemenkoba@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-2489-3072 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: permyakovane@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0002-0703-724X Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory, na Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state

hki Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. 3 E-mail: urazovaar@cspu.ru

^ ECOLOGICAL EDUCATION

^ AS A FACTOR OF PERSONAL

DEVELOPMENT OF CHILDREN

a v

vako amy

re Abstract

£

Introduction. Today, the ecological situation in the world ^ and in Russia remains extremely tense, therefore the human factor comes to the fore, as the main condition for the viability of society, which requires the creation of diverse models of effective interaction of children with the outside world and society. The arti-aj cle presents the results of work on the implementation and testing

of the methodology of environmental education for the purpose of personal development of older preschool children in the educational process of a preschool educational organization.

Materials and methods. The main research methods are: general theoretical (historical and logical analysis of literature and normative documents on the research problem), empirical (observation, conversation, questioning), interpretive (quantitative and qualitative analysis, methods of mathematical data processing).

The study involved 208 senior preschool children and 16 teachers of preschool educational organizations in Chelyabinsk.

Results. The personal development of older preschool children is successfully implemented within the framework of environmental education, which defines the process of a child's formation as the improvement of interrelated qualitative and quantitative changes that occur in children's consciousness in accordance with age and under the influence of nature. The process of personal development of children is aimed at the formation of a humane, value-based, conscious attitude to nature and to oneself, as a part of it. The authors identified the criteria for assessing the level of environmental education of children. The methodology of ecological education of children of senior preschool age, which contributes to their personal development, is proposed. The introduction n of the developed methodology into the practice of preschool educational organizations will allow practicing teachers to significantly increase the level of personal development of children.

Discussion. The research carried out by the authors, based on the use of the methodology of ecological education of children na of senior preschool age, demonstrated its effectiveness in the aspect of the personal development of children, which was confirmed by the change in the indicators: "knowledge and skills", "interests", "personality orientation". ^

Conclusion. The results of the pedagogical experiment made it possible to conclude that in the process of applying the

c

o

0

1 a

-

d c

c a

a

s a

Cc c

o

r %

e

rs o

methodology of ecological education of children of senior preschool age, there have been qualitative changes in the personal development of children.

Keywords: Personal development; Environmental education; Preschool children; Methods of environmental education. Highlights:

Criteria for assessing the level of environmental education of senior preschool children have been developed;

Developed and tested a methodology for environmental education of children of senior preschool age, aimed at their personal development.

References

1. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013), No. 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [No. 1155 dated October 17, 2013: Federal state educational standard of preschool education]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus". (In Russian).

2. Melis C., Wold P.-A., Billing A.M., Bj0rgen K., & Moe B. (2020), "Kindergarten Children's Perce ption about the Ecological Roles of Living Organisms", Sustainability, vol. 12, is. 22, p. 9565. DOI: 10.3390/su12229565.

3. Permyakova N.E. (2009), Metodika razvivayushchego ekologiches-kogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta (dissertatsiya na soiskaniya uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Methodology for developing environmental education of preschool children (dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Chelyabinsk, 224 p. (In Russian).

4. Ardoin N. M. & Bowers A.W. (2020), "Early childhood environmental education: A systematic review of the research literature", Educational Re-

^ search Review, vol. 31, pp. 100353. DOI: 10.1016/j.edurev.2020.100353. ^ 5. Blonskij P.P. (2018), Pamyat' imyshlenie [Memory and thinking],

| Lenand, Moscow, 208 p. (In Russian).

Ü 6. Vodovozova E. N. (2019), Umstvennoe i nravstvennoe vospitanie

| detej ot pervogo proyavleniya soznaniya do shkol'nogo vozrasta [Mental and

c^ moral education of children from the first manifestation of consciousness to ¡¿j school age], Librokom, Moscow, 400 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 7. Tiheeva E.I. & Morozova M.Ya. (2020), Sovremennyj detskij sad.

^ Ego znachenie i oborudovanie [Modern kindergarten. Its meaning and equipment], Obrazovatel'nyj proekt, Moscow, 80 p. (In Russian).

8. Ushinskij K.D. (1948), Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt ped-^ agogicheskoj antropologii (Sobranie sochinenij v 11 tomah) [Man as a subject of ^ education. Experience in pedagogical anthropology], 8, Izdatelstvo Akademii pedagogicheskih nauk SSSR, Moscow-Leningrad, 774 p. (In Russian).

ffij

9. Denisova R.R. (2005), Lichnostnoe razvitie starshih doshkol'ni-kov: teoreticheskij aspekt [Personal development of older preschoolers: theoretical aspect], Prometej, Moscow, 120 p. (In Russian)

10. Dybina O.V. (2002), Formirovanie tvorchestva u detej dosh-kol'nogo vozrasta v processe oznakomleniya s predmetnym mirom (disser-tatsiya na soiskaniya uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Formation of creativity in preschool children in the process of acquaintance with the objective world (dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences)], Moscow, 437 p. (In Russian).

11. Orlikova E.K. (2013), Organizacionno-pedagogicheskie usloviya social'no-lichnostnogo razvitiya starshih doshkol'nikov v processe dopolnitel'-nogo ekologicheskogo obrazovaniya (dissertatsiya na soiskaniya uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Organizational and pedagogical conditions for the social and personal development of older preschoolers in the process of additional environmental education (dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)], Velikij Novgorod, 254 p. (In Russian).

12. Paramonova L.A. (2001), Sistema formirovaniya tvorcheskogo konstruirovaniya u detej 2-7 let (dissertatsiya na soiskaniya uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [The system of formation of creative design in children 2-7 years old (dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences)], Moscow, 248 p. (In Russian).

13. Slobodskaya H. R. (2021), "Personality development from early childhood through adolescence", Personality and Individual Differences, vol. 172, pp. 110596. DOI: 10.1016/j.paid.2020.110596.

14. Bautista A., Moreno-Nunez A., Ng S.C., & Bull R. (2018), "Pre- i school Educators' Interactions with Children about Sustainable Develop- l ment: Planne d and Incidental Conversations", International Journal of Early d Childhood, vol. 50, is. 1, pp. 15-32. DOI: 10.1007/s13158-018-0213-0. ||

15. Herzhoff K., Kushner S.C., & Tackett J. L. (2017), "Personality g

n

development in childhood", in J. Specht (ed.), [Personality development a

s

across the lifespan], Elsevier Academic Press, American Psychological As- a sociation, pp. 9-23. DOI: 10.1016/B978-0-12-804674-6.00002-8. ft

to

16. Shiner R.L. (2003), "Personality differences in childhood and adoles- r

of

cence: measurement, development, and consequences", Journal of Child Psy- p chology and Psychiatry, vol. 44, iss. 1, pp. 2-32. DOI: 10.1111//1469-7610.00101. §

17. Thompson R. A. (2006), "The development of the person: Social a understanding, relationships, self, conscience", in W. Damon & R.M. Lerner " (series edrs.) & N. Eisenberg (vol. ed.), [Handbook of child psychology], vol. 3 | "Social, emotional, and personality development", New York, Wiley, pp. 24-98. p

18. Ryzhova N. A. (2003), Razvivayushchaya sreda doshkol'nyh | uchrezhdenij. (Iz opyta raboty) [The developing environment of preschool institutions. (From work experience)], Izdatel'stvo "LINKA-PRESS", Moscow. 192 p. (In Russian).

s of

Ch

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.