СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГРУППЫ
Е. Н. МЕЩЕРЯКОВА
В статье проанализирована система интересов производственной группы, уточнена сущность самого понятия «система», рассмотрены основные группы носителей интересов; выявлена закономерность развития системы экономических интересов.
Ключевые слова: система, экономические интересы, производственная группа.
Исследование системы экономических интересов требует предварительного уточнения сущности самого понятия «система».
Известный специалист в области системного анализа В. Н. Спицнадель выделяет в качестве ключевых следующие определения. Под системой понимается «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи); «нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных... свойственных реальной машине» (У. Росс Эшби); «множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» (А. Холл, Р. Фейджин); «совокупность элементов, организованных таким образом, что изменение, исключение или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» (В. Н. Топоров); «взаимосвязь самых различных элементов», «все, состоящее из связанных друг с другом частей» (Ст. Бир); «отображение входов и состояний объекта в выходах объекта» (М. Месарович) и т. д. и т. п. Сам Спицнадель считает: «В первом приближении можно придерживаться нормативного понятия системы. Система (греч. - «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе (БСЭ. Т. 39. С. 158)» [6].
Изучение систем в науке долгое время велось методом редукционизма. Суть его состоит в том, что сложное явление нужно разделить на элементы. Изучив их свойства и взаимодействия, затем определить и черты всей системы в целом. То есть из свойств частей выводятся свойства целого.
В дальнейшем было доказано, что в системе свойства целого не есть сумма свойств ее элементов, что ее свойства не выводятся логически. Сис-
тема потому и система, что она есть нечто большее, чем сумма входящих в нее элементов.
Экономическая теория отстает от естественных наук на пути освобождения от редукционизма. Из системы не всегда можно выделить какой-то элемент, часть, объект. Его можно изучить только во взаимодействии с другими элементами, его мы можем познать только по этим взаимодействиям. Последние несут в себе информацию об элементах системы. Если нет взаимодействий, то и нет информации. В других случаях один и тот же объект участвует в разных системах, вступая с ними во взаимодействия. Поэтому он представляется по-разному.
В экономической жизни происходят постоянные изменения. Истолковывать их только как переход от одного состояния равновесия к другому, как это делают большинство современных экономических теорий, включая теории экономического роста, представляется неверным. Правильнее было бы говорить об эволюции экономических систем и их развитии как частном случае позитивного движения, а не росте и стремлении к равновесию [1].
Система экономических интересов представляет собой совокупность основных связей и зависимостей, «отражает правильность, последовательность в явлениях, относящуюся к определенному месту и времени и обусловленную... не одной, а рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов» [7].
Для того, чтобы определить сущность этой закономерности, необходимо отталкиваться от базовых характеристик категории «экономические интересы». Первая такая характеристика вытекает из наличия их тесной диалектической связи с потребностями: интересы исходят из них и на них осно-
вываются. Отсюда, в качестве одного из важнейших условий формирования закономерности развития системы экономических интересов, выступает действие закона возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей есть общий экономический закон, выражающий прогрессивный процесс количественного и качественного изменения существующей в обществе системы потребностей. Согласно данному закону, в ходе развития общественного производства происходит рост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется. Этот закон характеризует стадии движения потребностей, взаимосвязи между производством и потребностями, их взаимное влияние друг на друга при определяющей роли производства.
Иными словами, закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную, объективную зависимость динамики существующих потребностей от развития общественного производства.
Наряду с потребностями, другим важнейшим элементом данного закона являются экономические возможности, или ресурсы общества. Они, так же как и потребности, представляют собой исходную экономическую предпосылку процесса воспроизводства. Эти две категории и составляют две стороны закона возвышения потребностей, его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей является присущая им тенденция к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей. В силу этого ограниченность ресурсов носит относительный характер.
Главным условием реализации требований закона возвышения потребностей в современных условиях выступает НТП. Научно-технический прогресс стимулирует возникновение новых потребностей как у производителей, так и у потребителей. Одновременно он служит средством разрешения противоречия между постоянно увеличивающимися и возвышающимися потребностями и ограниченными материальными и социальными возможностями их удовлетворения.
Системность экономических интересов обусловлена рядом факторов: народнохозяйственны-
ми, характеризующимися интересами субъектов при сложившейся системе разделения труда; государственными, выражающимися в общей системе права, выявления и согласования интересов; этносоциальными, которые проявляются в единых стереотипах поведения, приоритетах развития в общественном сознании; региональными и т. д.
