ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОМАТОВ В СВЯЗИ С УФ-ОБЛУЧЕНИЕМ © М.В. Коновалова, И.П. Спицын
Цель работы - провести экспериментальные исследования стимулирующего воздействия УФ-лучей на клеточные деления у семян.
В задачи исследования входило: цитогенетическая оценка влияния УФ-лучей на семена томатов, определение наиболее оптимальной экспозиции УФ-облучения и возможности сохранения стимулирующего эффекта УФ-лучей при хранении семян.
В качестве объекта исследований нами были выбраны семена томатов сорта «Ракета». Облучение проводилось аппаратом ОКН-11М с расстояния 50 см от объекта. Исследовались десяти-, двадцати-, тридцати-, сорока- и шестидесятиминутные экспозиции.
Проращивание семяи проводилось в чашках Петри на влажной фильтровальной бумаге сразу после облучения и через месяц. Из корешков растений готовили давленные мнкропрепараты и определяли митоточе-ский индекс.
Результаты исследований представлены в табл. 1-2.
Наилучшие результаты получены при сорокаминутной экспозиции. Через месяц после облучения показатель митотического индекса даже несколько выше.
Возможно, что причиной этого является активация белков-стимуляторов митотического деления через некоторое время после облучения.
Таблица I
Митотический индекс УФ-облучснных семян томатов сразу после облучения
Время облучения Контроль (без облучен.) 10 мин 20 мин 30 мин 40 мин 60 мин
МИ 0,52 0,58 0,63 0,74 0,84 0,56
Таблица 2
Митотический индекс УФ-облученных семян томатов через месяц после облучения
Время облучения Контроль (без облучения) 10 мин 20 мин 30 мин 40 МИІ1 60 мин
МИ 0,54 0,68 0.64 0,78 0,86 0,58
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
Авторы на основе многолетнего опыта своей работы установили, педагогически и методически эффективным может быть только такая исследовательская деятельность в форме опытничества, при организации подготовки и проведения которой соблюдаются необходимые требования:
I. Исследовательская деятельность в форме опытничества с культурными растениями, наряду с учебно-воспитательной, развивающей, побуждающе-мотива-ционной направленностью, должна иметь еще и сельскохозяйственное (аграрное), экологическое, природоохранное, природопользовательное, оздоровительное, морально-эстетическое значение, а также краеведческую и профессиональную ориентацию. Такой комплексно-системный подход возбуждает и формирует у учащихся моральную готовность, активизирует и оптимизирует глубоко осознанный, устойчивый познавательный, научно-теоретический интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в форме
опытничества с культурными растениями, а также к учебе, тем самым обусловливая реальную, практическую возможность конкретной реализации в школьной и вузовской практике бнолого-экологического обучения одного из ведущих дидактических принципов школьного и вузовского образования - связи теории с практикой, науки с жизнью. Кстати, следует особо подчеркнуть, что дидактическая значимость этого принципа в процессе школьного, но и что особенно недопустимо и необъяснимо, в процессе вузовского образования недооценивается и даже игнорируется и поныне. Это и является основной причиной низкой заинтересованности учащихся не только в биологии, но и в ее приоритетном блоке-разделе, каковым является экология. Следствием этого, как правило, и является поверхностность, абстрактность, формальность знаний об учебном предмете и фундаментальных науках будущего столетия трехтысячелетия.
2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе биолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследова-
тельской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями -на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ОПЫТНИЧЕСТВА С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
При разработке тематики и методики опытов, необходимых для проведения исследовательской деятельности, следует обязательно соблюдать комплекс требований организационного и методического характера, из которых к наиболее существенным относятся следующие:
1. Жизненный, пусть еще недостаточный, опыт учащихся. Благодаря такому психолого-педагоги-ческому и организационно-мотивационному подходу идея и тема опыта воспринимаются учащимися как свои, исходящие от них. С этой целью в процессе подготовки к опытничеству целесообразно провести анкетирование учащихся по вопросам выбора лучших тем опыта, наиболее ценных с практической и педагогической точек зрения культур, сортов, гибридов. Как правило, при анкетировании учащиеся чаще всего отдают предпочтение картофелю, землянике садовой крупноплодной, яблоне. Их выбор объясняется тем, что эти культуры, повсеместно выращиваемые на садово-огородных участках их родителей, известны им не только по урокам, учебнику и картинкам, но и по их опыту работы с такими растениями.
2. При выборе опытных растительных объектов целесообразно отдавать предпочтение самым ценным, положительно зарекомендовавшим себя культурам в
данной конкретной местности (области, районе, селе, колхозе, совхозе). При этом подбирать следует не только наиболее ценные культуры, но и самые иммунные (устойчивые) к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям погоды конкретные сорта и гибриды, всегда помня о том, что на только и не столько сама культура вообще, сколько ее конкретный сорт, гибрид не только в значительной, но и в определяющей мере решают успех земледельца и тем более исследователя-иатуралиста, опытными объектами у которого являются культурные растения, их определенные, конкретные сорта. В этой связи и предпочтение следует отдавать сортам или гибридам однолетних или скороплодных многолетних культур, особенно с одновременным, дружным созреванием и разовой уборкой урожая. Таким требованиям в наибольшей мере отвечают: картофель (ведущая модельная культура для школьного опытничества), свекла сахарная и столовая, морковь, редис, сеянцы и саженцы плодово-ягодных растений.
3. Опыты должны быть понятны, посильны, физически и практически выполнимы учащимися. В этой связи для учащихся наиболее приемлемыми и целесообразными должны быть опыты маловариантные (2-3-вариантные) опыты, не требующие больших площадей, дорогостоящих материалов, техники.
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
© В.М. Колонтаев, Л.М. Дробышева
Одной из важнейших задач и приоритетных направлений современного экологического и природоохранного обучения становится развитие, нормирование, воспитание ответственного и бережного отношения человека к окружающей среде, природе, своему незаменимому и бесценному, уникальному живому дому. Своевременно и правильно сделанный актуаль-
ный акцент на экологизацию, кстати, не только биологического, но и всех остальных блоков естественных и гуманитарных разделов науки и учебных дисциплин, обусловлен тем, что бездумное, безответственное, варварское, преступное опустошительно-разоряющее и уничтожающее отношение современного человека к природе, вероломное вторжение в нее под прикрытием