Научная статья на тему 'Система экономических рычагов и стимулов в экономическом механизме хозяйствования организации'

Система экономических рычагов и стимулов в экономическом механизме хозяйствования организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1239
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крячков Иван Трофимович, Крячкова Людмила Ивановна, Мохов Игорь Александрович, Мохова С. С.

Рассматриваются основные направления экономического механизма хозяйствования на предприятии, способствующие повышению эффективности, конкурентоспособности производственно-финансовой деятельности. Приведен ряд примеров, показывающих решение вопросов повышения эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крячков Иван Трофимович, Крячкова Людмила Ивановна, Мохов Игорь Александрович, Мохова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система экономических рычагов и стимулов в экономическом механизме хозяйствования организации»

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫЧАГОВ И СТИМУЛОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

И.Т. Крячков, Л.И. Крячкова, И.А. Мохов, С.С. Мохова

Аннотация. Рассматриваются основные направления экономического механизма хозяйствования на предприятии, способствующие повышению эффективности, конкурентоспособности производственно-финансовой деятельности. Приведен ряд примеров, показывающих решение вопросов повышения эффективности.

Ключевые слова: экономический механизм хозяйствования, экономические рычаги и стимулы, создание равных условий производства, договорные отношения товаропроизводителей, противозатратная система оплаты труда.

В системе менеджмента организации экономический механизм хозяйствования представляет важнейшие направления хозрасчетных организационно -экономических и правовых отношений, обеспечивающих в рыночных условиях эффективное конкурентоспособное их функционирование на основе необходимого уровня экономической самостоятельности хозяйств и их подразделений, договорных товарно-денежных отношений и материальной заинтересованности.

В экономическом механизме хозяйствования большое значение имеют такие его составляющие:

- экономические рычаги и стимулы, обеспечивающие в организации эффективное производство продукции;

- система создания равных экономических условий хозяйствования для организации и её подразделений;

- строгие договорные отношения подразделений хозяйства с его администрацией и между собой по производству, купле-продаже продукции и услуг с мерами материальной ответственности договаривающихся сторон за выполнение договорных обязательств;

- противозатратная система оплаты труда работников за количество, качество, реализацию продукции и ее себестоимость;

- действенный, оперативный хозрасчетный контроль производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений;

- рациональное распределение обязанностей и прав между администрацией организации и его подразделениями.

В данной работе мы рассмотрим первую составляющую экономического механизма хозяйствования -систему экономических рычагов и стимулов, применение которых обеспечивает конкурентоспособное производство продукции.

Состав экономических рычагов и стимулов в организации характеризуется такими направлениями:

- управление постоянными и переменными издержками для их возможного снижения на единицу продукции и услуг;

- контроль объемов производства продукции для получения планируемого объема выручки от реализации продукции, валового дохода и прибыли;

- контроль критического уровня производства (порога рентабельности как отношения постоянных затрат к коэффициенту валовой маржи).

В сельскохозяйственных организациях важен также контроль критического уровня урожайности культур и продуктивности животных как отношение постоянных затрат на гектар посева (голову скота) к маржинально-

му доходу на единицу продукции (цене реализации минус переменные затраты);

- регулирование цен реализации продукции и цен на приобретенные хозяйством материальные ресурсы);

- обоснование внутрихозяйственных цен на продукцию и услуги, обеспечивающих равную плановую рентабельность производства всех продуктов, производимых в организации (определяется как произведение плановой себестоимости единицы каждого вида продукции и среднехозяйственного уровня плановой рентабельности);

- контроль выручки от реализации продукции и услуг, валовой маржи (как разницы между выручкой и переменными затратами);

- контроль запаса финансовой прочности орагниза-ции(выручка минус порог рентабельности);

- контроль валового дохода и его структуры (фонда потребления и накопления);

- контроль прибыли и управление ею, ее структуры (фонды производственного и социального развития, резервный фонд и фонд материального поощрения);

- контроль за рациональным использованием кредитов банка;

- контроль системы договоров подразделений хозяйства с его администрацией и между собой, мер ответственности договаривающихся сторон за выполнение договорных обязательств;

- систематичный хозрасчетный контроль производственно-финансовой деятельности в организации и её подразделениях;

- регулирование размеров отчислений средств администрации организации и её подразделений (на уплату налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; на создание (пополнение) подразделениями организации общехозяйственного фонда социально-культурных мероприятий; на создание (пополнение) общехозяйственного резервного фонда; на содержание общехозяйственного аппарата управления);

- проведение мер по защите имущественного комплекса от различных угроз и ущербов при определении критерия оценки рисков на основе соотношения суммы баллов стабилизирующих и разрушительных факторов.

