Научная статья на тему 'Необходимость государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов'

Необходимость государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СИСТЕМА ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ECONOMIC INTERESTS / SYSTEM OF INTERESTS / STATE / STATE FUNCTIONS / PUBLIC NEEDS / SATISFACTION OF NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иода Ю. В.

В свете решения проблемы построения российской модели государственного регулирования экономических процессов в статье рассмотрены вопросы, отражающие необходимость государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов. В качестве основной тенденции развития государственного взаимодействия с рыночной экономикой, характерной для современного этапа, автор выделяет сокращение экстенсивных форм прямого регулирования, интенсификацию базисных функций по предоставлению общественных благ, качественное совершенствование механизма регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF STATE INFLUENCE ON CONCORDANCE PROCESSES IN SYSTEM OF ECONOMIC INTERESTS

In the light of solution the problem of forming the Russian model of state regulation of economic processes the paper reports the issues about necessity of state influence on concordance processes in the system of economic interests. The author marks the reduction of extensive forms of direct regulation, intensification of basis functions in public goods assignment, qualitative improvement of the regulation mechanism as the main tendency of state coordination development with market economy specified for modern stage.

Текст научной работы на тему «Необходимость государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов»

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕССЫ СОГЛАСОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Ю. В. ИОДА

В свете решения проблемы построения российской модели государственного регулирования экономических процессов в статье рассмотрены вопросы, отражающие необходимость государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов. В качестве основной тенденции развития государственного взаимодействия с рыночной экономикой, характерной для современного этапа, автор выделяет сокращение экстенсивных форм прямого регулирования, интенсификацию базисных функций по предоставлению общественных благ, качественное совершенствование механизма регулирования.

Ключевые слова: экономические интересы, система интересов, государство, функции государства, общественные потребности, удовлетворение потребностей.

Устойчивое развитие экономики тесно связано с экономическими интересами. Во-первых, в устойчивом развитии заинтересованы все экономические субъекты. Во-вторых, согласованность интересов всех субъектов экономики обеспечивает саморегулирование процесса воспроизводства, что придает устойчивость развитию общественной системы и делает его независимым от простой случайности. В-третьих, интересы являются мощным стимулом к производству, побуждающей силой к обмену и удовлетворению различных потребностей и поэтому представляют важнейший элемент механизма функционирования и развития экономики. Через интересы проявляется действие экономических законов.

Поэтому исследование устойчивого развития экономики предполагает анализ экономических интересов.

С содержательной стороны интересы и экономические отношения соотносятся как часть и целое. Экономические интересы являются содержательной стороной каждого экономического отношения, которое существует до тех пор, пока в нем заинтересованы субъекты экономики. Без рассмотрения экономических интересов экономические отношения остаются весьма абстрактными. В обществе, нацеленном на устойчивое развитие, функционирование и развитие экономических отношений осуществляется в рамках очерченных экономическими законами (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь экономических интересов субъектов хозяйствования и экономических отношений

Интересы способствуют образованию экономических отношений, в которых каждый экономический субъект представляет одну из своих сторон.

Экономические интересы любой страны имеют сложную структуру, представляющую собой систему, т. е. органическую целостность. Система интересов учеными определяется как «объединение разрозненных экономических интересов в обществе в единое целое» [4]. Элементы системы можно классифицировать на основе различных критериев, что определяется многообразием интересов (табл. 1).

Таблица 1

Классификация экономических интересов

В зависимости от статуса субъекта экономических отношений, Л. И. Абалкин, например, пишет о «трехступенчатой структуре» интересов, которая включает «личные, коллективные (групповые) и общественные интересы» [2]. Этой концепции придерживаются Д. Ю. Вишневский,

A. Г. Здравомыслов [6], В. М. Юрьев [14].

Некоторыми экономистами выделяются лишь две подсистемы: общие и частные экономические интересы. «В любой социально-экономической системе можно выделить два основных типа экономических интересов, неизбежно составляющих систему: частный - для рыночной экономики и личный - для советской модели, общий - для рыночной экономики и общенародный (государственный) - для советской модели хозяйствования» [2].

