Научная статья на тему 'Система формирования мыслительной активности в процессе биолого экологического образования учащихся'

Система формирования мыслительной активности в процессе биолого экологического образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колонтаев В. М., Дробышева Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования мыслительной активности в процессе биолого экологического образования учащихся»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© B.M. KojioHTaeB, JI.M. j],po6biuieBa

Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Psychological and pedagogical requirements for the technology of biological and ecological school education.

Наибольшую оптимальную педагогическую эффективность современный урок, как основная форма обучения биологии, может обеспечить при обязательном и рациональном соблюдении многочисленных и разнообразных подходов и требований, среди которых существенную, принципиально значимую роль играют психолого-педагогические подходы и требования к технике проведения занятий. Педагогическая практика и специальные исследования показали, что наиболее существенными, оптимальными и результативными из них являются следующие:

1. Урок, как и все другие формы организации обучения биологии (экскурсии, внеурочные, внеклассные занятия, общественно-полезный труд и др.), обязательно должен быть эмоциональным, волнительным, будоражащим, зажигающим, активизирующим, формирующим и, как следствие, воспитывающим и развивающим устойчивую познавательную потребность, устойчивый теоретический интерес к знаниями.

2. Темп и ритм занятий должны быть не очень замедленными, вялыми, затянутыми и, наоборот, не очень ускоренными, форсированными, суетливыми, нервозными. Они должны быть размеренными, оптимальными, способствующими учителю как можно больше, понятнее и доступнее преподнести изучаемый материал, а учащимся, соответственно, больше и каче-

ственнее усвоить его, не испытывая утомления и переутомления, ущербно влияющих на здоровье.

3. Все выполняемые в процессе занятий действия учителя и учащихся обязательно должны быть не только результативными и качественными, но и завершенными, проанализированными.

4. Необходимо постоянно и целенаправленно стремиться соблюдать в течение всего занятия более полный и конструктивный контакт во взаимодействии учителя и учащихся. Связь прямая и обратная должна быть не случайной и мимолетной, а постоянной и тесной.

5. На всех занятиях необходимо неукоснительно соблюдать учителю педагогический такт, корректное, уважительное отношение к учащимся, никогда, ни при каких обстоятельствах не допуская, не позволяя себе не только прямые, но и косвенные оскорбления и унижения учащихся.

6. Постоянно, а не в зависимости от настроения, или от случая к случаю стремиться создавать в процессе занятий атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

7. На всех занятиях создавать благоприятные условия по охране здоровья учащихся. Профессиональное и четкое соблюдение указанных требований является основой и гарантией качественной реализации закона усвоения знаний и сохранения здоровья учащихся.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© В.М. Колонтаев, Л.М. Дробышева

Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. The system of forming mental activity in the process of biological and ecological school education.

Обширный комплекс требований, предъявляемых к современному уроку биологии, условно можно разделить на 4 группы: организационно-мотивационные, обще-дидактические, методические, технические.

Принципиальным дидактическим условием организационно-мотивационного характера является систематическая и целенаправленная активизация познавательной самостоятельности у учащихся, обеспечиваю-

щая эффективное добывание качественных знаний. Кстати, китайская поговорка гласит: дал одну рыбу -накормил на один день, дал удочку и научил ловить -накормил на всю жизнь. Поэтому учитель в процессе всех занятий в первую очередь должен учить школьников учиться, самим добывать знания. К настоящему времени учеными, учителями-новаторами систематизирована и успешно внедряется в школьную практику

серия оптимальных методических приемов активизации творческой деятельности у учащихся. Отметим лишь некоторые, наиболее эффективные из них.

1. Разные варианты и уровни проблемного преподнесения учителем и усвоения учащимися наиболее сложного нового учебного материала. При этом варианты и уровни проблемного обучения зависят не только от степени сложности материала, но и от возраста, подготовленности учащихся, а также профессионализма и творческого уровня учителя.