Исключительное многообразие экономических интересов, структурирующихся в определенные типы, формы и разновидности, предполагает их постоянное согласование для выработки способов разрешения соответствующих противоречий.
Классификация экономических интересов в соответствии с множеством имеющихся классификационных признаков выглядит следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Классификация экономических интересов
Классификационные признаки Экономические интересы
По субъектному признаку - интересы общества в целом; - интересы региона; - интересы хозяйствующих субъектов; - интересы социальных групп и т. д.
По объектному признаку - в зависимости от объектов анализа, выделяется специфика интересов
По временному признаку и значимости - текущие; - перспективные; - непосредственные; - тактические; - стратегические
По функциональновоспроизводственному признаку - связанные с различными фазами воспроизводства
По социальному признаку - интересы собственника; - интересы наемного работника; - интересы арендатора и др.
По месту субъекта интересов в воспроизводственном процессе - интересы менеджера; - интересы организатора; - интересы контролера; - интересы работника
Система экономических интересов, развиваясь по собственным эндогенным законам, испытывает значительную зависимость от экзогенных факторов и законов. Для экономических интересов такими факторами будут другие элементы и участники экономической системы.
Влияние внешних факторов имеет двоякое значение:
К положительным стоит отнести содействие совершенствованию системы интересов, влияние на ее поэтапное развитие, разрешение противоречий и извлечение выгоды из рисков, которые заканчивались бы выигрышем для экономических субъектов.
Отрицательное влияние связано с неполным удовлетворением потребностей, обострением противоречий в экономической системе, проигрышной ситуацией для действующих экономических субъектов.
В случае перевеса отрицательного влияния имеет место необходимость регулирования системы экономических интересов, так как невозможно достижение динамического полного равновесия без процессов регулирования.
Регулирование системы экономических интересов содержит в себе два аспекта: первый - саморегулирование системы; второй - внешнее воздействие на нее. Саморегулирование системы экономических интересов включает в себя: во-первых, саморегулирование, самоустановление порядка в системе участниками или субъектами данной системы и, во-вторых, саморегулирование в процессе действия экономических законов системы, как проявление действия ее внутренних механизмов, способствующих установлению внутреннего порядка в системе.
Если учесть определение экономического порядка, данное Х. Лампертом [3], то порядок системы экономических интересов можно определить как совокупность правил взаимоотношений и взаимоуважения субъектами интересов друг друга, их ответственности по обязательствам, а также совокупность учреждений, ответственных за регулирование хозяйственных взаимоотношений между ними и придания этим взаимоотношениям определенной формы.
Регулирование как внешнее воздействие может осуществляться как процесс влияния: побуждения или принуждения субъектов к определенному поведению, влияя на их потребности, на мотивацию их труда со стороны любой другой управляющей системы и в первую очередь со стороны государства. При этом методологически важно различать «регулирование» и «управление». Воздействующая система (или субъект) может совершать разные действия и предпринимать различные меры по оказанию влияния или давления на систему экономических интересов. Важно здесь одно: какова конечная цель оказываемого воздействия.
В зависимости от цели в экономической литературе различается управление и регулирование, «управление осуществляется с целью достижения организации, а регулирование - с целью достижения стабилизации» [2].
Основываясь на этих положениях, можно говорить о содержании регулирования системы экономических интересов как о системе взаимо-
действия субъектов, обладающих такими свойствами и связями, которые оказывают прямое и испытывают обратное воздействие и устанавливают ограничения этому воздействию. Связь при этом выступает и причиной и следствием процесса регулирования.
Саморегулирование системы экономических интересов происходит на основе действия и использования объективных экономических законов. Здесь имеется в виду та система экономических законов, которая присуща производственным отношениям, отношениям собственности в конкурентных условиях рыночного хозяйства. Это и закон стоимости, и закон распределения по результатам труда, и законы денежного обращения. Игнорирование сути этих законов, их содержания отрицательно скажется на всей системе экономических интересов, ее динамике вплоть до полного развала всей экономики.
Оптимизация процесса саморегулирования предполагает реализацию такого важного принципа как последовательность и комплектность в использовании всей системы экономических законов. Известно, что общей чертой действия системы экономических законов является рост удовлетворения материальных и духовных потребностей на основе общественно-полезного труда. Это позволяет говорить о том, что оптимальное использование системы экономических законов в регулировании отношений между субъектами позволит оптимизировать потребности, согласовывать их с возможностями производства, строить экономическую политику не на проедание народного богатства, а на его увеличение.
