Научная статья на тему 'Система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии'

Система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абоюду Ахмед Кадим

В статье рассматривается разработанная классификация факторов, влияющих на формирование ассортимента и создание системы формирования ассортимента, представлена система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии»

сравнению с потребителями, которые приобрели новые высокопроизводительные модели. Следовательно, если при определении времени службы машины наряду с ценой потребления учитываются и другие факторы (например, величина ее простоев, моральное старение), то срок замены изделия сократится.

Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) на рынке и разработке прогноза развития рынка. Программа или план такого исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства и ряда других факторов.

Одним из наиболее трудоемких и наименее обеспеченных информацией этапов анализа конъюнктуры является анализ ценовой ситуации

на рынке. Знание источников информации о ценах мирового рынка - необходимое условие для формирования банка данных в процессе накопления данных о конъюнктуре рынка конкретного товара.

Таким образом, необходимо отметить, что в современных экономических условиях все более распространенным становится понятие «конкурентоспособность». Величина конкурентоспособности машинотехнического изделия зависит от двух основных показателей - качества изделия и затрат на его производство и эксплуатацию. Применительно к различным изделиям машинотехнической продукции существуют определенные особенности оценки конкурентоспособности, обусловленные спецификой данных изделий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ба. in и Н.М. Системные принципы формирования признаковых пространств в задачах обеспечения технического уровня, качества и надежности изделий машиностроения // Авиационная технология, 1991, № 2 (15), с. 23-33.

2. Белов А.А., Зубов Н.Н., Солоиевич Т.О. Реальный сектор экономики: тенденции и факторы // Современные аспекты экономики, № 9(122), 2007.

3. Летеико В. А., Туровец О.Г. Организация машиностроительного производства: Теория и практика. М.: Машиностроение, 1982.

4. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент) // К.А. Граченкова, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова / Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. М.: Высш. шк., 2003. 470 с.

5. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Под. ред. О.Г. Туровца. М.: ИН-ФРА-М, 2008.

6. Соколицин С.А., Кузин Б.И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. Л.: Машиностроение, 1988.

Абоюду А.К.

система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии

Успех работы предприятия во многом определяется способностью привести производственные мощности и другие внутренние возможности в соответствие с объемом спроса на его продукцию. Данная задача решается в рамках процесса оптимизации структуры товарного ассортимента. Чтобы эффективно решать эту задачу на регулярной основе, на предприятиях необходимо создавать систему формирования оптимальной структуры товарного ассортимента. Для этого необходимо определить все компоненты данной системы: входы, выходы, процессы.

Очевидно, что выходом системы будет являться сформированный оптимальный план продаж

по ассортиментным позициям. Входами системы будут являться управляемые и неуправляемые факторы, оказывающие влияние на процесс формирования оптимальной структуры товарного ассортимента.

В научной литературе авторами предлагаются различные классификации факторов формирования ассортимента. Г.Л. Трахтенберг [7] в качестве таких факторов рассматривает запросы потребителей, специфические конкурирующие товары и существующие модели в текущем товарном ассортименте.

Е.А. Скриптунова [5] расширяет перечень факторов и кроме маркетинговых факторов, к ко-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки

торым она относит потребность рынка в каждом товаре, выделяет экономические факторы, такие как ограничения, связанные с производственными мощностями и имеющимися оборотными средствами.

Д.В. Кротенко [3] и С.И. Генова [2] разделяют факторы, влияющие на формирование ассортимента, на внешние и внутренние. Д.В. Кротенко [3] в качестве внешних неуправляемых факторов формирования ассортимента рассматривает конечных покупателей, клиентов, поставщиков, конкурентов, государство, кредитные учреждения, а С.И. Генова - экономическую ситуацию и тенденции развития отрасли, политическую ситуацию, текущее положение предприятия, конъюнктуру рынка, ресурсы предприятия, ранее принятые долгосрочные решения и последствия управленческих решений в других сферах.

К внутренним управляемым факторам Д.В. Кротенко [3] относит собственников, формирующих долгосрочные цели предприятия, и функциональные области, такие как маркетинг, финансы и т. д., формирующие краткосрочные цели предприятия. С.И. Генова, по сути, придерживается схожего подхода и выделяет в качестве внутренних факторов стратегию предприятия, маркетинговую и товарную стратегии.

С.И. Генова пользуется также другой классификацией факторов, включающую в себя три переменные: возможности рынка, цели предприятия и доступные ему ресурсы. Воспользовавшись этими переменными, получим следующую классификацию факторов, влияющих на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии:

1) факторы, связанные с конъюнктурой рынка. К ним относятся политические, экономические,

социальные, технологические факторы, а также конкурентная ситуация в отрасли, товары-заменители, уровень спроса и потребности покупателей;

2) факторы, связанные с целями предприятия. Они включают миссию, общую стратегию предприятия, функциональные стратегии, товарную, а также ассортиментную стратегии;

3) факторы, связанные с ресурсами предприятия. К этой группе предлагаем относить технические, технологические, пространственные, кадровые, организационные, информационные и финансовые ресурсы предприятия, а также факторы, которые оказывают влияние на текущую прибыльность ассортимента, такие как производственные мощности предприятия, поставщики, кредитные учреждения и т. д.

