Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ'

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ / ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО - РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Егоров Роман Сергеевич

Исследованиями выявлены наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, характерные для учащихся школьного возраста, которые остро нуждаются в реабилитации. Основным негативным фактором следует признать стрессовую педагогику. Чрезвычайно обширный объем учебного материала и увеличенное количество учебных предметов, часто не имеющее научного обоснования, приводят к целому ряду отрицательных последствий для учащихся - переутомлению, стрессовым реакциям, потере интереса к учебной деятельности. Ситуация осложняется тем, что в первый класс приходят дети с уже сниженным уровнем здоровья. В этой связи предлагается система физкультурно - реабилитационных мероприятий, разработанных для учащихся общеобразовательной школы и способствующих элиминации наиболее распространенных заболеваний детей 7 - 10 лет. Режим физкультурно - реабилитационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные возможности, помогает адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Егоров Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH REHABILITATION OF STUDENTS AT SCHOOL

Studies have identified the most common deviations in the state of health, typical for school - age students who are in dire need of rehabilitation. Stressful pedagogy should be recognized as the main negative factor. An extremely extensive amount of educational material and an increased number of subjects, often without scientific justification, lead to a number of negative consequences for students - overwork, stress reactions, loss of interest in learning activities. The situation is complicated by the fact that children with an already reduced level of health come to the first grade. In this regard, a system of physical culture and rehabilitation measures is proposed, developed for students of a general education school and contributing to the elimination of the most common diseases in children 7-10 years old. The mode of physical culture and rehabilitation measures allows you to realize individual opportunities, helps to adapt to constantly changing environmental conditions.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

УДК 796

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH REHABILITATION

OF STUDENTS AT SCHOOL

Назирова Анна Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirova Anna Anatolyevna Ph. D., associate professor department of physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Давыдова Селена Станиславовна

кандидат биологических наук, доцент кафедра физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Davydova Selena Stanislavovna Ph. D., associate professor department of physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Егоров Роман Сергеевич

студент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Egorov Roman Sergeyevich student

Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Аннотация. Исследованиями выявлены наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, характерные для учащихся школьного возраста, которые остро нуждаются в реабилитации. Основным негативным фактором следует признать стрессовую педагогику. Чрезвычайно обширный объем учебного материала и увеличен -ное количество учебных предметов, часто не имеющее научного обоснования, приво-

дят к целому ряду отрицательных последствий для учащихся - переутомлению, стрессовым реакциям, потере интереса к учебной деятельности. Ситуация осложняется тем, что в первый класс приходят дети с уже сниженным уровнем здоровья. В этой связи предлагается система физкультурно-реабилитационных мероприятий, разработанных для учащихся общеобразовательной школы и способствующих элиминации наи-более распространенных заболеваний детей 7-10 лет. Режим физкультурно-реабили-тационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные возможности, помогает адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды.

Abstract. Studies have identified the most common deviations in the state of health, typical for school-age students who are in dire need of rehabilitation. Stressful pedagogy should be recognized as the main negative factor. An extremely extensive amount of educational material and an increased number of subjects, often without scientific justification, lead to a number of negative consequences for students - overwork, stress reactions, loss of interest in learning activities. The situation is complicated by the fact that children with an already reduced level of health come to the first grade. In this regard, a system of physical culture and rehabilitation measures is proposed, developed for students of a general education school and contributing to the elimination of the most common diseases in children 7-10 years old. The mode of physical culture and rehabilitation measures allows you to realize individual opportunities, helps to adapt to constantly changing environmental conditions.

Ключевые слова: здоровье учащихся; физического воспитания; физкультурно-реабилитационные мероприятия.

Keywords: students' health; physical education; physical culture and rehabilitation activities.

Ситуация осложняется тем, что в первый класс приходят дети с уже сниженным уровнем здоровья.

Следующий фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся - учебные перегрузки. За последние годы учебная нагрузка учащихся общеобразовательной школы достигла критической отметки. Несоответствие между возможностями ребенка и, предъявляемыми к нему требованиями на общеобразовательных уроках, провоцирует конфликтность в учебных коллективах, часто сопровождающуюся повышенной агрессивностью [3, с. 146].

Систематические нарушения режима дня также отрицательно сказываются на здоровье учащихся [2, с. 36]. Превышение нормативного времени приготовления домашних заданий отмечено у 60,5 %, а продолжительность пребывания на свежем воздухе была меньше гигиенических нормативов у 70 % младших школьников. В учебные дни только до 5 % детей находятся на свежем воздухе в соответствии с гигиеническими нормативами; ежедневно недосыпает 67 % учащихся I-III классов. Эти факторы отрицательно сказываются на физической и умственной работоспособности младших школьников [2, с. 35].

