Научная статья на тему 'Методика построения алгоритма выбора маркетинговых стратегий, обеспечивающих оптимизацию ассортиментной политики компаний, функционирующих на региональных рынках модной одежды'

Методика построения алгоритма выбора маркетинговых стратегий, обеспечивающих оптимизацию ассортиментной политики компаний, функционирующих на региональных рынках модной одежды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
258
Поделиться
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ / РЫНОК МОДНОЙ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копец Р. Н.

Формирование производственного ассортимента как элемент адаптивного управления ассортиментом продукции предприятия предполагает создание потребительской ценности, соответствующей потребностям конкретного целевого рынка и (желательно) превышающей конкурирующие аналоги.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Копец Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методика построения алгоритма выбора маркетинговых стратегий, обеспечивающих оптимизацию ассортиментной политики компаний, функционирующих на региональных рынках модной одежды»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИИ АЛГОРИТМА ВЫБОРА МАРКЕТИНГОВЫХ

стратегий, обеспечивающих оптимизацию ассортиментной

ПОЛИТИКИ КОМПАНИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ

РЫНКАХ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ

КОПЕЦ Р.Н.

ФГОУ ВПО «ЮФУ», аспирант, e-mail: devis_05@mail.ru.

Формирование производственного ассортимента как элемент адаптивного управления ассортиментом продукции предприятия предполагает создание потребительской ценности, соответствующей потребностям конкретного целевого рынка и (желательно) превышающей конкурирующие аналоги.

Ключевые слова: маркетинговые стратегии; управление ассортиментом; рынок модной одежды

Коды классификатора JEL: M 31

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем, стоящих на сегодняшний день перед российскими бизнес-структурами, является проблема эффективного управлении. [4, с.4-11] Она возникла вследствие постоянно усложняющейся конкурентной среды, с одной стороны, и ограниченности, а зачастую и дефицита внутренних ресурсов предприятий, с другой.

Структура конкурентного поведения всех мотивированных субъектов профессионального бизнеса имеет многоуровневый характер. Она включает следующие уровни конкурентного поведения: [9, С. 21-22] стратегический, тактический (оперативный), конъюнктурный (ситуационный).

Учредители и руководители предприятий всегда интересует эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, конкурентное положение и занимаемая доля рынка как важнейшие факторы, влияющие на образование и величину прибыли. Эти проблемы с максимальной результативностью в конкретных условиях бизнес-среды позволяют решать концепции современного маркетинга. К ним относятся: концепция стратегического маркетинга, бурно развивающаяся в последнее десятилетие; теория конкурентной рациональности, предложенная в 1994 г. Питером Р.Диксоном в результате многолетних исследований; концепция максимаркетинга Стэна Рэнна и Томаса Л.Коллинза, которая была разработана в 1986 г.

Основным принципиальным подходом к стратегическому управлению субъектами рынка, имеющим доказанное результативное практическое воплощение, на сегодняшний день является маркетинговое управление, под которым понимается процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов, услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организаций. [8, с. 46] С точки зрения Ф.Котлера, управление маркетингом

- это по сути управление спросом, которое, конечно, нельзя понимать буквально. В данном случае спрос

- это управляемый объект, а управление - это перевод его из существующего состояния в желаемое в соответствии с поставленными целями.

В целом маркетинговое управление, являясь ведущим концептуальным подходом к стратегическому управлению предприятием, действующим на современном конкурентном рынке, определяет направленность, условия выполнения и взаимосвязь всех маркетинговых функций предприятия. Таким образом, управление ассортиментом, входящее в число этих функций, должно органически «вписываться» в концепцию маркетингового управления, то есть соответствовать тем принципам, на которых эта концепция построена, и целям, на которые направлена ее реализация. [11, с. 11-15]

Все вышеизложенное означает, что прежде чем конкурентное поведение субъектов профессионального бизнеса примет вид оперативных процедур, ситуационных реакций и непосредственных действий, оно моделируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий конкурентного поведения. Такая же логика действий свойственна бизнесу и в сфере управления ассортиментом продукции. Однако, далеко не все управленческие решения в рамках управления ассортиментом продукции относятся к ведению стратегического уровня решений (табл. 1).

