серия оптимальных методических приемов активизации творческой деятельности у учащихся. Отметим лишь некоторые, наиболее эффективные из них.
1. Разные варианты и уровни проблемного преподнесения учителем и усвоения учащимися наиболее сложного нового учебного материала. При этом варианты и уровни проблемного обучения зависят не только от степени сложности материала, но и от возраста, подготовленности учащихся, а также профессионализма и творческого уровня учителя.
2.Систематическое и целенаправленное решение задач, примеров биологических, экологических, сельскохозяйственных, генетических и т. п.
3. Письменное определение и анализ главного, основы в содержании изучаемого текста путем ответов на вопросы, имеющиеся в тексте учебника.
4. Самостоятельная проработка текста с выпиской в тетрадь незнакомых и малопонятных слов, словосочетаний, терминов, понятий.
5. Выполнение зарисовок по тексту урока.
6. Краткое и точное описание имеющихся в тексте рисунков, графиков, схем.
7. Установление связей: нового материала с пройденным, теории с практикой, науки с жизнью, связей внутри- и межпредметных.
8. Написание плана, тезисов, конспекта по тексту урока, уроков.
9. Подключения личного опыта учащихся при изучении материала прикладного характера (сельскохозяйственного, медицинского, природоохранного).
10. Анализ (устный и письменный) средств наглядного обучения.
11. Внеклассное чтение дополнительной литературы и написание рефератов с последующей защитой их в классе.
Вывод: названные приемы активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся могут быть наиболее эффективными при условии систематического и целенаправленного использования в процессе биолого-экологического обучения учащихся.
БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ОПЫТНИЧЕСТВА С РАСТЕНИЯМИ
© B.M. KojioiiTaeB, JI.M. JlpofibiuieBa
Kolontayev V.M., Drobysheva L.M. Biological and ecological instruction in the process of research work in the form of experimenting with plants.
В связи с экологизацией школьного образования вообще и экологизацией процесса биологического обучения, самостоятельное внеклассное исследовательское опытничество с культурными растениями на земле приобретает в настоящее время особую актуальность, природоохранную, природоприумножающую, краеведческую и педагогическую значимость. И это объяснимо, так как познать биолого-экологические основы, необходимые для проведения эффективной, глубоко осмысленной и целенаправленной природоохранной, природопользовательной деятельности, без получения практических навыков выращивания культурных растений, в процессе опытничества невозможно. Хорошо известно, что по-настоящему, глубоко осознанно, рачительно ценить, беречь и тем более приумножать богатства природы может только тот, кто сам любит работать на земле (почве), с землей, кто любит выращивать на ней растения, проводить с ними опыты, оберегая их от многочисленных болезней, вредителей, неблагоприятных погодных условий. Поэтому в опытах, предусматривающих изучение влияния условий питания на рост, развитие, урожайность и его качество, а также в опытах по защите опытных растений от болезней и вредных насекомых предпочтение следует отдавать не химическим препаратам, ядохимикатам, нередко, особенно при неумелом, дилетантском их использовании, приносящим больше вреда, чем пользы, а экологически безопасным и безвредным органическим удобрениям, препаратам, приготовленным из
природных компонентов, сырья, а также золе и особенно растениям с отпугивающими вредных насекомых (репеллентными) свойствами. Поступать так следует потому, чтобы, не нанося вреда и ущерба человеку, животным и природе, гарантировать в процессе проведения исследовательской деятельности в форме опытничества на пришкольных учебно-опытных или на своих садово-огородных участках получения не только высокого, но и экологически чистого урожая. Это требование необходимо соблюдать еще и потому, что оно обусловливает развитие и формирование у учащихся экологической культуры и практических умений и навыков природоохранной подготовки.
Принципиально важно отметить, что ни о каком экспериментировании, ни о какой исследовательской деятельности в форме опытничества с культурными растениями, а следовательно, и ни о каком учебно-воспитательном, а тем более экологическом и природоохранном значении, не может быть и речи, если на опытных делянках (и контрольных тоже) из-за плохого ухода, из-за безответственного отношения вместо нормально развитых, ухоженных культурных растений будут буйствовать и преобладать сорняки, которые являются мощным источником, рассадником многочисленных болезней и вредителей, которые к тому же перехватывают, точнее, отбирают у культурных растений площадь, свет, воду, пищу и все остальные факторы роста и развития, беспощадно и безжалостно подавляют культурные растения, обрекая их на верную гибель.