СТАНОВЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДВАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. The evolution of biological education in Russia in the early 20th century. The article discusses the activities used to teach biology in Russian schools in the early 20th century.
По мнению основоположника отечественной методики преподавания биологии А.Я. Герда, впервые написавшего учебник по естествознанию в 1785 г., т. е. более 200 лет тому назад, преподавание и изучение естествознания, по возможности, должно начинаться не в классе и не по учебнику, а в саду, лесу, поле, на болоте; короче, на природе. К его призыву прислушались, и с 1901 г. в качестве обязательной, одной из основных форм обучения биологии в русскую школу вводятся экскурсии. Этот период и характеризуется массовой увлеченностью экскурсиями в школе. Для более успешной организации и качественного проведения экскурсий создаются экскурсионные станции, а затем и экскурсионные институты. Только в 1918 г. было открыто 10 экскурсионных станций в Петербурге и 2 - в Москве. Затем такие станции были созданы во многих других городах и были названы юннатскими. Руководителем первой в стране станции юннатов в 1918 году был учитель биологии Б.В. Всесвятский, кстати, проживший 100 лет (1887-1987). Эта подмосковная станция и явилась родоначальником юннатского движения в стране. Это движение положило начало многим добрым делам учащихся. Так, впервые День леса на станции юннатов имени К.А. Тимирязева отмечали в 1923 г., а весной 1927 г. на этой же станции впервые был проведен День птиц.
По инициативе Б.В. Всесвятского, с 1928 г. начал издаваться журнал, любимый не только детьми, но и
взрослыми - «Юный натуралист». Очень широкую популярность и массовость получили ставшими традиционными, ежегодными праздники урожая, посвященные итогам опытнической работы на пришкольных учебно-опытных участках, практическим формам работы на колхозно-совхозных полях, садах, огородах, животноводческих фермах. Сейчас таких станций в России более 600. Юннатское движение породило также биологические олимпиады, ученические производственные бригады.
Первая в стране биологическая олимпиада прошла в 1951 году на биофаке Московского университета, а первая ученически-производственная бригада была создана в 1954 г. в Ставропольском крае.
Таким образом, с 1901 по 1932 гг. основными формами обучения биологии были: лабораторные занятия, практические занятия на пришкольных участках, полях, садах, огородах, животноводческих фермах, а также экскурсии на природу, в сельскохозяйственное производство, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, опытные станции. Урок в этот более чем 30-летний период (1901-1932 гг.) был второстепенной, дополнительной, добровольной формой обучения биологии, считавшейся феодальным пережитком старины.
В 1932 году урок был узаконен основной и, следовательно, обязательной формой обучения биологии, каковой остается и поныне.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Organisational and motivational tasks as a factor of activating learner interest in biological and ecological education. The article looks at the activities to ignite learner motivation in the biology and ecology classroom.
К числу задач, обеспечивающих успех учебно-воспитательного процесса, как правило, относят познавательные (образовательные), воспитательные и развивающие, редко и вскользь дополняя их задачами организационно-мотивационными. В то же время мето дико-педагогическая и дидактическая значимость организационно-мотивационной группы задач не менее
важна и необходима для эффективного и оптимального проведения учебно-воспитательного процесса по любому предмету, в том числе и по всем разделам биологии. И это логично, ибо мотивация (движение, движитель, интерес, заинтересованность, обоснованность, мотив) учащихся к учебе, уроку, внеклассной работе, исследовательской деятельности в форме опытничест-
ва с растениями и т. д. красной нитью должна пронизывать все формы деятельности и каждую из них в отдельности от начала и до конца. В противном случае без мотивации учащиеся, например, на уроках, в живом уголке, на пришкольном участке, на экскурсии и т. п. будут не учиться, не наблюдать, не выполнять практическую или творческую исследовательскую деятельность, а отбывать время, как подневольные, скучая, маясь и страдая от незанятости, безделья, пустого и ущербного времяпрепровождения. В школьной практике пути и приемы мотивации применить можно и нужно постоянно и целенаправленно, притом применять можно раздельно, но наибольший педагогический эффект приносит их сочетание, особенно сочетание рациональное и оптимальное. Из многочисленных и разнообразных приемов мотивации рассмотрим некоторые, наиболее существенные и эффективные.
