Горина А.П.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономит и организация производства» экономического факультета ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Россия, г. Саранск
Святкина Е.А.
магистр 1-го курса экономического факультета, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», Россия, г. Саранск
УДК 339.1
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВЫПУСКА
В статье рассматривается практика формирования ассортиментной политики предприятия как основного инструмента достижения высокого уровня прибыли. Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. На сегодняшний день проблема формирования ассортиментной и товарной политик является одной из актуальных. Необходимо проведение оптимизации ассортиментной политики таким образом, чтобы это приносило наибольший уровень прибыли для предприятия. Ассортиментная политика одновременно определяет производственное направление предприятия, сочетание отраслей, ориентацию на группы потребителей. От того, насколько правильно и точно выстроена ассортиментная политика предприятия, непосредственно зависит и ее успех, и достижение стратегических целей компании. Представлены основные этапы и принципы формирования оптимальной ассортиментной политики. Проведен анализ товарной и сбытовой политики ООО «Агрофирма Юбилейная». Также проведен социологический опрос среди покупателей продукции данного предприятия на их вкусовые предпочтения и мнения о качестве продукции.
Ключевые слова: ассортимент, оптимальная ассортиментная политика, товар, товарная позиция, спрос, потребители, рынок.
ASSORTMENT POLICY OF FIRM IN THE CONDITIONS OF ALTERNATIVE RELEASE
In article practice of formation of assortment policy of the enterprise as main instrument of achievement of high profit level is considered. The assortment policy is one of the most important components of competitive strategy of the company. The question of expansion or narrowing of the range of the let-out or sold production can have various decisions depending on the whole complex of specific conditions: branch, commodity group, sizes of firm and other tactical components. Today, the problem of formation assortment and commodity the politician is one of actual. Carrying out optimization of assortment policy is necessary so that it brought the greatest profit level for the enterprise. The assortment policy at the same time defines the production direction of the enterprise, a combination of branches, orientation on groups of consumers. From that how correctly the assortment policy of the enterprise directly is also precisely built depends both its successful, and achievement of strategic objectives of the company. The main stages and the principles of formation of optimum assortment policy are presented. The analysis of commodity and marketing policy of LTD «Agrofirma Yubileinya». Sociological survey among buyers of production of this enterprise for their flavoring preferences and opinions on quality of production is also conducted.
Key words: assortment, optimum assortment policy, goods, commodity position, demand, consumers, market.
78
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (14), 2015
На современном этапе развития экономики России особую актуальность приобретают вопросы оптимизации ассортимента товаров народного потребления. В настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере.
Компании промышленности не принимают во внимание изменения спроса покупателей при формировании собственных производственных программ, а торговая деятельность, в сложившихся условиях, не оказывает должного влияния на совершенствование производимого ассортимента товаров.
Стратегия, которая разрабатывается для формирования, расширения и изменения ассортимента, называется ассортиментной политикой [1]. Ассортиментная политика содержит в себе:
- установление потребностей клиентов в конкретных товарах;
- определение главных характеристик ассортимента и проведения анализа его рациональности;
- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;
- оценку материальных возможностей организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
- определение направлений для формирования оптимального ассортимента [2].
Ассортиментная политика одновременно описывает производственное направление, сочетание отраслей, специализацию компании или приобретается из внешних источников, а потом продается, то есть продукты каких видов, подвидов, товарных групп, модификаций марок надлежит производить и реали-зовывать.
Главная задача ассортиментной политики заключается в определении набора товаров, обеспечивающих получение прибыли и ведение успешной деятельности в общем [3].
На сегодняшний день в практике формирования ассортиментной политики предприятия существует четыре основных принципа:
- функциональный - предполагает учет близости выполняемых функций;
- потребительский - разделение по группам потребителей;
- сбытовой - в основе классификации лежит типология посредников по доведению продукции до потребителя;
- ценовой - основной характеристикой является уровень цен [6].
В настоящее время фактически нет компаний, производящих и продающих на рынке всего один товар. Компании, выпускающие товары промышленного предназначения ограничивают свою деятельность производством и сбытом единственной серии либо
рода изделий, то есть товаров, служащих одинаковой цели либо настолько близких, что покупатель готов покупать их все. Многие компании занимаются производством и сбытом нескольких серий, типов товаров. Набор товаров, выпускаемых фирмой, и называют ассортиментом [7].
При обосновании ассортиментной политики необходимо в первую очередь исходить из общих правил, предусматривающих одновременный выход на рынок со следующими товарными группами:
- основные - товары, приносящие основную прибыль;
- поддерживающие - товары, приносящие предприятию меньшую прибыль, чем основные, но поступающие на рынок постоянно и поэтому стабилизирующие выручку от продаж;
- стратегические - товары, от которых предприятие ожидает получение значительной прибыли в будущем;
- тактические - товары, призванные стимулировать реализацию основных товарных групп.
Основная модель формирования ассортиментной политики предприятия должна содержать последующие этапы разработки.
1. Определение спроса на продукт.
2. Расчет основных показателей товарного ассортимента и обоснование его рациональности.
3. Выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента.
4. Оценка возможностей компании.
5. Выбор и обоснование направлений формирования ассортимента. Однако в кризисной ситуации и в условиях нестабильного спроса возможно проведение обновления и изменения действующих ассортиментных групп во избежание получения низкого уровня прибыли. Этого возможно достичь при сочетании следующих условий:
1) стимулирование спроса;
2) выявление новых потребностей потребителей;
3) повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятия.
Рассмотрим в частности ассортиментную политику ООО «Агрофирма Юбилейная» Дубенского района Республики Мордовия.