В структуре поведения младших школьников начинают преобладать такие мотивы, как доминирование и соперничество, в то время, как мотивы общения и игр, традиционно присущие этому возрасту, теряют свою значимость, то есть происходят нарушения в структуре личности. Такие важнейшие качества личности, как уважение к окружающим и коллективизм, формируются у них крайне неудовлетворительно.

Система физического воспитания не имеет личностной направленности

на индивидуальные особенности учащихся и не обеспечивает необходимый уровень ежедневной двигательной активности, что не позволяет реализовать оздоровительный принцип в полной мере [3, с. 151].

Все указанное провоцирует физическое, психическое и социальное нездоровье учащихся. Выходом из создавшегося положения является обучение школьников умениям использовать в повседневной жизни средства физической культуры для профилактики и коррекции отклонений в функциональном состоянии различных систем организма [4, с. 41].

Исследованиями выявлены наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, характерные для учащихся школьного возраста, которые остро нуждаются в реабилитации. К ним относятся:

- нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка и плоскостопие);

- простудные заболевания;

- стрессовые реакции;

- ухудшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В этой связи предлагается система физкультурно-реабилитационных мероприятий, разработанных для учащихся общеобразовательной школы и способствующих элиминации наиболее распространенных заболеваний детей 7-10 лет. Режим физ-культурно-реабилитационных мероприятий позволяет реализовать индивидуальные возможности, помогает адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды. В процессе разработки структуры и содержания физкультурно-реабилитационных мероприятий ребенок рассматривается как единое целое, а не как ряд отдельных систем организма. Только, в этом случае, возможно кардинальное улучшение состояния здоровья подрастающего поколения страны. Такой подход позволяет формировать высокую мотивацию к образовательному процессу, длительное время фиксировать внимание и сохранять активность обучаемого школьника [1, с. 267].

Под физкультурно-реабилитационными мероприятиями школьников понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на совершенствование физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма [5, с. 54].

Задачами системы физкультурно-реабилитационных мероприятий являются:

- снижение негативных последствий учебных перегрузок;

- увеличение уровня ежедневной двигательной активности;

- формирование «школы движений» - обучение учащихся основам двигательной деятельности;

- обучение основам знаний по методике самостоятельного проведения физ-культурно-реабилитационных мероприятий;

- формирование социально значимых качеств личности [5, с. 51].

Структура системы физкультурно-реабилитационных мероприятий:

- дыхательная гимнастика (динамические дыхательные упражнения, выпол-

няемые на задержке дыхания) [1, с. 266];

- упражнения для профилактики простудных заболеваний (закаливающие процедуры, массаж биологически активных точек, специальные дыхательные упражнения);

- упражнения для профилактики нарушений и коррекции начальных форм нарушений осанки (общеразвивающие гимнастические упражнения, дыхательная гим-настика, длительный бег малой интенсивности, лыжные прогулки, подвижные игры);

- упражнения для профилактики нарушений и коррекции начальных форм нару-шений в своде стопы (комплекс упражнений для сводов стоп);

- упражнения для снятия эмоциональной нагрузки (танцевальные упражнения, спортивная аэробика, дыхательная гимнастика);

- упражнения для профилактики нарушений зрения;

- упражнения для улучшения функциональной подготовленности (развитие дви-гательной моторики, танцевальные тренировки).

Формы занятий физкультурно-реабилитационными мероприятиями выделены в два основных блока.

Самостоятельные занятия в домашних условиях:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- закаливающие процедуры;

- прогулки на свежем воздухе;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы:

1. Гимнастика до начала занятий состоит из комплексов, отобранных для элиминации повышенного эмоционального фона, повышения координационных способностей мышц кисти, формирования навыков концентрации внимания.

2. Физкультурные реабилитационные паузы (физкультминки) выполняются на общеобразовательных уроках и направлены на улучшение функционального состояния при утомлении зрения, мышц кисти и общем психическом утомлении.

3. Подвижные перемены включают три основных направления: организующие мероприятия, подвижные игры и релаксационные упражнения. К организующим мероприятиям относятся: упражнения на концентрацию внимания, строевые упражнения и упражнения на координацию. Подвижные игры подразделяются по преимущественному развитию основных двигательных качеств и решают задачу увеличения объема ежедневной двигательной активности. Релаксационные упражнения используют дыхательные упражнения, физические упражнения (суставную гимнастику).

4. Кружки физической культуры. Спортивные кружки в режиме учебного дня общеобразовательной школы ориентированы преимущественно в трех направлениях: формирование осанки, тренировка дыхания, упражнения для профилактики простудных заболеваний. Для формирования осанки используются гимнастические упражнения, спортивные танцы, дополнительная тренировка мышц живота и свода стопы.

Тренировка дыхания осуществляется при помощи динамических дыхательных упражнений, анаэробных упражнений (подвижные игры, бег, лыжи, плавание) [5, с. 53].