Кроме того, выделяемые в работе факторы, влияющие на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии, в соответствии с направлениями ассортиментной политики, целесообразно разделить на стратегические и оперативные.

В результате, предлагаемую автором классификацию факторов, влияющих на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии, можно представить в виде матрицы (рис. 1).

Перейдем к рассмотрению процессов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента. На основе анализа существующих подходов к формированию ассортимента, можно сделать вывод о том, что большинство авторов считают данный процесс цикличным, причем в каждом последующем цикле осуществляется более детальный переход от общих направлений ассортиментной политики предприятия к частному, т.е. определению конкретного перечня товарных единиц.

Конъюнктура рынка Цели предприятия Ресурсы предприятия

Стратегический уровень Политические, экономические, социальные, технологические факторы Миссия, общая стратегия предприятия, функциональные стратегии предприятия Технические, технологические, пространственные, кадровые, организационные, информационные и финансовые ресурсы предприятия

Оперативный уровень Конкуренты, товары-заменители, потребители Товарная и ассортиментная политика Производственные мощности предприятия, кредитные учреждения и поставщики

Рис. 1. Матрица факторов, влияющих на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии

Так, А.С. Столярова и Л.И. Заиграева [6] выделяют следующие этапы формирования ассортимента. На первом этапе устанавливается групповой ассортимент, т. е. определяется ассортиментный профиль фирм. На втором этапе рассчитывается структура группового ассортимента, т. е. устанавливается количественное соотношение отдельных групп товаров в магазине. На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т. е. проводится подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.

И.А. Бланк [1] придерживается такого же подхода, но добавляет в этот процесс анализ соответствия ассортимента различным потребительским группам.

Многие авторы обозначают переход от общих направлений ассортиментной политики предприятия к частным с помощью выделения стратегического и оперативно-тактического уровней в этом процессе.

Так, В.А. Немков [4] выделяет два основных этапа формирования ассортиментной политики: этап формирования ассортиментной стратегии и этап формирования производственной программы предприятия.

С.И. Генова [2] рассматривает стратегический и тактический уровни формирования ассортимента. На первом этапе она предлагает выявлять направления, определяющие процесс генерирования ассортиментных решений на стратегическом уровне. А на втором этапе выявляются и количественно оцениваются уровни критериев выбора ассортиментных стратегических решений на тактическом уровне. На третьем этапе производится оценка соответствия ассортимента продукции предприятия рыночным требованиям и возможностям предприятия. Заключительным этапом является выбор предпочтительного варианта ассортиментной политики предприятия.

Д.В. Кротенко [3] рассматривает процесс формирования ассортимента на двух уровнях -стратегическом и оперативном. На стратегическом уровне на основе миссии, целей и стратегии предприятия разрабатываются положения по ассортиментной политике предприятия. На оперативном уровне, основываясь на результатах исследования внешней и внутренней среды, происходит формирование вариантов управленческих решений и процедуры многокритериальной оптимизации. Затем осуществляется выбор и перспективная оценка управленческих

решений, формирование, утверждение и реализация ассортиментных планов. Заключительным этапом управления ассортиментом на оперативном уровне является ретроспективная оценка эффективности реализованных управленческих решений.

На наш взгляд, важной особенностью подходов к формированию ассортимента, предложенных Д.В. Кротенко является учет факторов, влияющих на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии.

На основании анализа рассмотренных подходов к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии можно сделать вывод о том, что этот процесс осуществляется от определения общих направлений ассортиментной политики к планированию ассортиментных позиций, является циклическим процессом, включает в себя стратегическое и оперативное направления.

Поскольку, согласно системному подходу, каждая последующая операция процесса формирования товарного ассортимента определяется с учетом влияния различных факторов, воспользуемся разработанной нами ранее классификацией факторов, влияющих на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии.

Таким образом, в системе формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии целесообразно выделить два направления - стратегическое и оперативное, а этапы процесса формирования ассортимента разделить в зависимости от факторов, оказывающих воздействие на данном этапе: этапы, связанные с конъюнктурой рынка, этапы, связанные с целями предприятия, и этапы, связанные с ресурсами предприятия. Это позволит учесть влияние факторов на каждом этапе.

В результате система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии примет вид, представленный на рис.2.

Первым этапом стратегического уровня системы формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии является прогностическая оценка рынка. На данном этапе важно учитывать факторы, связанные с конъюнктурой рынка.

