Научная статья на тему 'Система финансирования аграрного сектора стран европейского союза и США'

Система финансирования аграрного сектора стран европейского союза и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ / БАНКОВСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / КООПЕРАТИВНЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / АГРАРНЫЙ БАНК / СРОКИ КРЕДИТОВАНИЯ / ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева З. Б.

В современных условиях весьма актуальным представляется изучение позитивного опыта финансирования аграрного сектора стран Европейского Союза и США. В статье на примере ряда стран ЕС и США приводятся особенности кредитования сельского хозяйства. Отмечается, что на национальном уровне в странах ЕС и США не существует единой банковской политики в отношении сельского хозяйства. Раскрывается опыт финансового обеспечения сельхозпроизводства Франции за счет ссуд на обустройство и модернизацию хозяйства, США за счет создания системы фермерского кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система финансирования аграрного сектора стран европейского союза и США»

УДК 336.64

система финансирования

аграрного сектора стран

европейского союза и сша

З. Б. АЛИЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: aliza69@mail. ru

дагестанский государственный институт народного хозяйства

В современных условиях весьма актуальным представляется изучение позитивного опыта финансирования аграрного сектора стран Европейского Союза и США. В статье на примере ряда стран ЕС и США приводятся особенности кредитования сельского хозяйства. Отмечается, что на национальном уровне в странах ЕС и США не существует единой банковской политики в отношении сельского хозяйства. Раскрывается опыт финансового обеспечения сельхозпроизводства Франции за счет ссуд на обустройство и модернизацию хозяйства, США за счет создания системы фермерского кредита.

Ключевые слова: кредитная система, кредитные институты, банковское финансирование, кредитование сельского хозяйства, кооперативный банковский сектор, аграрный банк, сроки кредитования, льготные кредиты.

Все стадии воспроизводственного процесса в экономике стыкуются благодаря кредитным учреждениям, которые подразделяются на коммерческие (для обеспечения предпринимателей оборотным капиталом) и инвестиционные.

Одна из особенностей организационного построения кредитной системы в Европейском Союзе (ЕС) состоит в том, что она имеет как бы два уровня: первый уровень — разнородные кредитные институты; второй уровень — центральный эмиссионный банк и комплекс аналогичных по функциям кредитных учреждений государственного сектора, функционирующие зачастую как обычные частные предприятия, но выполняющие специфические функции по проведению в жизнь официальной политики. Полугосударственные кредитные институты распространены в Бельгии, Италии, Франции.

В формировании кредитной системы ЕС велика роль государственной политики. Придавая огромное значение проблеме использования кредитной системы в качестве инструмента регулирования экономического механизма, многие западноевропейские страны (Франция, Италия, Испания, Бельгия) встали на путь прямого подчинения банковской сферы своим целям. С другой стороны, в Великобритании, Ирландии и Нидерландах масштабы государственного регулирования сферы кредита минимальны по сравнению с Францией, Италией, Бельгией.

На национальном уровне в странах ЕС не существует единой банковской политики в отношении сельского хозяйства. Например, в Великобритании банковское финансирование сельского хозяйства основано на тех же принципах, что и для других секторов экономики. В странах ЕС роль и политика банков по отношению к сельскохозяйственному производству существенно отличаются.

Во Франции аграрный банк Credit Agricole является крупнейшим монополистом в сфере кредитования сельского хозяйства. Применяются жесткие правила предоставления ссуд. Льготы (пониженные процентные ставки) предусмотрены для некоторых категорий ссуд и видов производства.

В Германии сельскохозяйственное производство обслуживают несколько банков: Дойче Геноссеншафтбанк (Deutsche Genossenschaftbank), Байерише Хипотекен унд Вексель банк (Bayerische Hypotheken und Wechsel-Bank) — ведущие в системе ипотечного кредита. Сберегательные банки одновременно являются главными кредитными

- 45

учреждениями. Процедура выдачи кредитов также жестко регламентирована, однако сроки выплаты задолженности могут быть предметом переговоров в зависимости от экономического благополучия предприятия и его ценных бумаг. «Кооперативный банковский сектор Германии имеет трехуровневую организационную структуру. Ее основу — первый уровень — составляют местные кооперативные банки (кредитные товарищества), включающие преимущественно фольксбанки и райффайзенбан-ки, созданные для удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах, в основном сельских товаропроизводителей и сельского малого бизнеса.

