Научная статья на тему 'Формирование механизмов согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности'

Формирование механизмов согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОТИВОРЕЧИЕ ИНТЕРЕСОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев К. Н.

в статье проанализированы механизмы согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, рассмотрена сущность противоречий экономических интересов. Также проведен анализ действующих в современной экономике регулирующих механизмов, посредством которых воздействуют на экономические процессы, способствуя их развитию в своих интересах. Предложены принципы формирования и совершенствования механизмов разрешения противоречий экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности»

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ

КОМПЛЕКСОВ

К.Н. Абдуллаев

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE FORMATION MECHANISMS OF COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS OF ECONOMY'S SUBJECTS

Аннотация: в статье проанализированы механизмы согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, рассмотрена сущность противоречий экономических интересов. Также проведен анализ действующих в современной экономике регулирующих механизмов, посредством которых воздействуют на экономические процессы, способствуя их развитию в своих интересах. Предложены принципы формирования и совершенствования механизмов разрешения противоречий экономических интересов.

Ключевые слова: экономический интерес, экономические процессы, противоречие интересов, конкурентоспособность, рыночные отношения, субъект хозяйственной деятельности.

Abstract: the article analyzes the mechanisms of coordination economic interests of subjects of economic activity. The analysis of economic interests and essence of conflict of such interests is done. Also done the analysis of modern economy regulatory mechanisms which subjects of economic activity use to influence on the economic processes in their own interests. The principles of formation and improvement of mechanisms to resolve conflicts of economic interests.

Keywords: economic interest, economic processes, conflict of interests, competitiveness, market relations, subject of economic activity.

В современной экономике действует ряд регулирующих механизмов, посредством которых оказывается воздействие на экономические процессы общества, способствующие их развитию в своих интересах. Однако трансформация экономической системы и постепенное расширение рыночных методов хозяйствования заставляют по-новому взглянуть на уже известные механизмы. В этой связи поиск путей формирования современных механизмов согласования экономических интересов, лишенных недостатков уже существующих, является весьма актуальным.

Существующие механизмы перераспределения собственности, такие как фондовый рынок, неэффективны. Поэтому в России получили распространение «дикие» методы передела собственности и силовой реализации ее прав. По нашему мнению, в основе механизма преобразования отношений собственности должны лежать следующие принципы: принцип прозрачности; принцип всеобщности; принцип доступности; принцип экономии.

Мы предлагаем модель механизма создания эффективной структуры акционерной собственности, как способа разрешения противоречий экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. В его основе лежат вышеизложен-

© К.Н. Абдуллаев, 2012

ные принципы. По своему содержанию этот механизм состоит из взаимосвязанных элементов, которые функционируют посредством ряда инструментов.

В качестве элементов выступают: субъекты хозяйственной деятельности (физические и юридические лица, государство, банки, Фонд акционерной собственности Российской Федерации); объекты регулирования (обращение ценных бумаг, кредитование, налогообложение, структура собственности). Инструментами, обеспечивающими взаимодействие между субъектами, являются: акции и их цены, векселя, ставки налога на них, кредит, лицевые и расчетные счета, платежные поручения и поручения на перевод акций, единый государственный реестр акционерной собственности. Кроме того, в механизм входят способы и методы регулирования.

При совершении сделок с акциями стороны предоставляют работнику банка договор купли-продажи ценных бумаг, который проходит юридическую экспертизу. На основе учредительных документов устанавливается правоспособность сторон, проверяется указанная в договоре оплата ценных бумаг [2, с.117]. Вместе с договором предоставляется аналог платежного поручения, где указывается количество продаваемых акций, лицевой счет продавца, с которого производится списание, и счет покупателя, на который производится зачисление. По окончании операционного дня банки по каналам расчетно-кассовых центров передают информацию о совершенных сделках в Единый реестр акционерной собственности Российской Федерации.

В результате сделки с акциями получают полную прозрачность. Дополнительной инфраструктуры, кроме Единого государственного реестра акционерной собственности РФ (ЕГРАС), создавать не требуется. Специальная подготовка кадров также не нужна, т. к. в любом банке есть юридическая служба с квалифицированными специалистами. Операционистам также не составит труда проводить наряду с платежными поручениями поручения на перечисление акций. Поэтому у нас нет сомнений, что многие банки захотят приобрести лицензию на оказание такого рода услуг для повышения своей конкурентоспособности, особенно если за такие услуги с клиентов будет взиматься соответствующее вознаграждение. Таким образом, предлагаемый нами механизм создания эффективной структуры акционерной собственности будет способствовать формированию эффективной структуры собственности, и разрешению противоречий, которые мы обозначили.

Одним из важнейших механизмов согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, требующих совершенствования, является налогово-бюджетный механизм. Он представляет собой административную систему, служащую для перераспределения национального дохода и ВВП. В его состав входят следующие элементы: субъекты хозяйственной деятельности (фирмы, государство, банки), объекты регулирования (доходы-расходы). Инструментами, посредством которых осуществляется регулирование, являются ставки налога, банковские гарантии, льготы, связанные с отсрочкой уплаты НДС. Кроме того, в механизм входят способы и методы регулирования.

Роль бюджета в разрешении противоречий экономических интересов, возникающих между общими и любыми другими группами интересов, трудно переоценить. Через бюджет осуществляется регулирование и стимулирование отдельных экономических процессов, финансирование социальных программ, наращивание научно-технического потенциала и обороноспособности страны.