На следующем этапе на основе целей предприятия происходит формирование альтернатив его ассортиментной стратегии. Так, основными направлениями в области формирования товарного ассортимента являются: сокращение, расширение,

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки

Рис. 2. Система формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии

стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.

Заключительным этапом стратегического уровня системы формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии является выбор оптимальной ассортиментной стратегии. На этот выбор будут оказывать влияние ресурсы предприятия.

На оперативном уровне с учетом конъюнктуры рынка составляется прогноз продаж по ассортиментным позициям. Затем на основе целей предприятия проводится экономический анализ ассортимента. На заключительным этапе системы формирования оптимальной структуры товарного ассортимента исходя из ассортиментной стратегии, а также имеющихся в распоряжении пред-

приятия ресурсов осуществляется планирование продаж по ассортиментным позициям.

Таким образом, автором разработана классификация факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента по следующим признакам. Во-первых, факторы разделены на три группы: конъюнктура рынка, цели предприятия и ресурсы предприятия. Во-вторых, классификация учитывает уровень управления ассортиментом, в рамках которого учитывается влияния фактора, - стратегический и оперативный.

Данная классификация фактором положена в основу разработанной автором системы формирования оптимальной структуры товарного ассортимента на предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бланк И. А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. 408 с.

2. Генова С.И. Оптимизация процесса планирования ассортимента продукции в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Дис. доктора эконом.наук. Кишинев, 2006. 154 с.

3. Кротенко Д.В. Управление ассортиментной по-

литикой предприятий оптовой торговли. Дис. ...к.э.н. 08.00.05. Москва, 2006. 126 с.

4. Немков В. А. Формироваие ассортиментной политики в системе обеспечеия экономической устойчивости промышленного предприятия. Дис. .к.э.н. 08.00.05. Тюмень, 2003. 147 с.

5. Скриптунова Е.А. Управление ассортиментом -новый ресурс повышения рентабельности бизнеса,

сайт ПРАВО законодательство Республики Беларусь // Экономика и управление, 2005. Ьйр://ргауо.киИсЬк1. com/dop/plan/plan0308.htm.

6. Столярова А. С., Заиграева Л.И. Теоретические основы товароведения и экспертизы // Практикум. Улан-

Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 87 с.

7. Трахтенберг Г. Л. Улучшение ассортимента и качества товаров -важная народнохозяйственная задача. М.: Знание, 1975. 64 с.

Роговой Б.Л.

Комплексный подход и методы формирования

оптимальной организационной структуры строительной компании в конкурентной среде

За последние годы в связи с обострением конкуренции на рынках жилья строительным компаниям (СК) приходится все больше уделять внимания повышению эффективности по всем направлениям своей деятельности с целью обеспечения высокой конкурентоспособности.

В настоящее время проблема резкого повышения эффективности СК в конкурентной среде, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности, является основной, так как от этого зависит не только ее развитие, но и выживание.

В работах Н.В. Варламова [1, 2] на основе обобщения деятельности СК за последние пять лет и новых подходов и концепций, моделей и методов управления выявлены основные проблемы в системах управления СК (СУ СК) и пути повышения их эффективности в конкурентной среде.

Среди многих проблем на первое место им поставлена проблема создания оптимальной организационной структуры СУ СК.

В работе [3] приводится роль организационных структур в решении современных проблем управления в виде следующих цитат:

.....современные организации стали обладать

коллективным разумом.....

.....главным инструментом развития человечества становится совершенствование организационной структуры - механизма объединения ограниченных или неэффективных по отдельности

людей в эффективные коллективы.....

.....не секрет, что именно организационная

структура является как правило тщательно охраняемой коммерческой тайной, ибо технологию производства можно купить или придумать, а технологию управления крупной организации можно только вырастить, как живое существо, вместе с организацией.

В статье автор предлагает современные подходы и методы создания оптимальной организационной структуры СУ СК

Созданию и совершенствования организационных структур управления посвящено большое количество научных работ, но в которых отсутствуют методы комплексной оценки по интегральному критерию, определяющих эффективность каждого альтернативного варианта.

Автором предложен комплексный подход формирования оптимальной организационной структуры СК, сущность которого состоит в том, что оценка и выбор оптимального варианта типа организационной структуры СК предлагается осуществлять с использованием качественного и количественного подходов. Методика оценки и выбора оптимального варианта организационной структуры СК с использованием комплексного подхода включает два этапа:

- на первом этапе проводится качественная оценка каждого альтернированного варианта типов организационных структур СУ СК на соответствие основным требованиям, вытекающим из закономерностей и принципов управления, законов и принципов теории организации и самоорганизации;

- на втором этапе - количественная оценка выбранных вариантов на первом этапе по интегральному критерию. Интегральный критерий определяется с использованием основных и дифференциальных критериев (рис. 1).

Оценка эффективности СУ СК с использованием интегрального критерия в соизмеримых показателях достигается на основе следующих положений:

- показатели относительной эффективности дифференциальных критериев, значения диффе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.