Из табл.1 видно, что управление товаром, как элементом комплекса маркетинга входит в разряд тактических мер управления функционированием организации. При этом развитие ассортимента входит в состав оперативных решений менеджмента производственного предприятии. Однако, несмотря на то, что управленческие решения в отношении управления ассортиментом относятся к оперативному уровню управления, но они являются базовыми для формирования решений более высокого уровня. Характеристика оперативности в данном случае заключается в способности ассортиментной политики адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям.

Таблица 1

Классификация маркетинговых управленческих решений в рамках системы управления товаром и ассортиментом производственного предприятия [2, с.520-529]

Направления управленческой деятельности и марке- Виды маркетинговых решений

тинговые решения стратегические тактические оперативные

1. Управление маркетинговыми усилиями:

- управление товаром,

- управление ценой,

- управление распределением,

- управление продвижением.

2. Управление товаром:

- развитие ассортимента,

- обеспечение конкурентоспособности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка новых товаров,

- разработка марочной продукции

3. Развитие ассортимента:

- управление атрибутами товара,

- формирование производственного ассортимента,

- формирование товарного ассортимента,

- ассортиментная политика на стадиях жизненного

цикла товара

Поскольку, как отмечалось ранее, ассортиментная политика, как органическая часть товарной политики, позволяет организации выявлять и чутко реагировать на изменения потребительских предпочтений, а, в конечном итоге, на основе этого обеспечивать повышение эффективности деятельности самой организации, то вполне логичным становится вывод о том, что ассортиментная подсистема управления обладает свойством самоприспособления, или адаптации, что означает ее объективную способность сохранять работоспособность при непредвиденных изменениях свойств управляемого объекта, целей управления или окружающей среды путем смены алгоритма функционирования или поиска оптимальных состояний.[3, с. 11] При этом адаптивность указанной подсистемы системы управления производственной организацией достигается за счет обратной связи и незамедлительной адекватной реакции управляющего субъекта на происходящие изменения. Это означает, что в рамках данного механизм достаточно важную роль играет информационная система (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что подсистема адаптивного управления товарным ассортиментом производственного предприятия нацелена, в конечном счете, на подготовку информации для принятия соответствующих управленческих решений маркетинговых проблемных ситуаций. Эти решения включают в себя такие, как: управление атрибутами товара, формирование производственного ассортимента, формирование товарного ассортимента, разработка и реализация ассортиментной политики организации на различных стадиях жизненного цикла товара и марки.

Важной особенностью является то, что в центре процесса управления находится конкурентоспособный продукт и неотделимый от него ассортимент, которые служат носителями управляющих воздействий на покупателей, посредников и конкурентов. Маркетинговые коммуникации, как и управляющие воздействия, играют поддерживающую и стимулирующую роли. В конечном итоге контур управления в развернутом виде преобразуется в систему маркетинга производственного предприятия.

В этом случае система маркетинга может быть определена как система маркетингового взаимодействия его внутренней среды с субъектами и силами внешнего окружения, обеспечивающая осуществление обмена и достижение субъектом его маркетинговых целей. [1, с. 143]

Результаты обработки маркетинговой информации, поступающей из внешней среды, дают импульс к разработке товара и ассортимента, ценовой политики и ценообразования, к формированию каналов распределения и комплекса маркетинговых коммуникаций.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что служба маркетинга приобретает роль особой составляющей внутренней среды, выполняющей в условиях маркетингового управления не только координирующую, но и развивающую функцию по отношению к бизнесу предприятия.

С точки зрения системного анализа, функцию разработки товара и ассортимента выполняет соответствующая подсистема системы маркетинга производственного предприятия. Она взаимодействует с другими подсистемами, входящими в службу маркетинга.

Адаптивность (постоянное приспособление) подсистемы к внешним факторам достигается за счет информации обратной связи (маркетинговая информация и возмущающие воздействия) и незамедлительной адекватной реакции на происходящие изменения (негативные и позитивные).

