Научная статья на тему 'Анализ факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента в системе управления торговой организацией'

Анализ факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента в системе управления торговой организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / ОПТИМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ASSORTMENT / OPTIMAL STRUCTURE / TRADE ORGANIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопчук Анастасия Анатольевна

В статье освещены основные факторы, оказывающие влияние на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации. Определена экономическая значимость товарного ассортимента. Анализ проведен с точки зрения управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокопчук Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS OF THE OPTIMAL COMMODITY ASSORTMENTS' STRUCTURE FORMING IN THE SYSTEM OF ORGANIZATIONS' ADMINISTRATION

The basic factors having influence on forming of optimal structure commodity assortment of the trade organization are lighted up in the article. The economic meaningfulness of commodity assortment is determined. The analysis is conducted from the point of view of administrative activity.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента в системе управления торговой организацией»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОИ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

УДК 658.628

Анастасия Анатольевна Прокопчук

Преподаватель кафедры Менеджмента Евразийского открытого института Тел.: 8-916-366-13-44, Эл. почта: aaprokopchuk@mail.ru

В статье освещены основные факторы, оказывающие влияние на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации. Определена экономическая значимость товарного ассортимента. Анализ проведен с точки зрения управленческой деятельности.

Ключевые слова: ассортимент, оптимальная структура, торговая организация, управление.

Anastasia Prokopchuk

The teacher of department of Management of the Euroasian open institute Tel.: 8-916-366-13-44, E-mail: aaprokopchuk@mail.ru

ANALYSIS OF THE FACTORS OF THE OPTIMAL COMMODITY ASSORTMENTS' STRUCTURE FORMING IN THE SYSTEM OF ORGANIZATIONS' ADMINISTRATION

The basic factors having influence on forming of optimal structure commodity assortment of the trade organization are lighted up in the article. The economic meaningfulness of commodity assortment is determined. The analysis is conducted from the point of view of administrative activity.

Keywords: assortment, optimal structure, trade organization, management.

1. Введение

Оптимальная структура товарного ассортимента торговой организации - залог успеха деятельности фирмы на конкурентном рынке. Сегодня деятельность любого субъекта хозяйствования невозможна без анализа конкурентной позиции предприятия и управления конкурентоспособностью компании на рынке. Изменение деловой среды от административно-командной к рыночной требует новых современных подходов к формированию структуры ассортимента товаров организации [1, с. 101]. Особенно актуально это для предприятий торговой сферы: систематичная ориентация на настроение потенциального потребителя требует глубокого изучения и анализа факторов, способных повлиять на формирование оптимальной структуры ассортимента продукции.

Основы формирования оптимальной структуры ассортимента были заложены преимущественно зарубежными исследователями, такими как И. Ансофф, Б. Берман, К. Бове, К. Боумен, P. Дафт, Е. Дихгль, Ж. Ламбен, Дж. О. Шонесси, Ф. Котлер, X. Хершген, Дж. Эванс [2]. Следует выделить также вклад советских ученых, заложивших основу для дальнейших исследований структуры ассортимента и ее оптимизации в России: М.М. Дарбинян, Л.А. Полонская, М.М. Туриянская, Г.Л. Трахтенберг. В работах А.А. Алексеева, О.Н. Беленова, С.И. Геновой, Д.Е. Ивахника, Е.В. Закшевской, А.В. Короткова, Д.В. Кротенко, Т.Н. Макаровой, И.В. Маракулиной, Т.И. Овчинниковой, Б.А. Резниченко, А.Ю. Синкина, Т.В. Харько-вой, И.В. Филимоненко освещены методические подходы к формированию ассортимента в условиях изменчивости рынка [3].

В данном исследовании дано определение оптимизации структуры товарного ассортимента, а также структурированы факторы, оказывающие наибольшее влияние на оптимальную структуру товарного ассортимента торговой организации.

Целью исследования в данной статье является обоснование и структурирование факторов влияния на оптимальную структуру товарного ассортимента торговой организации. Среди методов исследования следует выделить методы анализа и синтеза, а также метод научной абстракции.

Товарный ассортимент разными исследователями рассматривается с разных позиций и имеет несколько разные определения. Наиболее полно роль ассортимента в управлении торговой организации отражает следующее определение. Товарный ассортимент - это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом [4, с. 23]. Таким образом, товарный ассортимент - важная составляющая деятельности торговой организации, определяющая правильность выбранной стратегии деятельности предприятия и успешность его работы.

