2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе бнолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследова-
тельской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями -на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ОПЫТНИЧЕСТВА С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
© Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев
При разработке тематики и методики опытов, необходимых для проведения исследовательской деятельности, следует обязательно соблюдать комплекс требований организационного и методического характера, из которых к наиболее существенным относятся следующие:
1. Жизненный, пусть еще недостаточный, опыт учащихся. Благодаря такому психолого-педагоги-ческому и организационно-мотивационному подходу идея и тема опыта воспринимаются учащимися как свои, исходящие от них. С этой целью в процессе подготовки к опытничеству целесообразно провести анкетирование учащихся по вопросам выбора лучших тем опыта, наиболее ценных с практической и педагогической точек зрения культур, сортов, гибридов. Как правило, при анкетировании учащиеся чаще всего отдают предпочтение картофелю, землянике садовой крупноплодной, яблоне. Их выбор объясняется тем, что эти культуры, повсеместно выращиваемые на садово-огородных участках их родителей, известны им не только по урокам, учебнику и картинкам, но и по их опыту работы с такими растениями.
2. При выборе опытных растительных объектов целесообразно отдавать предпочтение самым ценным, положительно зарекомендовавшим себя культурам в
данной конкретной местности (области, районе, селе, колхозе, совхозе). При этом подбирать следует не только наиболее ценные культуры, но и самые иммунные (устойчивые) к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям погоды конкретные сорта и гибриды, всегда помня о том, что на только и не столько сама культура вообще, сколько ее конкретный сорт, гибрид не только в значительной, но и в определяющей мере решают успех земледельца и тем более исследователя-натуралиста, опытными объектами у которого являются культурные растения, их определенные, конкретные сорта. В этой связи и предпочтение следует отдавать сортам или гибридам однолетних или скороплодных многолетних культур, особенно с одновременным, дружным созреванием и разовой уборкой урожая. Таким требованиям в наибольшей мере отвечают: картофель (ведущая модельная культура для школьного опытничества), свекла сахарная и столовая, морковь, редис, сеянцы и саженцы плодово-ягодных растений.
3. Опыты должны быть понятны, посильны, физически и практически выполнимы учащимися. В этой связи для учащихся наиболее приемлемыми и целесообразными должны быть опыты маловариантные (2-3-вариантные) опыты, не требующие больших площадей, дорогостоящих материалов, техники.
РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
© В.М. Колонтаев, Л.М. Дробышева
Одной из важнейших задач и приоритетных направлений современного экологического и природоохранного обучения становится развитие, нормирование, воспитание ответственного и бережного отношения человека к окружающей среде, природе, своему незаменимому и бесценному, уникальному живому дому. Своевременно и правильно сделанный актуаль-
ный акцент на экологизацию, кстати, не только биологического, но и всех остальных блоков естественных и гуманитарных разделов науки и учебных дисциплин, обусловлен тем, что бездумное, безответственное, варварское, преступное опустошнтельно-разоряющее и уничтожающее отношение современного человека к природе, вероломное вторжение в нее под прикрытием
извращенного, в принципе неправильно истолкованного призыва-девиза Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы - взять их у нее наша задача» уже в значительной мере подвели природу к бедственному, трагическому как местному, локальному, так и широкомасштабному, глобальному состоянию. Подтверждением тому служат не десятки-сотни, а десятки тысяч всем хорошо известных фактов, примеры, аргументированно, убедительно и доказательно подтверждающие критически пагубное, катастрофнческн-бедственное состояние абсолютно беззащитной ма-тушки-природы.
Большинство примеров и фактов постоянно подтверждают резкое преобладание у экологически безграмотных, дремуче невежественных людей в век компьютеризации, овладения космоса, интернета разрушительных наклонностей над созидательными.
В связи с экологизацией и природоохранной, прн-родопользовательной направленностью биолого-эколо-гического образования очень важно отметить первые ростки этого просвета, аспекта, ростки еще слабого, неокрепшего, но неуклонного и целенаправленного
разрешения суперактуальной проблемы, например, проявляющейся хотя бы в том, что за последние годы все более заметное, а иногда и четко проявляющееся распространение приобретают не просто учебнопознавательные, специальные, профессионально, науч-но-теоретически обоснованные типичные, традиционные биолого-экологические и природоохранные экскурсии в природу, но и самые современные, целенаправленные экскурсии по специально и профессионально подготовленным экологическим тропам. Суперзадачей экскурсий по экологическим тропам является проведение не только и не столько учебно-воспитательной, но и особенно пропагандистской деятельности, целенаправленной и профессионально обоснованной работы - практической работы по охране природы, воспитания экологически профессионально грамотного подрастающего поколения. Важно отметить, что экологическая тропа, созданная сотрудниками Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, уже функционирует в Тамбовском (пригородном) лесу, способствуя разрешению рассматриваемой проблемы.