Второй уровень кооперативного банковского сектора представлен региональными банками, которые были первоначально созданы местными банками, главным образом с целью управления их избыточной ликвидностью. Сейчас эти региональные кооперативные банки имеют широкий спектр деятельности. Они являются главными пайщиками «Дойче Геноссеншафтбанка», составляющего третий, верхний уровень кооперативного банковского сектора.

Кооперативный банковский сектор занимает видное место в кредитной системе страны. На его долю приходится свыше 19 % совокупного баланса всех универсальных банков страны, 25 % вкладов небанковской клиентуры. Децентрализованная структура дает возможность иметь тесный контакт с клиентами, обеспечивает гибкую деловую политику и делает процесс принятия решений по выдаче кредитов более коротким.

Задачей кооперативных банков, как и любого коммерческого банка, является повышение доходов своих членов и оказание содействия в развитии их предпринимательской деятельности. Кредитные операции местных кооперативных банков включают все виды ссуд, предоставляемых универсальными банками. В недавнем прошлом в кредитных операциях преобладали кратко- и среднесрочные ссуды, в настоящее время все большее значение приобретает долгосрочное кредитование. Помимо кредитования текущей деятельности сельхозпроизводителей банки финансируют инвестиции в основной капитал и строительные проекты в сельской местности.

Кооперативные банки предоставляют своим пайщикам льготные кредиты под низкие проценты по государственным программам финансирования (например, в России для выполнения национальных проектов). Кроме того, некоторые из кооперативных банков вовлечены в торговлю товарами местного производства: они осуществляют закупку

46 -

сельскохозяйственной продукции, маркетинг аграрных продуктов и поставляют сельскохозяйственную технику. Для предприятий сельскохозяйственной направленности регионов России важны осуществление маркетинговых разработок при отсутствии дополнительных финансовых ресурсов и продвижение готовой продукции на новые рынки сбыта в другие регионы.

Региональные кооперативные банки Германии осуществляют операции со сравнительно крупными предприятиями сельского хозяйства, пищевой индустрии, торговли, обрабатывающих отраслей и операции страхования в той мере, в какой эти организации не могут обслуживаться местными кредитными кооперативами.

Дойче Геноссеншафтбанк, стоящий на вершине банковской системы Германии, координирует деятельность региональных банков и кредитует их в основном на средне- и долгосрочный период, получая необходимые для этого средства за счет выпуска собственных облигаций. Он оказывает поддержку местным кооперативным банкам, объединяясь с ними в синдикаты в тех случаях, когда существует спрос на крупные суммы заемных средств, которые местные банки не в состоянии предоставить сами или вместе с соответствующим региональным банком.

Своеобразие немецкой кооперативной системы заключается в том, что при сохранении полной самостоятельности кооперативов первичного звена здесь созданы дополняющие и координирующие структуры регионального и общенационального уровня, что придает им черты, с одной стороны, сильной децентрализованной системы, с другой — гибкой централизованной, к которой примыкают другие банковские и околобанковские организации: немецкий Кооперативный ипотечный банк, Мюнхенский ипотечный банк, строительная сберегательная касса Schwabisch Hall, многопрофильная страховая компания, два инвестиционных фонда, лизинговая фирма. Посредством этих организаций кредитные кооперативы расширяют базу привлекаемых ресурсов, а также осуществляют дополнительный набор предоставляемых услуг [3, с. 429].

Rabobank — специализированный аграрный банк в Нидерландах. Он обеспечивает около 90 % банковского финансирования сельскохозяйственного производства. Условия выдачи ссуд не регулируются какими-либо регламентами, а устанавливаются после анализа деятельности каждого сельхозпредприятия и переговоров банкира и кредитуемого. Ставка процента сильно варьирует и может быть изменена в период действия ссуды.