В условиях продуктовой организации службы маркетинга производственного предприятия, как известно, маркетинговые функции распределяются по отдельным продуктам или маркам таким образом, что весь комплекс маркетинговых функций выполняется по каждой из них. При этом централизованными функциями могут оставаться маркетинговые коммуникации, планирование маркетинга и некоторые другие, «общие» для всех производимых продуктов и марок. Такие схемы именуют функционально-продуктовые.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

&

»

я<

о

У

Рис. 1. Информационная схема подсистемы адаптивного управления товарным ассортиментом

производственного предприятия при функциональной организации службы маркетинга [1, с. 143]

Управление атрибутами товара как одна из задач управления ассортиментом продукции производителя возникает по причине того, что достаточно часто из-за разнообразия ассортиментных позиций товарной линии возникают проблемы с идентификацией продукта при заказе и выборе его покупателем, а также проблемы с восприятием продукта при его потреблении. Для преодоления данных трудностей предприятие должно управлять набором параметров, дифференцирующих ассортиментные позиции ряда, но при этом обеспечивающих их единый образ. [6, с. 29]

Фактически это означает, что ассортиментные позиции продукта должны отличаться друг то друга - в этом и состоит цель выпуска продукта в ассортименте, с другой стороны, они должны иметь нечто общее, «быть в системе», так как выпускаются как продукты одного ряда, а не сами по себе.

При этом виды продукта могут отличаться друг от друга на внутреннем и внешнем уровнях. Соответственно, компания должна действовать в двух направлениях: [1, с. 64]

1) управлять продуктом, который находится внутри упаковки, то есть внутренними параметрами продукта,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) управлять упаковкой и названием продукта, то есть внешними элементами продукта.

Внутренние и внешние элементы отвечают разным задачам и, как правило, важны для разных клиентов: внешние - для продавцов и покупателей, внутренние - главным образом для потребителей.

Система общности и различимости видов ассортимента выступает, таким образом, как инструмент дифференциации продукта. Изменение же свойств продукта (одного базового варианта) и закрепление за ним индивидуального названия и дизайна упаковки позволяет формировать ассортиментный ряд.

При этом следует учитывать, что формирования отличий и сходства ассортиментных позиций является результатом однонаправленного действия четырех элементов системы маркетингового управления организацией: решений относительно позиционирования марки, концепции продукта, комплекса маркетинга, а также состава и размера имеющегося ассортимента продукции фирмы.

Учет специфики рынка модной одежды позволяет говорить о том, что исходным моментом при реализации ассортиментной политики организации-производителя является наличие конкурентоспособного продукта, удовлетворяющего потребностям конечного покупателя. Поэтому обещания бренда должны быть обоснованы и подкреплены профессиональными действиями сотрудников компании по созданию собственного модного продукта.

Для этого в начале работы по созданию коллекции необходимо определить объективные критерии оценки работы дизайн-бюро, чтобы свети к минимуму фактор субъективности при принятии решений. Дело в том, что субъективность является одной из достаточно серьезных ошибок деятельности российских предпринимателей на рынке одежды, поскольку многие из них формируют коллекции под свой вкус, а не ориентируются на запросы потребителей. Чтобы свести субъективность оценки к нулю, можно использовать ряд следующих критериев:

- позиционирование торговой марки,

- четкое представление, какие потребности конечного потребителя удовлетворяются той или иной ассортиментной группой,

- степень чувствительности конечного покупателя к характеристикам продукта (конструктивным, художественным, стилевым).

Итак, любая организация, действующая на рынке модной одежды должна начинать разработку ассортиментной стратегии с формирования первоначального варианта ассортиментной концепции. При этом, рассматривая ассортиментные стратегии как один из комплексной системы внутрифирменного планирования, следует отметить следующие ее особенности: [6, с. 13-15] наличие четко выраженной цели, «древовидное» построение целевого блока, включающего иерархическую последовательность целей и задач, наличие укрупненной системы мероприятий, направленных на достижение выдвигаемых целей и задач, взаимоувязанное рассмотрение целевых и ресурсных компонентов, относительно высокая продолжительность рассматриваемого периода (в сравнении с тактикой).

Современная система маркетинга предприятий швейной индустрии предполагает множество вариантов ассортиментных стратегий. Это множество в принципе не ограничено, однако особая роль принадлежит следующим, наиболее часто встречающимся и значительно-отличающимся друг от друга стратегиям (рис. 2).