В рамках расширительной трактовки классификации системы интересов по субъектному критерию вводятся понятия «экономический интерес личности», «экономический интерес коллектива», обосновывается их отличие от личных и коллективных интересов. Так, В. М. Юрьев анализирует понятие «интерес социального субъекта (коллектива)», под которым он понимает «сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных групп экономических интересов» [14]. Интерес социального субъекта включает, кроме коллективных интересов, личные интересы членов коллектива и общественные интересы. Аналогичная идея высказывается по поводу разграничения личного экономического интереса и экономического интереса человека. Первый, по мнению

B. В. Басова, является составляющей частью интереса индивида. Он утверждает, что интерес индивида триедин, он включает личный интерес, интерес коллектива, членом которого он является, и интерес общества [3].

Общественные интересы в чистом виде не присутствуют на поверхности общественной жизни. Они разворачиваются от своей сущности «в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд» [11] до их проявления в виде конкретных действий и кристаллизуются в социальных институтах. Важнейшей формой их проявления выступает политика государства. Государство как верховный законодатель юридически обеспечивает возможность функционирования и реализацию интересов всех субъектов экономики, гарантирует определенную защищенность национального хозяйства в целом.

Возникновение и развитие государственности связано с необходимостью реализации общественных интересов и обеспечения согласования интересов сограждан. Каждое последующее по-

Основание классификации Виды экономических интересов

По субъектному критерию (по носителям интересов) Экономические интересы индивида, семьи, предприятия, государства, общества, человечества

По месту в производственном процессе Экономические интересы работодателя, наемного работника, свободного работника и др.

По роли индивида в общественном воспроизводстве Экономические интересы производителя, покупателя, собственника, налогоплательщика и др.

По фазам воспроизводства Экономические интересы, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления

По отраслевому признаку Интересы работников промышленного производства, сельского хозяйства, сферы услуг и др.

По формам собственности Частные, общие

По степени общности Личные, коллективные, общественные

По влиянию на социально-экономические процессы Позитивные и негативные

По формам связей между субъектами интересов Главные и второстепенные, необходимые и случайные, поверхностные и коренные, непосредственные и производные и др.

По степени осознания интереса Осознанные и неосознанные

По территориальному признаку Местные, региональные, государственные, глобальные

По временному критерию Долгосрочные и краткосрочные; перспективные и текущие, отдаленные и ближайшие

По критерию образования Простые и смешанные

По критерию соответствия действующему законодательству Законные и незаконные

По возможности реализации Реализованные и нереализованные

По сложившимся в экономике условиям Конъюнктурные и стратегические

коление наследует ранее сложившиеся производственные отношения и находится во власти экономических законов.

Развивающиеся в обществе определенные массовые процессы не могут быть охвачены индивидуальным сознанием отдельного человека. Поэтому общественные интересы обладают специфическими качественными характеристиками, связанными со свойствами целостности и структурности общества, преемственности и прерывности, цикличности в развитии общественных отношений.

Важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития экономики является согласование интересов в системе. Общественные интересы могут быть реализованы только через экономическое поведение отдельного индивида, поэтому должны быть органично вплетены в позитивные личные интересы экономических субъектов. В то же время реализация личного интереса должна служить во благо как отдельной личности, так и коллективу и обществу в целом. Согласование интересов свидетельствует о слаженности действий экономических субъектов в процессе воспроизводства, что обеспечивает саморегулирование процесса воспроизводства и делает его независимым от простой случайности.

Таким образом, противоречие интересов выступает в полном соответствии с законами диалектики как источник движения. Полного соответствия интересов быть не может. «... На практике нам еще не удавалось найти окончательное решение, причем мы оставляем открытым вопрос, удастся ли вообще когда-нибудь достичь полного согласования интересов», - отмечал Л. Эрхард [13]. При определенных условиях баланс интересов нарушается, и противоречия интересов перерастают в конфликт. Сглаживание конфликта требует поиска оптимальных форм сосуществования противоречивых интересов и вызывает необходимость использования разнообразных связей между интересами. От форм связей зависит устойчивость экономических структур.

Одним из важнейших элементов механизма согласования интересов в обществе является государство, государственное регулирование экономики и в настоящее время происходит качественное изменение его роли в национальной экономике.

Возникновение государства как общественного института, как властной политической структуры, связано, прежде всего, с отправлением общих функций, реализацией совместных интересов, с необходимостью регулирования политических, экономических, социальных отношений

внутри данной общности и обеспечением ее интересов во внешних связях. С появлением государства законодательно закрепляются нормы взаимоотношений граждан, которые становятся обязательными для исполнения и поддерживаются силовыми структурами государства.