2.Систематическое и целенаправленное решение задач, примеров биологических, экологических, сельскохозяйственных, генетических и т. п.

3. Письменное определение и анализ главного, основы в содержании изучаемого текста путем ответов на вопросы, имеющиеся в тексте учебника.

4. Самостоятельная проработка текста с выпиской в тетрадь незнакомых и малопонятных слов, словосочетаний, терминов, понятий.

5. Выполнение зарисовок по тексту урока.

6. Краткое и точное описание имеющихся в тексте рисунков, графиков, схем.

7. Установление связей: нового материала с пройденным, теории с практикой, науки с жизнью, связей внутри- и межпредметных.

8. Написание плана, тезисов, конспекта по тексту урока, уроков.

9. Подключения личного опыта учащихся при изучении материала прикладного характера (сельскохозяйственного, медицинского, природоохранного).

10. Анализ (устный и письменный) средств наглядного обучения.

11. Внеклассное чтение дополнительной литературы и написание рефератов с последующей защитой их в классе.

Вывод: названные приемы активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся могут быть наиболее эффективными при условии систематического и целенаправленного использования в процессе биолого-экологического обучения учащихся.

БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ОПЫТНИЧЕСТВА С РАСТЕНИЯМИ

© B.M. KojiOHTaeB, Jl.M. ÆpoôbiiueBa

Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Biological and ecological instruction in the process of research work in the form of experimenting with plants.

В связи с экологизацией школьного образования вообще и экологизацией процесса биологического обучения, самостоятельное внеклассное исследовательское опытничество с культурными растениями на земле приобретает в настоящее время особую актуальность, природоохранную, природоприумножающую, краеведческую и педагогическую значимость. И это объяснимо, так как познать биолого-экологические основы, необходимые для проведения эффективной, глубоко осмысленной и целенаправленной природоохранной, природопользовательной деятельности, без получения практических навыков выращивания культурных растений, в процессе опытничества невозможно. Хорошо известно, что по-настоящему, глубоко осознанно, рачительно ценить, беречь и тем более приумножать богатства природы может только тот, кто сам любит работать на земле (почве), с землей, кто любит выращивать на ней растения, проводить с ними опыты, оберегая их от многочисленных болезней, вредителей, неблагоприятных погодных условий. Поэтому в опытах, предусматривающих изучение влияния условий питания на рост, развитие, урожайность и его качество, а также в опытах по защите опытных растений от болезней и вредных насекомых предпочтение следует отдавать не химическим препаратам, ядохимикатам, нередко, особенно при неумелом, дилетантском их использовании, приносящим больше вреда, чем пользы, а экологически безопасным и безвредным органическим удобрениям, препаратам, приготовленным из

природных компонентов, сырья, а также золе и особенно растениям с отпугивающими вредных насекомых (репеллентными) свойствами. Поступать так следует потому, чтобы, не нанося вреда и ущерба человеку, животным и природе, гарантировать в процессе проведения исследовательской деятельности в форме опытничества на пришкольных учебно-опытных или на своих садово-огородных участках получения не только высокого, но и экологически чистого урожая. Это требование необходимо соблюдать еще и потому, что оно обусловливает развитие и формирование у учащихся экологической культуры и практических умений и навыков природоохранной подготовки.

Принципиально важно отметить, что ни о каком экспериментировании, ни о какой исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями, а следовательно, и ни о каком учебно-воспитательном, а тем более экологическом и природоохранном значении, не может быть и речи, если на опытных делянках (и контрольных тоже) из-за плохого ухода, из-за безответственного отношения вместо нормально развитых, ухоженных культурных растений будут буйствовать и преобладать сорняки, которые являются мощным источником, рассадником многочисленных болезней и вредителей, которые к тому же перехватывают, точнее, отбирают у культурных растений площадь, свет, воду, пищу и все остальные факторы роста и развития, беспощадно и безжалостно подавляют культурные растения, обрекая их на верную гибель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.