Рис 2. Систематизация ассортиментных стратегий предприятия швейной индустрии [12, с. 160-165]

Рассматривая стратегии инновации товара, следует отметить следующие:

1) Стратегия дифференциации ассортимента базируется на выделении продукции предприятия как отличающейся от продукции, предоставляемой равными конкурентами, по показателям, имеющим существенное значение с точки зрения ее соответствия потребительским предпочтениям. Данная стратегия тесным образом связана с принципом синергизма, воплощающимся в требовании обеспечения логической последовательности тесно взаимосвязанных составляющих элементов ассортимента. Эта стратегия сопряжена также с необходимостью проведения детализированных маркетинговых исследований с целью дифференциации спроса и создания базы для адекватной дифференциации выпускаемой продукции. Она требует обоснованного позиционирования предприятия и его продукции.

2) Стратегия диверсификации ассортимента основывается на идее максимально возможного расширения ассортиментных позиций. Ассортиментные группы в данном случае не имеют столь тесной взаимосвязи, а принцип стратегической гибкости занимает доминирующее положение по сравнению с принципом синергизма. Данная стратегия предполагает одновременно проникновение на новые рынки и включение в новые производства.

В целом стратегии диверсификации ассортимента обладают набором преимуществ и недостатков, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на конкурентоспособность организации, действующей на рынке швейной продукции.

В качестве основных преимуществ этих стратегий можно назвать такие, как:

- формирование возможности наиболее полного удовлетворения потребительского спроса через расширение номенклатуры (реализуется концепция углубленного проникновения в рыночную среду),

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

- появление реальных перспектив снижения степени риска в условиях динамично развивающейся рыночной среды,

- создаются условия для рационального использования внутреннего потенциала предприятия и его основных составляющих: производственного, коммерческого, управленческого, научно-технического, маркетингового и других видов потенциала.

В качестве отрицательных последствий реализации указанных стратегий можно назвать следующие:

- возможность нарушения логической взаимосвязи ассортиментных групп, затрудняющее целостное восприятие потребителем фирмы-производителя,

- возможность снижения доминантных конкурентных позиций, определяемых исключительной (например, традиционной) специализацией в технологии производства, в силу распыления усилий на освоение дополнительных способов и видов производства.

3) Стратегия специализации ассортимента связана с деятельностью предприятия на одном (или нескольких) достаточно узком сегменте рынка и, соответственно, с ограничением его ассортимента. При ее использовании предприятие выпускает на рынок ограниченное число ассортиментных позиций, которое не может быть увеличено в силу объективных причин: четко выраженной специализации целевого сегмента, соответствия спроса, сформированного на данном сегменте, характеристик продукции, а также ограничений в численности реальных и потенциальных потребителей.

Специализация по своей сути достаточно далека от основополагающих принципов стратегически результативного предпринимательства, поскольку при ее реализации возникает достаточно серьезная опасность быстрого насыщения небольшого рыночного сегмента или невозможность быстрого приспособления к изменяющимся условиям спроса и конкуренции в случае резких колебаний рыночной конъюнктуры. Данная стратегия достаточно часто является вынужденной мерой, применение которой обусловлено ограниченностью ресурсного потенциала предприятия.

4) Стратегия вариации ассортимента нацелена на усовершенствование по различным технико-экономическим, маркетинговым и иным параметрам уже выпускаемых видов продукции.

Представленные варианты стратегических ассортиментных решений должны разрабатываться на основе ключевых теорий эффективности и теории выбора, а также на основе принципов и методов системного моделирования.

При этом все решения в области ассортиментной стратегии должны быть согласованы с тремя основными параметрами ведения бизнеса на рынке готовой модной одежды: целей бизнеса, ресурсов организации, конъюнктуры рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате процесс построение оптимальной ассортиментной модели приобретает трехуровневый характер:

1) на первом уровне производится сопоставление предлагаемой ассортиментной модели целям бизнеса, имеющимся ресурсам и условиям внешней среды,

2) на втором уровне происходит определение товарной стратегии, разработка товара и оптимизация производственной программы,

3) на третьем уровне формулируется оптимальная ассортиментная модель организации.

Соответственно основное внимание при формировании ассортимента продукции предприятия-производителя готовой одежды должно быть сосредоточено на обеспечении оптимального с точки зрения целей субъекта использования его ресурсных возможностей, реализуемых, в конечном счете, в товарной форме (в виде конкретных изделий и услуг), максимально отвечающей условиям внешней среды. При этом последнему аспекту должно уделяться особое внимание на уровне оперативно-тактического управления ассортиментом.

Несмотря на то, что вопросам формирования ассортимента на оперативно-тактическом уровне занимаются многие специалисты, до сих пор не существует единого концептуального решения этой проблемы.