В Великобритании не существует специализированного аграрного банка, и банковская политика по отношению к сельскому хозяйству основана на тех же принципах, что и для других секторов экономики. Наиболее крупные операции в сфере кредитования сельского хозяйства осуществляют Lloyd Bank, Midland Bank, а также Barclay Bank. Инвестиции в сельское хозяйство осуществляются главным образом по так называемому перманентному кредиту: банкир и предприниматель ежегодно обговаривают ставку процента, размер ссуды, вид задолженности в зависимости от экономического положения предприятия.

Процентные ставки по странам варьируются от 13 до 19 %, средняя составляет 15,5 %; 13 %-ная ссуда применяется в долгосрочном кредитовании для приобретения товаров высокой стоимости; 19 %-ная ставка — по кредитам без обеспечения.

В Великобритании условия предоставления перманентного кредита определяются в результате переговоров. Процентная ставка по этому кредиту в среднем на 2,5 пункта выше, чем основная банковская ставка (12 %) и составляет 14,5 % (при 7 %-ной инфляции).

В Нидерландах банковская ставка — 5—7 % (при инфляции 0,6 %). Ставка варьирует в зависимости от степени риска кредитуемого предприятия, который оценивается на основе анализа финансового положения и управления предприятием.

В Германии ставка 6—8,5 % (при инфляции 3 %). Ставка жестко фиксирована, однако величина ссуды, ее продолжительность могут быть предметом обсуждения банкира и кредитуемого.

Во Франции процентные ставки подчинены жестким правилам в зависимости от срока действия ссуды и ее категории. Не льготные ставки составляют 6—10 %. Необходимо также выполнить ряд условий, чтобы получить право на кредит. При сравнении кредитов по срокам предоставления в Германии и Франции видно, что наиболее длительные периоды кредитования характерны для Франции (см. таблицу).

В Великобритании банки применяют в основном перманентный кредит. Продолжительность кредитования зависит от вида кредита. Так, на капиталовложения в землю во Франции предусмотрено 20—35 лет, Нидерландах — 30—55 лет, Герма-

нии — 25 лет; на здания — соответственно 12—20, 15—30 и 25 лет; на материалы — 5, 15 и 5 лет.

Применение квот имеет своей целью стимулирование крестьян к самофинансированию. Во Франции банки финансируют не более 80 % капиталовложений. В Нидерландах квота зависит от вида кредита: 70 % — для капиталовложений в землю, 50 % — в здания, репродуктивное стадо; 75—100 % — в сельхозтехнику. В Германии квоты заранее не устанавливаются, но банки устанавливают максимальную величину ссуды в зависимости от направления капиталовложений. Крестьянам, не ведущим бухгалтерский учет, ссуда предоставляется в размере до 60 % фискальной стоимости земли. В Великобритании квот не существует, и банки могут финансировать 100 % капиталовложений. Лимитов на величину ссуд нет в Великобритании и Германии. Rabobank требует гарантии для подкрепления кредита. В качестве обеспечения может служить земля, если фермер является ее владельцем. Во Франции существует сильная регламентация величины ссуды в зависимости от ее вида.

Особый интерес представляет опыт финансового обеспечения сельского хозяйства во Франции — крупнейшем в ЕС производителе и экспортере аграрной продукции. Значительное место в финансировании аграрного производства Франции занимает комплекс ссуд на обустройство и модернизацию хозяйства. В 2004 г. их размер достиг более 70 % общего объема льготных займов и составил почти треть всей потребности в инвестиционных кредитах сельского хозяйства.

