Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования'

Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ЭВОЛЮЦИЯ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CREDITING / AGRICULTURE / FOREIGN COUNTRIES / THE EVOLUTION OF CREDIT RELATIONS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кибиров А. Я., Бурых Е. Е.

В статье освещаются вопросы, связанные с организацией сельскохозяйственного кредитования в зарубежных странах (США, Германия, Франция, Япония, Китай, страны Восточной Европы и другие). Все страны поделены на три группы в зависимости от видов и форм кредитования аграрного сектора. В статье отражены специфические особенности эволюции кредитных отношений в аграрной сфере каждой из групп. Особое внимание уделено месту и роли государства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF AGRICULTURAL CREDITING

In article the questions about the organization of agricultural credit in foreign countries (USA, Germany, France, Japan, China, Eastern Europe and others) are covered. All countries are divided into three groups depending on the types and forms of lending to the agricultural sector. The specific features of the evolution of credit relations in the agrarian sector of each group are reflected. Particular attention is paid to the place and role of government in this process.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования»

Экономика

будет равна 104,7 % и 104,2 % — в живот- продовольственной безопасности воз- растениеводству 64,4 %, по животновод-

новодстве. Значения коэффициентов эла- растает более чем на 1 %. Уровень про- ству — 69,2%, причем в 2020 г он достиг-

стичности показывают, что при увели- довольственной безопасности за про- нет 83,9 % и 95,6 % соответственно.

чении объема субсидий на 1 % уровень гнозный период составит в среднем по

Литература

1. Карпов Ю. Г Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5. СПб. : БХВ-Петербург, 2006. С. 32.

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

3. Экономика предприятий и отраслей АПК : учебник / под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А. В. Мозоля. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Изд-во БГЭУ, 2007. С. 103.

зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования

А. я. КИБИРОВ

доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела инвестиционно-финансовых ресурсов,

Е. Е. БУРЫХ,

аспирант, АПК ГНУ ВНИОПТУСХ

111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 1S

Ключевые слова: кредитование, сельское хозяйство, зарубежные страны, эволюция кредитных отношений, государственное регулирование.

Keywords: Crediting, agriculture, foreign countries, the evolution of credit relations, government regulation.

Обобщение зарубежного опыта свидетельствует о том, что сельскохозяйственный кредит в зарубежных странах является важным элементом экономического развития аграрного производства. Рост использования кредита в сельском хозяйстве развитых стран послужил базой для интенсивного накопления аграрного капитала и для осуществлявшейся на основе этого процесса индустриализации сельскохозяйственного производства, тогда как в экономической литературе не совсем правомерно говорят об отрицательном влиянии кредита на сельское хозяйство. На наш взгляд, специфические особенности отрасли в том, что растянут период производства и имеет место постоянный недостаток свободных собственных денежных средств для финансирования аграрного производства. Сельское хозяйство лишено долгосрочного и среднесрочного собственного капитала, а, следовательно, вынуждено прибегать к кредиту с тем, чтобы осуществлять техническое и технологическое перевооружение в важнейшей отрасли АПК — сельском хозяйстве.

Анализ и обобщение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что финансирование сельского хозяйства различных стран происходит по нескольким сценариям. При этом следует отметить, что четких граней между ними нет, а в каждой стране проявляются различные формы организации сельскохозяйственного кредитования.

Привлечение в аграрный сектор сети коммерческих банков путем предоставления государственных гарантий банковских кредитов и субсидирования процентных ставок (Великобритания, Чехия, Словакия, Китай, Голландия, Австрия).

Так, в Великобритании нет специализированных сельскохозяйственных банков, кредитная политика по отношению к

сельскому хозяйству осуществляется на тех же принципах, что и к другим отраслям экономики. Ведущее место в кредитовании сельского хозяйства принадлежит крупнейшим коммерческим банкам: Ллойд Банк, Мидланд Банк, Барклайз Банк. Причем финансирование инвестиций в сельском хозяйстве осуществляется в основном по так называемому перманентному кредиту: банк и фермер ежегодно договариваются

0 процентной ставке, объеме кредита в зависимости от экономического положения фермера.

Кроме того, широкое распространение здесь имеют небанковские специализированные организации. В частности, английская компания по мелиорации земель предоставляет фермерам займы сроком на 40 лет для оплаты стоимости модернизации объектов собственности при фиксированной ставке процента на все время предоставления займа. Фермерская молочная корпорация Великобритании предоставляет займы фермерам для приобретения молочных цистерн или же сама покупает и сдает их в аренду хозяйствам. Фермерская мясная корпорация предлагает необеспеченные займы на срок до

1 года для приобретения животных на откорм, покупку племенных овец и откорм собственного скота, которые затем должны быть проданы корпорации. Процент по кредиту рассчитывается с учетом цены реализации и банковских ставок [4].

