ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОМАТОВ В СВЯЗИ С УФ-ОБЛУЧЕНИЕМ
© М.В. Коновалова, И.П. Спицын
Цель работы - провести экспериментальные исследования стимулирующего воздействия УФ-лучей на клеточные деления у семян.
В задачи исследования входило: цитогенетическая оценка влияния УФ-лучей на семена томатов, определение наиболее оптимальной экспозиции УФ-облучения и возможности сохранения стимулирующего эффекта УФ-лучей при хранении семян.
В качестве объекта исследований нами были выбраны семена томатов сорта «Ракета». Облучение проводилось аппаратом ОКН-11М с расстояния 50 см от объекта. Исследовались десяти-, двадцати-, тридцати-, сорока- и шестндесятиминутные экспозиции.
Проращивание семян проводилось в чашках Петри на влажной фильтровальной бумаге сразу после облучения и через месяц. Из корешков растений готовили давленные микропрепараты и определяли митоточе-ский индекс.
Результаты исследований представлены в табл. 1-2.
Наилучшие результаты получены при сорокаминутной экспозиции. Через месяц после облучения показатель митотического индекса даже несколько выше.
Возможно, что причиной этого является активация белков-стимуляторов митотического деления через некоторое время после облучения.
Таблица I
Митотический индекс УФ-облученных семян томатов сразу после облучения
Время Контроль 10 20 30 40 60
облучения (без облучен.) мин мин мин мин мин
МИ 0,52 0.58 0,63 0,74 0,84 0,56
Таблица 2
Митотический индекс УФ-облученных семян томатов через месяц после облучения
Время облучения Контроль (без облучения) 10 мин 20 мин 30 мин 40 мин 60 мин
МИ 0,54 0,68 0.64 0.78 0.86 0,58
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
©Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Авторы на основе многолетнего опыта своей работы установили, педагогически и методически эффективным может быть только такая исследовательская деятельность в форме опытничества, при организации подготовки и проведения которой соблюдаются необходимые требования:
I. Исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, наряду с учебно-воспитательной, развивающей, побуждающе-мотива-цнонной направленностью, должна иметь еще и сельскохозяйственное (аграрное), экологическое, природоохранное, природопользовательное, оздоровительное, морально-эстетическое значение, а также краеведческую и профессиональную ориентацию. Такой ком-плексно-системный подход возбуждает и формирует у учащихся моральную готовность, активизирует и оптимизирует глубоко осознанный, устойчивый познавательный, научно-теоретический интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в форме
опытничества с культурными растениями, а также к учебе, тем самым обусловливая реальную, практическую возможность конкретной реализации в школьной и вузовской практике бнолого-экологического обучения одного из ведущих дидактических принципов школьного и вузовского образования - связи теории с практикой, науки с жизнью. Кстати, следует особо подчеркнуть, что дидактическая значимость этого принципа в процессе школьного, но и что особенно недопустимо и необъяснимо, в процессе вузовского образования недооценивается и даже игнорируется и поныне. Это и является основной причиной низкой заинтересованности учащихся не только в биологии, но и в ее приоритетном блоке-разделе, каковым является экология. Следствием этого, как правило, и является поверхностность, абстрактность, формальность знаний об учебном предмете и фундаментальных науках будущего столетия трехтысячелетия.