Предприятие зарегистрировано в селе Дубенки, Дубенского района Республики Мордовия. Основные виды деятельности: производство пищевых продуктов; переработка молока и производство сыра; производство обработанного жидкого молока.
Ассортимент данного предприятия включает в себя следующую товарную позицию: молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира от 1,2 до 4,5 %; молоко питьевое с массовой долей жира от 7,2 до 9,5 % топленое стерилизованное;
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 4 (14), 2015
79
шоколадное масло; плавленые, обезжиренные и колбасные сыры; кисломолочная продукция, творог.
В целях анализа оптимальной ассортиментной политики ООО «Агрофирма Юбилейная» было про-
ведено маркетинговое исследование, которое состояло из опроса ста жителей района на выявление предпочтений в продукции предприятия. Данные представили в таблице.
Предпочтения покупателей в продукции ООО «Агрофирма Юбилейная»
Наименование продукции Число потребляющих продукцию, чел.
Молоко питьевое пастеризованное 1,2-4,5% 89
Молоко питьевое топленое 7,2-9,5 % 45
Шоколадное масло 78
Плавленый сыр 30
Обезжиренный сыр 89
Колбасный сыр 67
Кисломолочная продукция 90
Сметана 20 % 89
Творог 89
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что в целом продукция данного предприятия устраивает покупателей и по качеству, и по вкусовым предпочтениям. Самыми востребованными являются такие разновидности продукции, как: молоко пастеризованнов, кисломолочная продукция, сметана, творог, сыр обезжиренный.
Так как оптимальнао ассоетиментная политика включает в себя также выстраивание направлений распределения товара по каналам сбыта, целесообразна оценка ороведенил сбо>1товай политики двн-ного предприятия. Проанализируем количество заключенных договоров с поставщиками ib коаичество выполненных договоров. Полученные данные представим в виде диаграммы.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
I Количество заключенных договоров, шт.
Количество выполненных договоров, шт.
2013 г.
2014 г.
по
01.09.2015 г.
Показатели результативности сбытовой политики ООО «Агрофирма Юбилейная»
Из данной диаграммы мы видим, что из года в год растет объем заключенных договоров, а именно: в 2014 году на 15 %,а в 2015 году на 14,5 %.
В стратегию предприятия входит поэтапное ежегодное увеличение заключаемых договоров по-
ставки без отрыва от улучшения качества продукции. Ведется работа по продвижению продукции как в районы республики, так и близлежащие регионы, особенно в Ульяновскую область. Продукция предприятия пользуется спросом и занимает устойчивое положение на рынке.
Исключительно важно формирование грамотной, рациональной ассортиментной политики предприятия, определяющей степень удовлетворенности потребителеа предлагаемыми товарами и услугами. Потому анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики считается неотъемлемой частью манкетинговой деятельности любого предприятия. При формировании оптимальной ассортиментной политики нужно грамотно провести подбор набора товаров, позволяющего удовлетворить не только лишь текущие, но и стратегические цели фирмы [5].
Список литературы:
1. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы. - М: Финансы и статистика, 2011.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. - М: МВЦ «Айто-лан», 2013.
4. Калужский М. Товарная политика в маркетинге // Центр дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. elitarium.ru.
5. Маркетинг: общий курс: Учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Омега-Л, 2009.- 476 с.
6. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: БГЭУ, 2011.
sc
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 4 (14), 2015
7. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. - М.: Экономическая школа, 2002.
8. Отчет о прибылях и убытках ООО «Агрофирма Юбилейная» за 2012, 2013, 2014 годы. - Дубенки, ООО «Агрофирма Юбилейная».
List of literature:
1. Alekseeva L.I. Planning of activity of firm. - Moscow: Finance and statistics, 2011.
2. BakanovM. I., Sheremet A.D. Theory of the economic analysis. - Moscow: Finance and statistics, 2013.
3. BelyalovA.Z. As to the unprofitable enterprise to leave crisis and to become profitable. - Moscow: MVTs «Aitu-olang», 2013.
4. Kaluzhskij M. Commodity policy in marketing // The Center of remote education «Elitarium» [Electronic resource]. - URL: http://www.elitarium.ru.
5. Marketing: general course: Studies. a grant / Under the editorship of N.Ya. Kolyuzhnova, A.Ya. Yacobson. -Moscow: Omega-L, 2009. - 476 p.
6. Yermolovich L.L. Analysis of financial and economic activity of the enterprise. - Mn.: BGEU, 2011.
7. Samuelson P.A. Bases of the economic analysis. -Moscow: Economic school, 2002.
8. The profit and loss report of LTD «Agrofirma Yu-bileinaya» for 2012, 2013, 2014 years. - Dubenki, LTD «Agrofirma Yubileinaya».
Руденко М.Н. Арекеева А.Ю.
кандидат экономических наук, доцент, аспирант
заведующий кафедрой «Предпринимательство ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный
и экономическая безопасность» исследовательский университет»,
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный Россия, г. Пермь
исследовательский университет», Россия, г. Пермь
УДК 330.101.541
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ
В сложившихся условиях развитие предпринимательских структур должно стать закономерным и управляемым процессом, осуществляемым с использованием специально разработанного механизма, включающего прогрессивные методы и технологии менеджмента, адаптированные к условиям, факторам и особенностям уровня развития предпринимательских структур каждого конкретного региона РФ. При разработке организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона, по мнению авторов, необходимо предусмотреть возможность оценки его эффективности и разработать соответствующий инструментарий. С этой целью авторами статьи предлагается методика комплексной оценки эффективности организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур региона.
Ключевые слова: предпринимательство, потенциал, анализ, оценка эффективности, уровень развития, регион, факторы, инновационное развитие.
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (14), 2015
ai