В Китае в последнее время проводилась «коммерциализация» банковской системы, где ряд банков (Сельхозбанк и др.) был переведен в разряд коммерческих, специализированных государственных банков, успешно осуществляющих государственную политику поддержки и развития сельского хозяйства. Создание и развитие этого Банка развития сельского хозяйства

призвано обеспечить стабильную поддержку сельскохозяйственного производства с участием государства. Выделение средств этим банком осуществляется по следующим направлениям:

— кредиты на закупку основных видов сельхозпродукции, ее хранение, переработку, на звено оптовой торговли;

— кредиты на оказание помощи бедным сельским районам;

— кредиты на комплексное освоение сельскохозяйственных ресурсов [1].

В Голландии функционирует специализированный аграрный банк — Рабобанк, обеспечивающий около 90 % кредитного финансирования аграрного производства. Условия кредитования определяются после анализа деятельности сельскохозяйственного предприятия путем переговоров между банком и заемщиком. Процентная ставка может быть изменена во время действия кредитного договора.

Наиболее распространенным видом льготного кредитования сельского хозяйства в Австрии являются инвестиционные аграрные кредиты, где процентная ставка рассчитывается на основе ставки банка-кредитора и корректируется Австрийским национальным банком несколько раз в год. Министерство сельского и лесного хозяйства Австрии субсидирует сельхозтоваропроизводителей в пределах сумм, соответствующих 50 % ставки банковского кредита, предоставленного сель-хозорганизациям, ведущим производство в горных условиях, на строительство теплиц и на 14 % — при применении альтернативных источников энергии. Срок льготного кредита достигает десяти лет, а при покупке техники — шести лет [2].

Кредитование аграрного сектора через систему кооперативных банков распространено во Франции, Германии, Японии,

Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г.- <

_________________________Экономика

Польше. На их долю приходится во Франции 75 % сельскохозяйственного кредита, в ФРГ — 44 % и в США — 26 %.

Анализ литературных источников показывает, что кредитные операции кооперативных банков включают все виды ссуд различной срочности, предоставляемых современными универсальными банками. Целостность и эффективность кооперативной системы кредитования обеспечивается за счет двух факторов: единства отношений кооперативной собственности снизу доверху и единства системы функциональных связей.

До 1990 г. Аграрный Банк Франции Credit Agricole был монополистом в области кредитования сельского хозяйства (обеспечивал до 90 % объема кредитования сельского хозяйства). Сейчас кредитование фермеров осуществляют в основном кооперативные банки. Конкуренция между этими банками за лучшее обслуживание фермеров умело стимулируется государством, и тем самым оно пресекает монополию в кредитном обслуживании. Лицензию на обслуживание фермеров получает только тот кооперативный банк, который предоставит фермеру более дешевый кредит по льготной процентной ставке (не превышающей обычной) и имеет хорошую репутацию у местных фермеров. Во Франции более 70 % общего объема льготных ссуд направлено на обустройство и модернизацию хозяйств. Государство изменяет условия предоставления льготных кредитов в соответствии с потребностями текущей экономической политики. Особый льготный режим кредитования создается для молодых начинающих фермеров и хозяйств, внедряющих нововведения в аграрное производство [3].

В настоящее время Германия является образцом классического типа сельскохозяйственного кредитования, характеризующимся функционированием на кредитном рынке коммерческих банков и специализированных учреждений. При этом основная масса кредитов предоставляется фермерским хозяйствам и сельхозпредприятиям кооперативными банками (44,1 %). Хотя и применяется льготное кредитование, процентная ставка остается относительно стабильной в пределах 6,8-7,3 % годовых.

Кроме того, в Германии функционирует и Сельскохозяйственный банк, который был создан в 1949 г. на основании «Закона о Государственном сельскохозяйственном банке» как центральный институт рефинансирования для сельского хозяйства и продовольственного сектора. Операции долгосрочного кредитования Государственного Сельскохозяйственного банка в значительной степени определялись тесной связью с государственной поддержкой инвестиций для аграрной сферы и сельской местности. Большое количество программ было разработано и проведено по заданию Федеративного Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства [4].

В Японии основным финансовым институтом является Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйства. Поскольку цель кооперативной кредитной деятельности — взаимное финансирование членов, кооперативные кредиты

имеют, как правило, краткосрочный характер. Долгосрочное кредитование обеспечивается, в основном, правительственными программами долгосрочного финансирования через государственную корпорацию финансирования сельского, лесного и рыбного хозяйства.

В Польше через систему кооперативных банков проходит около 90 % кредитов для сельскохозяйственного производства, переработки, торговли сельскохозяйственной продукцией и сопутствующих видов деятельности.

