ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© B.M. KojioiiTaeB, Jl.M. j3,po6biuieBa
Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Psychological and pedagogical requirements for the technology of biological and ecological school education.
Наибольшую оптимальную педагогическую эффективность современный урок, как основная форма обучения биологии, может обеспечить при обязательном и рациональном соблюдении многочисленных и разнообразных подходов и требований, среди которых существенную, принципиально значимую роль играют психолого-педагогические подходы и требования к технике проведения занятий. Педагогическая практика и специальные исследования показали, что наиболее существенными, оптимальными и результативными из них являются следующие:
1. Урок, как и все другие формы организации обучения биологии (экскурсии, внеурочные, внеклассные занятия, общественно-полезный труд и др.), обязательно должен быть эмоциональным, волнительным, будоражащим, зажигающим, активизирующим, формирующим и, как следствие, воспитывающим и развивающим устойчивую познавательную потребность, устойчивый теоретический интерес к знаниями.
2. Темп и ритм занятий должны быть не очень замедленными, вялыми, затянутыми и, наоборот, не очень ускоренными, форсированными, суетливыми, нервозными. Они должны быть размеренными, оптимальными, способствующими учителю как можно больше, понятнее и доступнее преподнести изучаемый материал, а учащимся, соответственно, больше и каче-
ственнее усвоить его, не испытывая утомления и переутомления, ущербно влияющих на здоровье.
3. Все выполняемые в процессе занятий действия учителя и учащихся обязательно должны быть не только результативными и качественными, но и завершенными, проанализированными.
4. Необходимо постоянно и целенаправленно стремиться соблюдать в течение всего занятия более полный и конструктивный контакт во взаимодействии учителя и учащихся. Связь прямая и обратная должна быть не случайной и мимолетной, а постоянной и тесной.
5. На всех занятиях необходимо неукоснительно соблюдать учителю педагогический такт, корректное, уважительное отношение к учащимся, никогда, ни при каких обстоятельствах не допуская, не позволяя себе не только прямые, но и косвенные оскорбления и унижения учащихся.
6. Постоянно, а не в зависимости от настроения, или от случая к случаю стремиться создавать в процессе занятий атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
7. На всех занятиях создавать благоприятные условия по охране здоровья учащихся. Профессиональное и четкое соблюдение указанных требований является основой и гарантией качественной реализации закона усвоения знаний и сохранения здоровья учащихся.
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© B.M. KojioiiTaeB, Jl.M. ,Hpo6biuieBa
Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. The system of forming mental activity in the process of biological and ecological school education.
Обширный комплекс требований, предъявляемых к современному уроку биологии, условно можно разделить на 4 группы: организационно-мотивационные, обще-дидактические, методические, технические.
Принципиальным дидактическим условием организационно-мотивационного характера является систематическая и целенаправленная активизация познавательной самостоятельности у учащихся, обеспечиваю-
щая эффективное добывание качественных знаний. Кстати, китайская поговорка гласит: дал одну рыбу -накормил на один день, дал удочку и научил ловить -накормил на всю жизнь. Поэтому учитель в процессе всех занятий в первую очередь должен учить школьников учиться, самим добывать знания. К настоящему времени учеными, учителями-новаторами систематизирована и успешно внедряется в школьную практику