Особую степень воздействия приобретают региональные органы, влияющие на развитие, как отдельных районов, так и экономической системы страны в целом. Важнейшими региональными интересами являются стабилизация социально-экономического положения и усиление конкурентоспособности хозяйств регионов, рациональное использование имеющихся ресурсов, создание полюсов роста, формирование собственной дееспособности экономической базы и т. д. В свою очередь региональные интересы реализуются через взаимодействие с интересами других субъектов хозяйствования: через взаимодействие с интересами фирм в области эффективного использования ресурсов; в повышении конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей; повышении интеллектуального и профессионального уровня экономически активного населения; росте производительности труда в отраслях региона; через взаимодействие с общественным интересом в области бюджетно-налоговых взаимоотношений, государственной региональной политики, в формировании законодательной базы, социальной политики и т. д.

Классификация элементов системы государственных интересов, имеющих сложную структуру, на основе различных признаков позволяет детализировать представление об отдельных интересах и их взаимосвязях.

Конкретизация и реализация коллективных и общественных интересов связаны с эффектом представительства, с образованием вторичных субъектов, которые становятся «проводниками» ассоциированных групп интересов. Государство призвано реализовать интересы общества, эту роль от его имени выполняют министерства, ведомства, различные государственные службы, представленные конкретными людьми. Рядовые граждане делегируют часть своих интересов государственным служащим, которые, оставаясь носителями своих личных интересов и интересов коллективов конкретного государственного органа, становятся выразителями общественных интересов.

Эта ситуация усиливает присущую системе экономических интересов противоречивость, составляющую внутренний источник ее функционирования и развития и основу диалектики взаимосвязи ее элементов.

Можно выделить следующие уровни противоречий интересов, причины и формы проявления, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Причины, формы и степень проявления противоречий экономических интересов [10]

Научный и практический интерес к анализу экономических функций государства для нашей страны связан с поиском оптимальной роли государства, как в трансформационных процессах, так и в становлении новой модели устойчивого развития.

Государству, как особой подсистеме общества, всегда присуща некая двойственность. Для поддержания целостности общественной системы государство должно отражать интересы всех слоев общества, всех его членов, причем не только ныне живущих на его территории, но и их потомков.

«Особенность государства, в отличие от других социальных организаций, состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан, и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества» [12]. В то же время государство является подсистемой общества. Основываясь на различных подходах к рассмотрению функций государства в экономике, можно выделить основную группу функций по согласованию экономических интересов - функции государства как проводника интересов всех экономических субъектов.

Государство, как представитель всех экономических субъектов, формирует правовые рамки функционирования экономики. С помощью законодательства устанавливаются «правила игры» или юридические принципы взаимодействия интересов всех экономических субъектов в обществе. В числе этих правил следует выделить законодательные и нормативные акты, определяющие статус частной собственности, формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий и их взаимоотношения между собой и государством. Правовые формы распространяются на проблемы качества продукции, вопросы по согласованию интересов трудового коллектива с администрацией, соблюдение техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях. Государство создает нормы реализации экономических интересов не только в качестве регламентов, но и в качестве образцов, эталонов, примеров для подражания.

Однако правила и нормы поведения и реализации своих интересов в экономической системе предусматривают так же систему наказаний: «Для обеспечения такого общественного блага как за-конопослушание, должно быть произведено такое общественное «антиблаго», как наказание» [5]. Издержки наказания включают два элемента - издержки обнаружения нарушителей и издержки

Степени проявления противоречий

Противоречия между личными и коллективными интересами_

Противоречия между коллективными и общественными интересами

Противоречия между личными и общественными интересами_

Причины и формы проявления противоречий интересов

- противоречия между интересами собственников средств производства и интересами собственников рабочей силы по поводу распределения полученного дохода (забастовки, манифестации);

- противоречия по поводу условий труда, возможностей карьерного роста (увольнения, текучесть кадров);

- противоречия между интересами производителей и потребителей (дефицит одних товаров, перепроизводство других, цены потребительских товаров, качество и т. д.)

- по поводу ресурсов производства, заработной платы противоречия распределения (диспропорция в структуре дифференциация по отраслям);

- противоречия по поводу институциональных условий реализации интересов коллективов предприятий (теневой бизнес, утечка финансового и интеллектуального капитала);

- противоречия по поводу рационального использования природных ресурсов (загрязнение окружающей среды);

- противоречия по поводу роста прибыли за счет антиобщественных действий (производство вредных товаров, некачественной и бракованной продукции и т. д.);

- противоречия по поводу недостаточного уровня развития производства (низкая конкурентоспособность продукции, отсутствие соответствующих вложений в человеческий капитал, слабое развитие социальной инфраструктуры) и т. д.