Маркетинговые усилия, нацеленные на принятие оптимальных ассортиментных решений в ходе сопоставления факторов, ограничивающих ассортиментный потенциал предприятия, должны осуществляться на всех трех уровнях управления: стратегическом, тактическом и оперативном.

На каждом уровне анализируются и соотносятся определенные факторы, ограничивающие ассортиментный потенциал. Разрабатываемая система должна отражать механизм осуществления товарной стратегии фирмы, базирующийся на принципе «продвижения от общего к частному». В соответствии с указанным принципом, исходя из содержания миссии предприятия, качественно задаются основные критерии производимого товара, характеризующие направления деятельности и ту роль на рынке, которую он будет играть, предлагая свой товар.

На уровне формирования стратегии ассортимента должны анализироваться и сопоставляться ресурсы предприятия и факторы внешней среды, имеющие стратегическое значение для данного бизнеса. В результате формируются стратегически обусловленные товарные направления (линии) производителя, выражающие его товарную стратегию, которая ориентирована на достижение поставленных целей.

В ходе выработки ассортиментной стратегии необходимо провести анализ внешней среды. В соответствии с концептуальными маркетинговыми подходами необходимо выявить неконтролируемые факторы:

потребительские предпочтения, спрос и оценить ожидаемую в будущем их динамику [13, с. 29-34]. Важно также оценить маркетинговую стратегию конкурентов (степень насыщенности продуктом территориальных рынков, образ конкурентов, отличительные преимущества конкурентов, степень удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качества, предоставляемых конкурентами).

Говоря о способе взаимодействия предприятия с внешней средой, мы подразумеваем товар в широком понимании (собственно предоставляемое изделие, а также сопутствующие услуги, рекламную поддержку, цены и пр.).

Сопоставление ресурсов анализируемого предприятия (сырье, технологии, персонал, «ноу-хау» и др.) с факторами внешней среды должно обеспечить выработку стратегии бизнеса, критериями оптимальности которой должны быть 1) степень достижения наиболее полного и эффективного использования ресурсов предприятия, 2) соответствие изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры, 3) формирование стратегических преимуществ для бизнеса на ближайшую и отдаленную перспективу.

Достаточно важным этапом формирования структуры ассортимента является стадия формирования тактически обусловленных ассортиментных групп.

На следующем этапе, уже в рамках отдельных ассортиментных групп или частных ассортиментных решений должна быть окончательно конкретизирована структура ассортимента.

Разработка модификации по конкретным ассортиментным группам (по функциональным, эстетическим, эргономическим и другим параметрам) производится на оперативном уровне реализации ассортиментной стратегии. При этом главная задача, решаемая на этом уровня, - максимальное использование потенциала рынка товара, имеющего место на текущий момент времени.

Следует отметить, что на данном уровне формирования товарного ассортимента предприятия роль маркетинга особо активизируется: выявляются потребности и предпочтения в целевых сегментах рынка, дорабатываются товары с целью наиболее полного удовлетворения выявленных потребностей, оценивается величина рыночного спроса. Одновременно должна быть оценена целесообразность производства того или иного товара с финансовой точки зрения.

Таким образом, изучение принципов выбора маркетинговых стратегия, обеспечивающих эффективную ассортиментную политику компании на высококонкурентных рынках модной одежды, позволяет сформулировать ряд выводов:

1. Проблема разработки оптимальной ассортиментной стратегии организации-производителя, действующей на высококонкурентном рынке готовой модной одежды, является достаточно актуальной по ряду причин. Во-первых, эффективность управленческой деятельности в конечном счете находит выражение в положительных значениях финансовых показателей деятельности компании. Во-вторых, она формирует устойчивые конкурентные позиции организации на рынке, а, значит, обеспечивает стабильные возможности получения прибыли в будущих периодах. Однако при этом изменяющаяся рыночная среда, в целом, и вкусы потребителей, в частности, осложняют этот процесс тем, что достаточно быстро нарушают действие тех факторов, которые выступали в качестве ориентиров при разработке стратегии.

2. Наибольший управленческий эффект в условиях современного информационного общества может быть получен посредством маркетингового управления, поскольку именно система стратегического маркетинга обладает потенциалом обеспечения увязки потребительских предпочтений и возможностей бизнеса. При этом, по мнению специалистов, маркетинговое управление в данном случае выступает не столько как управление внутренней средой организации, сколько как управление внешней средой, прежде всего, спросом на продукцию организации, и обеспечением его приспособления к реальным возможностям организации.