Наряду с системой экономических рычагов важное значение имеет система материальных стимулов:

- контроль фонда оплаты труда и различных надбавок, расценок оплаты за единицу продукции;

- регулирование темпов изменения производительности и оплаты труда;

- контроль нормативов отчислений к заработной плате на социальное страхование, социальное обеспечение.

Важное значение имеет и контроль соблюдения нормативов расхода различных материалов.

Руководителю, специалистам организации нужно знать порог её рентабельности, т.е. точку безубыточности, чтобы принимать меры по ее снижению для увеличения прибыли.

Например, в организации производственная мощность рассчитана на выпуск 15000т товарного зерна, которое продается по цене 5000руб. за тонну. Плановая выручка составляет 75 млн..руб., постоянные затраты (амортизация основных средств, расходы на организацию и управление и др.) - 5 млн..руб., переменные затраты на 1т продукции - 2000 руб. а на всю продукцию -30 млн.руб (2000 • 15000т). Прибыль составит 40млн.руб. (75млн.-35млн.). Рентабельность затрат составляет -114,2% (40млн. • 100/35млн.).

Если подставить другие значения в пример, можно определить сумму затрат для любого объема продаж. Так при продаже 5000т затраты составят 15млн.руб.(5млн.+2000руб. • 5000т). Выручка -25млн.руб. (5000т • 5000руб.), прибыль - 10млн.руб. (25млн.руб.-15млн.руб.). Объем продаж сократился в 3 раза, а прибыль - в 4 раза. На эту разницу оказывают влияние неизменные постоянные затраты.

Руководителю организации необходимо знать также какой объем продукции требуется произвести, чтобы получить, например, 20млн руб. прибыли от какой-то отрасли, например, от производства сахарной свеклы.

Пример: постоянные затраты - 8млн руб.,

переменные затраты на 1ц - 120руб., цена реализации 1ц сырья - 250руб.

Решение может быть выполнено по формуле:

Ип + Ппл

Кпрод =-

Ц - Ипер

где К прод - количество продукции в центнерах;

Ип - постоянные издержки, млн руб.;

Ппл - плановая прибыль, млн руб.;

Ц - цена реализации 1ц продукции, руб.;

Ипер - переменные издержки на 1ц продукции, руб.

К = 8млн+20млн. = 251384ц 250руб. -120руб.

В условиях рыночной конкуренции нужно постоянно вести состязание с конкурентами, чтобы выдерживать необходимый уровень производства продукции и прибыли. Если, например, у конкурента рентабельность производства продукции - 40%, то, чтобы достичь такого же уровня рентабельности соответствующей продукции в своей организации при рыночной цене 1т продукции - 1400руб. в бизнес-план организации должна быть заложена себестоимость 1т данного продукта на уровне - 1000руб. (1400руб. / 1,40).

Руководители и специалисты организаций в рыночных условиях должны умело маневрировать экономическими рычагами и стимулами для повышения эффективности производственно-финансовой деятельности, ее конкурентоспособности.

Список использованных источников

1 Бутырин В. Эффективность экономических методов управления в сельскохозяйственных предприятиях // АПК: экономика, управление. - 2004. - №3.

2 Крячков И.Т. Актуальные вопросы экономического механизма хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - №6.

3 Лысенко Ю. Формирование иразвитие экономического механизма хозяйствования в птицепродуктовом подкомплексе // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. -№2.

4 Мельник В. Система экономических рычагов и стимулирования труда в колхозе им. Фрунзе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - №9.

5 Крячкова Л.И., Мохов И.А., Мохова С.С. Институциональные проблемы внедрения механизмов саморегулирования в банковский сектор РФ // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №6.

6 Светлакова Н. Материальное стимулирование в условиях хозрасчетных отношений // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №6.

Информация об авторах

Крячков Иван Трофимович, доктор экономических наук, профессор.

Крячкова Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Мохов Игорь Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Мохова Светлана Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.