- противоречия по поводу распределения ВВП (резкая дифференциация доходов населения); противоречия по поводу институциональных условий реализации личных интересов (незаконная деятельность экономических субъектов, безработица);

- противоречия по поводу цен и качества общественных благ (низкий уровень жизни населения);

- противоречия по поводу распределения средств, направленных на развитие человеческого капитала;

- противоречия по поводу реализуемой экономической политики на всех уровнях экономической системы (принятие антиобщественных решений)

наказания нарушителей. Именно последнее есть «антиблаго».

Несмотря на то, что наказание не возмещает полностью ущерба, оно все же должно применяться, поскольку предотвращает возможность нарушений, которые могут быть совершены в будущем, если не будет наказаний. Поэтому создание эффективного политического режима требует действенной правоохранительной системы, эффективной благодаря не столько тяжести наказаний, сколько их неотвратимости. Эта идея особенно актуальна для современной России.

Государство, формируя правовые рамки деятельности экономических агентов, задает определенную направленность экономическим процессам, направляя их на реализацию общественных интересов.

Таким образом, государство призвано обеспечить необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности всем экономическим субъектам. Законы и механизмы, обеспечивающие их реализацию, способствуют достижению компромисса между многочисленными, всегда экономически противоречивыми, интересами субъектов рыночной экономики.

Если государству удается найти согласованное решение в системе экономических интересов хозяйствующих в обществе субъектов, то решение проблемы государственного регулирования может быть призвано в основном эффективным.

Государство, как представитель всех экономических субъектов, создает законодательное обеспечение экономической деятельности (принимает законы, устанавливает процедуры, нормы, разрешающие и запрещающие определенные экономические отношения) и осуществляет контроль над их исполнением. Оно создает и поддерживает политические, экономические и социальные институты, практически осуществляющие решения государства, т. е. формирует институциональную среду реализации экономических интересов. Именно государство защищает высшие интересы общества.

Функции государства по регулированию экономической системы и рыночной формы реализации интересов экономических субъектов отражают господствующее положение экономики в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между субъектами хозяйствования в современном мире, а также главный механизм рынка - конкуренцию. Поддерживая конкуренцию, государство органи-

зует выполнение экономикой своей основной задачи - производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения. Защита принципов свободной конкуренции, борьба с монополизмом, могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство .

Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты рынка. Многие виды экономической деятельности имеют экстерналии - издержки (или выгоды), связанные с экономическими сделками, которые несут (или получают) лица, непосредственно не участвовавшие в сделках. Важная функция государства состоит в управлении такими внешними издержками и выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических агентов, так и обеспечения общественных интересов.

Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участия в этом процессе государства. Так, А. Пигу предлагает налоговый путь разрешения данного вопроса, что предполагает активную роль государства. Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных соглашений собственников, так как «прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое представление проблемы на волю рынка или фирмы» [8].

В настоящее время на первый план выходят действия государства, направленные на улучшение качественных особенностей экономического развития. Модификация функций государства в реальной жизни предполагает передачу функций государственного регулирования не рынку, а институтам гражданского общества.

В современных экономико-политических условиях самыми сильными общественными институтами, формирующими групповые экономические интересы, выступают политические партии. Они стараются подавать СВОЮ деятельность как движимую общественными интересами. Поэтому эффективная реализация экономических интересов не должна предполагать монополию одной партии, а формировать определенную систему сдерживающих сил и противовесов, гарантированное признание нрав меньшинства, гласный демократический контроль над деятельностью всех ветвей власти. Кроме того, надежное представительство общественных интересов требует активного участия всех институтов гражданского общества [1]. Сформировавшиеся и

полностью оформленные институты гражданского общества способствуют социально-экономическому развитию общества в желаемом направлении. Опыт трансформаций административно-плановых систем в рыночные, подтвердил правильность данного тезиса и беспочвенность упований на автоматическое решение всех проблем самим рынком [7].