Нарушения в системе экономических законов порождают негативные тенденции в системе экономических интересов: возникают рассогласования, противоречия. Особенно неблагоприятные последствия в условиях становления рыночных отношений в системе интересов порождены нарушениями действия закона стоимости.
Рост цен в нашей стране объясняется по-разному. Одни считают, что это следствие развития рыночных отношений; другие - что это искусственное раздувание цен. Конечно, причины роста цен должны быть выявлены для того, чтобы строить правильную ценовую политику, но для нас сейчас важно отметить лишь тот факт, что в стране произошел отрыв цен (денежного выражения стоимости) от общественно-необходимых затрат. Однако в любом цивилизованном обществе, заботящемся о благосостоянии своих граждан и хозяйствующих субъектах, ценообразование должно не только учитывать общественно-необ-
ходимые затраты, но и такие социальные моменты, как низкую оплату труда, недостаток средств у предприятий для приобретения ресурсов, сложности переходных периодов и т. д. В российской экономике недоучет действия закона стоимости привел к потере интереса производителя заниматься своим делом, к производству потеряли интерес и инвесторы, рыночные связи утратили такое важное свойство, как эквивалентность. Ни о каком согласовании экономических интересов поэтому говорить не приходится.
Расхождение интересов работников и работодателей происходит в российской экономике потому, что постоянно нарушается действие закона распределения по результатам труда. Прежние показатели работы предприятий не действуют, но и новые критерии оценки качества труда предприятий не работают. Реальные доходы предприятий ничего не говорят о качестве их работы. Это свидетельствует о том, что интерес не стал пока реальным оптимизмом. Мотивация труда осложняется и тем, что нарушено действие законов денежного обращения.
Решение проблемы саморегулирования, таким образом, предполагает не только всесторонний учет действия объективных экономических законов, а и использование конкретных форм их проявления во всем их многообразии.
Механизмом процесса регулирования системы экономических интересов выступает информация. Нет информации - нет и процесса регулирующего воздействия.
Информация делает сам процесс регулирования возможным, придает ему устойчивость, реалистичность, стабильность. Информация вносит в процесс регулирования ясность, понимание и придает целенаправленность действию субъектов. Информация позволяет субъектам своевременно оценить экономическую и социальную ситуацию, правильно определить приоритеты в регулировании, выбрать цели, пути решения задач. Но есть одно важное обстоятельство, которое нельзя не-
дооценивать. Это обстоятельство состоит в том, что никто не может дать гарантий от ошибок в ходе воздействия на экономические интересы. От ошибок никто не застрахован, а при регулировании системы экономических интересов тем более. Дело в том, что система интересов как никакая другая связана с человеком.
Человек и его система интересов мобильна, динамична, изменчива. Человек как центр системы интересов изменяется под влиянием развития общества и в силу динамики своих внутренних противоречий.
Разрешение существующих противоречий порождает достаточно действенные импульсы движения системы экономических интересов: порождает новые виды интересов, меняет их уровень, придает глубину экономическим связям, стимулирует множественность и разнонаправлен-ность влияния на сами интересы и на возможности их удовлетворения [4].
Система экономических интересов и все ее составляющие лежат в основе формирования хозяйственного механизма любого общества, выполняя множество функций, среди которых воспроизводство системы экономических взаимоотношений в обществе; воспроизводство отношений собственности на средства производства; воспроизводство жизнедеятельности каждого субъекта на расширенной основе; обеспечение в результате противоречивого взаимодействия экономических интересов хозяйствующих субъектов развития экономики как саморегулирующейся системы. Одной из главных функций экономических интересов в хозяйственном механизме является его роль в мотивации и стимулировании трудовой активности экономических субъектов (производственной группы) и достижении ими наилучших количественных и качественных результатов в труде.
Экономический интерес представляет собой важнейший элемент мотивационного механизма экономического поведения человека (рис. 1) [5].
Потребность ► Экономический Ценностные ► Мотив ► Действие
субъекта интерес установки
і к
Социально- Стимулы
экономический
статус субъекта
Рис. 1. Мотивационный механизм экономического поведения хозяйствующего субъекта
Потребность, представляя собой исходный дает интерес, характер которого в решающей сте-
элемент в воспроизводственном процессе, порож- пени определяется местоположением субъекта в
системе социально-экономических отношений (т. е. социально-экономическим статусом). В дальнейшем в рамках механизма мотивации экономического поведения происходит осознание хозяйствующим субъектом (членами производственной группы) своих экономических интересов, осуществляющееся в ходе непрерывно происходящего сопоставления им своего жизненного положения со статусом других субъектов. Оно включает в себя постижение субъектом самого факта существования интереса, установления того, в чем он состоит, понимание его значимости для своего существования и развития. При этом осознание интересов не сводится только к познанию их содержания. Интерес в процессе реализации должен быть не только познан, но и оценен. Оценка - необходимый момент в переходе от постижения интереса к деятельности в соответствии с ним.