3. Подсистема адаптивного управления товарным ассортиментом производственного предприятия ориентирована на сбор и использование информации для принятия управленческих решений по таким стратегически важным направлениям, как атрибуты товара, производственный ассортимент, товарный ассортимент, ассортиментная политика, соответствующая стадиям жизненного цикла входящих в товарный портфель организации товаров и марок. При этом в центре процесса управления находится проблема обеспечения конкурентоспособности продукта, как наиболее важного условия конкурентоспособности бизнеса в целом.

4. Современная система маркетинга предприятий швейной индустрии предполагает существования множества вариантов разрабатываемых и реализуемых ассортиментных стратегий: стратегия дифференциации ассортимента, стратегия диверсификации ассортимента (стратегия концентричной диверсификации, стратегия вертикальной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия корпоративной диверсификации), стратегия специализации, стратегия вариации ассортимента.

5. Формулирование, отбор и реализация оптимальной ассортиментной стратегии означает ее верификацию на соответствие системе действующих на организацию факторов: 1) факторов внешней среды: специфика потребительских предпочтений, особенностям поведения поставщиков, реализуемым стратегиям конкурентов, деятельности общественных организаций, а также факторам, характеризующим социально-экономический, демографический, политико-правовой, экологический и

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

і ао

технологический фон деятельности организации; 2) факторы внутренней среды, определяющие степень обеспеченности организации материальными, финансовыми, трудовыми, интеллектуальными ресурсами и возможностями их задействования в ходе реализации сформулированной и отобранной ассортиментной стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов (теоретико-методологический аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2003.

2. Андреев С.Н., Быховец С.Н. Методология построения подсистемы адаптивного управления товарным ассортиментом системы маркетинга производственного предприятия//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2006. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Быховец С.Н. Адаптивное управление товарным ассортиментом в системе маркетинга производственного предприятия (на примере ЗАО «ЛВЗ «Топаз»». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2006.

4. Быховец С.Н. Управление ассортиментом в системе маркетинга производственного предприятия/маркетинг и маркетинговые исследования, 2007. № 1.

5. Виданов Н.В. Управление ассортиментом продукта: вопросы формирования внутренних и внешних параметров продукта//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2004. № 5.

6. Жукова Э.Г. Внутрифирменное планирование производственного ассортимента в молочной промышленности на основе маркетингового подхода. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орел, 2003.

7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998.

8. Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса//Маркетинг и маркетинговые исследования, 2004. № 2.

9. Рубин Ю.Б. Конкуренция: 10 правил успешного дебюта//Управление компанией, 2004. № 5.

10. Соловьев Б.А. Модульная программа для менеджеров. Модуль 13. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Хорошилова Т. В плену у замысла//Пакет, 2003. № 1.

12. Школьная, Т.Б. Совершенствование ассортиментной политики предприятий пищевой промышленности как важное направление его адаптивного развития [Текст] / Т.Б. Школьная. М.: ИК МГУПП. 2006.

13. ЭвансДж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.

эколого-экономические инновации как инструмент минимизации отрицательного воздействия промышленного

ПРОИЗВОДСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

СУББОТИНА Е.Г.

Новочеркасская государственная академия, соискатель, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.

В статье рассмотрена одна из важнейших проблем экологической инновационной деятельности, связанная с минимизацией отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую среду.

Ключевые слова: экологические инновации; технологический процесс; утилизация отходов; мониторинг окружающей среды; конкурентоспособность предприятия

Коды классификатора JEL: Q 57

Экологические инновации, создающие предпосылки для формирования основ устойчивого развития, получают в последние годы все более широкое распространение. Это связано с перспективой исчерпания ряда важнейших видов природных ресурсов, с растущими масштабами загрязнения окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности людей, экологических и техногенных аварий и катастроф. К наиболее распространенным в настоящее время разновидностям экологических инноваций (непосредственно связанных с технологическими процессами), относятся:

• комплексная, малоотходная или безотходная добыча, переработка и транспортировка природного сырья, позволяющая в полной мере использовать его полезные компоненты, сократить или прекратить выбросы в окружающую среду;