Становление современной модели экономики России характеризуется неустойчивостью развития. Реформирование основ российской экономики привело к изменению структуры системы экономических интересов, а современная политика модернизации расшатали и без того неустойчивые вновь образованные системы социально-экономических связей в обществе. Минимальное участие государства в экономику, определенное выбранной концепцией реформирования в начале 90-х, сменилось активным вмешательством в личные, общественные и коллективные интересы, не всегда оправданным и основанным на рыночных законах. При этом ослабла роль государства в решении первостепенных экономических вопросов, связанных с устойчивым развитием производства, благоприятным инвестиционным климатом, финансовым благополучием, социальным равновесием жизни общества.

Общественные интересы лишились своего «носителя» и «выразителя» и многие нововведения осуществлялись не во благо, а вопреки интересам общества [9]. Одновременно с ослаблением значимости государственного (общественного) интереса все больший вес в системе стал приобретать личный интерес. Это нарушило систему равновесия экономических интересов: личный интерес получил приоритет. Но необходимо согласование личных и общественных интересов. Со стороны государства должны быть созданы все необходимые условия для реализации личных интересов экономических субъектов, которые бы способствовали реализации общественных интересов.

Изменение состояния, содержания и соотношения различных элементов системы экономических интересов говорит о том, что процесс формирования оптимальной системы экономических интересов не закончен. Совершается процесс эволюции системы экономических интересов. О том свидетельствует постоянное изменение состояния, содержания и соотношения различных ее элементов.

Реформирование основ российской экономики привело к изменению структуры системы экономических интересов. Минимальное вмешатель-

ство государства в экономику, определенное выбранной концепцией реформирования, ослабило роль и значение общественных интересов, носителем и выразителем которых является государство. С утратой значимости общественного интереса все больший вес стал приобретать личный интерес.

Это усилило противоречия в системе интересов. На наш взгляд, чрезмерное усиление личного интереса отдельных групп граждан страны означает ослабление роли государства в решении общественных проблем, в реализации общих для всех интересов, что ведет к неустойчивости экономики в целом. Как показывает мировая практика, экономическая система, основные макроэкономические показатели которой значительно расходятся с их пороговыми значениями, не может развиваться устойчиво.

Современная ситуация свидетельствует о необходимости государственного воздействия на процессы согласования в системе экономических интересов. Поиск российской модели государственного регулирования экономических процессов не завершен. В качестве основной тенденции развития государственного взаимодействия с рыночной экономикой на современном этапе можно выделить сокращение экстенсивных форм прямого регулирования, интенсификацию базисных функций по предоставлению общественных благ, качественное совершенствование механизма регулирования.

Литература

1. Абалкин Л. И. Избранные труды: в 4 т. Т. IV / сост. О. М. Грибанова. М., 2000.

2. Абалкин Л. И. Экономические интересы при социализме // Вопросы экономики. 1969. № 7.

3. Басов В. В. Экономические интересы и их реализация в условиях становления рыночной экономики: дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 1994.

4. Вишневский Д. Ю. Эволюция системы экономических интересов: понятие, механизм осуществления. Саратов, 2001.

5. Джеймс М. Бьюкенен. Сочинения: пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1 / гл. ред. кол.: Р. М. Нуреев и др. М., 1997.

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

7. Институционально-структурные преобразования экономической системы России / под ред. Н. С. Чер-нецовой, В. А. Скворцовой, Г. Б. Новосельцевой. Пенза, 2004.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лукьянова А. А. Согласование экономических интересов в системе государственного регулирования

социально-экономических процессов: дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2006.

10. Лукьянова А. А. Значение экономических интересов в процессе становления рыночных отношений в России // Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: межвуз. сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, 2004 г.). Пенза, 2004.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

12. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). Отд. экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М., 1999.

13. Эрхард Л. Благосостояние для всех: пер. с нем / авт. предисл. Б. Б. Багаряцкий, В. Г. Гребенников. М., 1991.

14. Юрьев В. М. Экономические интересы и их реализация в транзитарной экономике: дис. ... д-ра экон. наук. М., 1997.

* * *

NECESSITY OF STATE INFLUENCE ON CONCORDANCE PROCESSES IN SYSTEM OF ECONOMIC INTERESTS

Yu. V. Ioda

In the light of solution the problem of forming the Russian model of state regulation of economic processes the paper reports the issues about necessity of state influence on concordance processes in the system of economic interests. The author marks the reduction of extensive forms of direct regulation, intensification of basis functions in public goods assignment, qualitative improvement of the regulation mechanism as the main tendency of state coordination development with market economy specified for modern stage.

Key words: economic interests, system of interests, state, state functions, public needs, satisfaction of needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.