Для получения льготных кредитов необходимо, чтобы фермерство было основным занятием претендента, 50 % рабочего времени фермер должен посвящать сельскому хозяйству, и доход от сельскохозяйственной деятельности не может составлять менее половины общего дохода фермы. Обязательны профессиональная подготовка фермера и регулярное ведение типовой бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить льготный кредит, молодой фермер должен быть не моложе 21 года и не старше 35 лет. Площадь хозяйства должна соответствовать средним нормам, уровень минимального дохода через три года после обустройства должен достигать 60 % среднего базового национального

Классификация кредитов по срокам кредитования

Страна Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные

Германия До 1 года 2—4 года Свыше 4 лет

Франция До 2 лет 3—7 лет Свыше 7 лет (до 35 лет)

Источник: составлено автором по данным [3, с. 430].

уровня. Предельный размер ссуды 500 тыс. евро, но возможна надбавка, если супруг на правах главного лица участвует в работах или обустройство обоих супругов реализуется в рамках одного сельскохозяйственного общества (кооператива).

Процентная ставка льготного среднесрочного кредита на обустройство для молодых фермеров определена в 2,75 % годовых в неблагоприятных природно-экологических зонах и 4 % — в других зонах, срок действия составляет соответственно 12 и 9 лет.

Особое место занимают специальные ссуды на модернизацию хозяйства. Поощряя этот вид ссуд, ЕС преследует цель решения широкого круга проблем, связанных с развитием села, улучшением условий жизни и труда, сокращением загрязнения окружающей среды. По новому положению ссуды на модернизацию стимулируют диверсификацию производства. Фермеры не ограничиваются сельскохозяйственной деятельностью, а могут параллельно заниматься лесным хозяйством, организацией туризма, кустарничеством. Однако доход от сельскохозяйственного производства в этом случае должен составлять не менее 25 % дохода фермы, а деятельность вне сельского хозяйства занимать менее половины рабочего времени фермера.

Несколько иначе построена система кредитования аграрного комплекса в США. В кредитно-финансовой системе США можно выделить несколько основных видов посредников, обеспечивающих фермеров кредитами и другими финансовыми услугами:

1) коммерческие банки, аккумулирующие средства населения в виде депозитов;

2) сельскохозяйственные кредитные институты на кооперативной основе, мобилизующие свободные фонды денежного рынка;

3) специальные государственные программы на федеральном, региональном и районном уровнях, использующие средства из государственного бюджета;

4) кредитные союзы на основе коллективной ответственности членов и т. д.

Коммерческие банки долгие годы обеспечивают большую часть заемных средств для сельскохозяйственных нужд фермеров. Не все коммерческие банки, работая в условиях рынка, могут являться достаточно надежными, выгодными партнерами. Поэтому фермеры предпочитают обращаться в кредитные учреждения, входящие в состав Федеральной системы фермерского кредита (СФК).

Общий надзор осуществляется независимым государственным органом — Ассоциацией

48 -

фермерского кредита. В момент создания СФК правительство США предоставило начальный капитал, необходимый для работы системы на первом этапе. Одновременно были предусмотрены меры по постепенному погашению задолженности фермерами — членами СФК. Последние несколько лет система работает исключительно за счет самих фермеров.

СФК состоит из семи банков — Farm Crédit Banks, кредитующих фермеров, которые обеспечивают предоставление фондов 232 локальным ассоциациям заемщиков. Данные ассоциации размещают кредиты среди сельских клиентов.

Локальные ассоциации делятся на четыре типа.

1. Федеральные земельные банковские ассоциации — Fédéral Land Bank Associations (FLBA) — 72 отделения по всей стране;

2. Ассоциации производственного кредитования — Production Crédit Associations (PCA) — 69 отделений по всей стране;

3. Федеральные земельные кредитные ассоциации — Fédéral Land Crédit Associations (FLCA) — 31 отделение по всей стране;

4. Ассоциации по сельскохозяйственному кредитованию — Agricultural Crédit Associations (ACA) — 60 отделений.

FLBA и FLCA в основном обеспечивают потребность в долгосрочном кредитовании, а PCA — в краткосрочном. В некоторых районах эти виды ассоциаций объединены в ACA, которые занимаются как кратко-, так и долгосрочным кредитованием.

Кредитные учреждения СФК являются предметом тщательного аудита и контроля со стороны независимого федерального агентства — Администрации по делам фермерского кредита. Три члена совета директоров администрации назначаются Президентом США и утверждаются сенатом.