2. Исследование факторов формирования оптимальной структуры товарного ассортимента

Оптимизация структуры товарного ассортимента - важная составляющая деятельности управленческого звена предприятия. Как такового определения понятия «оптимизация» применительно к товарному ассортименту не дано, хотя понятие «оптимальная структура» существует, а термин «оптимизация» используется довольно широко. Поэтому, исходя из общих определений термина, дадим следующее определение оптимизации структуры товарного ассортимента: это процесс усовершенствования системы управления товарным ассортиментом предприятия с целью повышения эффективности сбыта продукции (разработка автора). Таким образом, оптимальной может называться такая структура ассортимента товарной продукции, которая обеспечивает максимальную эффективность сбытовой деятельности предприятия.

Оптимальная структура ассортимента призвана обеспечить максимальную рентабельность и достаточную стабильность работы предприятия в целом и его сбытовой деятельности в частности [5, с. 46].

Определив экономическую значимость товарного ассортимента и его оптимизации, необходимо обозначить основные факторы, оказывающие влияние на формирование оптимальной структуры ассортимента.

№6, 2010

104

Таблица 1. Структурирование факторов влияния на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента предприятия

Внутренние Внешние

1. Ассортиментная концепция предприятия, выражающаяся в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента (разнообразие видов товаров, уровень и частота обновления ассортимента, уровень цен и др.) [4] 1. Покупательская способность потенциальных потребителей.

2. Товарная политика предприятия. 2. Стратегия деятельности конкурентов.

3. Маркетинговая концепция предприятия. 3. Механизм государственного ре гулирования торго во й деятельности.

4. Стратегия деятельности предприятия.

5. Конкурентная позиция предприятия.

6. Потенциал предприятия: ресурсный, инновационный, экономический.

Учитывая важность конкурентных позиций предприятия на рынке, все факторы влияния на ассортимент товарной продукции предприятия, по аналогии с факторами влияния на деятельность предприятия в целом [6, с. 108], можно разделить на два основных вида: внешние и внутренние.

Внутренними являются факторы, оказывающие влияние на формирование ассортимента товарной продукции изнутри [7]. Особенностью внутренних факторов является то, что на них менеджмент предприятия способен оказывать регулирующее воздействие [8]. На внешние факторы управленческий состав предприятия не в состоянии оказывать влияние, однако способен их предвидеть и должным образом защитить сферы деятельности предприятия от их негативного воздействия [9, с. 108].

В Таблице 1 наглядно отобразим процесс влияния основных факторов на формирование оптимальной структуры товарного ассортимента (разработка автора).

Представленное в таблице деление факторов на две основные категории весьма общее, потому нуждается в уточнении и более подробном анализе.

Ассортиментная концепция должна включать обязательный процесс определения ассортиментного минимума [7]. Ассортиментный минимум - перечень товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в структуре ассортимента предприятия в любой период времени независимо от сезона [8]. Это - ядро ассортимента, его основа. Ассортиментный минимум определяет дальнейшую стратегию оптимизации структуры ассортимента. Поэтому формирование ассортиментного минимума - важный начальный этап оптимизации.

Дальнейший анализ внешних и внутренних факторов не должен проходить раздельно: только комбинированный анализ внешних и внутренних факторов влияния может привести к эффективной оптимизации структуры товарного ассортимента [10, с. 78].

3. Алгоритм формирования оптимальной структуры товарного ассортимента

Итак, для комплексного изучения и анализа факторов предложим следующий алгоритм формирования оптимальной структуры:

1. Определение формата деятельности торгового предприятия: выбор ос-

новной концепции и позиционирование.

2. Изучение покупательского спроса: анализ покупательских способностей, сегментирование рынка.

3. Изучение ассортимента конкурентов.

4. Разработка решения о товарах, которые будут продаваться организацией, и об уровне цен на эти товары.

5. Анализ сбалансированности ассортимента по количеству категорий и соотношению товарных позиций.

Проведя указанный анализ, можно выделить также специфические факторы влияния на формирование оптимальной структуры ассортимента торговой организации, а именно (Разработка автора):

- размер предприятия;

- условия товароснабжения;

- специализация предприятия;

- наличие других розничных предприятий;

- численность и состав обслуживаемого населения;

- материальные и технические ресурсы предприятия;

- количество поставщиков;

- возможности и условия поставки товара;

- ограничение торговых и складских помещений;

- процентное соотношение групп покупателей;

- экономические факторы (оборачиваемость запасов, возможные размеры торговых надбавок, налогоёмкость и т.д.);

- взаимная дополняемость товаров;

- финансовая устойчивость и авторитет предприятия;

- методы обслуживания населения;

- степень обновления товарного ас-

сортимента;

- уровень квалификации персонала;

- возможность сбыта и продвижения товара;

- территориальное расположение;

- информационный круговорот в системе «производитель - продавец -покупатель»;

- устойчивость и гибкость ассортимента предприятия.