Мы выделяем следующие противоречия экономических интересов, существующих в системе налогообложения:

1. Противоречие между интересами предприятий и интересами государства, обусловленное нежеланием первых платить налоги в полном объеме.

2. Противоречие между интересами общества и интересами предприятий, обусловленное снижением выпуска отечественной продукции с вынужденным импортозамещением.

Вестник университета № 8, 2012 г.

3. Противоречие между интересами предприятий и интересами государства, связанное с подавлением инвестиционной активности первых.

4. Противоречие между интересами банка и интересами предприятий, обусловленное затруднениями в получении инвестиционных кредитов на проекты, относящиеся к реальной сфере экономики, которые характеризуются, как правило, низкой рентабельностью и долгим сроком окупаемости.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные аспекты, мы можем утверждать, что действующий налогово-бюджетный механизм не в состоянии разрешить указанные нами противоречия экономических интересов. Поэтому мы считаем, что данный механизм нуждается в совершенствовании. По нашему мнению, совершенствование налогово-бюджетного механизма должно основываться на следующих принципах: - принцип льготности; - принцип адресности; - принцип эффективности; - принцип возвратности; - принцип диверсификации рисков.

Еще одним механизмом, который нуждается в совершенствовании, является денежно-кредитный механизм согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. По своему содержанию этот механизм состоит из взаимосвязанных элементов, функционирующих посредством ряда инструментов. Элементами механизма являются: субъекты хозяйственной деятельности, объекты регулирования. Инструментами, обеспечивающими взаимодействие между хозяйствующими субъектами, являются: лизинг, кредит, залог имущества. В механизм также входят способы и методы регулирования.

Итак, нами предложены принципы формирования и совершенствования механизмов разрешения противоречий экономических интересов. На их основе построена модель механизма создания эффективной структуры акционерной собственности как способа разрешения противоречий экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. В качестве усовершенствования налогово-бюджетного механизма разработан порядок предоставления налоговых льгот по НДС производственным предприятиям. Также предложена схема совершенствования регионального денежно-кредитного механизма. Внедрение предложенных инноваций в экономику России поможет разрешить противоречия экономических интересов, причины возникновения которых связаны с неэффективностью использования труда и капитала.

Современная хозяйственная деятельность экономических субъектов ведется по определенным правилам, в определенных формах, объединяемых понятием «институт». В общем плане институты действуют, прежде всего, как нормы, традиции, направляя, поощряя, а в чем-то ограничивая хозяйственную деятельность людей. Таким образом, институциональная среда способна оказывать существенное влияние на деятельность экономических субъектов, их мотивацию, а, следовательно, может способствовать разрешению противоречий экономических интересов. Чтобы понять, как с помощью институциональной среды можно разрешать противоречия экономических интересов, необходимо проанализировать, что она из себя представляет. По сути дела это - сложное переплетение различных «правил игры», которыми руководствуются хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности.

1. Внедрение рыночных неформальных институтов - организаций саморегулирования и со-регулирования.

Современные экономисты понимают саморегулирование как регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства [1, с. 129]. Если рассматривать саморегулирование в координатах «свободный рынок» - «государственное регулирование», то в отличие от свободного рынка саморегулирование предполагает установление определенных формализованных «правил игры» для участников определенного сегмента рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в известной степени ограничивают свободу экономических агентов.

Формируется трехсторонняя структура управления сделками, однако третьей стороной выступает не государство в лице судебно-арбитражной системы или отраслевых регулирующих агентств, а специальные организации, созданные и контролируемые самими участниками рынка.

2. Создание административных неформальных институтов - кодексов поведения.

К числу наиболее значимых неформальных правил можно отнести Кодекс корпоративного поведения, попытку разработки которого уже предпринимали члены Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Итак, нами уточнена и дополнена содержательная структура экономических институтов, которая включает субъектов (наемные работники, менеджеры, собственники, предприятия, банки, государство), объект (нормирование экономических отношений), способы установления (формальные/неформальные), методы воздействия (административные /рыночные) и инструменты (законы, соглашения). Противоречие между экономическими интересами предприятия и потенциального инвестора, также связанное с асимметрией информации, предложено разрешать посредством совершенствования Кодекса корпоративного поведения, а противоречие между интересами наемных работников и собственников капитала, обусловленное асимметрией властных полномочий -внедрением института акционерного кредита.

Литература

1. Крючкова П. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики, 2001. № 6, с. 129.

2. Тарасов А.В. Экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности: противоречия и способы их разрешения: Дисс. ...канд. экон. наук: 08.00.01. Воронеж. 2006.

С.И. Абрамов

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

NEW PROBLEMS FOR BUILDERS AFTER THE ACCESSION OF RUSSIA TO THE WTO

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы и некоторые направления по развитию работы строительных организаций России, связанных с решением требований по исполнению обязательств России после вступления ее во Всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: строительные организации; требования ВТО; проблемы вступления в ВТО.

Abstract: in article problems and some directions on development of work of the construction organizations of Russia connected with the solution of requirements for performance of obligations of Russia after its accession to the World Trade Organization are considered.

Keywords: construction organizations; WTO requirements; accession to WTO problems.

© С.И. Абрамов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.