Для профилактики простудных заболеваний используются массаж биологически активных точек, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры.

Серьезное внимание необходимо уделять упражнениям для формирования навыков управления эмоциями. Поэтому упражнения для снятия эмоциональной нагрузки (танцевальные упражнения, спортивная аэробика, дыхательная гимнастика, спортивные танцы) избраны нами как ведущий тип физической активности.

Обучение физкультурно-реабилитационным мероприятиям осуществляется на уроках физической культуры в рамках вариативной части комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы.

Существенным фактором использования физкультурно-реабилитационных мероприятий является более успешная социализация учащихся, что выражается в статистически достоверном (р<0,05-0,01) увеличении уровня сформированности социально-значимых качеств личности: уважения к окружающим, осознания значимости своего учебного труда, трудолюбия, творческой активности и целеустремленности [3, с. 155].

Разные формы занятий физкультурно-реабилитационными мероприятиями способны адресно формировать отдельные социально значимые качества личности учащихся. Выявлено, что уважение к людям и коллективизм лучше всего формируются на подвижных переменах, осознание значимости своего труда для общества и творческая активность - на уроках физической культуры, трудолюбие -на занятиях в танцевальном клубе, целеустремленность - в процессе самостоятельных занятий на подвижных переменах и в ходе спортивных тренировок и соревнований по спортивным танцам и аэробике.

Заключение. Проведенное исследование физкультурно-реабилитационных мероприятий школьников показало, что данная система должна строиться на основе комплексности. Если такая комплексность существует, это означает, что система сформировалась. Использование физкультурно-реабилитационных мероприятий позволяет решать многие проблемы, связанные с особенностями здоровья младших школьников. В итоге, повышается уровень здоровья, функционального развития основных систем организма у отстающих в физическом развитии учащихся, эффективность усвоения учебного материала на общеобразовательных уроках и уроках физической культуры, формирование навыков здорового образа жизни и организации досуговой деятельности.

Все перечисленное может быть успешно внедрено в практику учебно-педагогического процесса общеобразовательной школы. Непременным условием, при этом, является реализация принципа активного самопознания, который выражается в четко сформированных представлениях учащегося о физических, психических и социально-нравственных особенностях своего организма.

Литература

1. Давыдова С. С., Назирова А. А., Давыдова Ю. А. Совершенствование координации дыхания и движений в процессе подготовки студентов-спортсменов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов : материалы международной научно-практической онлайн-конференции (г. Минск, 28 января 2021 г.). Минск: Белорусский государственный университет, 2021. С. 266-268.

2. Давыдова Ю. А. Функциональное состояние дыхательной системы часто болеющих детей 4-6 лет // Молодежный инновационный вестник. 2020. Т. 9. № S 2. C. 35-37.

3. Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М. : Знание. 1981. С. 149-156.

4. Назирова А. А., Давыдова С. С., Назирова К. Ф. Влияние оздоровительной культуры на учебный процесс школьников младших классов // Наука-2020. Орел. 2020. № 6 (42). С. 39-44.

5. Никифорова Т. Ю. Отношение к своему здоровью среди студентов первого курса педагогического университета // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 8. С. 50-57.

References

1. Davydova S. S., Nazirova A. A., Davydova Yu. A. [Improving the coordination of breathing and movements in the process of training students-athletes]. Nauchno-metodi-cheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy podgotovki studentov. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy onlayn-konferentsii (g. Minsk, 28 yanvarya 2021 g.) [Scientific and methodological support of physical education and sports training of students. Materials of the international scientific and practical online conference (Minsk, January 28, 2021)]. Minsk, Belarusian State University Publ., 2021, pp. 266-268. (In Russia).

2. Davydova Yu. A. Funktsional'noe sostoyanie dykhatel'noy sistemy chasto boleyushchikh detey 4-6 let [Functional state of the respiratory system of frequently ill children aged 4-6 years]. Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik - Youth innovation bulletin, 2020, vol. 9, no. S2, pp. 35-37.

3. Dil'man V. M. Bol'shie biologicheskie chasy (Vvedenie v integral'nuyu meditsi-nu) [Large biological clock (Introduction to integral medicine)]. Moscow, Knowledge Publ., 1981, pp. 149156.

4. Nazirova A. A., Davydova S. S., Nazirova K. F. Vliyanie ozdorovitel'noy kul'tury na uchebnyy protsess shkol'nikov mladshikh klassov [The influence of health culture on the educational process of elementary school students]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 6 (42), pp. 39-44.

5. Nikiforova T. Yu. Otnoshenie k svoemu zdorov'yu sredi studentov pervogo kursa pedagogicheskogo universiteta [Attitude towards one's health among first-year students of the Pedagogical University]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, 2019, no. 8, pp. 50-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.