Функционирование небанковских кредитных организаций в аграрной сфере (показательны примеры США и Канады), а также создание системы кредитной кооперации для микрокредитования мелких семейных хозяйств (характерно для стран Центральной и Восточной Европы). Доминирующая или достаточно весомая роль системы кредитной кооперации объясняется практическим отсутствием условий для привлечения к кредитованию сельского хозяйства коммерческих банков. Государство в этом случае оказывает прямую организационную и финансовую помощь в формировании некоммерческих и небанковских кредитных институтов, в некоторых случаях с использованием средств международных организаций, которые давали рекомендации по реформированию аграрного сектора.

Одним из ключевых субъектов кредитования в Соединенных Штатах Америки является Фермерская Кредитная Система (Farm Credit System). Определяющую роль в создании этой организации играло государство. Так, Фермерская Кредитная Система (ФКС) основана Конгрессом США в 1916 г. как государственная организация, целью функционирования которой являлось обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей постоянным и надежным источником финансирования производственной деятельности. Начальный капитал для создания организации предоставило государство, но постепенно деятельность системы стала осуществляться за счет самих фермеров — членов ФКС [4].

В условиях общего экономического кризиса в 1933 г. было подписано правительственное распоряжение, в соответствии с которым все формирования ФКС, связанные с фермерским кредитованием, переведены под наблюдение созданной для этой цели Администрации по делам фермерского кредита (the Farm Credit Administration), что явилось актом усиления государственного регулирования в сфере кредитования аграрного сектора, обеспечивающим его целенаправленное развитие, устойчивость и надежность.

Сегодня примерно 90 ассоциаций и 5 банков обеспечивает 160 млрд долларов кредитных ресурсов для фермеров, скотоводов, сельских жителей, лесных хозяйств, сельскохозяйственных организаций и кооперативов. В 2007 году сельскохозяйственная перепись показала, что около 93 % всех малых форм хозяйствования не имеют долгов, в то время как более 60 % от общего числа выданных кредитов в портфелях Ассоциации были выданы мелким фермерам [5].

Помимо Администрации сельскохозяйственного кредита, в США в рамках Министерства сельского хозяйства действуют Товарно-кредитная корпорация (ТКК), предоставляющая ссуды на строительство зернохранилищ; Администрация фермерского жилья, кредитующая покупку или постройку ферм, зданий; Администрация сельской электрификации, авансирующая заемные средства на цели электрификации.

В Канаде основой государственной системы кредитования в сельском хозяйстве является Фермерская кредитная корпорация, основанная в 1959 г. Она выделяет кредиты на приобретение земельных участков, строительство и реконструкцию зданий и сооружений, приобретение скота, машин, оборудования, удобрений, семян. Срок кредитования может составлять 10-30 лет. Лимит по сумме зависит от экономического положения заемщика.

Корпорация предоставляет кредиты под залог земли, оборудования, скота. Существует облегченный порядок выдачи кредита молодым фермерам (не старше 45 лет). Также корпорация предоставляет кредиты на покупку машин и оборудования объединениям фермеров (три и более фермеров).

В восточноевропейских странах функционирующие формы кредитования сельхозтоваропроизводителей имеют одинаковую сущность:

— в Литве было создано 12 кредитных союзов на кооперативных началах; государство принимало непосредственное участие в их создании путем освобождения от налога на прибыль, разработки единой системы бухучета, менеджмента и маркетинга;

— в Словении Союз сберегательнокредитных служб;

— в Эстонии при финансовой поддержке государства к 2000 г. было создано

11 сберегательно-ссудных ассоциаций, объединенных в Центральный союз;

— в Болгарии при финансовой поддержке Евросоюза была сформирована система фондов взаимного кредитования для мелких фермеров; фонды позволяют получать аграриям кредит на сумму, в 15 раз превышающую вносимый ими вклад;

— В Молдове в 1997 г. при финансовой поддержке правительства и Всемирного банка была сформирована система сельского микрокредитования, состоящая из сберегательно-заемных ассоциаций [2].

Динамичное развитие современных кредитных кооперативов и их банков происходит и в развивающихся странах: Таиланде (Банк для сельского хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов — The Bank for Agriculture and Agricultural Cooperatives), Индонезии (Банки Ракьят — The Village Banks (Unit Desa) of Bank Rakyat Indonesia), Бангладеш (Грамин Банк — Grameen Bank). В них также имеет место схема кредитования сельского сектора путем объединения средств самого населения при предоставлении гарантий правительства под часть их обязательств. И следует отметить, что она работает весьма успешно в самых разных странах.

