Научная статья на тему 'Методические требования к исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями в процессе биолого экологического образования учащихся'

Методические требования к исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями в процессе биолого экологического образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические требования к исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями в процессе биолого экологического образования учащихся»

2. Соблюдение рассматриваемого и анализируемого принципа не менее ценно и важно еще и потому, что его рациональное и оптимальное использование в процессе биолого-экологического образования учащихся ориентирует на получение не только высокого, но и более качественного, экологически чистого урожая изучаемых в процессе исследова-

тельской деятельности культурных растений. При этом важно вырастить такой урожай не только на пришкольном участке, но и вместе с родителями -на своем садово-огородном участке. Педагогическая значимость трудового сотрудничества учащихся и родителей - это оптимизация содружества поколений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ОПЫТНИЧЕСТВА С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© Л.М. Дробышева, В.М. Колонтаев

При разработке тематики и методики опытов, необходимых для проведения исследовательской деятельности, следует обязательно соблюдать комплекс требований организационного и методического характера, из которых к наиболее существенным относятся следующие:

1. Жизненный, пусть еще недостаточный, опыт учащихся. Благодаря такому пенхолого-педагогн-ческому и организационно-мотивационному подходу идея и тема опыта воспринимаются учащимися как свои, исходящие от них. С этой целью в процессе подготовки к опытничеству целесообразно провести анкетирование учащихся по вопросам выбора лучших тем опыта, наиболее ценных с практической и педагогической точек зрения культур, сортов, гибридов. Как правило, при анкетировании учащиеся чаще всего отдают предпочтение картофелю, землянике садовой крупноплодной, яблоне. Их выбор объясняется тем, что эти культуры, повсеместно выращиваемые на садово-огородных участках их родителей, известны им не только по урокам, учебнику и картинкам, но и по их опыту работы с такими растениями.

2. При выборе опытных растительных объектов целесообразно отдавать предпочтение самым ценным, положительно зарекомендовавшим себя культурам в

данной конкретной местности (области, районе, селе, колхозе, совхозе). При этом подбирать следует не только наиболее ценные культуры, но и самые иммунные (устойчивые) к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям погоды конкретные сорта и гибриды, всегда помня о том, что на только и не столько сама культура вообще, сколько ее конкретный сорт, гибрид не только в значительной, но и в определяющей мере решают успех земледельца и тем более исследователя-натуралнета, опытными объектами у которого являются культурные растения, их определенные, конкретные сорта. В этой связи и предпочтение следует отдавать сортам или гибридам однолетних или скороплодных многолетних культур, особенно с одновременным, дружным созреванием и разовой уборкой урожая. Таким требованиям в наибольшей мере отвечают: картофель (ведущая модельная культура для школьного опытничества), свекла сахарная и столовая, морковь, редис, сеянцы и саженцы плодово-ягодных растений.

3. Опыты должны быть понятны, посильны, физически и практически выполнимы учащимися. В этой связи для учащихся наиболее приемлемыми и целесообразными должны быть опыты маловариантные (2-3-вариантные) опыты, не требующие больших площадей, дорогостоящих материалов, техники.

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРИРОДООХРАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

© В.М. Колонтаев, Л.М. Дробышева

Одной из важнейших задач и приоритетных направлений современного экологического и природоохранного обучения становится развитие, нормирование, воспитание ответственного и бережного отношения человека к окружающей среде, природе, своему незаменимому и бесценному, уникальному живому дому. Своевременно и правильно сделанный актуаль-

ный акцент на экологизацию, кстати, не только биологического, но и всех остальных блоков естественных и гуманитарных разделов науки и учебных дисциплин, обусловлен тем, что бездумное, безответственное, варварское, преступное опустошительно-разоряющее и уничтожающее отношение современного человека к природе, вероломное вторжение в нее под прикрытием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.