Основанием оценки является ценность - понятие, представляющее любое явление с точки зрения его позитивной или негативной значимости для субъекта. Детерминирующая роль системы ценностей по отношению к деятельности того или иного субъекта проявляется следующим образом: на основе познанных ценностей у конкретного субъекта производственной группы формируются ценностные установки, являющиеся своеобразной предваряющей программой деятельности. Познанные интересы, проходя через ряд ценностных установок, участвуют в формировании у него в мозге идеальных специфических образований - мотивов, т. е. внутренних, субъективных побудительных факторов, срабатывающих непосредственно перед действием и определяющих то, ради чего это действие совершается. Формирование мотивов у субъекта как бы завершает подготовительную стадию экономического поведения. Далее начинается фаза совершения того или иного экономического действия.
Для восприятия человека как экономического субъекта важно уяснение существования различий в способностях, потребностях, интересах и трудовой мотивации членов производственной группы.
В настоящее время в рамках доминирующей западной неоклассической модели принято выделять три основные группы носителей интересов: собственники капитала, управленцы (менеджеры) и наемные работники. Согласно данной модели, наиболее широким спектром интересов обладают собственники предприятий. Они заинтересованы в умножении собственности, капитала, в получении от нее устойчивого и гарантированного на перспективу дохода, а, следовательно, они также
заинтересованы принимать окончательные стратегические управленческие решения.
Интересы же управленца (менеджера) в рамках данной неоклассической модели в наибольшей степени связываются с эффективностью использования капитала в каждый момент времени, т. е. стремлением к максимизации получаемого на капитал дохода, часть которого присваивается им в виде вознаграждения за услуги.
Интересы наемных работников данной моделью сводятся лишь к стремлению получить максимально возможные текущие доходы.
Как известно, построение любой модели всегда и неизбежно связано с некоторым упрощением моделируемого объекта, поэтому вышеприведенная неоклассическая модель лишь отчасти соответствует действительности. Например, данная иерархичность будет усиливаться в виду особенностей организационно-правовой формы того или иного предприятия, в рамках которого происходит процесс реализации экономического интереса (интерес участвовать в управлении предприятия у работника кооператива проявляется сильнее, чем у рабочего какого-либо товарищества).
Система экономических интересов в любом обществе не ограничивается лишь тремя названными субъектами: собственником, управляющим и наемным работником. Каждое общество неод-нородноно по своей социальной структуре, в связи с чем выделяют и другие социальные группы, каждой из которых свойственны свои экономические субъекты, своя система мотивов и методов реализации экономических интересов. Целостность системы экономических интересов общества разрушается по мере увеличения субъектов и образуемых ими социальных групп, чьи интересы и потребности реализуются вне связи с общественным производством и его эффективностью.
Таким образом, закономерность развития системы экономических интересов можно сформулировать следующим образом: система экономических интересов развивается в соответствии с изменениями, происходящими в системе потребностей, и трансформацией отношений собственности в направлении их большей социализиро-ванности и согласованности на основе разрешения имманентных ей, постоянно воспроизводящихся противоречий.
Литература
1. Думная Н. Н. Системы и системность в экономической теории // Вестник Финансовой академии. 2000. № 4. С. 25-30.
2. Канапухин П. А. Система экономических интересов и закономерность ее развития // Проблемы современной экономики. № 3(27).
3. Крысина И. Е. Эволюция хозяйственного регулирования экономики России. Саратов, 1996. С. 11.
4. Ламперт X. Социалистическая рыночная экономика. М., 1993. С. 6.
5. Рисковость системы экономических интересов. URL: http://www.lerc.ru
6. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. СПб., 2000. С. 117-118.
7. Суслов И. П. Методология экономического исследования. М., 1974. С. 86.
* * *
SYSTEM OF ECONOMIC INTERESTS OF INDUSTRIAL GROUP
Ye. N. Meshcheryakova
In article the system of interests of industrial group is analysed, the essence of the concept «system» is specified, the basic groups of carriers of interests are considered; law of development of system of economic interests is revealed.
Key words: system, economic interests, industrial group.