4. Заключение

Изучив особенности формирования и оптимизации структуры ассортимента, можно прийти к выводу, что процесс формирования ассортимента - важный этап деятельности торговой организации. В данной статье проанализированы основные подходы к определению ассортимента продукции и его формированию, а также дано определение оптимизации ассортимента и произведен анализ основных факторов влияния.

Проводя анализ факторов влияния на оптимальную структуру ассортимента, следует отметить следующее:

1. В процессе оптимизации нужно учитывать влияние как внешних, так и внутренних факторов.

2. Работа по оптимизации структуры ассортимента должна проводиться не спонтанно, а систематично - только в таком случае может быть достигнут желаемый эффект: максимизация прибыли (минимизация убытков) предприятия.

Оптимизация также должна проходить поэтапно. К основным этапам можно отнести следующие: анализ динамики рынка и структуры спроса; финансовый анализ разработанных предложений; утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Указанные этапы могут варьиро-

Экономика, Статистика и Информатика ЦЦ5 №6, 2010

— |

ваться в зависимости от управленческих решений в каждом отдельном случае, но их наличие в процессе оптимизации структуры ассортимента обязательно - иначе желаемая цель не будет достигнута.

Литература

1. Немков В.А. Формирование ассортиментной политики в системе обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия: Дис. канд. эконом. наук. - Тюмень, 2003. - 147с.

2. Фидаров В.В. Формирование товарно-ассортиментной политики организации в условиях неопределенности: монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 152с.

3. Харькова Т.В. Инструменты и методы формирования ассортиментной политики производственного предприятия: Автореф. дисс. канд. эконом. наук.

- Белгород, 2007. - 31с.

4. Ирина Касперович Оптимизация структуры товарного ассортимента. Варианты оптимизации // Финансовый директор. - 2010. - №1. - с. 22 - 26.

5. Александр Савинкин Оценка эффективности торговых сделок // Финансовый директор. - 2003. - № 10. - с. 44

- 48.

6. Маркетинг: учеб. пособ. для ву-

зов [под редакцией проф. Уткина Э.А.]

- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКИОС, 2002.

- 320с.

7. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. - 2-е изд., исправ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 296с.

8. Екатерина Бузукова Структура ассортимента розничной компании и ассортиментная матрица // Вестник Центра дистанционного образования «Elitarium». - 23.02.2009.

9. Киселев В.М. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли // Маркетинг. - 2003. - №2. - с. 107 -111.

10. Ковалев М. Моделирование рыночных ситуаций и стратегий // Маркетинг. - 2003. - №1. - с. 75 - 78.

References

1. V.A. Nemkov The forming of assortment policy in the system of providing of industrial enterprise economic stability: The degree of candidate of economic sciences. - Tyumen', 2003. - 147 p.

2. VV Fidarov The forming of commod-ity-and-assortment policy of organization in the conditions of vagueness: monogra-phy. - Tambov: The Tambov gov. tech. Univ. publishing house, 2004. - 152 p.

3. T.V. Khar'kova Instruments and methods of forming of assortment policy of the productive enterprise: Annotation of the degree of candidate of economic sciences. - Belgorod, 2007. - 31p.

4. Irina Kasperovich Optimization of structure of commodity assortment. Variants of optimization // Financial director. - 2010. - №1. - p.22-26.

5. Alexander Savinkin Estimation of efficiency of tradetransactions // Financial director. - 2003. - № 10. - p. 44 - 48.

6. Marketing: training-book for high. educ. est. [the redaction of prof. Utkin E.A.] - Moscow: Association of authors and publishers «Tandem». EKIOS, 2002.

- 320 p.

7. Philip Kotler Marketing by Kotler: how to create, conquer and retain a market / Trans. From English. - Moscow: Al'pina Business Books, 2005. - 296 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yekaterina Buzukova The structure of assortment of retail company and assortment matrix // The Announcer of The Center of distance education «Elitarium».

- 23.02.2009.

9. V.M. Kiselyov Forming of the commodity assortment in the field of trade // Marketing. - 2003. - №2. - p.107-111.

10. M. Kovalyov Modeling of market situations and strategies // Marketing. -2003. - №1. - p. 75 - 78.

№6, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.