На наблюдение и контроль деятельности СФК не тратится ни одного цента из средств налогоплательщиков. Невзирая на то, что конгресс утверждает ежегодный бюджет Администрации по делам фермерского кредита, текущие немалые затраты агентства покрываются за счет кредитных учреждений, деятельность которых оно регулирует [3, с. 431].

Система фермерского кредита на сегодняшний день обеспечивает более 25 % всех кредитов, используемых американскими фермерами и владельцами ранчо. Она является основным источником кредитования покупки недвижимого имущества и деятельности фермерских кооперативов, а также финансирования электроснабжения и телефонной связи в сельской местности. Система фермерского

кредита предназначена для обеспечения бесперебойного притока капитала с национального рынка денег в сельскую местность и в отличие от коммерческих банков не имеет права привлекать депозиты. Другой особенностью системы фермерского кредита в США является отсутствие постоянных паенакоплений среди клиентов, поскольку доля пайщика существует только в период времени, в течение которого он берет кредит, и составляет 2—5 % от его общей суммы. Пай фермера увеличивается или уменьшается в зависимости от величины кредита и полностью возмещается в момент выплаты долга. На счету клиента в момент завершения операции остается символическая сумма в 5 долл., предоставляющая ему право считать себя членом СФК и пользоваться ее услугами. При этом активы СФК считаются кооперативной собственностью ее членов.

Важной составной частью системы фермерского кредита стала Лизинговая корпорация (Farm Credit Leasing Services Corporation). Она является собственностью банков и осуществляет лизинг техники, оборудования и помещений всем заемщикам СФК. Лизинговая корпорация также занимается доставкой и разгрузкой материалов, предоставлением высоких технологий в области переработки продукции. Ее программы могут быть дополнены услугами по техническому обслуживанию машин и оборудования, получению титулов собственности и лицензий, гарантийному обслуживанию и продаже оборудования. Кроме того, она изыскивает источники финансирования для строительства предприятий переработки и хранилищ продукции, закупки оборудования и другой необходимой техники [1, с. 61].

Создание подобных кредитных кооперативов в России, в том числе и в Дагестане, способствовало бы быстрому становлению эффективного сельского хозяйства и развитию кредитования предприятий агропромышленного комплекса. По мнению Б. Пошкуса, необходима значительная государс-

твенная поддержка аграрному сектору экономики, которая по расчетам должна составить не менее 500 млрд руб., а в 2012 г. — 600 млрд руб. [2, с. 19].

Опыт развитых стран мира показывает, что системы финансовых ресурсов для развития сельского хозяйства строятся на основе оптимального сочетания собственных и заемных средств. Исследования также подтверждают, что здоровую экономику имеют те сельскохозяйственные предприятия, которые осуществляют расширенное воспроизводство не менее чем на 80 % за счет собственных вложений, включая бюджетные дотации, а до 20 % — на банковские кредиты. При этом заранее известно, что предприятие или хозяйство не окажется в экономически затруднительном положении, не попадет в банкроты. Важно учесть, что под оптимальным сочетанием финансовых источников развития производства имеется в виду соотношение за период не менее 5 лет. Конкретное хозяйство в течение 1—2 лет может практиковать крупные инвестиции, в том числе за счет долгосрочного кредита, нарушая рекомендуемые пропорции. Однако на протяжении 5 и более лет это требование необходимо выполнять. В целом же по стране упомянутое соотношение будет соблюдено, если сельскому хозяйству будет оказана значительная и гарантированная бюджетная поддержка.

Список литературы

1. Бурлакова С. Особенности финансирования аграрного сектора стран ЕС // АПК: экономика и управление. 2008. № 10. С. 61.

2. Пошкус Б. Обеспечить поддержку сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 4. С. 17—22.

3. Чораева З. А. Особенности кредитования АПК банковским сектором в зарубежных странах // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы экономической интеграции прикаспийских государств и их регионов», г. Махачкала. 2010 г. С. 429-431.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.