На наш взгляд, из обобщения

Экономика

зарубежного опыта сельскохозяйственного кредитования можно выделить следующие особенности организации сельскохозяйственного кредита в зарубежных странах, которые в определенной мере могут быть учтены при развитии кредитного дела и совершенствовании на этой основе кредитования отечественного аграрного сектора.

Характерной особенностью, безусловно, выступает активное участие государства в вопросах финансового обеспечения сельского хозяйства. В разных странах финансовым обслуживанием фермеров занимается разветвленная сеть

коммерческих, кооперативных и специализированных банков, страховых компаний, сберегательных касс и других кредитных институтов. В ряде стран широко развиты различные формы небанковского кредитования, через которые осуществляется целевое кредитование. Также необходимо отметить наличие развитой системы кредитных кооперативов, члены которых объединены общими интересами и совместной кооперативной собственностью.

Банковская система в АПК зарубежных стран — это сложный механизм, при этом практически в каждой стране имеется

своя специфика в организации обеспечения финансовыми ресурсами предприятий. Например, во Франции, Японии, Нидерландах и Израиле большинство финансовых операций в агропромышленном комплексе осуществляется посредством одного-двух крупных специализированных банков. В США и ФРГ финансовая система АПК включает разнообразные финансовые институты.

В целом государственное регулирование аграрной сферы через механизм сельскохозяйственного кредитования является важнейшей составляющей экономической политики развитого государства.

Литература

1. Коробейников М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. № 4.

2. Нехамкин А. Н., Зайцев И. И. Кредитование аграрного сектора: проблемы, перспективы развития : монография. Брянск : Ладомир, 2008.

3. Ольшаный А. И. Банковское кредитование (рос. и зарубежный опыт): предоставление кредита, обеспечение возврата, предупреждение преступлений. М. : Рус. деловая лит., 1997.

4. Солодкина Л. А. Совершенствование инвестиционного механизма в агропромышленном комплексе : монография. Челябинск, 2007.

5. URL: http://www.farmcreditnetwork.com

формирование кадров регионального АПК в условиях становления информационной экономики

В. П. ЧЕРДАНЦЕВ,

кандидат экономических наук, профессор,

П. Е. КОБЕЛЕВ, аспирант, Пермская ГСХА

г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 23

Ключевые слова: кадровый потенциал региона, информационная экономика, закольцованная система образования, рынок труда, инновационно-информационный центр.

Keywords: personnel potential of region, the information economy, the girdled education system, a labor market, it is innovative-information center.

Кадровая ситуация последнего десятилетия в сельском хозяйстве России характеризуется отсутствием системности, нерациональным использованием высококвалифицированных руководителей, специалистов, включая кадры массовых профессий, неравномерностью распределения трудовых ресурсов, в том числе по отраслям, общим снижением уровня образования.

Одним из важнейших направлений развития агропромышленных предприятий и АПК в целом является адаптивная, гибкая, мобильная кадровая политика, включающая совершенствование путей формирования кадрового потенциала, методов и средств повышения эффективности его реализации и развития.

Для постиндустриального общества важную роль играют информационные технологии, компьютеризированные системы, производственные разработки в различных областях науки и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы управления предприятиями, которые обеспечивают переход к новому витку развития экономических отношений — информационной экономике.

Под «информационной экономикой» следует понимать стадию развития

экономики, характеризующуюся преобладанием роли творческого труда и информационных продуктов, которая функционирует посредством использования современных технологий сбора, обработки, создания и обмена информационными ресурсами. Новые экономические условия и тенденции требуют нововведений в кадрах, что должно способствовать формированию работника современного типа, обладающего целой группой качеств, в т. ч. инновационного характера.

Сельское хозяйство Пермского края имеет огромный ресурсный потенциал, но нуждается в механизме регулирования и повышения эффективности использования

кадрового потенциала. Однако сегодняшняя ситуация в сельском хозяйстве края способствует усилению миграции специалистов из сел в города (табл. 1) [2].

Несмотря на то, что количество выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений края постоянно увеличивается, агропромышленный комплекс региона испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов (табл. 2) [1].

По данным анализа прослеживается планомерное снижение штатного состава руководителей и специалистов.

Повышение квалификации работников имеет важное значение для роста и повышения эффективности предприятий

Таблица 1

Численность населения Пермского края, занятого в экономике

Наименование показателя 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Среднегодовая численность занятых в экономике — всего 1319,3 1318,9 1333,8 1343,4 1339,1 1316,2

в том числе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 155,8 131,9 132,7 123,3 113,8 109,1

в % к итогу 11,8 9,8 10,2 10 8,5 8,3

в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 107,8 106,8 98,8 88,5 83,6

в % к итогу 8,2 8 7,4 6,6 6,4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.