ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© B.M. KojiOHTaeB, JI.M. ^poôbiuieBa
Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Didactic requirements for the questions used in the process of biological and ecological school education.
Особое место и принципиальную значимость в процессе подготовки к любой форме обучения биологии, и особенно к уроку заключительному, контрольноучетному среди дополнительных дидактических средств принадлежит подготовке письменных вопросов. Это условие и требование обусловлено тем, что на уроках основных, посвященных изучению нового материала, они требуются решительно на всех этапах его проведения, и особенно в процессе проверки и оценки знаний, умений и навыков, при изучении нового материала, при закреплении проработанного материала. Количество вопросов существенно варьирует, зависит не только от типов уроков, видов и форм проверки, но и от объема и сложности изучаемого материала. В зависимости от названных условий, готовить надо к обычному уроку для традиционной устной проверки не менее 25-30 вопросов. Где эти вопросы, где такое количество их взять? Несомненно, малую, точнее незначительную их долю, всего лишь 3-6 вопросов можно и нужно взять из учебника, в конце текста прорабатываемого урока. Остальные, недостающие вопросы надо придумать или найти самому учителю в дополнительных литературных источниках. Однако качественными для использования на занятиях можно считать только те вопросы, которые соответствуют комплексу следующих психолого-педагогических и дидактических требований. Вот некоторые, наиболее существенные и принципиально важные и необходимые из них:
1. Все дополнительные вопросы обязательно должны быть органично связаны с темой изучаемого материала.
2. Актуальность и проблемный характер большинства вопросов.
3. Лаконичность, четкость и понятность формулировки.
4. Все вопросы обязательно должны вызывать и активизировать интеллектуальное напряжение, умственное затруднение, притом посильное успешному разрешению.
5. Вопросы не должны быть упрощенными, риторическими, без затруднений дающие ответы.
6. Они должны способствовать развитию и формированию познавательного творческого интереса, активизировать устойчивую мыслительную деятельность.
7. Мотивирующие интенсификацию процессов обучения, все вопросы как взятые из учебника, так и из дополнительной литературы, одновременно и параллельно должны благоприятствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса с тем, чтобы исключить переутомляемость и, как следствие, ослабляе-мость работоспособности и учителя (преподавателя), и учащихся.
8. Будучи оригинальными, вопросы должны быть интересными, притягательными.
9. Не пригодны или малопригодны вопросы, допускающие ответ лишь в форме да или нет.
10. Вопросы должны быть определенными, конкретными, чтобы на них можно было дать лишь один верный и точный ответ. Четкое соблюдение данных требований - основа эффективности использования вопросов в процессе биолого-экологического образования учащихся.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Problem solving as a way of intensifying the process of biological and ecological school education.
В 60-е годы в школе начался постепенный переход с пассивного сообщающего (словесно-иллюстративного) обучения биологии на более активное про-блемно-развивающее (поисковое). Эта смена, реформация в подходах к методам обучения преследует цель -
развивать познавательный интерес, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, ибо обучение только на усвоение, зазубривание готового материала становилось для учащихся все более скучным, неинтересным, отбивающим всякое желание на-