1. Для подготовки более оптимального восприятия нового учебного материала целесообразно использовать серию специально подобранных из дополнительной литературы целенаправленных, органично связанных с изучаемой темой вопросов, чтобы показать и
убедить учащихся в том, как интересна проблема, которую предстоит разрешить, сколь она необычна, оригинальна, не только теоретически, но и практически актуальна и важна.
2. Принципиально важно акцентировать внимание учащихся на том, как и где материал изучаемой темы может быть использован на практике, в жизни, в природе, то есть увязать теорию с практикой, реализовав тем самым важнейший дидактический принцип обучения.
3. Как можно чаще и целенаправленнее использовать личный опыт учащихся, ибо этот прием, как правило, всегда очень нравится учащимся, возбуждая у них позитивные эмоции и в конечном результате давая большой педагогический эффект.
4. Использование разнообразных игровых приемов (ролевые, деловые, имитационные игры, игра в цепочку и др.) оживляет занятия, снижает утомляемость, значительно интенсифицирует и оптимизирует ритм и темп занятий.
5. Высокоэффективным является подключение к изучению нового материала ассистентов из числа учащихся, им можно поручить один из этапов занятий.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Excursions to nature as an efficient way to teach ecology. The article looks at the importance of field research into the environment in teaching ecology.
Классно-урочная система оказалась не в состоянии обеспечить прогресс в биолого-экологическом образовании учащихся. Изучение природы вне природы, лишь только на уроке ограничено, поверхностно, затруднено, формально, абстрактно. В итоге эта система породила существенные недостатки, пробелы: отрыв образования от жизни, слабый интерес учащихся к биологии, экологии. В этой связи давно назрела необходимость значительно увеличить удельный вес экскурсий в природу, с/х производство, музеи, НИИ, опытные станции и т.п. Регулярно во все времена года проводя биолого-экологические экскурсии со школьниками, мы постоянно убеждались в благотворном воздействии экскурсий на души, сердца, умы детей. Примечательно, что даже на самом удачном уроке нам не доводилось видеть, каким восторгом, радостью во время экскурсии загораются их глаза, светятся их юные лица. Чрезвычайно важно и примечательно, что на экскурсии дети совсем по-другому воспринимают и увиденное, и услышанное: будь то красный солдатик, или обычный муравьишка, лягушонок или чирикающий воробьишка. Не менее интересно и важно, что увиденные на экскурсии всем известные огородные растения, та же капуста или картофель порой вызывают у них не меньший интерес, бурные эмоции, чем южные экзоты. А чего стоят экскурсии с детьми в цветущий сад с уникальными трелями соловья, неугомон-
ными, жужжащими и неутомимыми труженицами пчелами. Столь несравнимая ни с чем красота и благоговение, усиленные проникновенными стихами и песнями, исполняемыми детьми под буйно цветущей вишенкой или яблонькой, оказывают на детей такое могучее благотворное воздействие, какое не в состоянии дать ни один самый удачный урок в классе. По себе знаем, что такое воздействие природы западает, врезается в детские души и сердца прочно и надолго, а нередко и на всю жизнь.
Наш многолетний педагогический и жизненный опыт показывает, что наряду с приоритетностью экологической и природоохранной проблем, биологоэкологические экскурсии должны быть не второстепенной, дополнительной, вспомогательной к уроку формой биолого-экологического образования учащихся, а, напротив, формами приоритетными, равноценными уроку. В этой связи давно назрела пора существенно повысить качество экскурсий, охранную, созидательную и краеведческую направленность. Наряду с принципиальным улучшением качества, необходимо также увеличить число экскурсий в 2-3 раза вместо 15-20 предусмотренных давно устаревшей программой биолого-экологического образования.
Тезисы поступили в редакцию 11 февраля 2003 г.