Научная статья на тему 'Становелние биологического образования в России в первой половине двадцатого столетия'

Становелние биологического образования в России в первой половине двадцатого столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышева Л. М., Колонтаев В. М.

The article discusses the activities used to teach biology in Russian schools in the early 20th century

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF BIOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE EARLY 20TH CENTURY

The article discusses the activities used to teach biology in Russian schools in the early 20th century

Текст научной работы на тему «Становелние биологического образования в России в первой половине двадцатого столетия»

СТАНОВЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДВАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев

Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. The evolution of biological education in Russia in the early 20th century. The article discusses the activities used to teach biology in Russian schools in the early 20th century.

По мнению основоположника отечественной методики преподавания биологии А .Я. Герда, впервые написавшего учебник по естествознанию в 1785 г., т. е. более 200 лет тому назад, преподавание и изучение естествознания, по возможности, должно начинаться не в классе и не по учебнику, а в саду, лесу, поле, на болоте; короче, на природе. К его призыву прислушались, и с 1901 г. в качестве обязательной, одной из основных форм обучения биологии в русскую школу вводятся экскурсии. Этот период и характеризуется массовой увлеченностью экскурсиями в школе. Для более успешной организации и качественного проведения экскурсий создаются экскурсионные станции, а затем и экскурсионные институты. Только в 1918 г. было открыто 10 экскурсионных станций в Петербурге и 2 - в Москве. Затем такие станции были созданы во многих других городах и были названы юннатскими. Руководителем первой в стране станции юннатов в 1918 году был учитель биологии Б.В. Всесвятский, кстати, проживший 100 лет (1887-1987). Эта подмосковная станция и явилась родоначальником юннатского движения в стране. Это движение положило начало многим добрым делам учащихся. Так, впервые День леса на станции юннатов имени К.А. Тимирязева отмечали в 1923 г., а весной 1927 г. на этой же станции впервые был проведен День птиц.

По инициативе Б.В. Всесвятского, с 1928 г. начал издаваться журнал, любимый не только детьми, но и

взрослыми - «Юный натуралист». Очень широкую популярность и массовость получили ставшими традиционными, ежегодными праздники урожая, посвященные итогам опытнической работы на пришкольных учебно-опытных участках, практическим формам работы на колхозно-совхозных полях, садах, огородах, животноводческих фермах. Сейчас таких станций в России более 600. Юннатское движение породило также биологические олимпиады, ученические производственные бригады.

Первая в стране биологическая олимпиада прошла в 1951 году на биофаке Московского университета, а первая ученически-производственная бригада была создана в 1954 г. в Ставропольском крае.

Таким образом, с 1901 по 1932 гг. основными формами обучения биологии были: лабораторные занятия, практические занятия на пришкольных участках, полях, садах, огородах, животноводческих фермах, а также экскурсии на природу, в сельскохозяйственное производство, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, опытные станции. Урок в этот более чем 30-летний период (1901-1932 гг.) был второстепенной, дополнительной, добровольной формой обучения биологии, считавшейся феодальным пережитком старины.

В 1932 году урок был узаконен основной и, следовательно, обязательной формой обучения биологии, каковой остается и поныне.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев

Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. Organisational and motivational tasks as a factor of activating learner interest in biological and ecological education. The article looks at the activities to ignite learner motivation in the biology and ecology classroom.

К числу задач, обеспечивающих успех учебно-воспитательного процесса, как правило, относят познавательные (образовательные), воспитательные и развивающие, редко и вскользь дополняя их задачами организационно-мотивационными. В то же время мето дико-педагогическая и дидактическая значимость организационно-мотивационной группы задач не менее

важна и необходима для эффективного и оптимального проведения учебно-воспитательного процесса по любому предмету, в том числе и по всем разделам биологии. И это логично, ибо мотивация (движение, движитель, интерес, заинтересованность, обоснованность, мотив) учащихся к учебе, уроку, внеклассной работе, исследовательской деятельности в форме опытничест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.