пряженно и целенаправленно учиться. Особенностью и преимуществом проблемного обучения является то, что знания учащимся не сообщаются в готовом виде, а перед ними ставится проблема (противоречие, затруднение, осложнение, препятствие) для самостоятельного ее разрешения, в процессе решения и достижения которой учащиеся и приходят к осознанным, осмысленным, глубоко продуманным знаниям. Школьная и вузовская практика показала, что проблемную ситуацию можно и нужно создавать на всех формах занятий, на всех этапах любого занятия, в том числе и урока. Создавать проблемную ситуацию можно по-разному, разными приемами и подходами: вопросами, делами, поступками, проступками, задачами, примерами и т. д. Наиболее распространенными и часто применяемыми из названных приемами создания проблемной ситуации являются вопросы, но вопросы не всякие, а те, которые обязательно вызывают затруднение, напряжение, экстремальную обстановку, атмосферу.
Проблемная ситуация, как правило, разрешается последовательно, поэтапно, в результате чего процессы понимания и усвоения осуществляются через три уровня: осознание, осмысление и озарение. На первом
уровне, т. е. при осознании, происходит раскрытие поверхностного содержания основных понятий, мыслей, здесь учащиеся получают самое общее представление о фактах, явлениях, т. е. на фактологическом уровне. На втором этапе (осмыслении) осуществляется раскрытие внутренней сущности явлений, процессов, т. е. на понятийном уровне. И, наконец, третий, завершающий этап происходит и наблюдается тогда, когда учащиеся, самостоятельно разрешив проблемную ситуацию, находят оптимальное и правильное решение, открывая истину (эврику), которая, являясь завершением, венцом самостоятельной творческой, мыслительной деятельности, приносит учащимся необыкновенное интеллектуальное удовлетворение, наивысший эмоциональный подъем, ликование. Это и есть одно из самых радостных и светлых чувств и эмоций в процессе обучения вообще и в процессе биологоэкологического образования и воспитания подрастающего поколения в особенности. И это объяснимо, ибо нет сейчас более актуальной, злободневной глобальной проблемы по сравнению с проблемой экологической, природоохранной, проблемой рационального природопользования, природосозидания.
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Jl.M. .ZJpoobimeBa, B.M. KojiOHTaee
Drobysheva L.M., Kolontayev V.M. The role of researching on plants in the process of biological and ecological school education.
Авторы на основе многолетнего опыта своей работы установили, педагогически и методически эффективным может быть только такая исследовательская деятельность в форме опытничества, при организации подготовки и проведения которой соблюдаются необходимые требования:
1. Исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, наряду с учебно-воспитательной, развивающей, побуждающе-мотива-ционной направленностью, должна иметь еще и сельскохозяйственное (аграрное), экологическое, природоохранное, природопользовательное, оздоровительное, морально-эстетическое значение, а также краеведческую и профессиональную ориентацию. Такой ком-плексно-системный подход возбуждает и формирует у учащихся моральную готовность, активизирует и оптимизирует глубоко осознанный, устойчивый познавательный, научно-теоретический интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями, а также к учебе, тем самым обусловливая реальную, практическую возможность конкретной реализации в школьной и вузовской практике биолого-экологического обучения одного из ведущих дидактических принципов школьного и вузовского образования - связи теории с практикой, науки с жизнью. Кстати, следует особо
подчеркнуть, что дидактическая значимость этого принципа не только в процессе школьного, но и что особенно недопустимо и необъяснимо, в процессе вузовского образования недооценивается и даже игнорируется и поныне. Это и является основной причиной низкой заинтересованности учащихся не только в биологии, но и в ее приоритетном блоке-разделе, каковым является экология. Следствием этого, как правило, и является поверхностность, абстрактность, формальность знаний об учебном предмете и фундаментальных науках будущего столетия трехтысячелетия.
2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе биолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследовательской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями - на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.
Тезисы поступили в редакцию 11 февраля 2003 г.